Реализация дополнительных предпрофессиональных программ. Требования и особенности

470
Организация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств является частью общеобразовательного процесса. Рассмотрим особенности учебного процесса, правила разработки программ предпрофессионального образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон №  273-ФЗ) дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые учреждением дополнительного образования, подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные (ст. 75 Закона № 273-ФЗ).

Если общеразвивающие программы реализуются и для детей, и для взрослых, то дополнительные предпрофессиональные программы реализуются только для детей, что связано с их отнесением к 1-й ступени профессионального образования.

Цели и задачи предпрофессиональных программ

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими теоретических знаний, умений, практических навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (в детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования (п. 3 ст. 83 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей, в профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования.

В настоящее время разработаны и утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к следующим дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства:

  • Фортепиано (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 163).
  • Народные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 162).
  • Струнные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 164).
  • Духовые и ударные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 165).
  • Музыкальный фольклор (приказ Министерства культуры РФ от  12.12.14 № 2156).
  • Хо-ровое пение (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 161).
  • Инструменты эстрадного оркестра (приказ Министерства культуры РФ от  09.08.12 № 854).

Их перечень утвержден приказом Министерства культуры РФ от 16 июля 2013 года № 998.

Содержание и составные части программ

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ст. 75 Закона №  273-ФЗ).

Образовательная программа должна содержать следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;
  • учебный план;график образовательного процесса;
  • программы учебных предметов;
  • систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;
  • программу творческой, методической и  культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Образовательная программа может включать и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения (8 лет, 5 лет, дополнительный год обучения 9-й, дополнительный год обучения 6-й).

Учреждение вправе реализовывать образовательную программу и в сокращенные сроки, если обучающийся обладает определенной подготовкой и возможностями освоить ее в более короткий срок.

В таком случае учреждение разрабатывает отдельную программу. Решение об освоении обучающимися сокращенной образовательной программы принимается педсоветом при наличии заявления от родителей.

Учреждение может реализовывать образовательную программу и по индивидуальным учебным планам, разработанным индивидуально под каждого обучающегося. Такие планы больше подходят для одаренных детей, постоянно участвующих в творческих мероприятиях, конкурсах, концертах и не способных в силу данной причины посещать занятия по расписанию. Индивидуальные планы могут быть разработаны и для детей, не имеющих возможность посещать занятия по медицинским показаниям.

Наличие у обучающихся творческих способностей, соответствующей подготовки, а также возраст, превышающий максимальный возраст приема (9 лет по  8-летнему и 12 лет по  5-летнему обучению), позволяет поступить ему сразу на обучение не в  1-й, а в другие классы (за исключением выпускного).

Такое многообразие учебных планов в рамках предпрофессиональных образовательных программ дает возможность учреждению охватить музыкальным образованием большее количество детей.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Порядок приема на обучение

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства производится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующих образовательных программ творческие способности (ст. 83 п. 6 Закона №  273-ФЗ).

Порядок приема детей на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства закреплен в приказе Министерства культуры РФ № 1145 от  14.08.2013.

Самостоятельная работа учащихся — это не только выполнение домашнего задания, но и посещение театров, музеев, концертных залов, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, творческих встречах и т. д.

Вопросы формирования комиссий по отбору детей, порядок их формирования и работы, формы проведения отбора по конкретной предпрофессиональной программе, требования к уровню творческих способностей, система оценок, условия и особенности проведения приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно.

Особенности учебного процесса

Учебный процесс в образовательном учреждении организуется на основании учебных планов, которые разрабатываются учреждением самостоятельно на основании ФГТ. При изучении учебных предметов выделяется время на самостоятельную работу учащихся. Но максимальная учебная нагрузка с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы не должна превышать 26 часов в неделю.

Самостоятельная работа учащихся — это не только выполнение домашнего задания, но и участие в творческой и  культурно-просветительской деятельности: посещение театров, музеев, концертных залов, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, творческих встречах и т. д., тем более, что программа творческой и  культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения является разделом дополнительной предпрофессиональной программы, и ее выполнение обязательно.

Изучение учебных предметов осуществляется в форме индивидуальных, мелкогрупповых и групповых занятий.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает положение о текущем контроле занятий и промежуточной аттестации.

В качестве средств текущего контроля могут использоваться контрольные работы, опросы, академические концерты, технические зачеты, прослушивания. Промежуточная аттестация, которая проводится по полугодиям, проходит в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов.

Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся (п. 7 ст. 83 Закона №  273-ФЗ). Положение «О порядке и формах проведения итоговой аттестации об обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства» утверждено приказом Минкульта России № 86 от  09.02.12. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. Требования к их содержанию определяет образовательное учреждение на основании ФГТ.

ФГТ устанавливают и  материально-технические условия реализации программы:

  • перечень учебных аудиторий,
  • специальных кабинетов,
  • оснащение, требования к библиотечному фонду.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×