Волонтеры – проводники между музеем и посетителями

229
На прошедшем международном фестивале Интермузей-2015 Государственная третьяковская галерея получила приз Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации Лучший волонтерский проект музея.

Зачастую музею, как в прочем и любому другому учреждению культуры, требуются дополнительные человеческие ресурсы. Их помощь неоценима, например, при проведении масштабных мероприятий, или когда реализуется разовый проект и возникает потребность в специалистах узкого профиля, которых нет в штате.

За последние несколько лет в российские музеи пришли новые участники коммуникации волонтеры, неравнодушные посетители, те, кто хочет на добровольных, общественных началах помочь музею, те, кому важно быть причастным к созданию общего проекта.

Сообщество волонтеров

Сообщество волонтеров Третьяковской галереи существует с весны 2012 г. Первым проектом, к работе над которым галерея пригласила волонтеров, было создание сайта выставки Константина Коровина. Четыре энтузиаста помогли сотрудникам снять интервью с кураторами выставки, сделать фотосъемку, смонтировать видеоролик.

Первый удачный опыт доказал, что такой формат работы приемлем и весьма результативен. Было сформировано сообщество волонтеров, определены цели и формат работы. Сначала в сообщество вошло около 20 человек, теперь насчитывается свыше 200.

 Волонтер (от лат. voluntarius) — добровольный, поступающий по собственной воле

Большинство волонтеров — это студенты и выпускники гуманитарных вузов. Есть среди них и те, кто только заканчивают школу. Последнее время к нам приходит все больше людей, которые уже состоялись в своей основной профессии и задумываются о получении второго высшего образования в сфере искусства или хотят принять участие в жизни музея, реализуя свой опыт и знания.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Важно для музея

Самый простой ответ: волонтеры оказывают помощь в тех областях, где у музея нет возможности и ресурсов привлечь своих специалистов. Так, на больших мероприятиях никогда не окажется лишним человек, который поможет посетителю сориентироваться в происходящем.

Волонтеры выступают посредниками между музеем и его посетителями, они — своего рода проводники идей и принципов, лежащих в основе работы организации. Интерес и неравнодушие определяют их желание вкладывать свои силы и опыт в проекты музея.

Это люди, которые изнутри видят, как создаются проекты музея, которые знакомятся с его закулисной жизнью. Принимая в этом участие, они начинают лучше понимать механизм жизнедеятельности галереи.

Кто-то посвящает волонтерству два часа свободного времени в день, кто-то хочет на неделю погрузиться в интенсивную работу, кто-то готов больше месяца работать над проектом.

Одни волонтеры принимают участие дистанционно, другие приезжают на место проведения мероприятий, третьи работают в офисе вместе со штатными сотрудниками.

Нужно волонтерам

Что мотивирует людей вступить в сообщество, работать на общественных началах, какие цели они ставят?

Почему появляется стремление участвовать в проектах и как они оценивают свой вклад в работу?

Никто не даст ответа на эти вопросы лучше самих волонтеров.

Почти все отмечают, что такой вид деятельности для них — это способ получения новых знаний: о том, как устроена и работает галерея, о коллекциях, основных понятиях искусствоведения. Многие рассматривают волонтерство как вариант интересного досуга. Людей привлекают новые виды занятости, необычная рабочая обстановка. Хочется посмотреть, как выглядит пресс-конференция или вернисаж, что происходит в залах в то время, когда музей закрыт для публики, где проходит работа научных сотрудников.

Для тех же, кто хочет работать в сфере культуры и искусства, волонтерство — отличная возможность профессиональной практики. Понимать, как организуется рабочий процесс музея важно тем, кто учится по специальностям искусствоведение, история, культурология, связи с общественностью, межкультурные коммуникации.

Отличной мотивацией становится и возможность общения с интересными специалистами. Участвуя в различных проектах, волонтеры знакомятся с научными сотрудниками музея, искусствоведами, реставраторами, экскурсоводами, журналистами, приглашенными на мероприятия кураторами, режиссерами, критиками.

Особо следует отметить, что опыт волонтерской работы — хорошая строка в резюме

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Чем занимаются волонтеры

Сфера деятельности волонтеров в галерее довольно разнообразна.

Помощь при организации и проведении мероприятий. Волонтеры обеспечивают комплекс мероприятий от встречи гостей до кураторской работы. На больших мероприятиях типа «Ночь в музее», вернисажах крупных выставках, мастер-классах и концертах они помогают посетителям сориентироваться в пространстве, выстроить свой маршрут, разобраться в программе мероприятия.

Переводы текстов пресс-релизов и интервью иностранных музеев, срочные переводы информационных материалов галереи для СМИ. Подготовка материалов для соцсетей. Волонтеры пишут заметки о художниках, сообщения о выставках, берут интервью у посетителей. Дизайн. Когда музею не хватает собственных ресурсов или если нужен некий новый художественный подход, за помощью и идеями мы обращаемся к молодым дизайнерам. Проведение фотосъемки. На больших мероприятиях, где события одновременно разворачиваются и в Лаврушинском переулке, и на Крымском Валу, и в малых музеях, волонтеры помогают штатному фотографу.

Кроме того, волонтеры-фотографы оказывают большую помощь в съемке информационных носителей в городе с материалами о галерее. Такие фотоматериалы музей использует в различных отчетах. Текущая работа в отделах: мониторинг СМИ, систематизация материалов и архивов, сбор информации.Работа в качестве экскурсоводов на выставках или экспозициях. Ею занимается отдельная группа волонтеров, у которых есть искусствоведческое образование.

Арт-эдьюкейторы, арт-волонтеры, молодые искусствоведы — этими определениями мы описываем тех, кто помогает посетителям музея ознакомиться с произведениями искусства, экспозицией, концепцией выставки. Обычно мы привлекаем волонтеров на подобные проекты на больших мероприятиях («Ночь искусств», «Ночь в музее») и всегда видим благодарность и восторженную реакцию посетителей.

Волонтерство выгодно всем его участникам.

Для волонтера

Это расширение возможностей самореализации и самосовершенствования, реализации фундаментальных конституционных прав человека на свободное развитие личности, участие в управлении делами государства, в принятии решений; получение новых знаний и навыков, что особо интересно молодежи; решение собственных проблем нуждающихся людей; реализация потребности быть социально полезным членом общества; решение проблем востребованности обществом и др.

Для государства

Волонтеры независимо от своего социального и должностного положения, места жительства, политических и религиозных убеждений участвуют на безвозмездной основе в общественно полезной работе, в делах общества, тем самым способствуют более эффективному решению задач, стоящих перед государством и обществом.

Для НКО

Волонтеры — мощный источник ресурсов для достижения миссии и приоритетов некоммерческих организаций. Добровольцы дополняют работу оплачиваемого штата, повышая эффективность в целом, привносят перспективы развития организации, вызывая доверие к сектору НКО в обществе.

Для бизнес-организаций

Корпоративное добровольчество, участие работников компаний в добровольческой деятельности — это новая возможность помощи сообществам, получение новых знаний и навыков сотрудниками, развитие организаций.

Как координируется работа сообщества

Работа сообщества координируется сотрудниками отдела по связям с общественностью. Процесс организован следующим образом:

Желающий отправляет на электронный адрес заявку и резюме.Контактные данные кандидата вносятся в единую базу, дополнительно указывается сфера деятельности, интересная кандидату. От отделов собираются запросы на волонтеров с указанием характера работы, сроков, требуемых от исполнителя навыков и умений. Сообщество постоянно информируется о текущих потребностях галереи и задачах. Контактов в базе очень много, и зачастую мы всегда довольно оперативно находим тех, кто может нам помочь. Например, на последнюю «Ночь в музее» было приглашено около 40 волонтеров, из них около 20 помогали на площадке организаторам мероприятия, 15 применили свои знания в истории искусства и вели небольшие экскурсии по выставкам, 4 фотографа снимали мероприятия, которые проходили на трех площадках музея.Формируются списки желающих. После первичного интервью контакты передаются кураторам в отделы.

Часто желающих оказывается больше, чем требуется. Для того чтобы корректно отбирать участников на более сложные и ответственные задания, мы используем определенные системы отбора. Так, для переводчиков наш стажер из Великобритании разработала тестовое задание, которое позволяет определить уровень владения английским.

К выбору художников привлекаются специалисты из отдела дизайна. При привлечении молодых искусствоведов к работе с посетителями учитывается мнение методистов, музейных педагогов и экскурсоводов.

Когда на роль арт-эдьюкейторов мы приглашаем студентов и выпускников, то обязательно уточняем, где и на каком курсе они учатся. Для начинающего изучать историю искусства может быть сложно на должном уровне подготовить рассказ о художнике, произведении, направлении. Темы для арт-эдьюкейторов подбираются с учетом интересов волонтеров, стараемся например, чтобы они совпали с темами курсовых или дипломных работ.

Предварительная подготовка волонтера. Иногда без нее не обойтись, в этом случае организуются встречи с научными сотрудниками, тренировки с экскурсоводами и методистами, консультации специалистов по связям с общественностью. Такое обучение обязательно проходит перед проектом, связанным с искусствоведческой деятельностью. Самый кульминационный момент — непосредственное начало работы волонтера. Опытным путем мы разработали некий механизм ее организации: делаем несколько информационных рассылок с напоминанием о событии, на больших мероприятиях, которые длятся весь день или вечер, делим волонтеров на две смены.

На площадке, где проводится мероприятие, всегда присутствует сотрудник, к которому можно обратиться. Если человек работает у нас в офисе и ему предоставляется рабочее место, подробно объясняем, как устроена работа, где находятся необходимые материалы. Когда работа ведется дистанционно, стараемся максимально оперативно реагировать на сообщения и письма. Очень важно создать такую атмосферу, чтобы человек сам максимально включился в работу.

Надо дать человеку осознать свой фронт работ и почувствовать, что у него ответственное задание. Тогда он преображается: робость, стеснительность и неуверенность пропадают. Совместное обсуждение итогов после завершения проекта.

Обратная связь — ключевая задача, которая стоит перед организаторами сообщества. Каждому волонтеру важна не просто и не только благодарность, но глубокое заинтересованное внимание и оценка его работы. Ведь именно оценка помогает корректировать и улучшать работу, мотивировать на дальнейшие достижения.

Встречи для участников сообщества — прекрасная возможность всем друг с другом познакомиться, представить координаторов проектов, рассказать о сделанном и озвучить планы. Волонтеры становятся нашими гостями на вернисажах, мы приглашаем их на концерты, занятия, организуем экскурсии и прогулки со специалистами музея. В благодарность за проделанную работу дарим каталоги наших выставок, книжную и сувенирную продукцию музея. Музей всегда готов письменно оформить благодарность в виде письма, рекомендации, отчета о работе. Это особенно полезно тем, кто подает документы на обучение, стажировки или работу.

Нормативные документы, регулирующие волонтерскую деятельность в России

  • Федеральный закон от  11.08.1995 №  135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от  17.11.2008 №  1662-р
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от  30.07.2009 №  1054-р
  • Федеральный закон от  23.12.2010 №  383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“…»
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от  29.11.2014 №  2403-р
  • Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации, предусматривающая ее реализацию до 2016 года, утв. распоряжением Правительства РФ от  18.12.2006 №  1760-р

Планы на перспективу

Практика показывает, что несмотря на успехи в организации работы сообщества, нам еще есть к чему стремиться.

Предстоит более системно выстроить работу сообщества, обновить программное обеспечение и разработать нормативные документы. Сейчас для работы с волонтерской службой используются следующие инструменты:

Электронная почта сообщества, на адрес которой желающие отправляют свои резюме. База контактов, где систематизирована вся необходимая информация о волонтере: имя, возраст, образование, опыт работы, желаемые сферы занятости.

Обязательно фиксируется период, когда человек вступил в сообщество. Здесь же информация и о всех проектах, в которых волонтер участвовал с указанием выполняемых функций.Система e-mail рассылки.

Используемая для этого платформа позволяет одновременно рассылать письма большой группе людей без опасения того, что сообщение отправится в папку «спам». Кроме того, программа позволяет вести аналитику: сколько человек открыли письмо, сколько перешли по ссылке и т. п.

Каждое письмо с предложением присоединиться к проекту содержит четкую информацию: кого приглашаем, что и когда нужно будет делать, последний срок, подачи заявки на участие в конкретном проекте, контакты, по которым можно связаться с кураторами проекта. Прописывается даже такая мелочь, как желаемое название письма с заявкой — это очень упрощает последующую работу.

С помощью системы рассылки есть возможность выразить благодарность участникам сообщества, делиться совместными достижениями, рассказывать о новостях, приглашать на встречи, концерты, лекции.

В ближайшее время планируется модернизировать систему подписки, базу данных и учет выполненных задач и проведенного за работой времени. Рассматривается возможность размещения на сайте формы заявки на вступление в сообщество. Будет заменена платформа для управления веб-проектами и корпоративными порталами.

Наш опыт уже сейчас позволяет выделять несколько групп волонтеров по интенсивности и активности их участия в проектах, мы надеемся зафиксировать эту разницу и продумаем систему, отражающую реальную вовлеченность каждого.

Важным направлением развития сообщества является разработка узнаваемого стиля волонтера. В этом направлении уже сейчас сделано не мало: используем футболки, беджи, значки. Беджи волонтеров похожи на беджи сотрудников.

Это необходимо для того, чтобы посетитель музея не смущался при общении с молодыми людьми и понимал, что они уполномочены ответить на его вопросы.

Для нескольких мероприятий наши добровольные партнеры, помогавшие организовывать культурно-образовательную часть, взяли на себя изготовление футболок. Их дизайн соответствовал общему графическому решению мероприятия.

Все эти нововведения идут одновременно с разработкой новой программы сообщества.

Необходимость такого документа безусловна. Программа не только отразит общие требования к сообществу, но и регламентирует порядок его работы. Это позволит музею выстроить оптимальную схему коммуникации с волонтерами и повысить взаимовыгодное сотрудничество.

История долгой дружбы

Мы поддерживаем хорошие отношения со многими волонтерами даже после того, как они перестают принимать активное участие в жизни галереи. Организуем встречи, где они рассказывают, как складывается их учеба и работа.

Мы гордимся тем, что всего за три года существования сообщества волонтеров мы увидели множество вдохновляющих примеров их профессионального и личностного роста:

  • фотограф Евгений Алексеев прошел путь от волонтера до сотрудника, фотографа-художника галереи и сегодня в его ведении вся фотодокументация выставок, событий и мероприятий;
  • дизайнер Василий Кузнецов создал проект совместной информационной кампании галереи и РЖД, которая реализовалась на площадях перед главными вокзалами Москвы;
  • студенты Мария Макарова и Мария Перминова начали с ведения экскурсий, а позже выступили сокураторами программы мероприятий в рамках международной акции «Ночь в музее» для одной из территорий галереи ( Музея-мастерскойА. С. Голубкиной).

Диалог между галереей и волонтерами развивается, и следует отметить, что общая работа его участников приводит к хорошим результатам.

Для большого музея с полуторавековой историей оказывается очень важным и полезным мнение и помощь молодых, активных, неравнодушных, амбициозных людей.

А они в этом взаимодействии находят возможности для самореализации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×