По дороге к посетителю: ребрендинг музея с помощью построения новой коммуникационной модели

587
Проект Кунсткамера III тысячелетия предполагает создание на основе действующего в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук информационного комплекса принципиальной новой медийной интерактивной среды, в которой научные данные будут превращаться в цифровой контент

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — один из ведущих исследовательских центров России.

Указами Президента РФ музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

МАЭ РАН является одновременно музеем и  научно-исследовательским центром с высокой общероссийской и международной репутацией. Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции насчитывают около 1.2 млн экспонатов и отражают все многообразие культур народов мира.

В первой половине XVIII века Кунсткамера сформировалась в организованный по последнему слову науки того времени универсальный музей. Со времени создания Санкт-Петербургской академии наук, этот первый в России государственный общедоступный музей перестал быть музеем «курьезов», члены академии составляли инструкции по сбору научных коллекций для дальнейшего исследования и публикации.

Заложенная Петром I модель функционирования и развития учреждения как универсального академического центра и общедоступного музея доказала свою жизнеспособность: в 2014 году музей отметил 300-летний юбилей.

Именно в юбилейный год музей в рамках стратегического партнерства с Благотворительным фондом Владимира Потанина приступил к реализации проекта «Кунсткамера III тысячелетия», который обеспечит качественную трансформацию музейной коммуникации.

Сегодня музей работает в непосредственной связи с носителями традиционной культуры многих народов мира, с российским и зарубежным научным сообществом, а также с широкой публикой, аудитория которой за последние десятилетия расширилась практически на 100% за счет пользователей веб-портала Кунсткамеры.

К сведению  Здание Кунсткамеры построено по указу Петра I специально для музея в центре основанного им в 1703 году Санкт-Петербурга. Оно стало первым каменным общественным зданием новой столицы и вторым в Европе, построенным специально для музея. В различные годы строительством Кунсткамеры руководили архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов. Строительные работы были начаты в 1717 году и завершились уже после смерти Петра I.

По решению и при поддержке Попечительского совета МАЭ РАН в 1884–1886 годах архитектор Р. Р. Марфельд возвел в Таможенном переулке, у западного крыла исторического здания Кунсткамеры, двухэтажный флигель для размещения естественно-научных коллекций, который был надстроен А. В. Друкером в 1909 году третьим этажом. Здание получило название «Музейный корпус по Таможенному переулку», что подчеркивает его смысловую подчиненность историческому зданию Кунсткамеры.

С чего начать?

В результате ряда исследований и анализа практической работы музеем была осознана необходимость смены коммуникационной модели — т. е. комплекса представлений, подходов и инструментов взаимодействия музея со своей аудиторией на следующих уровнях.

1. Территориально-географический: 

  • музей является федеральным учреждением культуры, играющим одновременно чрезвычайную важную роль в культурном ландшафте Северо-Западного региона РФ, здание музея, одно из старейших музейных зданий в мире, является одним из символов Санкт-Петербурга, как города науки и культуры;

2. Исторический: 

  • музей собрал и сохранил артефакты и знания о  300-летнем периоде развития страны и ее отношениях с миром и является уникальным историко-культурным памятником;

3. Академический: 

  • МАЭ РАН занимает ведущее место в российской гуманитарной науке как центр исследований в области антропологии, этнографии, археологии, истории российской науки;

4. Информационно-просветительский:

  • МАЭ РАН аккумулировал значительный корпус знаний и артефактов о культуре народов мире и ведет систематическую работу по превращению его в общедоступную базу знаний;

5. Музейный: 

  • МАЭ РАН является одним из крупнейших музеев России, ежегодно принимающим почти 1 миллион реальных и виртуальных посетителей из России и зарубежных стран в своих стенах и на сайте музея;

6. Имиджевый: 

  • МАЭ РАН как национальный символ культуры и науки имеет богатый репутационный потенциал и уникальный по своей известности и распространенности в различных целевых аудиториях имидж.

Основными проблемами современной коммуникационной модели МАЭ РАН являются:

  • недостаточное присутствие во внешней информационной и визуальной среде, что не соответствует значимости музея по каждому из вышеперечисленных уровней коммуникации;недостаточное использование потенциала каждого уровня для внутреннего развития учреждения, нарушение взаимосвязей между ними как инфраструктурно, так и с точки зрения процессов управления;
  • отсутствие иерархии уровней и выстроенных приоритетов, в первую очередь, недостаточное развитие информационно-просветительской деятельности как основного проводника внутри коммуникационной модели музея.

 Рис. 1. Схема новой коммуникационной модели МАЭ РАН

По дороге к посетителю: ребрендинг музея с помощью построения новой коммуникационной модели

Цель проекта формулируется как превращение информационно-просветительской деятельности в основной двигатель коммуникационной модели музея

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Цели и задачи проекта «Кунсткамера III тысячелетия»

Именно для решения этих и описанных выше проблем была разработана стратегия проекта «Кунсткамера III тысячелетия», развитие которого строится на преобразовании внутренней динамики его коммуникационной модели.

Цель проекта формулируется как изменение музейной коммуникации за счет создания медиасреды, обеспечивающей интерактивный диалог между посетителями и партнерами музея с одной стороны, и внутренними ресурсами музея — с другой, превращение информационно-просветительской деятельности в основной двигатель коммуникационной модели музея.

Исходя из цели проекта, сформулированы были его задачи.

Построение бренда МАЭ:

  • построение бренда МАЭ РАН «Кунсткамера — первый музей России», обладающего узнаваемостью, харизмой, притягательностью и выводящего музей на уровень национального бренда России, признанного на международном уровне и ассоциирующегося с нашей страной;
  • повышение авторитета и значимости музея в глазах органов власти различного уровня и учредителя;формирование имиджа МАЭ РАН как открытого учреждения, готового к диалогу с обществом.

Обеспечение большей доступности информации о музее, его коллекциях, о проектах и исследованиях научного коллектива МАЭ РАН:

  • повышение узнаваемости МАЭ РАН среди широкой целевой аудитории в России и за рубежом;
  • повышение доверия и интереса целевой аудитории к проектам МАЭ РАН;
  • обеспечение большей доступности различных информационных блоков о коллекциях музея, о проектах и исследованиях, публикациях высокопрофессионального научного коллектива МАЭ РАН.

Распространение и популяризация научных знаний среди широкой аудитории и развитие образовательной деятельности:

  • формирование спроса на богатые информационные ресурсы и события, производимые МАЭ РАН;
  • создание собственных ресурсов информационного влияния;
  • обеспечение информационной и репутационной поддержки профессионального научного и музейного коллектива МАЭ РАН;
  • использование информации от аудитории музея для получения новых знаний, диалог и обратная связь с различными целевыми группами «реальных» и «виртуальных» посетителей.

Ресурсная база проекта

Проведенная оценка культурного, научного, информационного потенциала МАЭ РАН как научно-исследовательского учреждения показывает, что музей обладает значительными ресурсами для реализации цели и задач проекта, а именно:

  • уникальное музейное собрание, связанное с именами выдающихся собирателей, ученых и путешественников;
  • научные школы в различных областях гуманитарного знания, в первую очередь истории, археологии, культурной и социальной антропологии, а также физической антропологии;
  • мощная редакционно-издательская база;
  • обширные международные связи;один из крупнейших в российских музеях информационно-экспозиционный комплекс с мощной онлайн-составляющей;
  • сформированная образовательная и  экскурсионно-просветительская программа, рассчитанная на различные аудитории.

Рис. 2. Схема взаимосвязей между ресурсами и инструментами проекта

По дороге к посетителю: ребрендинг музея с помощью построения новой коммуникационной модели

Если попытаться обобщить все типы носителей информации, которые самостоятельно создаются, сохраняются и распространяются МАЭ РАН, то к ним относится следующий круг ресурсов:

Печатные издания: 

научные монографии, сборники, путеводители и гиды, каталоги, доклады, отчеты и др.;

Цифровые материалы в интернете: 

  • электронные каталоги,
  • электронные книги,
  • фотографии и описания музейных предметов,
  • оцифрованная учетно-хранительская документация коллекций музея,
  • фотоархив музейных событий и архивов,
  • 3D-панорамы залов и предметов,
  • гипертексты,
  • тематические CD-диски,
  • посты и комментарии в социальных сетях,
  • видеозаписи защит диссертаций,

Рис. 3. Статистика посещения МАЭ РАН в  2008—2014 гг.

По дороге к посетителю: ребрендинг музея с помощью построения новой коммуникационной модели

Рис. 4. Статистика посещения сайта www.kunstkamera.ru в 2014 г.

По дороге к посетителю: ребрендинг музея с помощью построения новой коммуникационной модели

Ядро коммуникационной модели музея остается прежним — его составляют научные исследования, накопление и систематизация знаний в области антропологии, культурной и социальной антропологии, археологии и музееведения. Принципиальным изменением является введение в модель такого компонента как интерпретация, а также активное привлечение следующих ресурсов, потенциал которых использовался музеем недостаточно полно.

Ядро коммуникационной модели музея остается прежним — его составляют научные исследования, накопление и систематизация знаний материалы из архивов этнографических, антропологических, археологических и фольклорных экспедиций музея в разные регионы страны и мира;storytelling: аннотации и «истории» о предметах, коллекциях и собирателях музея; коллекции, которые хранятся в фондах музея; коллекции из числа новых ежегодных поступлений; материалы научного архива музея; доклады сотрудников музея на научных конференциях и симпозиумах как внутри музея, так и в России, и за рубежом; научно-популярные публичные лекции, интервью и публикации специалистов музея; образовательные программы, в т. ч. для детей и подростков, музейные уроки и игровые занятия; информация о событиях в музее, в т. ч. открытия выставок, презентации издательских, грантовых и др. музейных проектов.

Инструментально проект представляет собой комплекс современных технологических решений, объединенных в единую информационную диалоговую среду (медиасреду), включающую:

  • интернет-вещательный канал с видеоклипами (подкастами) и презентациями на сайте музея;
  • интерактивные 3D-панорамы экспозиционных залов на сайте музея;
  • мобильное приложение с навигационным комплексом и  информационно-экспозиционным комплексом;
  • социальные сети, интегрированные с музейным сайтом и мобильным приложением.

Прежде чем проанализировать каждый из этих элементов, остановимся на ценностных ориентирах бренда МАЭ РАН.

Ребрендинг МАЭ РАН

Репозиционирование предполагает изменение коммуникационной модели музея.

Рестайлинг предусматривает комплекс мероприятий по изменению бренда и его составляющих: названия, логотипа, слогана, визуального оформления

В результате решения задач проекта должно произойти переосмысление всего корпуса информационных ресурсов как внутри музейной информационной системы, так и в более широкой области смыслов и знаний, которые генерирует МАЭ РАН в процессе своей деятельности, но до сегодняшнего дня в значительной мере капсулировал внутри организации.

Именно в этом состоит основной смысл ребрендинга музея — активной маркетинговой стратегии, которая включает репозиционирование и рестайлинг бренда.

Если репозиционирование предполагает концептуальное изменение идеологии бренда, под чем мы понимаем изменение коммуникационной модели музея, то рестайлинг предусматривает комплекс мероприятий по изменению бренда и его составляющих: названия, логотипа, слогана, визуального оформления.

При этом под ценностными ориентирами бренда МАЭ РАН являются следующие понятия:

  • сохранение наследия;
  • воспитание уважения к научным традициям России;
  • доступность просвещения;поощрение стремления к знаниям;
  • развитие межкультурных коммуникаций;
  • поддержание научного и гуманитарного диалога;
  • сохранение исторического облика Санкт-Петербурга;
  • поддержание интереса жителей других стран к  Санкт-Петербургу;
  • развитие научного знания об окружающем мире;
  • сохранение знаний и предметов, представляющих научный интерес;
  • воспитание интереса к науке и истории с детского возраста.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Рестайлинг музея

Пространство каждого музея крайне индивидуально организовано в зависимости от его истории, ресурсных возможностей, понимания сотрудниками музея задач своего учреждения и требований социальной среды.

В то же время в каждом музее есть стандартный набор помещений: здания и территории, внутри них — экспозиции, фондохранилище, входная зона, зоны туристической инфраструктуры, служебные помещения, медиацентр, лекционные и образовательные центры и др.

Принципиально важно понимать музейное пространство как одну из основных характеристик его индивидуальности в глазах аудитории.

Музейное пространство МАЭ РАН формировалось на протяжении трехсот лет его истории, поэтому в нем нашли отражение различные исторические особенности понимания и трактовки музейной среды. За музеем закреплены два земельных участка на Васильевском острове на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В пределах комплекса зданий по адресу: Санкт-Петербург, Университетская наб., 3 историческое здание Кунсткамеры выступает в качестве одного из ключевых градообразующих элементов Санкт-Петербурга.

«Музейный корпус по Таможенному переулку», примыкающий к историческому зданию Кунсткамеры и невидимый в архитектурном ансамбле Университетской набережной, даже по прошествии более 100 лет не ассоциируется у публики с музеем, хотя вход в музей для посетителей организован именно через него.

Очевидно, что отсутствует визуальная планировочная целостность этих зданий как музейного комплекса, поэтому актуальная задача — пространственно объединить оба здания в единый музейный комплекс, что возможно лишь через создание единой навигационной структуры снаружи и внутри них.

В настоящее время территория музея — здания по Таможенному переулку и Университетской набережной — в целом не представляет собой единого планировочного комплекса с четко определенными функциями.

Поэтому ощущается острая потребность в дополнительной корректирующей коммуникации (визуальной, графической и текстовой) в оформлении внутреннего двора музея, подходов к музею, зон входа и выхода из музея.

Центром комплекса должно стать историческое здание Кунсткамеры и четко сформулированное музеем функциональное назначение двора.

Целесообразными являются следующие подходы к развитию музейного пространства средствами коммуникации:

  • дополнение пространственно-семантического ряда, стилистическое дополнение архитектурной и территориальной среды;
  • создание новой среды, включающей как элементы исторической застройки, так и элементы нового дизайна, логически связанного с историей.

Зонирование пространства

Существует и другая серьезная проблема, типичная для восприятия функциональных зон музея сотрудниками и посетителями.

В настоящее время помещения, занимаемые музейными отделами, научными отделами и  административно-хозяйственными службами музея, чередуются с его экспозиционными пространствами (закрытые и открытые зоны с точки зрения посетителей).

Посетители неизбежно проходят мимо закрытых дверей служебных помещений, что негативно сказывается на имидже музея.

Максимально эффективными средствами решения этой проблемы и адаптации посетителей музея к пространству внутри него также являются средства визуальной, графической и текстовой коммуникации. Функциональное зонирование музейного пространства должно подчиняться задаче сделать его пространством социальным и информационным.

Для исправления данной ситуации целесообразно обернуть недостаток в достоинство и разместить у дверей кабинетов научных отделов и музейных отделов информационные и коммуникационные носители: название отдела; неформальное обращение к посетителям, например: «Мы занимаемся изучением стран Ближнего Востока, чтобы наши народы лучше понимали друг друга» или «Мы работаем над новой экспозицией, посвященной индейцам Северной Америки, чтобы вам было еще интереснее», или «Мы недавно вернулись из экспедиции по Западной Африке и скоро расскажем вам такое, о чем вы и не подозревали!»

Таким образом, закрытые служебные помещения обретут «человеческий образ» и будут коммуницировать с посетителями, формируя образ деятельного современного научного центра. Конкретные формулировки обращений будут корректироваться при разработке носителей. Целесообразно использование переменных носителей, которые могли бы обновляться сотрудниками.

В настоящее время в залах музея размещаются следующие информационные и навигационные носители информации:

  • типовые поэтажные планы настенного размещения с обозначением тематического зонирования экспозиции;
  • типовые указатели направлений осмотра экспозиции и движения посетителей настенного размещения и (или) отдельно стоящие;
  • типовые информационные стенды, посвященные каждому экспозиционному залу, включая информационные стенды с обозначением региона на карте мира;
  • типовые обозначения шкафов и витрин;типовые таблички с экспликациями по экспонатам.

Основными недостатками информационных и навигационных носителей информации являются их графическая неоднородность и отсутствие четкой иерархической системы

Основными недостатками размещенных в настоящее время информационных и навигационных носителей информации являются их графическая неоднородность и отсутствие четкой иерархической системы (от общего к частному). Это связано с тем, что информационные и навигационные носители разрабатывались и производились в разное время.

В ходе реализации концепции «Кунсткамера III тысячелетия» будет разработан новый фирменный стиль, новые информационные статусы зон в экспозиции музея, а также их информационное наполнение и оформление в залах и в информационной системе музея.

Преобразование фирменного стиля музея:

  • редизайн логотипа музея с сохранением преемственности знака, сохранением использования изображения фасада (фрагмента фасада) исторического здания Кунсткамеры;
  • выбор и четкая систематизация фирменных шрифтов для акциденции и текстового набора;разработка уникального акцидентного шрифта на основе исторических образцов для эксклюзивной презентационной продукции и рекламных носителей;
  • разработка четкой систематизации корпоративной цветовой гаммы;
  • разработка бренд-бука, регламентирующего использование стандартов корпоративного дизайна на полиграфических информационных, рекламных, навигационных и презентационных носителях;
  • разработка паспорта стандартов информационного сопровождения экспонатов и навигации по экспозиции музея.

Новые информационные статусы зон в экспозиции музея

Наружные зоны:

зона подхода к музею, уличные афиши и плакаты выставок, программ и информация о часах работы музея, зона выхода из музея, уличные афиши и плакаты выставок, графическое и информационное наполнение временных строительных конструкций.

Внутренние зоны:

зона покупки билетов и контроля входа, интерьерные афиши текущих и будущих выставок, планы экспозиции музея, стойка с информационными буклетами, планами, зона загрузки мобильного приложения: обозначение зоны загрузки, QR-код для iOS и Android, зона чек-ин в социальных сетях (Foursquare, Swarm, Facebook, ВКонтакте, Instagram, Twitter): пиктограммы основных социальных сетей, зона детских программ, обозначение зоны детских программ, маршрут детских программ в залах музея, размещение игровой системы пиктограмм по экспозиции (в рамках разработки образовательного суб-бренда), маршрутная навигация по залам музея, просмотр экспозиций с помощью мобильного приложения (цифровые и  QR-коды), зона топ-селфи, включая хештег-подсказки, зона feedback,  информационный стенд с просьбой поделиться впечатлением в социальных сетях или на TripAdviser.

К сведению, в России наиболее успешным считается справочное приложение Государственного Эрмитажа с обширной информацией. В него встроен механизм взаимодействия с социальными сетями и Интернетом: есть возможность отправлять твиты с понравившимися картинками, изображения по электронной почте, лайкать понравившиеся картинки и составлять их индивидуальную подборку.

Среди его минусов — отсутствие звукового сопровождения, экскурсионного контента, текста по экспозиции музея, скудный бесплатный набор картинок и встроенные покупки дополнительного контента.

Паспорт стандартов внутренней навигации должен описывать иерархию использованных шрифтов, цветовое кодирование и навигационные графические элементы: стрелки, пиктограммы, элементы оформления

Наклейки на шкафах и витринах, связанные с детскими программами, будут также заменены в результате разработки нового образовательного суббренда музея.

Для решения перечисленных задач по рестайлингу музея будут проведены следующие разработки:

1. Разработка паспорта стандартов внутренней навигации по экспозиции музея, включая:

  • типовые поэтажные планы настенного размещения с обозначением тематического зонирования экспозиции;
  • типовые указатели направлений осмотра экспозиции;
  • типовые обозначения шкафов и витрин.

Паспорт стандартов внутренней навигации должен описывать иерархию использованных шрифтов, цветовое кодирование и навигационные графические элементы: стрелки, пиктограммы, элементы оформления.

2. Интеграция музейной экспозиции с мобильным приложением и сайтом путем размещения QR-кодов и  цифро-буквенной кодировки на витринах, локусах и предметах.

3. Разработка постоянных и временных информационных носителей для обвязки здания, не требующих согласования с городом.

4. Разработка информационно-рекламных носителей и внедрение наружной рекламы в  информационно-рекламные кампании городской среды Санкт-Петербурга в сотрудничестве с Комитетом по печати Правительства Санкт-Петербурга, городским центром размещения рекламы, а также коммерческими структурами — операторами рынка наружной рекламы Санкт-Петербурга.

Информационные инструменты проекта

Материально-технический потенциал МАЭ РАН для реализации проекта. МАЭ РАН обладает базовыми ресурсами для поддержания и умеренного развития новых проектов. Основой базовых ресурсов является хранилище HP SAN СХД EVA4400 общей готовой емкостью 45 TB с распределенным подключением серверов через два FC коммутатора Cisco MDS 9240. Вычислительную мощность МАЭ РАН предоставляет кластер VmWare общей мощностью 95 Ghz x 36 ядер, 432 Gb оперативной памяти. Серверная коммутация представлена двумя коммутаторами Cisco x 24 порта 10/100/1000.

Компьютерный парк — 148 компьютеров, объединенных в локальную сеть и подключенных к Интернету. Однако в целях реализации проекта комплекс оборудования должен быть усилен до следующих значений:

Рис. 5. Планируемая схема оборудования

По дороге к посетителю: ребрендинг музея с помощью построения новой коммуникационной модели

3D-панорамы экспозиций МАЭ РАН. На сайте музея предусмотрено создание блока 3D-панорам, выполненных в технологии responsive design, демонстрирующих экспозиционные залы музея. Для этого требуется выполнение следующих условий:

  • структурно блок 3D-панорам должен соответствовать залам/экспозициям музея и давать возможность просматривать их как последовательно с помощью встроенных элементов навигации (стрелок), так и пользуясь поэтажной схемой расположения экспозиций;
  • в блоке 3D-панорам должны быть предусмотрены информационные блоки о каждом из залов музея и экспликации по витринам с фотографиями и описаниями шедевров (в зависимости от размера витрины 1-2-3 предмета или локуса на каждую витрину);
  • в блоке 3D-панорам должна быть предусмотрена возможность подключения аудиоэкскурсии, видеоклипов и иных медиа-объектов ( 3D-панорам предметов);
  • в блоке 3D-панорам должна быть возможность переключения между русским и английским языками;
  • должна быть создана возможность просмотра 3D-панорам как с мобильных устройств, так и на сайте музея;
  • с целью сохранения целостности данных блок 3D-панорам должен быть разработан на основе имеющейся в музее учетно-хранительской базы данных с возможностью администрирования в режиме онлайн-набора фотографий предметов и  медиа-объектов, привязанных к залам/экспозициям и витринам;
  • должен быть разработан регламент обновления и редактирования 3D-панорам;
  • панорамы должны быть сняты в светлое время дня в залах без посетителей.

Разница в освещенности залов при съемке панорам должна быть компенсирована установкой осветительных приборов и последующей обработкой полученных исходных материалов.

Медиаклипы (подкасты). Каждый медиаклип (подкаст) представляет собой видеоролик, который должен обладать следующими характеристиками:

  1. иметь четко сформулированную тему и сценарий;иметь длительность от 7 до 10 минут;иметь стандартную графическую заставку и концовку согласно единому разработанному для видеороликов дизайну;
  2. часть видеоролика записывается в студии с использованием методического презентационного материала (картинками, схемами, графиками и др.), который вставляется в видео при монтаже согласно разработанному дизайну;
  3. часть видеороликов записывается в интерьерах МАЭ РАН в оригинальных или постановочных условиях;каждый видеоролик обладает законченным смыслом, по которому можно задать вопросы и получить четкие ответы, базируясь только на информации, изложенной в ролике или сети роликов, заявленных как тематическая серия;видео производится в  HD-формате (1080p), контейнер MP4, кодек H264.

Наряду с производством видеороликов целесообразно разработать МООC (Massive Online Open Course, или Массовые открытые онлайн-курсы).

Это передовое направление в образовании, основанное на предоставлении академических курсов от ведущих мировых вузов в дистанционном режиме любому человеку из любой точки земного шара с соблюдением четких сроков сдачи промежуточных и финальных проверочных заданий и возможностью организации свободного общения между преподавателем и студентами. Создание MOOC — это важный шаг для продвижения не только вузов, но и других образовательных/научных площадок, т. к. МООC обладают в т. ч. и функцией образовательного маркетинга.

Курс должен состоять из 6–8 образовательных недель, каждая неделя — из 6 видеороликов, снятых в формате MOOC.

К сведению  Старт МООC-направлению дал Стэндфордский университет (США), запустив в 2012 году первые три курса, которые собрали аудиторию из 100 000 слушателей. Через несколько месяцев на курс по искусственному интеллекту записались уже 160 000 студентов из 190 стран мира.

Инициатива была поддержана несколькими университетами в США, и к настоящему времени аудитория трех наиболее известных онлайн-площадок (Coursera, Udacity, EdX) уже превысила 6 млн человек. В результате к 2013 году МООC стали системным вызовом для всех стран, обладающих традицией высшего образования. Собственные онлайн-платформы уже запустили в Австралии, Германии, Бразилии. Великобритания ответила на вызов созданием альянса Futurelearn из 12 ведущих британских вузов.

В технологическую гонку в образовании включилась и Россия, запустив проект «Лекториум», который музей планирует пригласить для производства МООС в МАЭ РАН.

Мобильное приложение МАЭ РАН. Создание собственного мобильного приложения — принципиально важный момент для современного музея. Архитектура приложений может быть разной, но в основном приложения решают специализированные задачи, далеко выходящие за рамки задач официального музейного интернет-сайта. Они являются не только визитными карточками музеев, но и  онлайн-гидами по их экспозициям, имеющими возможность не просто дополнить посещение музея, но в ряде случаев и эмулировать его, если посетитель не имеет такой возможности.

Создание собственного мобильного приложения — принципиально важный момент для современного музея

Основные требования к мобильному приложению:

  • интерфейс на русском и на английском языках;
  • интерфейс приложения должен быть простым и обеспечивать работу пользователя, не имеющего специальной подготовки;
  • элементы управления приложением должны быть хорошо различимы и использовать названия или общепринятые иконки;
  • средства навигации должны быть хорошо различимы и располагаться в легкодоступных местах экрана;
  • программное обеспечение должно поддерживать использование сенсорного экрана;
  • приложение должно использовать фирменный стиль МАЭ РАН;
  • приложение должно использовать адаптивный дизайн для корректного отображения на смартфонах и на планшетах;
  • поэтажные планы музея должны быть подготовлены на основе схем и планов, представленных музеем;
  • страницы мобильного приложения должны корректно отображаться на следующих устройствах: Apple, Apple iPad, планшетах на ОС Android, смартфонах на ОС;
  • приложение должно содержать аудиоэкскурсии по залам музея.

Время каждой экскурсии не более 3–10 минут, в зависимости от объекта описания. В связи с тем, что с течением времени экспозиция может меняться, экскурсия должна рассказывать об основных экспонатах зала, об истории создания коллекции, а также о регионе, которому посвящена экспозиция в зале, выгружаемые данные должны содержать информацию о музейных экспонатах в виде согласованного набора XML-файлов, структура данных для раздела «Навигатор» должна соответствовать структуре иерархического справочника «Топография экспозиционная» музейной учетно-хранительской базы данных «МАЭ-КАМИС» с сохранением взаимосвязи: этаж — зал — витрина — локус — предмет, информация о музейном экспонате должна содержать ограниченный набор данных из карточки предмета, необходимые изображения, а также прикрепленные аудио- или видеофайлы.

Должна обеспечиваться возможность открывать для показа в навигаторе отдельные предметы, в приложении должны быть всплывающие подсказки, напоминающие о возможности использования QR-кодов, закрепленных за каждым шкафом, содержащим экспонаты, в приложении должны быть всплывающие подсказки, позволяющие пользоваться технологией маячков iBeacons, подключающейся через Bluetooth, в приложение должны быть встроены также мобильные версии игр «Викторина» и «Лото», использованных в электронной экспозиции музея, а также новая игра «Пары», приложение должно быть связано с социальными сетями, у пользователя должна быть возможность выкладывать фото в социальные сети.

Необходимо создать площадку для общения с аудиторией в социальных сетях, сформировать правила и методические разработки для их ведения и обозначить направления ее развития

Социальные сети. У музея уже есть представительства в ряде социальных сетей, в которых агрегирована аудитория, релевантность которой достаточно спорна. Нельзя сказать, что деятельность по продвижению в социальных сетях носит систематический характер.

Поэтому в первую очередь необходимо создать площадку для общения с данной аудиторией в социальных сетях, сформировать правила и методические разработки для их ведения и обозначить направления ее развития.

Как только площадка будет организована, становится возможной целенаправленная работа по выстраиванию нового бренда в социальных сетях, который будет создан до конца 2015 года. Эта работа включает в себя дальнейшее расширение аудитории Кунсткамеры, формирование активного ядра пользователей, повышение узнаваемости бренда и постоянное вовлечение аудитории во взаимодействие с институтом.

Целями создания и ведения представительств МАЭ РАН в социальных медиа являются создание образа музея как современного научного института, открытого для публики и привлекательного для молодежи, расширение аудитории, интересующейся деятельностью музея, и повышение ее активности, построение онлайн-сообщества вокруг музея.

Конечная цель создания и ведения представительства музея в социальных медиа формулируется как построение онлайн-сообщества вокруг музея

Нами выработаны следующие общие рекомендации по созданию и ведению представительств МАЭ РАН в социальных медиа:

  • проведение подробного анализа текущей ситуации в ведении социальных сетей МАЭ РАН в Facebook и ВКонтакте;
  • проведение анализа социальных сетей конкурентов и  кейс-анализ лучших мировых музеев для внедрения последних практик в социальных сетях;
  • использование аналитических систем для проведения точного количественного анализа, которые позволят получить дополнительные данные для анализа;
  • создание долгосрочной контентной стратегии и  гайд-лайнов для ведения социальных сетей на основе аналитического этапа;
  • интеграция контентной стратегии социальных сетей с другими аспектами коммуникативной стратегии.

Ожидаемые результаты проекта

В ходе выполнения проекта планируется получить ряд программных (качественных) и проектных (количественных) изменений музейной коммуникации.

Рис. 6. Предлагаемое дополнение к коммуникационной модели МАЭ РАН

По дороге к посетителю: ребрендинг музея с помощью построения новой коммуникационной модели

Программные (качественные) изменения:

  • активное включение в информационное поле музея разнообразных целевых групп «реальных» и «виртуальных» посетителей, прежде всего молодежи, и широкой русско- и англоязычной аудитории в целом;
  • развитие партнерской и диалоговой среды музея в духе взаимного уважения к разным культурам, понимания уникальности и ценности традиционных культур народов мира;
  • позитивная и содержательная корректировка имиджа музея;
  • усиление социальной функции музея путем интеграции новых коммуникационных приемов;
  • повышение узнаваемости бренда МАЭ РАН в  Санкт-Петербурге, России и зарубежных странах;
  • пропаганда ценностных ориентиров музея в среде целевой аудитории.

Проектные (количественные) изменения:

  • ребрендинг музея с учетом реализации новой коммуникационной стратегии, транслирующей ценности бренда;
  • расширение аудитории музейного портала и социальных сетей;
  • выравнивание кривой посещаемости музея в те периоды, когда загрузка музея недостаточна;
  • интеграция современных мобильных интернет-технологий в информационную среду музейной экспозиции, в т. ч. создание современной системы навигации по экспозиции музея;
  • повышение эффективности коммуникации с аудиторией музея, создание системы обратной связи с посетителями экспозиции, сайта и пользователями социальных сетей;
  • увеличение информационного присутствия музея в городской визуальной и информационной среде Санкт-Петербурга (наружная реклама и СМИ).

В целях оповещения о начале трансформации коммуникационной модели и ребрендинга МАЭ РАН в рамках проекта необходим комплекс мер.

В частности, PR-кампания в рамках существующего бюджета — набор ATL-маркетинговых мероприятий:

  • кампания в СМИ (телевидение, официальные СМИ, а также информационно-аналитические ресурсы);
  • создание рекламных модулей, согласованных с новым брендбуком, для размещения в городском пространстве;
  • активное продвижение проекта и его частей в социальных сетях.

Заключение

Реализация проекта «Кунсткамера III тысячелетия» потребует в ближайшем будущем дополнительных средств на поддержку проекта, которые не заложены в бюджете проекта. Одной из мер для привлечения этих средств является формирование попечительского совета при музее наряду с созданием некоммерческого фонда при музее, например, фонда друзей МАЭ РАН.

Такая модель, уже активно используемая другими крупными российскими музеями, позволит провести фандрайзинговую работу по поиску финансирования на проведение реставрации залов и реконструкцию экспозиций музея.

Также создание фонда и попечительского совета позволит эффективнее взаимодействовать с органами государственной и городской власти, расширить межмузейное сотрудничество и выставочный обмен, перезапустить программу временных выставок.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль