Бюджет театра: самоокупаемость

353
Сегодня очень часто можно услышать разговор, касающийся перевода учреждений культуры на самоокупаемость. Хотя, стоит заметить, что данная проблема совсем не нова, и на протяжении многих лет было предоставлено огромное количество объяснений потребностей культуры в дополнительной поддержке

О возможностях самоокупаемости

Как известно, сфера культуры включает в себя такие организации, как музеи, театры, зоопарки, дома культуры, образовательные учреждения, киностудии, библиотеки, цирки и другие, которые нуждаются в дополнительных источниках финансирования. Особо место в этом перечне занимают именно театры, ведь несмотря на нелегкое финансовое положение, на сегодняшний день интерес к этим учреждениям значительно возрос.

Но как бы там ни было, даже если говорить  о московских театрах, где посещаемость находится на достаточно высоком уровне, то и в этом случае финансовое положение далеко от самоокупаемости. Однако все же существуют примеры и среди театров. Так, например, антрепризы издавна и по сегодняшний день работают на принципах самоокупаемости.

Так что же необходимо для того, чтобы обеспечить данный процесс в антрепризах?

Существует несколько особых условий, выполняя которые, можно достичь поставленной цели. Прежде всего необходимо подобрать такой репертуар, который бы вызывал интерес  зрителей и легко ими воспринимался, к примеру, детектив, комедию, мелодраму или даже спектакль, объединяющий в себе все три жанра.

Следующим условием является выбор пьесы, в которой участвуют от двух до пяти актеров. То есть оптимальным вариантом является «малонаселенный» спектакль. Не стоит проводить огромное количество репетиций. Их минимизация не требует больших затрат театра, что позволит сэкономить  как время, так и финансы. Также нужно сократить затраты на оформление сцены и подготовку костюмов. Поскольку максимальное количество декораций экономически невыгодно, да в принципе, не очень и нужно.

Очень хорошо, если для костюмов и декораций будет обеспечена мобильность и компактность. Например, в случае транспортировки  их можно будет разместить в одном купе. Положительный результат может принести и приглашение на ту или иную роль актеров, которые активно снимаются в сериалах. Это в свою очередь привлечет внимание зрителей. И кроме всего прочего, спектакли лучше всего ставить в больших залах, рассчитанных не менее, чем  на 600  зрителей.

Еще одним примером самоокупаемости  могут стать мюзиклы. Условия самоокупаемости такой модели театра несколько отличаются от условий антреприз. К примеру, мюзиклы не экономят на репетициях и художественном оформлении. Однако при этом они используют определенную прокатную модель.

Параллельно  с напряженным репетиционным периодом, для которого отводятся строгие временные рамки, осуществляется изготовление необходимых декораций.  По истечении репетиционного периода мюзикл начинает использовать одну прокатную площадку, где работает ежедневно на протяжении всего театрального сезона.

Случается, что спектакли проводятся даже два раза в день. Положительный результат дает прокат одной и той же площадки  не на один, а на несколько сезонов. Большую роль для привлечения публики играет реклама. Рекламный слоган должен призывать пользователей посетить мюзикл именно в данный момент.

Также данная модель театра использует и тур-версии. Кроме всего прочего, деньги со зрителей собираются и другими способами, которые осуществляются в рамках законодательства:

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

  • продажа различных товаров – ручек, блокнотов, значков, магнитиков и так далее – с символикой;
  • реализация дисков и многое другое.

Если говорить о театральных начинаниях, которые  в первую очередь ориентированы  не на прибыль, а на художественный продукт, то стоит заметить, что и в этом случае имеется достаточно примеров самоокупаемости.

В качестве таких примеров могут выступать французские частные театры.  Еще в 1913 году театр Жака Копо «Старая голубятня» начал реализовать новый для Парижа принцип проката репертуара, который заключался в показе трех спектаклей в неделю. Уже в первый год своего существования  им было поставлено 16 спектаклей.

Сам Жак Капо заключил сотрудничество с издательством Галлимара, которое на тот момент только начало свою деятельность. Сообща они реализовали книги и пьесы в театре после окончания каждого спектакля. Полученная прибыль всегда делилась поровну. Кроме увеличения доходов, театр получил  репутацию «просветительского», что на то время очень много значило.

Ярким примером является  и французский театр «Картель четырех», который представлял собой объединение четырех, старавшихся выжить, частных театров.  Его деятельность существовала на протяжении периода с 1927 по 1939 год.

Основными принципами работы данного театра являлись:

  • обязательная взаимопомощь, заключающаяся в совместном выпуске программ и буклетов, распространении билетов, согласовании репертуара и так далее;
  • одновременная работа на 4-х постоянных площадках, каждая из которых вмещала  как минимум 500-600 зрителей;
  • формирование собственного зрителя;
  • выпуск каждым из четырех участников «Картеля» ежегодно от двух до шести спектаклей;
  • минимальные вложения в художественное оформление постановок и другие.

Деятельность «Картеля четырех» является достаточно ценным примером независимого театрального проекта, который работал на самоокупаемости.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

О переводе современных театров на самоокупаемость

Проблема перевода современного театра на самоокупаемость на сегодняшний день таи и остается нерешенной. Поэтому возникают резонные вопросы: что будет с театрами, если всех их перевести на самоокупаемость, как они смогут выжить и какой репертуар смогут предоставить своим зрителям.

При рассмотрении вышеозначенных примеров становится понятным, что  для того, чтобы данные учреждения культуры получили хотя бы условный шанс выжить в современном мире, им необходимо выполнять условия, которые на протяжении многих лет проверялись на практике.

С самого начала необходимо иметь площадку, имеющую вместимость не менее 600 мест. Если дело касается мюзиклов, то в этом случае объем площадки должен быть еще больше. Кроме этого, для постоянно действующих мюзиклов, которые  не выезжают на гастроли, площадка должна быть предоставлена на длительное время, как минимум – один год. Драматическим спектаклям также очень необходимы долгосрочные отношения.

Ведь в каждом из случаев возникает необходимость привлечения зрителей к определенной театральной площадке, представляющей собой место, куда бы им хотелось прийти не один раз. Очень важным обстоятельством является то, что количество потенциальных платежеспособных зрителей должно быть достаточно большим, чтобы театральные залы были заполнены на протяжении всего сезона.

Вторым условием является осуществление перехода на такой репертуар, который был бы интересен большинству зрителей. Необходимо подобрать такие спектакли, которые бы выполняли роль развлекающих  и обеспечивали театру доход.  Только редкие театры станут «разбавлять» свой репертуар спектаклями со сложными постановками, которые играют очень важную роль для самого учреждения культуры с художественной точки зрения.

При переходе на самоокупаемость будет сокращен штат театров. Понятно, что им придется избавиться от трупп, поскольку для самоокупаемых учреждений труппы являются лишним грузом. Актеры будут подбираться  только для конкретного спектакля или проекта и получать заработную плату только за репетиции и постановки, а не за  принадлежность к творческому коллективу. При этом для многих театральных работников неизбежна безработица, а те, кто останется в театре, будут лишены социальных гарантий со стороны учреждения.

Уровень квалификации сотрудников театра значительно снизится, поскольку театры не будут иметь возможности платить за его поддержание. Если говорить о театрах, действующих в небольших населенных пунктах, то в этом случае их сотрудники будут вынуждены подыскивать всевозможные подработки, что на сегодняшний день не ново.

Что касается больших площадок, то они со временем могут прийти в упадок, поскольку для их содержания необходимы немалые затраты, а бюджет театра вряд ли сможет это позволить. Возможно они будут предоставлены для крупных заезжих коммерческих проектов, ночных клубов или других видов деятельности, что не гарантирует высокой степени их сохранности. Вряд ли другая участь будет ждать и театральные помещения, расположенные в небольших населенных пунктах.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×