Финансирование культуры: возможности самоокупаемости

508
Переход учреждения на самоокупаемость предполагает равенство затрат с доходами, которые получены в ходе реализации услуг, осуществляющихся с использованием имеющихся в наличии ресурсов

Предоставление культурных благ, как правило, способствует сохранению существующего фонда культуры. Однако этот процесс требует немалых расходов, которые необходимы для содержания, пополнения, обеспечения условий хранения  этих самых фондов, а также для оказания услуг посетителям учреждений культуры.

Об экономическом инструментарии самоокупаемости  в культуре

Не секрет, что сегодняшний потребитель культурных благ испытывает дефицит бюджета, поэтому оплата, которую он может осуществить за подобные услуги, имеет свои ограничения. Ведь при нынешнем экономическом положении не так легко выделить долю из домашних доходов на потребление благ, предоставляемых учреждениями культуры.

Стоит заметить, что если бы субъект мог покрыть затраты, необходимые для содержания библиотеки или другой подобной организации на все сто процентов, то вместе с этим он получил бы и возможность распоряжаться всем этим по своему усмотрению.

Такое явление сегодня наблюдается при создании коммерческих библиотек, музеев и других учреждений. Однако необходимо учитывать, что в случае оплаты собственного пользования культурным благом человек не может предоставлять его другим потребителям на безоплатной основе.

Расходы учреждения культуры нельзя сопоставлять с размерами оплаты рядового пользователя. Некоторые организации пытаются увеличивать свой доход за счет привлечения большего числа посетителей. Однако при этом возникает некоторая «не состыковка» - увеличение числа пользователь способствует снижению качества предоставляемых услуг.

Если, к примеру, библиотеку будет посещать большое количество людей, то в любом случае они начнут мешать друг другу  получать то культурное благо, за которым они пришли в данное учреждение.  То же самое касается и музеев. Огромная толпа не позволит хорошо рассмотреть экспозиции, побывать во всех залах музея и вообще получить то моральное удовлетворение, на которое рассчитывает посетитель.

И те, и другие  учреждения сталкиваются с проблемой превышения расходов над доходами. Поскольку, чтобы создать и поддержать фонд на достойном уровне, необходимо понести немалые затраты, которые увеличиваются изо дня в день. При этом возможности предоставления частично платных услуг имеют определенные ограничения.

Теоретически необходимость финансовой поддержки сферы культуры  со стороны государства обоснована следующими факторами:

  • представлением культуры как одного из необходимых общественных благ;
  • инвестициями в будущее;
  • поддержкой новых, только-только проявляющихся культурных явлений;
  • обеспечением равных  возможностей для всех слоев населения и многими другими.

Если не вникать в экономические нюансы, то теория строится на том, что услуги, предоставляемые учреждениями культуры, полезны не только отдельному потребителю, но и выступают в роли дополнительного общественного блага.  Ведь люди, которые не покупали билет и не посещали мероприятие, проводимое музеем, театром или библиотекой, все равно получают эффект от предоставленного продукта, поскольку являются членами общества, где предоставляется данный культурный продукт.

Это говорит об обогащении всего общества, а также об оказании положительного влияния на его развитие, каждый из этапов которого реализуется последующим поколением.  Поэтому необходимо обеспечить свободный доступ детей к представленным культурным благам.

Стоит заметить, что ни один человек не может точно сказать  в каком направлении будут  продолжать свое развитие культура и искусство.  При этом освоение новых этапов  не может осуществиться за один день. Для этого необходимо немало времени и, как правило,  большая финансовая поддержка со стороны.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких десятилетий проводились активные исследования в сфере экономики культуры, до сегодняшнего дня  не имеется точных научных данных, которые бы подтвердили наличие данного внешнего эффекта и оценили  положительное влияние культуры на социально-экономическое развитие общества в целом.

На сегодняшний день вкусы и предпочтения потребителей культурных благ ориентируются на обеспечение их высокого качества и установившуюся на конкурентном рынке цену. Хотя при этом говорить о рынке культурных благ как рынке совершенной конкуренции невозможно. И главная причина заключается в  уникальности продукта, предоставляемого каждым из учреждений культуры.

То же самое можно сказать и о потребностях в сфере культуры, которые не могут стоять на оном месте и требуют постоянного развития. На текущий момент нет ни одного утверждения со стороны ученных, доказывающего возможность стопроцентного существования сферы культуры в исключительно рыночных отношениях.

Однако все же можно найти множество примеров, которые бы доказывали возможность самоокупаемости  организаций культуры. Если же говорить о полном переводе любого из видов культурной деятельности на самоокупаемость, то в этом случае данная сфера будет претерпевать сокращение. В результате потребители не смогут  получить все те  культурные блага, в которых они испытывают потребность.

Опираясь на любое из научных трактований, можно сделать вывод, что для обеспечения общества культурными благами в полном масштабе, необходимо обеспечить этим благам поддержку не только со стороны индивидуальных потребителей и государства, но и со стороны других источников.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Об обеспечении финансовой поддержки сферы культуры

В качестве дополнительных источников финансирования в первую очередь может выступать государство и само общество. А если говорить более конкретно, то  стоит означить, что  со стороны общества поддержка может быть оказана:

  • фондами;
  • сообществами потребителей;
  • крупными меценатами;
  • мелкими дарителями;
  • отдельными организациями, которые являются симбиозами с тем или иным учреждением  культуры.

Хотя в России более привычной формой является государственная поддержка культуры.

Стоит заметить, что во многих странах дело обстоит совсем по другому.  Однако при отсутствии финансирования со стороны государства возникает необходимость создания системы поддержки со стороны общества – меценатской традиции, которая поддерживается государственной налоговой политикой, сети фондов, традиции взаимодействия с учреждениями культуры и так далее.

Также компонентом данной системы является и развитое гражданское общество, члены которого могут организовывать различные сообщества с целью решения общих проблем.  Не стоит забывать, что создание сообществ, например, землячеств или городских сообществ, осуществляется на добровольной основе. Участники  принимают активное участие в их работе, преследуя и защищая при этом свои личные интересы .

К примеру, в Соединенных Штатах Америки симбиозы наблюдаются  в таких учреждениях, как университеты и  театры. Уже достаточно долгое время университеты предоставляют театрам свои помещения, поэтому  существование театра в университете давно стало  не только традицией, но и частью жизни данного учебного заведения. Что касается России, то здесь финансирование учреждений культуры со стороны общества находится на стадии зачатия.

Не секрет, что поддержка сферы культуры является для государства тяжелым грузом. Как доказательство, можно рассмотреть  Программу  «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы:

Программа / ответственный исполнитель

Сумма в миллиардах рублей

Вся программа

102,4

Министерство культуры Российской Федерации

82,6

Большой театр

5,2

Госфильмофонд

0,8

Эрмитаж

5,6

Подпрограммы

1.

Наследие

32,8

Министерство культуры Российской Федерации

27,4

Эрмитаж

3,0

в рамках подпрограммы

1.1.

Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия

2,8

Министерство культуры Российской Федерации

2,7

1.2.

Развитие библиотечного дела

4,6

Министерство культуры Российской Федерации

4,5

1.3.

Развитие музейного дела

23,4

Министерство культуры Российской Федерации

20,2

Эрмитаж

3,0

1.4.

Развитие архивного дела

2,0

2.

Искусство

43,3

Министерство культуры Российской Федерации

37,5

Большой театр

5,2

Госфильмофонд

0,7

в рамках подпрограммы

2.1.

Сохранение и развитие исполнительских искусств, поддержка современного изобразительного искусства

19,6

Министерство культуры Российской Федерации

19,2

Большой театр

5,2

2.2.

Сохранение и развитие кинематографии

6,7

Госфильмофонд

0,6

2.3.

Сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов Российской Федерации

0,2

Министерство культуры Российской Федерации

0,2

2.4

Поддержка творческих инициатив населения, а также выдающихся деятелей, организаций в сфере культуры, творческих союзов

6,5

Министерство культуры Российской Федерации

6,5

2.5.

Организация и проведение мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества

10,4

Министерство культуры Российской Федерации

10,4

3.

Туризм

0,7

Министерство культуры Российской Федерации

0,6

4.

Обеспечение условий реализации Программы

2,2

Министерство культуры Российской Федерации

1,9

ФЦП 5

Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)»

18,7

Министерство культуры Российской Федерации

15,3

Госфильмофонд

0,1

Эрмитаж

2,6

ФЦП 6

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011 - 2018 годы)»

4,6

Как видно из представленной таблицы, даже при условии полного отказа от финансовой поддержки сферы культуры на федеральном уровне проблема дефицита бюджета так и остается нерешенной.  Конечно же при этом стоит учитывать и тот факт, что помимо федерального бюджета,  поддержка культуры осуществляется и со стороны бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Данные бюджеты еще больше ощущают на себе эту нагрузку.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Уровень государственных и муниципальных расходов на культуру в Российской Федерации

Бюджет

Доля, в %

На душу населения,

в руб.

Консолидированный бюджет

3,27

2044,77

Бюджеты субъектов Федерации

2,03

1054,44

Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

6,71

9,43

Бюджеты городских округов

3,19

368,01

Бюджеты муниципальных районов

4,06

396,1

Бюджеты городских и сельских поселений

14,89

355,93

Хотя данные показатели  являются повыше, особого значения это не имеет.

Парадоксальным является то, что сфера культуры с экономической точки зрения не такая уж и значимая, однако ее влияние на развитие общества нельзя сравнить ни с чем. Поэтому главной задачей остается смена отношения к данной проблеме. Ведь инвестирование  в культуру – это вложение в развитие человеческого капитала, это соответствующий образ будущего современного общества.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×