text

День рождения 💖 журнала! Супер-скидка 🎁 🎁 🎁

Справочник руководителя учреждения культуры

Реализация дополнительных предпрофессиональных программ. Требования и особенности

  • 20 января 2017
  • 814

Организация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств является частью общеобразовательного процесса. Рассмотрим особенности учебного процесса, правила разработки программ предпрофессионального образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон №  273-ФЗ) дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые учреждением дополнительного образования, подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные (ст. 75 Закона № 273-ФЗ).

Если общеразвивающие программы реализуются и для детей, и для взрослых, то дополнительные предпрофессиональные программы реализуются только для детей, что связано с их отнесением к 1-й ступени профессионального образования.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Устав бюджетного УДОД, Форма № 1-ДО. Сведения об УДОД

Цели и задачи предпрофессиональных программ

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими теоретических знаний, умений, практических навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (в детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования (п. 3 ст. 83 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей, в профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования.

В настоящее время разработаны и утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к следующим дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства:

  • Фортепиано (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 163).
  • Народные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 162).
  • Струнные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 164).
  • Духовые и ударные инструменты (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 165).
  • Музыкальный фольклор (приказ Министерства культуры РФ от  12.12.14 № 2156).
  • Хо-ровое пение (приказ Министерства культуры РФ от  12.03.12 № 161).
  • Инструменты эстрадного оркестра (приказ Министерства культуры РФ от  09.08.12 № 854).

Их перечень утвержден приказом Министерства культуры РФ от 16 июля 2013 года № 998.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».
Активировать доступ


Содержание и составные части программ

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ст. 75 Закона №  273-ФЗ).

Образовательная программа должна содержать следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;
  • учебный план;график образовательного процесса;
  • программы учебных предметов;
  • систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;
  • программу творческой, методической и  культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Образовательная программа может включать и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения (8 лет, 5 лет, дополнительный год обучения 9-й, дополнительный год обучения 6-й).

Учреждение вправе реализовывать образовательную программу и в сокращенные сроки, если обучающийся обладает определенной подготовкой и возможностями освоить ее в более короткий срок.

В таком случае учреждение разрабатывает отдельную программу. Решение об освоении обучающимися сокращенной образовательной программы принимается педсоветом при наличии заявления от родителей.

Учреждение может реализовывать образовательную программу и по индивидуальным учебным планам, разработанным индивидуально под каждого обучающегося. Такие планы больше подходят для одаренных детей, постоянно участвующих в творческих мероприятиях, конкурсах, концертах и не способных в силу данной причины посещать занятия по расписанию. Индивидуальные планы могут быть разработаны и для детей, не имеющих возможность посещать занятия по медицинским показаниям.

Наличие у обучающихся творческих способностей, соответствующей подготовки, а также возраст, превышающий максимальный возраст приема (9 лет по  8-летнему и 12 лет по  5-летнему обучению), позволяет поступить ему сразу на обучение не в  1-й, а в другие классы (за исключением выпускного).

Такое многообразие учебных планов в рамках предпрофессиональных образовательных программ дает возможность учреждению охватить музыкальным образованием большее количество детей.

Активируйте доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры» и читайте проверенные экспертами статьи:

Порядок приема на обучение

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства производится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующих образовательных программ творческие способности (ст. 83 п. 6 Закона №  273-ФЗ).

Порядок приема детей на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства закреплен в приказе Министерства культуры РФ № 1145 от  14.08.2013.

Самостоятельная работа учащихся — это не только выполнение домашнего задания, но и посещение театров, музеев, концертных залов, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, творческих встречах и т. д.

Вопросы формирования комиссий по отбору детей, порядок их формирования и работы, формы проведения отбора по конкретной предпрофессиональной программе, требования к уровню творческих способностей, система оценок, условия и особенности проведения приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно.

Особенности учебного процесса

Учебный процесс в образовательном учреждении организуется на основании учебных планов, которые разрабатываются учреждением самостоятельно на основании ФГТ. При изучении учебных предметов выделяется время на самостоятельную работу учащихся. Но максимальная учебная нагрузка с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы не должна превышать 26 часов в неделю.

Самостоятельная работа учащихся — это не только выполнение домашнего задания, но и участие в творческой и  культурно-просветительской деятельности: посещение театров, музеев, концертных залов, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, творческих встречах и т. д., тем более, что программа творческой и  культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения является разделом дополнительной предпрофессиональной программы, и ее выполнение обязательно.

Изучение учебных предметов осуществляется в форме индивидуальных, мелкогрупповых и групповых занятий.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает положение о текущем контроле занятий и промежуточной аттестации.

В качестве средств текущего контроля могут использоваться контрольные работы, опросы, академические концерты, технические зачеты, прослушивания. Промежуточная аттестация, которая проводится по полугодиям, проходит в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов.

Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся (п. 7 ст. 83 Закона №  273-ФЗ). Положение «О порядке и формах проведения итоговой аттестации об обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства» утверждено приказом Минкульта России № 86 от  09.02.12. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. Требования к их содержанию определяет образовательное учреждение на основании ФГТ.

ФГТ устанавливают и  материально-технические условия реализации программы:

  • перечень учебных аудиторий,
  • специальных кабинетов,
  • оснащение, требования к библиотечному фонду.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Номер журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)
в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен только для работников культуры!


Материалы для cultmanager.ru готовят лучшие эксперты. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты.

Подтвердите ваш статус - регистрация займет одну минуту.

Получите в подарок журнал «Справочник руководителя учреждения культуры» (pdf)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для работников культуры
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.