Провинциальный эксперимент: современная интерпретация народных промыслов

785
Идея возрождения местных промыслов в современных реалиях, освоения их местными жителями, популяризации народных традиций для Егорьевского историко-художественного музея положила начало долгосрочному проекту, который принес заслуженную победу на международном фестивале Интермузей-2015

По берегам реки Гуслицы (территория Орехово-Зуевского и Егорьевского районов) издавна, еще со времен разгона Новгородской республики, селились раскольники-стригольники. Они славились удивительной предприимчивостью, преуспели в развитии ткачества, плотницкого мастерства, извоза, торговли и разведении хмеля.

Они выработали свой, гуслицкий стиль в иконописи, медной пластике и, особенно, в искусстве переписывания и украшения книг крюкового пения.

Такого яркого, пышного орнамента с неизменным присутствием птичек: печальных, ликующих, спящих, не знают другие старообрядческие центры. Уникальность орнаментов заключалась в том, что они выполнялись кисточкой и перышком, тонкой штриховкой, сочетая русское узорочье с элементами западного барокко. Традиционно использовалось сочетание определенных ярких цветов с обильным золочением.

Этот пласт культуры в настоящее время мало изучен, гуслицкие книги рассредоточены по собраниям центральных музеев, в фондах Егорьевского музея хранится только 6 книг.

Промысел существовал с конца XVIII в. до  20-х гг. XX в. Занимались им, как правило, люди без специального художественного образования. Навыки и приемы передавались из поколения в поколение, что породило несколько стилевых направлений.

В деревнях еще можно встретить в некоторых семьях певчие книги с гуслицкой росписью, но память о том, что их переписывали и украшали орнаментами именно в здешних местах, утрачена.

Идея, цели и задачи

Музей взял на себя инициативу по возрождению промысла в его исконном виде, адаптированном при этом к современным реалиям. Проект был сосредоточен в важном центре старообрядчества и месте бытования промысла — поселке Шувое Егорьевского муниципального района (15 км от города, население — 2591 человек).

Ресурсная база

Финансы

Заявка на реализацию проекта была подана на I Всероссийский грантовый конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» и получил финансовую поддержку Фонда Тимченко в размере 550 тыс. руб. Таким образом было обеспечено основное финансирование проекта. Дополнительные ресурсы были привлечены из средств администрации Егорьевского муниципального района и собственных средств. Общий бюджет проекта — 700 тысяч руб.

Знания

Гуслицкие книги и история гуслицкого края всегда находились в орбите научной деятельности музея, благодаря чему была обеспечена исследовательская база проекта. В проекте также были использованы новейшие научные работы московских специалистов и местных краеведов. Особое внимание в связи с тематикой проекта было уделено непосредственно художественной части гуслицкой росписи: стилям, материалам и технике.

Партнерские отношения

В качестве основного партнера к проекту был привлечен культурно-досуговый центр поселка Шувое, на базе которого была организована мастерская по обучению росписи, прошла презентация проекта, творческие коллективы КДЦ украсили стартовое и финальное мероприятия.

Организационную и финансовую помощь на протяжении всей реализации проекта оказывали администрация Егорьевска и пос. Шувое, а также Управление культуры администрации Егорьевского муниципального района.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Проектная команда

Проектная команда была создана в августе 2014 г.

Руководитель проекта — директор музея Наталия Артемова, автор нескольких грантовых проектов, реализованных музеем в  2006—2014 гг. Руководитель координировал всю деятельность по проекту, заключал договоры, обеспечивал софинансирование и взаимодействие с партнерами.

Одной из ключевых целей проекта была современная интерпретация и актуализация промысла путем создания на его основе востребованных сувениров.

В творческую группу, главными задачами которой являлись изучение технологии промысла, подготовка методического пособия и курса обучения, создание дизайн-макетов гуслицкой росписи, вошли профессиональные художники (в основном, привлеченные специалисты):

А. В. Строчилин, член Союза художников РФ, в прошлом главный художник Дулевского фарфорового завода (географически это центр Гуслиц), председатель МООСХа. Несколько лет назад он стал автором эскизов деколей для трех чайных пар с элементами гуслицкой росписи, заказанных художнику музеем;Т. Н. Черняева, выпускница Высшего художественно-промышленного училища им. Строгановых, зав. отделом маркетинга музея, хорошо изучившая спрос и предложение сувенирной продукции в Художественном салоне музея;И. А. Кузнецова, преподаватель Московского областного колледжа искусств и технологий, факультет графики;Е. В. Оганян, педагог дополнительного образования Егорьевского детского дома, выпускница графического факультета педагогического института;Д. Н. Думачева, выпускница Московского областного колледжа дизайна и технологий, графический факультет.

Техническую группу составили сотрудники музея:

Л. В. Москалева, методист, формировала корзины для творчества, организовывала PR-кампанию, набор групп учащихся, обеспечивала проведение занятий; стала автором сценариев для творческих вечеров, которыми ознаменовались старт и финиш проекта;Л. В. Терпиловская, методист, организовала проведение занятий в дополнительной детской группе, созданной по просьбе родителей;Е. В. Отченко, дизайнер, готовила образцы росписи для занятий по предложенным художниками макетам в соответствии с развитием навыков учащихся;Е. П. Максимова, бухгалтер, вела текущую финансовую деятельность по проекту, оформляла финансово-отчетную документацию.  

Этапы Реализации проекта

Подготовка

В августе — первой половине сентября 2014 г. участникам творческой группы были предоставлены образцы гуслицких рукописных книг в виртуальном формате, собранные музеем на основе исследований собственных коллекций, книг, хранящихся в старообрядческих храмах и хранилищах других музеев. Самую большую дискуссию вызвал вопрос о красках, с помощью которых воспроизводились орнаменты. В ходе ее было выявлено, что во второй половине XIX в. гусляки использовали тушь и золочение. В качестве бумажных заготовок предполагалось использовать готовые формы, которые предлагались магазинами, где продавались товары для скрапбукинга.

После приобретения пробных экземпляров выяснилось, что некоторые из них имеют форму (узорчатый край, небольшой размер), вступающую в противоречие с орнаментами, которые предполагалось нанести на сувениры. Поэтому было принято решение разработать и изготовить в полиграфической фирме собственные заготовки.

В этот же период происходило формирование корзин для творчества. Были приобретены тушь, кисти, перья, калька, полиграфические вставки, объемные предметы из бумаги: блокноты, альбомы и др.

Основной этап

С начала сентября началась активная PR-кампания. Были опубликованы статьи в СМИ, записаны интервью на местном телевидении, расклеены объявления о наборе в Школу мастеров в поселке Шувое и окрестных деревнях. Опасения вызывало отношение местного старообрядческого храма к проекту, т. к. орнаментами украшались книги духовного содержания.

Летом был организован визит в шувойскую Троицкую церковь и встреча с ее настоятелем, отцом Максимом. Итогом встречи стало то, что отец Максим одобрил и идею возрождения росписи, и сам проект.

Старт проекта был дан в шувойском КДЦ. На открытии проекта выступали руководство города и музея, настоятель храма. Художники из творческой группы провели в вестибюле показательный мастер-класс.

Старт занятиям был дан 21 сентября. Участниками Школы мастеров стали 25 человек. Из участников проекта было 24 женщины, 1 мужчина. До 20 лет — 7 человек; от 20 до 35 лет — 8 человек; от 35 до 50 лет — 3 человека; старше 50 лет — 7 человек. Жители поселка Шувое — 16 человек, из других населенных пунктов — 9 человек (при этом многие имеют родовые корни в поселке Шувое).

Занятия проводились в воскресные дни в 12.00, т. к. это было наиболее удобное время для тех, кто работает и учится. Было проведено 10 занятий, продолжительность которых иногда превышала 1,5 академических часа.

Завершающий этап

Разработанные членами творческой группы Методические указания по обучению приемам гуслицкой росписи в современном художественном прочтении были изданы тиражом в 100 экземпляров. Методичка написана доступным языком и адресована людям, не имеющим специального художественного образования. Большой удачей стала разработка художником А. В. Строчилиным раздела по соотношению и соответствию цветов в орнаментах, т. к. при выполнении заданий по росписи учащиеся испытывали большие трудности в сочетании теплых и холодных цветов, соотношении основного и дополнительного цветов.

Этот раздел дает простор для собственных творческих интерпретаций орнаментов.

Для готовых изделий были разработаны макеты упаковки, аннотации.

Финалом проекта стала организация выставки-отчета в Парадном зале музея в ноябре 2014 г. и заключительный вечер с подведением итогов проекта, обсуждением перспектив его развития. Всем слушателям Школы мастеров были выданы красочные свидетельства об окончании курса и об участии в «Провинциальном эксперименте», наборы заготовок для дальнейшей работы.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Достигнутые результаты

Продукты

Учебный курс, разработанный на основе изучения гуслицкого промысла, интерпретирующий его с позиции сегодняшнего дня. 2 Новая форма творческого досуга и, возможно, дополнительного заработка для местных жителей. 3 Линейка самобытных сувениров, предъявляющих специфику места.

Новая форма творческого досуга и, возможно, дополнительного заработка для местных жителей.Линейка самобытных сувениров, предъявляющих специфику места.

В настоящее время в музее разработана экскурсия, аттрактивными экспонатами которой являются живопись и изделия промыслов старообрядцев, и предлагается мастер-класс для детей «Райская птица Гуслиц», связанный с тематикой проекта.

Творческая реализация

Наиболее важными результатами проекта стало отношение учеников Школы мастеров к занятиям. По отзывам слушательницы Светланы Белоусовой: «Днем мне некогда, а вечером я всех спать уложу, сяду и пишу, и так тихо и светло на душе, как будто я с Богом говорю».

Многие слушатели захотели продлить курс обучения, а значительное число жителей поселка, сожалея, что не попали на набор в сентябре, изъявили желание посещать подобный курс, в случае если он будет объявлен повторно.

Во время эксперимента не было отказа от выполнения заданий. Когда преподаватель пыталась распределить более сложные заготовки среди успешных учеников, остальные немедленно требовали возможности такой же работы. Ближе к окончанию курса, ученики, опираясь на полученные навыки, стали создавать собственный дизайн и украшать им сувенирную продукцию.

Причем качество таких изделий оказалось очень высоким. Всего к концу курса было создано свыше 300 образцов изделий.

Большой интерес к достаточно трудоемкой росписи проявили дети. Работы учеников детской группы, для которых были разработаны собственные облегченные образцы, также были представлены на выставке.

В результате проекта появился повод познакомить жителей через творчество с историей Гуслиц, с литературными произведениями В. Гиляровского, Н. Лескова и других писателей, которые талантливо рассказывали о промыслах и особенностях этого удивительного места.

Современные гусляки гордились, что они стали объектом пристального внимания музейных специалистов, почувствовали, что родовая принадлежность выделяет их. Это способствовало росту самосознания.

Участники проекта — педагоги и художники, нуждающиеся в новых областях применения своих знаний и компетенции, получили возможность для творческой реализации и дополнительный заработок.

Музей попробовал себя в роли музея-мастерской, который через творчество способен в новом формате преподносить исторические и художественные знания, интерпретировать наследие территории. В результате проекта музей получил новый инструмент для воздействия на качество жизни и привлек новую аудиторию.

Новый этап в развитии музея

Проект изначально был задуман как долгосрочный. Возрождение промысла, освоение его местными жителями, популяризация — дело не одного года. После успешного завершения проекта в ноябре 2014 г. был осуществлен мониторинг и предприняты шаги для его последующей реализации.

Оценка эффективности проекта позволила оценить его востребованность. Стали понятны и ограничения: короткий курс обучения, позволивший получить первоначальные навыки, но не отточить мастерство и развить собственное видение, и несовершенство бумаги как основного носителя, в особенности, для утилитарных сувениров.

Гуслицкое искусство изготовления книг включало каллиграфическое переписывание текстов и нот, книжную роспись, изготовление кожаных переплетов с ручным тиснением узоров. Этими видами работ занимались разные люди. Возникла идея поместить орнаменты, выполненные на бумаге, в кожаное обрамление-футляр, имеющий окошко с защитной пленкой, с нанесением тиснения на кожу.

Дизайн-макеты форм и тиснения будут созданы по образцам и интерпретациям узоров на кожаных переплетах гуслицких книг. Росписи будут украшать сувениры и бытовые предметы из тисненой кожи: чехлы, обложки, очешники, портмоне, рамки для фотографий и пр.

В мае 2015 г. с идеей продолжения проекта музей одержал победу в грантовом конкурсе «Культурная мозаика: лучшие из лучших».

Важным аспектом работы остается поддержка со стороны городской администрации. По итогам 2014 г. «Провинциальный эксперимент» был включен в программу «Развитие культуры Егорьевского муниципального района на  2014—2018 гг." с выделением финансирования до 2018 г.

По итогам проекта появились новые партнеры, готовые оказывать материальную помощь. Это ОАО «Егорьевск-обувь», с которым заключено соглашение о предоставлении материалов для изготовления кожаных изделий и их частичная обработке; и типография «Видео-пресс. Егорьевск», где займутся предпечатной обработкой дизайн-макетов для тиснения на коже, изготовлением бумажных заготовок.

В рамках проекта 2015 г. будет разработано продолжение учебного курса по основам художественного творчества (композиция, перспектива, сочетание цветов и пр.) на базе гуслицкого промысла. Курс будет предложен лучшим выпускникам проекта 2014 г., которые смогут создавать более сложные узоры, разрабатывать собственные дизайн-макеты. Курс будет рассчитан на 2 месяца и проведен осенью.

В июне 2015 г. был объявлен повторный набор на начальные основы промысла: информация размещена на сайте музея, в социальных сетях, во всех городских СМИ (три газеты, радио и телевидение), на наружной рекламе. Его выпускники также будут приглашены на осенние занятия.

В перспективе проект будет продолжен в форме Центра возрождения гуслицкого промысла: долгосрочный курс обучения для разных возрастов; технологии гуслицкой росписи на различных материалах; образовательные программы.

Изделия, выполненные учениками, будут приниматься в салон музея, сувенирные киоски города, использоваться в представительских целях музея и города, сохраняя традиции и обеспечивая местных жителей дополнительным заработком.

На международном фестивале « Интермузей-2015» проект «Провинциальный эксперимент» стал победителем в основной конкурсной программе в номинации «Лучший проект, направленный на сохранение нематериального наследия».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×