Работа со зрителем

1847
Работа со зрителями является одной из составляющих деятельности современного театра. Поэтому решение данного вопроса требует к себе предельного внимания как со стороны руководства, так творческого коллектива

На сегодняшний день театр представляет собой учреждение культуры, которое может предложить своему зрителю не только интересные спектакли, но и многие другие услуги, благодаря которым, поход в театр становится намного интереснее.

Различные образовательные услуги,  творческие лаборатории, конкурсы, дискуссии и многое другое с каждым днем привлекает внимание все большего количества пользователей разных возрастных аудиторий. А это, как правило, приносит пользу как самому учреждению, так и его зрителям.

Об условиях работы со зрителями

Сегодня театр имеет нескольких достаточно серьезных конкурентов, среди которых особое место отведено  Интернету и сфере услуг в области культуры. Поэтому ему необходимо разнообразить спектр предложений, не акцентируя внимание лишь на одном репертуаре, хотя отодвигать репертуар на второй план тоже не стоит.

Еще несколько лет назад театры могли работать только с определенной возрастной категорией. Однако на сегодняшний день, борясь за каждого посетителя, их рабочие планы включают спектакли для зрителей всех возрастов – от дошкольников до пенсионеров. Задачей как репертуарной политики, так и системы работы со зрителями является ее только привлечение посетителей в театр, а развитие у них стойкого интереса к посещению данного учреждения культуры.

Сегодняшний театр не должен быть сторонником «школьных походов». Вся его деятельность должна быть направлена именно на личность. В первую очередь посещение театра должно быть осмысленным.  Поэтому ребенка нужно приводить на спектакль не для отчетности. Очень важно, если вместе с ним в зрительном зале находится человек, неравнодушный к театральному искусству, с которым он сможет обсудить то, что увидел в театре.

Лучше всего, если работа со зрителем будет направлена на укрепление семейных связей. В этом случае дети и подростки приходят на занятия со своими родителями или другими членами семьи. Также важным моментом в работе с пользователями является организация программ для учеников старших классов, студентов, взрослой аудитории, откуда зрители смогут «зачерпнуть» много полезного для своего развития.

Театру необходимо постоянно следить за тем, чтобы его репертуар включал спектакли и для взрослых, и для молодежи. Это даст возможность продолжить традицию семейного посещения данного учреждения, при котором каждый сможет выбрать для себя репертуар, отвечающий его возрасту и интересам.

Хорошо, если программа работы современного театра со зрителями будет характеризоваться следующими качествами:

  • предназначением для зрителей разных возрастных категорий;
  • открытостью;
  • регулярностью.

Прежде всего каждому зрителю должен быть предложен наиболее подходящий формат.  Также участие в то или ином зрительском проекте не должно ограничиваться жесткими условиями. И кроме всего прочего,  зрители должны быть уверены, что театральные мероприятия, например, занятия «Семейного клуба» для детей и родителей или «Театральный словарь» для подростков – это не  одноразовые развлекательные программы, а серьезные проекты, требующие их постоянного участия.

Регулярное проведение подобных программ обеспечивает ощущение стабильности и постоянства, способствует формированию живой деятельной атмосферы как вокруг театра, так  среди зрителей.  В этом случае зрители не просто вовлекаются в жизнь этого учреждения культуры, они чувствуют себя одной из его частей. А театр для них становиться неотделимой  частью жизни.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

О работе театральных программ для зрителей разных целевых аудиторий

Ярким примером театральной программы для зрителей является «Семейный клуб», чья деятельность направлена на работу с детьми и их родителями. Поскольку, как правило, привычка посещать театр прививается именно в семье, целесообразно организовать такой театральный клуб, который поможет привлечь в театр целые семьи.

Оптимальным вариантом станет ежемесячное проведение занятий клуба сразу же после  окончания спектакля. Если на спектакль зрители приобретают билеты, то для посещения занятий клуба стоит предусмотреть абонемент, который можно купить в театральной кассе по предварительной записи.

Каждое из занятий должно посвящаться не просто просмотренному зрителем спектаклю, а теме,  ярко представляющей одну из сторон театрального искусства, которую наиболее полно можно раскрыть на примере спектакля. Педагог-организатор, занимающийся с участниками клуба обязан подготовить целый ряд тем, которые подходят  к любой театральной постановке, к примеру, «Игра цвета и музыки», «Интонация и жесты» и другие.

Длительность занятия, которое проводится в игровой форме, должна быть не более 90 минут. Его структура может состоять из таких компонентов, как:

  • театральные игры;
  • фотографирование среди декораций;
  • обсуждение темы занятия и главной мысли спектакля;
  • творческие задания;
  • рефлексия по итогам занятия.

Одним из вариантов театральной программы для подростков с родителями является клуб «Театральный словарь», курс которого рассчитан на двухгодичный термин. Занятия клуба не «привязаны» к спектаклям какого-то конкретного репертуара, что является одним из основных отличий от детского «Семейного клуба». Зрители могут приобрести абонемент сразу на весь двухгодичный цикл.

Цикл занятий, как правило  посвящается театральным профессиям и истории развития театра. Занятия  лучше всего проводить по выходным один раз в месяц. Их длительность может достигать двух часов, на протяжении которых участники могут выполнять творческие задания, используя при этом различные театральные технологии, принимать участие в играх, обсуждать различные вопросы. В конце занятия  чаще всего проводится рефлексия.

Стоит заметить, что темы, касающиеся истории театра, тесно переплетаются с темами от театральных профессиях. Поэтому на занятия можно приглашать отдельных специалистов, например, гримера, звукооператора, костюмера и других. Также некоторые занятия стоит проводить в виде актерских тренингов. Это даст зрителям возможность почувствовать себя настоящими артистами.

Так как на занятиях клуба присутствуют подростки с родителями, целесообразно использовать разделение участников на команды, членами которых становятся дети и взрослые из разных семей. Такой подход позволит каждому из них показать свою индивидуальность без поддержки близких.

Примером программы для молодежи и студентов может стать образовательный проект «Театр плюс», который организован с целью обеспечения дискуссионного пространства для зрителей данной целевой аудитории, которые интересуются вопросами театрального искусства.

Особенностью проекта является отсутствие ограничения аудитории зрителями какого-то определенного спектакля. Как правило на занятиях используются темы для дискуссий, опирающиеся не только на спектакли и премьеры текущего репертуара, а и те, которые касаются обсуждения проблем, имеющих более широкий диапазон, например:

  • темы, связывающие историю конкретного театра и историей развития театрального искусства в общем;
  • подчеркивающие направления в развитии современного театра и другие.

То есть те, которые предоставляют участникам проекта новый познавательный материал. К примеру, работа над темой «Молодые режиссеры –детям», которая рассматривалась в ходе занятий, предполагала разговор, касающийся молодой режиссуры и трудностей данной профессии.  На занятие по данной теме  стоит пригласить режиссера театра, его художественного руководителя, а также молодых постановщиков детских спектаклей.

В рамках образовательного проекта «Театр плюс» можно провести занятия разных форматов с использованием как театральных площадок, так и  на территории высших учебных заведений-партнеров проекта. Примером таких занятий могут стать:

  • встречи с представителями различных творческих профессий;
  • тематические дискуссии;
  • обсуждения;
  • творческие конкурсы и лаборатории;
  • тренинги;
  • круглые столы;
  • мастер-классы;
  • мастерские и многое другое.

Занятия клуба «Театр плюс» могут посещать все желающие, которые прошли предварительную регистрацию. Поскольку данный проект рассчитан на довольно длительный срок (два года), то расписание  занятий, которые стоит проводить один раз в месяц или два месяца, лучше всего составить на год вперед.

При формировании программы на второй сезон стоит учитывать наиболее популярные форматы и темы   взаимодействия со зрителями, а также  направления в развитии коммуникационных технологий.

Еще одним ярким примером объединения зрителей, является Пресс-клуб – проект, направленный на взаимодействие  с пользователями, которые пишут о театре.  Данный формат интересен как зрителям, так и самому театру. В ходе проведения занятий-практикумов в Пресс-клубе  участники обучаются журналистскому мастерству, выступают в качестве слушателей целого цикла лекций истории развития театрального искусства, а также создают собственный материал, взаимодействуя при этом с редактором.

Одним из продуктов Пресс-клуба может стать выпуск театральной интернет-газеты, которая выполняет роль  как учебного издания, так и познавательного ресурса, интересного и зрителям, и работникам самого театра.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×