Кибер-кафе: как сделать библиотеку привлекательной для подростков

812
Можно ли совместить возможности библиотеки и информационные, культурные и досуговые потребности юных жителей моногородов? Рассмотрим пример создания компьютерного центра для образования и игры для подростков на базе детского отдела библиотеки.

Город Кондопога центр одного из муниципальных районов Республики Карелия расположен в 46 км от Петрозаводска. Это малый город (население — 31, 7 тыс. чел.) и, как это часто бывает, моногород. Градообразующее предприятие, Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, в данный момент испытывает серьезные финансовые затруднения.

В такой ситуации найти учреждение или клуб, где подростки, если не с пользой, то хотя бы с удовольствием, могли бы проводить свой досуг весьма проблематично.

Коллектив библиотеки еще несколько лет назад поставил перед собой цель — изменить облик и функционал библиотеки так, чтобы она стала привлекательной и необходимой людям, а особенно — подросткам. База для этого есть в любой библиотеке — это библиотечные и информационные ресурсы, грамотный персонал и высокая доля посетителей библиотеки среди жителей города (в нашем случае — 30-50%).

Движение к намеченной цели было начато с изучения опыта, в т. ч. зарубежного, его привязке к местной конъюнктуре.

Проект «Кибер-кафе для тинейджеров» был сформулирован в 2014 г. Он предполагал превращение библиотеки в площадку, на которой дети и подростки смогут пользоваться новейшими техническими средствами, получать помощь в учебе и в самообразовании, осваивать новые формы досуга (преимущественно интеллектуального), свободно общаться со сверстниками как в реальном, так и в виртуальном пространстве.

Главной идеей проекта было то, что дети, живущие в провинции, в семьях с низким уровнем дохода, не должны быть обделены техническими достижениями и оказываться за бортом прогресса.

В 2014 г. авторы проекта оформили заявку и подали ее на участие в первом Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Проект стал победителем в номинации «Культпоход».

Грант, полученный от Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, помог преобразовать детскую библиотеку. Рассмотрим, как это было сделано и какие результаты были получены.

Описание проекта

К сожалению, в силу ряда причин уровень культуры подростков, особенно в провинции, оставляет желать лучшего. Но именно в подростковый период важно, чтобы молодой человек сформировал здоровые представления о жизни, успехе, ценностях, а для этого в его окружении должно быть как можно больше положительных примеров.

Целевой аудиторией проекта являются подростки 11-15 лет, но жестких ограничений не было: команда проекта решила, что все желающие должны иметь возможность принять в нем участие.

Для того чтобы библиотека была привлекательной площадкой для подростков, ей необходимы:

  • обособленная территория с привлекательным молодежным дизайном;
  • спокойная обстановка, стимулирующая посетителей к самосовершенствованию и совместному творчеству;
  • ненавязчивое присутствие помощников, к которым можно всегда обратиться за советом.

Перед проектом были поставлены (и указаны в проектной заявке) следующие задачи:

  1. создание свободной и безопасной среды для неформального развития личности;
  2. организация различных пространств для подростков;
  3. внедрение новых информационных технологий в работу с подростками;
  4. привлечение подростков в библиотеку.

« Кибер-кафе» — это обособленная территория, с современным дизайном, наполненная современным оборудованием и новейшим контентом.

Итак, «Кибер-кафе» — это обособленная территория, с современным дизайном, наполненная современным оборудованием и новейшим контентом. Приоритетом этого проекта является использование IT-технологий.

Основная цель проекта — создание новой модели библиотечного обслуживания подростков.

Схема реализации проекта

Сроки реализации проекта были четко определены: с 1 июля по 30 ноября 2014 г. За этот короткий срок предстояло проделать огромную работу.

Мы выделили три основных этапа:

  1. подготовительный; 
  2. основной;
  3. итоговый.

Подготовительный этап включал в себя поиск партнеров, выполнение ремонтных работ, проведение семинара для обучения сотрудников работе в проекте, заключение договоров с поставщиками; информирование будущих участников проекта и всех заинтересованных лиц через СМИ, в т. ч. публикация анонсов и новостей на сайте и в социальных сетях; закупка и установка оборудования и мебели, привлечение специалистов (дизайнер, руководитель студии); разработка графика посещений (занятия в мультстудии, игры и творческая деятельность на компьютерах и пр.).

Основной этап предполагал непосредственную деятельность обновленного учреждения. На этом этапе в мультстудии были созданы две группы, которые различались технологией создания мультфильмов. Проводились групповые и индивидуальные занятия по использованию образовательных ресурсов, творческие мастер-классы, встречи с интересными людьми.

Итоговый этап предполагал подведение результатов работы. Были намечены направления, требующие активного продолжения, и отдельно рассмотрены те направления деятельности, идея создания которых пришла к команде проекта уже во время его реализации. В частности, речь идет о создании студии видеомонтажа.

План и факт

При подаче заявки на конкурс уже была составлена смета необходимого оборудования с определенными параметрам.

На каждом этапе команда сталкивалась с определенными трудностями. Например, работа с поставщиками потребовала ежедневных усилий, поиска альтернативных вариантов, готовности рисковать и т. п. При подаче заявки на конкурс уже была составлена смета необходимого оборудования с определенными параметрами. Параметры игровых, офисных и планшетных компьютеров были определены отдельно. Просчитана стоимость программного обеспечения и число сопутствующих товаров (ИБП, кабелей, съемных накопителей информации, оборудования для мультстудии).

При реализации проекта надо было придерживаться заявленного списка и утвержденной сметы, а цены на товары в условиях нестабильной экономики менялись, и это создавало определенные неудобства.

Отдельно стоит сказать о 3D-принтере. Естественно, ни подростки, ни работники библиотеки не имели дела с таким оборудованием. Более того, ни в одной кондопожской организации не оказалось такого устройства, так что надежда найти устройство со сходными функциями и системой управления не оправдалась. При выборе модели было проделано много работы: проведены консультации с фирмами-производителями, продавцами и техническими специалистами. Дополнительная сложность заключалась в том, что нам нужен был 3D-принтер, с которым подростки могли бы работать самостоятельно.

Такое решение было найдено — это 3D-принтер Cube. Он может печатать разные игрушки, не занимает много места, его работа не связана с неприятными побочными эффектами (звук, запах) и не требует сложной и долгой подготовки.

Освоение нового оборудования потребовало учебы и тренировки. Это заняло немало времени.

Один из мультфильмов, созданных участниками мультстудии, стал участником и лауреатом престижных фестивалей.

Сложно однозначно определить успешность того или иного этапа. Можно сказать, что наиболее интересным был второй этап — собственно, основная деятельность обновленного учреждения: наилучшим образом проявилась инициатива работников, возросла посещаемость библиотеки, на этом этапе были достигнуты основные успехи. Буквально за два месяца работы мультстудия выпустила первые мультфильмы, один из них — «Каникулы в долине Муми-троллей, или Как кондопожские ребята провели лето» — стал участником международного фестиваля «Национальный день игры» по творчеству Туве Янссон в г. Хямеенлинна (Финляндия) и лауреатом фестиваля анимационных фильмов «Нить» в Санкт-Петербурге

Воплощение

Библиотека Кондопоги теперь оснащена современными электронными ресурсами:

  • компьютеры игровые — два компьютера (для возможной парной игры), с характеристиками, поддерживающими практически любые игры.
  • компьютеры офисные предназначены для самостоятельной работы подростков, в т. ч. для дистанционного обучения, выполнения учебных работ, занятий на образовательных сайтах (мы приобрели годовые лицензии) поиска информации в Интернете;
  • многофункциональное устройство (МФУ) — для необходимой распечатки, сканирования;
  • планшетные компьютеры — для размещения полнотекстовых электронных библиотек книг и периодики, обучения пользованию современными гаджетами и работе с приложениями;
  • мягкая мебель — для создания комфорта, удобства, уединения или, напротив — для общения небольшой компанией подростков были приобретены оригинальные пуфы, диванчики на 2-3 места.

Практика показала, что 8-10 «посадочных мест» вполне достаточно.

В пространстве «Кибер-кафе» выделены три комплекса:

  1. образовательный,
  2. творческий,
  3. коммуникативный.

В библиотеке получилось создать современное пространство, где ребятам предоставлен целый комплекс услуг, основанных на использовании новых информационных технологий. У них есть свободная территория для учебы, общения и творчества с возможностями:

В области образования — для самостоятельной работы на новейшей технике, использования образовательных программ (подростки обучаются дистанционно, используют ресурсы образовательных компаний, электронные базы данных различных библиотек).

В области развития творческих способностей — новые, современные ресурсы, которыми не обладает ни одно детское учреждение в Кондопоге:

  • мультстудия, занятия в которой развивают в ребенке фантазию, литературные и иные способности. Ребята пробуют себя в качестве режиссеров, сценаристов, художников, учатся технологическому процессу подготовки мультфильмов и цифровой обработке фотографий;
  • 3D-принтер с его помощью можно конструировать и распечатывать игрушки самых разных цветов и конфигураций. Новые технологии побуждают к конструктивному развитию и занятию научно-техническим творчеством;
  •  компьютеры с новыми игровыми программами;в коммуникативной области — комфортное пространство для общения подростков между собой, а также для проведения локальных мероприятий.

Благодаря проекту библиотека нашла много друзей и спонсоров, помогающих в реализации проекта.

Благодаря проекту библиотека нашла много друзей и спонсоров, помогающих в реализации проекта. Наладили контакт с еще одной мультстудией, которая работает в художественной школе поселка Эссойла.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Ресурсная база

Материальные ресурсы: компьютеры, оборудование, мебель.

Финансовые: бюджет проекта состоит из 455 тыс. руб., полученных из средств Фонда Тимченко, и софинансирования в размере примерно 50 тыс. руб. На закупку оборудования потребовалось 352 тыс. руб., мебели — 32 тыс. руб. Также были закуплены картриджи с пластиком и собственное программное обеспечение для 3D-принтера. Это стало возможным благодаря усилиям найденных спонсоров.

Проект реализовывался в силами сотрудников библиотеки. Кроме них, в команду были включены программист, два руководителя студии, дизайнер и другие специалисты-консультанты.

В рамках софинансирования из собственных средств библиотеки были приобретены электронные и настольные игры, оформлена подписка на периодические издания для подростков и на образовательные интернет-ресурсы. А также разработан и осуществлен дизайн-проект и косметический ремонт помещений.

На деле размер софинансирования превысил показатель, заложенный в смету проекта.

Кадровые ресурсы

Проект реализовывался в основном силами сотрудников библиотеки. Кроме них, в команду были включены программист, два руководителя студии и дизайнер. Потребовалась помощь специалистов для консультаций при покупке оборудования.

Мы консультировались у специалистов Национальной библиотеки Республики Карелия по вопросам, связанным с работой новой техники, сотрудников Республиканской детско-юношеской библиотеки — по проведению мероприятий, у руководителя мультстудии пос. Эссойла Пряжинского района О. Н. Обносова (рассматривали разные варианты технологии создания мультфильмов, в итоге выбрали направление «рельефная мультипликация») и др.

Информационные. Проект широко освещался в СМИ. Местные газеты «Новая Кондопога» и «Авангард» опубликовали несколько статей о проекте, кабельное телевидение «Конкорт-1» снимало сюжеты о происходящем в библиотеке. Развитие событий, ход реализации проекта можно было проследить на сайте библиотеки http://libkond.karelia.ru, на библиотечной странице в социальной сети «ВКонтакте», на республиканских информационных сайтах, в т. ч. на официальном сайте органов государственной власти Республики Карелия http://gov.karelia.ru.

Особое внимание СМИ уделили мультстудии «РЭПКА» («Ребячий Эксклюзивно-Позитивный Коллектив Аниматоров») — это новое направление, не имеющее аналогов в детских библиотеках республики. Кроме «РЭПКИ», в Карелии есть только одна мультстудия — «Домик Света» в пос. Эссойла Пряжинского района, действующая при художественной школе. Члены двух мультстудий познакомились благодаря проекту и продолжают общение.

Состоялись экскурсии в детскую библиотеку в т. ч. для коллег — руководителей детским чтением. В корпоративных мероприятиях всегда упоминался проект детской библиотеки, раскрывался опыт работы.

Результаты проекта

Проект Кибер-кафе успешно реализован. Если количественные показатели можно рассчитать, то качественные будут по-настоящему оценены только в будущем, хотя и сейчас команда проекта готова подтвердить, что они превзошли самые смелые ожидания.

Количественные показатели.Увеличилось количество посещений подростками библиотеки: в 2014 г. средняя посещаемость составила 80 человек в день — на 40 человек больше, чем в 2013 г.

Качественные показатели. Наличие в детской библиотеке современных устройств и ресурсов для развития является важным компонентом социализации современных подростков. Подростки становятся более грамотными, думающими.

Одним из самых существенных изменений в работе библиотеки можно считать рост числа постоянных читателей из детского дома: по воскресеньям эти подростки приезжают в библиотеку на первом автобусе и проводят в ней целый день.

Ребята стали более уверенно чувствовать себя в информационном пространстве, научились использовать новые гаджеты, раскрылся их творческий потенциал.

Благодаря проекту в детской библиотеке появились волонтеры. Это взрослые, которым самим интересно продвигать новые технологии и обучать других.

Увеличилась заинтересованность учителей в библиотечных ресурсах — за сентябрь—октябрь 2014 г. в библиотеке прошли четыре методобъединения учителей по ознакомлению с новыми ресурсами.

В результате реализации проекта удалось изменить имидж, поднять качество работы библиотеки и, как следствие, авторитет в местном сообществе, показать новые, популярные среди подростков ресурсы, привлечь в библиотеку ребят, которые ранее ее не посещали. Можно сказать, что в Кондопоге создана новая модель библиотечного обслуживания подростков.

В результате реализации проекта удалось поднять качество работы библиотеки и авторитет в местном сообществе, привлечь в библиотеку ребят, которые ранее ее не посещали.

Также хочется отметить рост числа подростков, пока не пользующихся библиотечными ресурсами, но проводящих время в библиотеке, — ежедневно до 20 незарегистрированных человек сидят в фойе, на диванах и т. д. Это особенно радует, ведь к нам пошли «трудные» дети, которые ранее проводили время «на улице».

Заключение

В целом уровень библиотеки поднялся на порядок. Она приблизилась к понятию «современная», в ней стало лучше, чем дома.

Проект оказался очень своевременным для МУ «Кондопожская центральная районная библиотека» им. Б. Е. Кравченко. В 2013—2014 гг. библиотека была включена в реализацию международного проекта «Библиотеки меняются: новые формы работы для местного сообщества», происходили преобразования, затрагивающие деятельность взрослого отдела библиотеки.

Поэтому поддержка проекта « Кибер-кафе в детской библиотеке» Фондом Тимченко помогла подтянуть все известные ресурсы детского отдела, проект стал логическим продолжением работ по изменению деятельности структур всей библиотеки. Мы получили возможность провести ремонтные работы и реализовать дизайнерские идеи, оснастить отделы библиотеки новейшим оборудованием, расширить спектр услуг для населения, обучить кадры.

Проект ляжет в основу концепции развития библиотечного обслуживания населения Кондопожского муниципального района на 2015—2018 гг.

Сегодня детская библиотека в Кондопоге — современное многофункциональное учреждение, удовлетворяющее информационные, культурные и досуговые потребности подростков. Получилось то самое учреждение, о котором мечтают подростки в других городах.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×