Библиотечное обслуживания населения: рекомендации

900
За последние десять лет в библиотечной сфере РФ происходят активные преобразования, которые прежде всего вызваны быстроразвивающейся технологической реальностью, а также реформами, происходящими в современном обществе

Какие изменения в законодательстве касаются вопроса библиотечного обслуживания

В нормативно-правовые документы были внесены следующие изменения:

  • полномочия поселений сельского типа, которые касаются вопросов организации обслуживания населения библиотеками, а также формирования и сохранения библиотечных фондов библиотек, расположенных в этих поселениях были переданы на районный уровень;
  • субъект РФ получил дополнительные правомочия по вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления и так далее.

Роль объекта перераспределения в этом случае отводится  полномочиям, касающимся тех вопросов местного значения, среди которых находятся полномочия по организации библиотечных услуг, предоставляемых потребителям.

В 2014 году были приняты Основы государственной культурной политики.  Одно из наиболее важных мест в данном документе занимают вопросы, касающиеся библиотек, которым отводится роль культурно-просветительских учреждений. При этом акцентируется внимание на сохранении их весомого значения в реализации прав граждан России на свободный доступ к знаниям и информации, гарантируемых Конституцией РФ.

Также в Основах указывается, что сегодня, как никогда, необходимо направить все усилия на сохранение библиотек. Ведь именно эти учреждения культуры являются общественным институтом популяризации литературы, приобщения пользователей к чтению, а также принятия мер, касающихся преобразования их деятельности.

С этой целью стартовало несколько проектов, основу которых составляет создание таких структур, как:

  • центры культурного развития в сельских населенных пунктах  и небольших городах;
  • публичные центры правовой информации;
  • модельные библиотек;
  • комплексы информационного библиотечного обслуживания и так далее.

Однако стоит заметить, что правовое реформирование библиотечной деятельности, предоставляющее муниципальным учреждениям культуры статус юридического лица и связанное с разделением полномочий, влечет за собой и некоторые проблемы. Однако стоит заметить, что правовое реформирование библиотечной деятельности, предоставляющее муниципальным учреждениям культуры статус юридического лица и связанное с разделением полномочий, влечет за собой и некоторые проблемы.

Прежде всего обострению способствовала оптимизация бюджетных расходов, что привело к торможению формирования эффективной системы отвечающих современным требованиям услуг, предоставляемых библиотеками.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

О результатах мониторинга трансформации сети муниципальных библиотек

В ходе проведенного Российской Национальной Библиотекой мониторинга, направленного на изучение происходящих преобразований в  сети муниципальных общедоступных библиотек, было определено несколько наиболее важных проблем:

  • разрушение  целостности информационно-библиотечного пространства как на региональном, так и на федеральном уровне;
  • сокращение числа библиотек;
  • увеличение количества библиотек, которые занимаются обслуживанием читателей по сокращенному графику, предоставляя при этом минимум услуг;
  • понижение обеспеченности населения библиотеками и другие.

Изучение ситуации, которая сложилась в результате преобразований, свидетельствовало о том, что на муниципальном уровне практически разрушена сетевая организация библиотечного обслуживания населения. Такая ситуация объясняется множеством причин. Так, к примеру, на районном уровне была осуществлена частичная или полная децентрализация системы библиотек, множество библиотек было  включено в состав организаций культурно-досугового типа, упразднен статус ЦРБ.

Помимо этого было осуществлено еще целый ряд действий, которые способствовали            разрушению  целостности информационно-библиотечного пространства, например:

  • все библиотеки были переданы на уровень поселений;
  • отменено создание межпоселенческих учреждений культуры и так далее.

В связи с этим множество библиотек, расположенных в сельских населенных пунктах, оказались в роли «одиночек», не ничего из того, что необходимо для обеспечения деятельности:

  • необходимых финансовых ресурсов;
  • квалифицированных работников;
  • материально-технической базы;
  • методического сопровождения;
  • координации в библиотечной деятельности.

Статистические данные свидетельствуют, что практически пятая часть библиотек муниципального уровня оказалась за гранью профессиональной библиотечной сети. Подобных  библиотек, которые действуют в более шестидесяти субъектах РФ, огромное количество.

Множество библиотек  поселенческого, межпоселенческого, городского  и районного уровней становятся структурными подразделениями учреждений культурно-досугового типа. Не являются исключением детские библиотеки и централизованные библиотечные системы.

Также стоит отметить тот факт, что уставные документы многих небиблиотечных систем вообще не предусматривают библиотеки в качестве структурных подразделений. В случае, если библиотека не имеет статуса юридического лица, она автоматически теряет право на обеспечение государственного финансирования, необходимого для подключения к интернету, создания виртуальных читальных залов, комплектование фонда и многое другое.

Кроме того, такие учреждения не имеют доступа и к ресурсам Национальной электронной библиотеки. В результате таких отрицательных моментов библиотеки, включенные в состав КДУ и других небиблиотечных центров,  остаются без необходимой финансовой поддержки и становятся практически невостребованными. А это, как правило, приводит ни к чему другому, как к отсутствию перспективы развития, а в некоторых случаях даже к прекращению существования.

Следующей проблемой, возникшей в ходе реформирования библиотечной сферы, является сокращение сети библиотек. Вместо интеграции данных учреждений культуры в многофункциональные культурные центры, они просто начали закрываться, что как-бы стало основным направлением оптимизации библиотечной сети.

По статистическим данным такое активно осуществляется в более  чем 70 регионах России. Помимо этого в больше сорока из них количество библиотек сократилось на несколько десятков. К примеру, в Тульской области это число достигает 112 учреждений, в Пензенской – 110, Вологодской – 86 и так далее. Многие субъекты Российской Федерации насчитывают десятки так называемых «законсервированных» библиотек, то есть таких, которые только числятся на бумаге.

Ознакомившись с решениями органов местного самоуправления и распоряжениях администраций муниципального образования  касательно закрытия библиотек, можно выделить те причины, которые способствуют развитию такого явления. Одной из наиболее распространенных причин является значительное сокращение бюджетного финансирования, а также регулярное недофинансирование областным бюджетом.

Кроме этого, стоит отметить и другие причины. К примеру, закрытие множества библиотек объясняется осуществлением оптимизации финансовых средств в бюджете сельского поселения или же нецелесообразностью содержания. 

Также в качестве объяснения выступает нахождение помещений, в которых расположены библиотеки,  в предаварийном состоянии  и, как правило, отсутствие средств на их ремонт. В некоторых случая закрытие библиотек включено в план финансового оздоровления муниципального образования.

Одним из отрицательных моментов, выявленных в ходе мониторинга, является сокращение режима работы библиотек, а также возрастание количества учреждений культуры, которые обслуживают пользователей по сокращенному графику. При этом количество предоставляемых услуг сведено к минимуму.

В некоторых областях наблюдается работа  по сокращенному графику от 50 до 80 и более процентов библиотек. Не редкостью является и факт работы сельских библиотек по два-три часа в день или 2-3 дня в неделю. Бытует мнение, что именно такой режим работы  и является основной причиной закрытия библиотек, которое сопутствуется объяснением невостребованности  библиотечных услуг сельскими жителями, малой посещаемостью, не полным функционированием и так далее.

Конечно же, такое положение дел не может вести к повышению качества  библиотечного обслуживания. Как правило, оно приводит к увеличению скрытой безработицы, а также к снижению уровня жизни библиотечных работников.

Среди множества проблем, возникающих в ходе преобразования библиотечного обслуживания, стоит выделить  и понижение обеспеченности населения библиотеками. Чаще всего это вызвано связано с осуществлением разных подходов к соблюдению социальных нормативов, касающихся обеспечения населения данными учреждениями культуры, которые установлены Правительством, но при этом носят рекомендательный характер.

Этим, как правило, объясняется тот факт, что в регионах, имеющих практически одинаковое экономическое развитие и численность населения, наблюдается значительная разница в количестве библиотек. Стоит отметить ежегодное возрастание среднего числа пользователей, которое приходится на одну библиотеку. Такое явление не может не отразиться  на  регионах, имеющих низкую плотность населения.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

О задачах, касающихся решения проблем библиотечного обслуживания

Основной причиной проблем, выявленных в процессе мониторинга трансформации сети муниципальных библиотек,  является не только  дефицит бюджетного финансирования. Большую роль в этом случае играет и отсутствие эффективной стратегии, касающейся организации предоставления библиотечных услуг на уровне муниципалитетов и регионов.

Несовершенство законодательной базы в отношении библиотечной сферы, а также разбросанность библиотек по различным небиблиотечным системам и учредителям не дают возможности  органам власти как следует выполнять свои полномочия. Кроме того, это создает препятствия  для обеспечения качественных библиотечных услуг и их доступности для населения всей территории того или иного субъекта РФ.

Проанализировав  сложившуюся ситуацию, стоит сделать вывод о том, что на сегодняшний день в обязательном порядке необходимо решить две наиболее важные задачи. Прежде всего стоит оптимизировать полномочия, которые касаются библиотечного обслуживания населения  в соответствии с региональным и федеральным законодательством. 

Помимо этого, необходимо направить усилия на то, чтобы сформировать эффективную модель организации предоставления библиотечных услуг населению  всей территории каждого отдельного региона.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль