Учреждения культуры в 2017 году: кто придет работать

1033
К главным приоритетам культурной политики города Москвы, которые соотносятся с потребностями его жителей, относят развитие культурной коммуникации и инфраструктуры, развитие территорий, поддержку культурного производства

Сфера культуры и искусства в силу своего характера  значительно отличается от других сфер. Одной из главных отличительных черт является ее изменчивость. Поскольку именно тут происходит регулярное внедрение инновационных форм  и интенсивное изменение структуры управления. Конечно же, все это ставит перед сотрудниками, которые работают в организациях культуры, особые требования к знаниям, навыкам и способностям. Поэтому и подготовка работников культуры должна осуществляться особым образом.

Какие требования выдвигают государственные стандарты

Согласно федерального государственного образовательного стандарта  по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» в ходе обучения специалистов для организаций культуры должен быть сформирован целый ряд необходимых компетенций.  Поэтому встает вопрос - какие же специалисты – творцы или управленцы нужны учреждению культуры  в 2017 году? Ответ на него можно получить, проанализировав данный стандарт.

С самого начала стоит заметить, что в соответствии со Стандартом одной из наиболее важных составляющих подготовки управленческого персонала в сфере культуры является творческо-производственная деятельность. В связи с этим перечень профзадач специалистов в области культуры считают:

  • организатора социально-культурного творчества и развивающего рекреативно-развлекательного досуга;
  • социально-культурного технолога;
  • руководителя учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы, индустрии досуга и рекреации;
  • продюсера культурно-досуговых программ;
  • художественного руководителя клубного учреждения и других.

Хотя перечень включает в себя задачи различного характера, например, проектной, педагогической и научно-методической деятельности, все же приоритетными  для организации культуры являются задачи творческого характера. Поэтому, чтобы обеспечить их решение на высоком профессиональном уровне, необходимо хорошо потрудиться над развитием соответствующих компетенций.

Компетентностная модель профподготовки включает 29 творческих компетенций. Это количество значительно преобладает над численностью других компетенций.

Формирование специалиста, который смог бы реализовать свой творческий потенциал в интересах культурной политики государства, является главной целью Стандарта. Это подтверждается характеристиками компетенций, обязательных для осуществления творческой деятельности.

Что касается основного направления подготовки «Социально-культурная деятельность», то в этом случае прежде всего необходимо сформировать способность эффективной реализации наиболее важных задач государственной политики в культуре при осуществлении деятельности социально-культурного характера.

Также обязательной является компетенция  готовности применения технологии социально-культурной деятельности в информационно-просветительской работе с целью организации досуга населения, обеспечения условий национально-патриотического воспитания и так далее.

Не менее важной является и компетенция способности создавать сценарно-драматургическую основу социально-культурных программ, а также сами программы, используя при этом технические средства и сценическое оборудование.

Данные компетенции формируются в ходе изучения различных дисциплин, например, «Социокультурной анимации», «Сценарно-режиссерских основ» и других.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

О приоритетах культурной политики города Москвы

К главным приоритетам культурной политики города Москвы, которые соотносятся с потребностями его жителей, относят развитие культурной коммуникации и инфраструктуры, развитие территорий, поддержку культурного производства.

Так, к примеру, последний из вышеозначенных приоритетов предполагает осуществление поддержки обеспечения высококачественных услуг, предоставляемых учреждениями культуры, а также творческих инициатив. С целью удовлетворения потребностей населения Москвы в качественном досуге московским Департаментом культуры проводится следующая работа:

  • в город привлекаются известнейшие творческие коллективы мира;
  • обеспечивается развитие проектной деятельности и поддержка развития творческих индустрий.

Москвичи, как и жители других городов, востребуют доступных и высококачественных услуг в области культуры. Проведенное исследование в который раз подтвердило данную потребность. Однако при этом было отмечено и тот факт, что большинство горожан мало понимают в различиях между учреждениями культуры и развлекательными заведениями – барами, ресторанами, торгово-развлекательными центрами. Как правило и те, и другие объекты воспринимаются населением Москвы как места для свободного времяпрепровождения.

Посещая организацию культуры, москвич имеет стремление к участию в интерактивных культурно-досуговых мероприятиях, реализации творческих инициатив. Также он изъявляет желание стать участником таких инновационных форм социо-культурной деятельности, как перфомансы, квесты и другие. Оказать помощь в воплощении планов, а также поддержать инициативу потребителя могут наставники - специалисты учреждений культуры.

О подготовке специалистов сферы культуры в Москве

Московские высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области культуры, в том числе и МГУУ,  обеспечивают учебно-образовательный процесс  таким образом, чтобы в ходе его осуществления обучающиеся могли приобрести не только знания, но и ценностные основы культуры.

Обеспечению ценностного аспекта способствует компетентностный подход. С целью воспитания будущего высококлассного работника учреждения культуры, обучающегося сразу же внедряют в творческо-производственную деятельность.

В МГУУ формирование профессиональных компетенций происходит  в ходе  осуществления выездных и индивидуальных занятий. Так, например, во время «выездов» в учреждения культуры  происходит знакомство студентов с творческо-производственным процессом данной организации и включение их в этот процесс. Кроме того, они занимаются разработкой проектов для учреждения культуры.

Что касается индивидуальных занятий по творческим дисциплинам, то в этом случае прежде всего преподаватели учебного заведения занимаются раскрытием у студентов творческих способностей. После этого студенты становятся участниками проектов, выступая в роли как постановщиков, так и исполнителей. Приобретя некоторые знания и навыки, они самостоятельно  создают творческие проектные работы.

Реализация авторских проектов, подготовленных студентами МГУУ, происходит в таких учреждениях культуры, как парки, библиотеки, клубы, с которыми университет заключает договоры партнерства. Это дает возможность исключить лабораторный подход, при осуществлении которого все мероприятия готовятся на площадке учебного заведения.

В ходе творческо-производственной деятельности студенты часто апробируют такие инновационные формы культурно-досуговых программ:

  • мастер-классы;
  • сторителлинги;
  • перфомансы;
  • квесты и другие.

Осуществление такого подхода способствует изучению предпочтений и потребностей посетителей организаций культуры, а также позволяет преобразовать творческо-производственную деятельность партнерских учреждений.

Стоит отметить и факт актуализации традиционных форм подготовки специалистов, которая происходит за счет интерактивной составляющей. К примеру, Московским институтом социально-культурных программ регулярно исследуется целевая аудитория учреждений культуры, студенты университета занимаются изучением данной темы на конкретных примерах определенных учреждений.

Проведение таких исследований подтверждают то, что современные потребители желают стать участниками социально-культурных мероприятий. С целью удовлетворения данной потребности во все культурно-досуговые программы, которые проводятся в традиционной форме, включаются различные интерактивные элементы, например, прямое обращение к зрителям, игровые моменты  и так далее.

Прохождение будущими специалистами производственной практики позволит вырастить из них поколение универсальных профессионалов, менеджеров социально-культурной деятельности нового типа.

Осуществляя профессиональную подготовку кадров для социально-культурной сферы, необходимо строить ее на симбиозе творческо-производственных и управленческих компонентов.  Обеспечение такого подхода даст гарантию эффективного развития серы культуры и культурно-досуговой деятельности.

Если образовательная программа для подготовки специалистов культуры будет направлена на формирование у студентов управленческих и творческих компетенций, то данная сфера деятельности сможет получить молодых талантливых сотрудников, способных решить любые управленческие задачи и стать частью творческого коллектива.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Каким должен быть успешный специалист учреждения культуры

Деятельность высокопрофессионального специалиста учреждения культуры  должна быть направлена на то, чтобы менять качество жизни горожан в лучшую сторону. Поэтому успешному специалисту подобной организации, независимо от занимаемой им должности, в первую очередь необходимо быть разнонаправленным.

То есть, он должен хорошо разбираться в вопросах, касающихся юридической, финансовой и кадровой сторон деятельности учреждения культуры, иметь управленческие качества и творческое мышление, располагать коммуникативными навыками, ориентироваться в трендах сферы культуры, уметь осуществлять оценку эффективности деятельности и компетенций партнеров.

При подготовке успешных специалистов области культуры и культурно-досуговой деятельности необходимо учитывать  тот факт, что  на сегодняшний день происходит модернизация не только содержания учреждений культуры, но и их внешней стороны. То есть изменяется облик организации, появляется ее собственная полиграфическая продукция, создаются официальные  сайты, навигационные системы.

Поэтому молодые специалисты учреждений культуры должны обладать знаниями о  тенденциях, сложившихся в сфере дизайна, а также иметь хорошо развитый художественный вкус. Необходимыми являются и умения внедрять инновационные формы работы, например:

  • создавать арт-резиденции;
  • использовать конкурсные механизмы  и так далее.

Это позволит  не только привлечь новые творческие силы, но значительно обновить содержательную сторону деятельности учреждения культуры.

Конечно же, творческие навыки играют немаловажную роль для любого специалиста, однако,  они не являются ключевыми. Ведь, как правило,  основные должности учреждения культуры  предполагают выполнение управленческих функций, а не творческих.

Для того, чтобы сформировать в учреждении успешную, эффективную команду специалистов,  стоит привлекать к творческой деятельности и административный персонал. Положительный результат даст и его привлечение к работе на тех или иных мероприятиях, общению с целевой аудиторией учреждения культуры. При вовлечении сотрудников организации в творческие процессы, возникает мотивация персонала, значительно углубляется понимание целей, задач и внутренних механизмов организации.

На сегодняшний день успешный специалист области культуры  должен представлять собой творческую личность, обладающую управленческими компетенциями. В процессе подготовки такого специалиста  в первую очередь стоит акцентировать внимание на формировании именно творческие компетенции, которые в ходе деятельности будут прекрасно дополнять компетенции управленческого характера.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль