Детский путеводитель

880
Среди посетителей музея много школьников младших и средних классов. Поэтому учреждению культуры необходимо позаботиться о том, чтобы литература, которую оно выпускает, была не только доступной, но и понятной для этой целевой аудитории

Об использовании детских путеводителей

Особое внимание стоит уделить изданию  путеводителей, с помощью которых дети и подростки смогут  легко ориентироваться на территории музея, получая при этом эстетическое наслаждение и интеллектуальное удовольствие. К этому, собственно, и стремиться данное учреждение.

Вместе с тем, наличие детских путеводителей способствует просвещению и образованию посетителей, а также привлекает в музей взрослую аудиторию – родителей или других родственников  школьников.  Поэтому данные издания по праву могут носить статус семейных.

Практически в каждом музее есть отдел музейной педагогики, сотрудники которого проводят занятия для школьников, используя при этом детские путеводители.  Также данные издания можно приобрести на территории музея-заповедника, что отвечает потребностям не только организованных групп посетителей, но и тех, кто посещает музей в одиночку.

Благодаря путеводителям, и те, и другие, могут получить полную информацию о данном учреждении, его экспонатах, мероприятиях и так далее. Учреждение может издавать путеводители как по территории музея, так и  по каждой отдельной экспозиции.

Поскольку издание детского путеводителя – дело довольно сложное,  к его подготовке стоит привлечь сотрудников отдела музейной педагогики, которые непосредственно работают с детской аудиторией и знают все ее особенности.

Подготовка музейного путеводителя для детей, как правило, строится на следующих принципах:

  • иметь четко проложенный маршрут;
  • текст, представленный в издании, должен быть написан на доступном для данной аудитории языке;
  • быть компактным, но при этом представлять наиболее важные и интересные объекты;
  • иметь привлекательный внешний вид и запоминающееся иллюстрированное сопровождение и другие.

Но самое главное – это то, что путеводитель должен быть увлекательным.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Как оформить детский путеводитель по музею

Оформление путеводителя для детей требует особого подхода, поскольку от этого в большой степени зависит возникновение желания у ребенка увидеть тот или другой музейный предмет или коллекцию, посетить заинтересовавший его уголок и так далее.

Обложка путеводителя может выполнять две функции, то есть одновременно со своим прямым предназначением выступать в роли карты-схемы с проложенным маршрутом.  Многие посетители на практике убедились в удобстве такого подхода. Ведь достаточно легко и удобно двигаться от одного объекта к другому, держа в одной руке карту с проложенным маршрутом, а в другой – саму книжечку с текстом.

Рисуя карту, художники  стараются сделать ее как можно боле забавной. При этом  во многих случаях изображаются не только исторические памятники, существующие на текущий момент, но и давно утраченные, которые, предположительно, находились на том или ином месте.

Примером может послужить составление путеводителя такого исторического объекта, как дворец Дурасова в Люблине.  Основной логикой маршрута является предложение посетителям музея осмотреть данное строение в роли гостя армейского бригадира.  Такое предложение  связано с тем, что сам дворец имеет не совсем обычную форму – сочетание в плане креста и круга. Такая форма строения не предполагает анфилад.

Здание дворца является достаточно компактным. Оно окружено парком, поэтому в данном случае появляется возможность  за короткое время провести посетителей по этому парку и провести осмотр объекта со всех сторон. После этого они могут подняться по главной лестнице в вестибюль дворца и пройти по всех залах, как в те далекие времена делали гости Дурасова. В этом случае используется в основном словесная навигация, однако, при этом присутствует и небольшая карта-схема.

Особенностью составления детских путеводителей является и то, что визуальный ряд  не должен просто повторять то, что посетители учреждения культуры  видят перед собой. Ведь поле зрения человека намного шире той картинки, которая предлагается в книжке. Поэтому лучше всего, если изображение объекта в путеводителе будет представлено в виде «марочки».  Это убедит посетителя в том, что информация касается именно данного памятника или территории.

Иллюстрации должны привлечь внимание ребенка даже к самым мелким деталям, которые самостоятельно он вряд ли увидит. Можно использовать способы приближения или увеличения того, что в реальности находится на большом расстоянии от глаз.

К примеру, на иллюстрациях можно хорошо рассмотреть  верхние части высоких дворцовых стен, потолки или размещенные на них плафоны. В этом случае можно отметить одно из преимуществ путеводителя перед реальными экскурсоводами, которые  не могут увеличить или приблизить  определенный объект.

Также в путеводителе можно использовать метод сопоставления музейных объектов, которые в реальности находятся  в совсем разных местах, расположив их рядом друг с другом. Одним из заданий путеводителя является расширение визуального ряда музейной экспозиции.

Кроме этого детские путеводители должны выполнять и другие функции, а именно:

  • способствовать активному усвоению информации, а не ее простому потреблению;
  • стимулировать к осуществлению самостоятельного поиска, а также многие другие.

Внешняя привлекательность, красивые и запоминающиеся иллюстрации должны вызывать у ребенка желание  поиграть или поработать  с данным пособием.

Если говорить о стимулировании к самостоятельному поиску, то в этом случае стоит прибегнуть  к включению в путеводитель различных заданий, например:

  • решить задачу;
  • ответить на поставленный вовпрос;
  • разгадать ребус, кроссворд или загадку;
  • нарисовать рисунок;
  • дописать предложение;
  • раскрасить картинку;
  • найти в экспозиции тот или иной предмет и так далее.

Воспользовавшись хотя бы раз таким путеводителем, у детей, как правило, возникает желание  просмотреть их или поработать сними снова и снова.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Каким должен быть язык путеводителя

Детский путеводитель должен быть доступным для любого школьника. Но вместе с тем его содержание должно быть строго научным, а форма изложения пользоваться популярностью.  Относительно научности, то авторы данного пособия  чаще всего консультируются с научными сотрудниками учреждения культуры или хранителями музейных фондов.

Язык путеводителя должен отвечать следующим требованиям:

  • быть четким;
  • в изложении должны использоваться короткие фразы;
  • минимальное использование сложных оборотов;
  • построение рассказа от имени сказочных героев, сопровождающих посетителей музея, например, льва – символа царской власти, единорога, мудрого сверчка и других;
  • наличие терминов и незнакомых слов должно быть минимальным и сопровождаться разъяснениями в доступной для детей форме;
  • разъяснения стоит дополнять необходимым изображением, в некоторых случаях не одним, а несколькими.

Художники, которые подготавливают иллюстрации к разъяснениям, должны иметь опыт работы с детской литературой. Также в этом случае  является необходимым тесное взаимодействие редактора и автора путеводителя. Разъяснение может предоставляться в разных формах, к примеру, в виде загадки, кроссворда или ребуса.

Ведь в наше время вряд ли можно встретить ребенка, а иногда и взрослого, который бы точно знал о предназначении таких сельскохозяйственных орудий, как  плуг, борона или соха, которые когда-то использовались крестьянами. Поэтому с целью определения их предназначения и выяснения того, как они выглядят, автор может предложить такое задание, как распутывание путаницы.

При составлении путеводителя для детей стоит обратить внимание и на его обширность. Лучше всего, если он будет вмещать столько информации, сколько можно воспринять на протяжении одного урока. При этом посетители  должны получить сведения о наиболее важных объектах данного учреждения культуры. Оптимальным вариантом является 24 страницы с текстом, сопровождающимся иллюстрациями, размером в половину авторского листа.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль