Законы о культуре

1875
Основы законодательства Российской Федерации о культуре: специфика правового регулирования, взаимосвязи принципов, закрепленных в законе, нормативно-правовая база библиотечного, музейного, архивного дела, архитектурной деятельности, кинематографии, народных промыслов

Ключевым звеном правового регулирования в области культуры и искусства являются Основы законодательства РФ о культуре. За всю историю своего существования, которая началась еще в 1992 году, они претерпевали многократные изменения. Однако, несмотря на это, их суть осталась такой же. То есть они как представляли собой правовую базу сохранения и развития культуры, так и представляют до сегодняшнего дня.

Основы как первый специализированный Закон о культуре

Роль первого специального закона, касающегося области культуры, отведена именно Основам о культуре. И это неслучайно. Так как существует множество причин, доказывающих значимость данного законодательного документа, например:

  • нормы Основ позволяют непосредственно и детально регулировать весь спектр связей в области культуры;
  • Основы, в которых содержатся основополагающие принципы, применяемые при разработке других специализированных актов, используются для конструирования целой «пирамиды» нормативно-правовых документов;
  • наличие в Основах обширного понятийного аппарата, предоставляющего единообразное толкование специальных терминов, которые не включены в законодательство общего характера и многое другое.

Кроме всего прочего Основы законодательства о культуре имеют целый ряд преимуществ, благодаря которым, данный документ занимает достойное место в законодательной системе. К таким преимуществам относятся:

  1. выделение целого ряда вопросов, требующих урегулирования;
  2. определение главных задач законодательства в данной сфере;
  3. установление основных принципов и методов правового воздействия в культуре;
  4. фиксирование перечня субъектов культурной деятельности и объем их прав и обязанностей и прочие.

Специфика правового регулирования в области культуры

В Основах, как в никаком другом нормативном акте, отражается специфика правового регулирования в области культуры, имеющая особенности:

  1. связанные с неоднородностью деятельности;
  2. вызванные характером деятельности в сфере культуры;
  3. особенности методов правового регулирования;
  4. связанные с подчиненностью предмета регулирования;
  5. связанные с протекционистской политикой в области культуры;
  6. связанные с международными обязательствами Российской Федерации.

Специфичность

Пояснение

Неоднородность деятельности

Согласно российскому законодательству, деятельность в сфере культуры направлена на сохранение, освоение, создание и распространение культурных ценностей.

Сами же культурные ценности представляют собой огромный круг объектов, включающий в себя нормы поведения, нравственные и эстетические идеалы, национальные обычаи и традиции, художественные промыслы, произведения культуры и искусства, а также имеющие историческую, культурную и художественную ценность сооружения, предметы, технологии и многое другое.

Само по себе понятно, что такой подход к предмету правового регулирования требует огромного количества законодательных актов, которые сегодня практически полностью сформированы.

Характер деятельности Многие аспекты отношений связаны с внутренней духовной деятельностью человека, его мировоззрением и воспитанием, поэтому для их регулирования более всего подходят такие регуляторы, как нормы морали, нравственности, обычаи и даже религиозные устои.
Методы правового регулирования

Культура представляет собой такую область деятельности, в которой законодательное решение многих вопросов осуществляется не только на основе принципа юридического равенства, но и презумпции добросовестности.

Стоит заметить, что правовые акты в своем большинстве не содержат профилактических мер, направленных на предупреждение различных нарушений в культурной деятельности. А если говорить о случаях наступления юридической ответственности, то они имеют строгие ограничения и реализовать их на практике довольно трудно.

Подчиненность предмета регулирования

Национальное законодательство о культуре имеет два уровня правовых актов – федеральный и региональный. Это объясняется тем, что согласно Конституции РФ, общие вопросы сферы культуры на сегодняшний день являются предметом ведения как самой Российской Федерации, так и ее субъектов.

Поэтому многие нормативные акты федерального значения не имеют прямого действия, а, как правило, носят рекомендательный характер. Детализация же является делом регионального законодательства. С технической точки зрения это не совсем удобно.

Кроме того такое положение дел влечет за собой некоторые проблемы, касающиеся различий в регулировании сходных отношений в зависимости от территории. Также у некоторых субъекты РФ отсутствует собственное законодательство по многим вопросам, которые требуют правового урегулирования.

Протекционистская политика

Еще вначале периода коренных преобразований, происходящих в экономике страны, государством было принято решение, касающееся введения режима максимального благоприятствования для сохранения и развития российской культуры. Были установлены отдельные льготы для некоторых категорий субъектов культурной деятельности, не носящие системного характера.

Поэтому со временем они перестали быть обеспеченными реальными возможностями государства. Часть этих льгот была отменена, что на сегодняшний день воспринимается как невнимание со стороны власти к нуждам сферы культуры.

Международные обязательства Российской Федерации.

Не секрет, что проблемы сферы культуры и искусства всегда были в поле зрения международных организаций. Однако никогда они не стояли так остро, как в период наступления так называемой «глобализации». Некоторые стороны культурной деятельности России, а также ее правовой статус и правовое положение ее субъектов являются предметами регулирования множества международных соглашений.

И стоит заметить, что некоторые из этих соглашений носят декларативный и политический характер. А в других содержится большое количество норм прямого действия, которые в некоторых случаях не только не сочетаются, а даже вступают в противоречие с национальным законодательством.

Причиной возникновения подобных проблем является и то, что в Конституции РФ нормы международного права представлены как часть правовой системы государства. Кроме того, их применение имеет определенное преимущество по сравнению с положениями российского законодательства.

Основы законодательства РФ о культуре – это универсальный межотраслевой нормативный документ. Однако и они не могут полностью урегулировать тот сложный комплекс проблем, которые возникают в ходе реализации отношений в области культуры.

Но все же, несмотря на это, Основы остаются самым прогрессивным актом, в котором предпринята попытка не в традиционной области права, а на стыке общественных отношений. Данный документ представлял и продолжает представлять собой ключевое звено в правовом регулировании отношений в области культуры.

Преимущества Основ

Одним из больших преимуществ Основ является то, что впервые в законодательной системе были определены обязанности государства, касающиеся области культуры:

  • по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод;
  • по обеспечению самостоятельности всех субъектов культурной деятельности;
  • по созданию условий для самореализации талантов;
  • по обеспечению развития культуры в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

Большинство норм Основ законодательства РФ о культуре являются актуальными и со временем становятся еще более принципиальными. К примеру, достаточно много судебных тяжб было разрешено на основании статьи 31 Основ. Ведь именно эта статья дает госорганам право вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных насилия, жестокости, войны, порнографии, а также расовой, национальной, религиозной или любой другой нетерпимости.

Взаимосвязь принципов, закрепленных в Основах, и федеральных законах о культуре

По мнению законодателей, принципы, которые закреплены в Основах, в обязательном порядке должны были получить свое развитие в самостоятельных нормативных актах или их отдельных положениях. Принятие законов о культуре и стало тем шагом, на который так возлагали надежду законодатели.

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», принятый еще в 1993 году, стал тем звеном, которое смогло связать между собой таможенное и «культурное» законодательство. Ведь именно нормы данного документа защищают культурные ценности от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Также они взаимодействуют с теми нормами, действие которых направлено на регулирование оборота драгоценных камней, металлов и оружия. Кроме этого, не стоит забывать и о взаимодействии с положениями консульского и дипломатического права.

Данным Законом определяются объекты, относящиеся к культурным ценностям, которые могут подвергаться временному вывозу и ввозу. К таким ценностям принадлежат:

  • уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • исторические и художественные ценности;
  • документальные памятники и архивы;
  • старинные книги, издания, которые представляют собой особый исторический, художественный, научный и литературный интерес;
  • почтовые марки, старинные монеты, ордена, медали, печати;
  • редкие рукописи, коллекции и образцы фауны и флоры, а также многое другое.

Стоит заметить, что нормы этого Закона не распространяются на сувенирные изделия современного изготовления и предметы серийного и массового производства, имеющие культурное назначение

Нормативно-правовая база библиотечного дела

Следующим нормативным актом, взаимосвязанным с принципами Основ, является Федеральный закон «О библиотечном деле», представляющий собой правовую основу сохранения и развития библиотечного дела в России. Кроме этого, Закон выполняет и другие функции, а именно:

  • устанавливает принципы деятельности библиотек;
  • гарантирует права на культурную, научную и образовательную деятельность и доступ к информации;
  • обеспечивает право приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Основы законодательства РФ о культуреБиблиотека, как субъект РФ, является информационным, культурным, образовательным учреждением, которое имеет организованный фонд тиражированных документов и предоставляет их во временное пользование потребителям. Данное учреждение культуры может выступать как в качестве самостоятельного юридического лица, так и в качестве структурного подразделения другого субъекта.

Действие данного Закона о культуре РФ направлено на регулирование деятельности общедоступных библиотек, которые предоставляют библиотечные услуги на безоплатной основе. Также одной из главных задач этого нормативного документа является установление социальных стандартов, в первую очередь касающихся специализированных библиотек, к примеру, подобных учреждений для слепых и слабовидящих людей.

Кроме всего прочего, это относится и к библиотечным системам, которые обеспечивают право на предоставление библиотечных услуг всем категориям населения - национальным меньшинствам, лицам с ограниченными физическими возможностями, людям преклонного возраста и прочим.

Не секрет, что библиотеки были и остаются на сегодняшний день практически самыми многочисленными, наиболее посещаемыми учреждениями культуры, имеющими тесную связь с населением. Во многих случаях они совмещаются с другими социальными структурами.

Не является секретом и то, что регулирование деятельности библиотек, как никаких других организаций сферы культуры, претерпевает большие изменения при приведении в порядок норм о региональных и муниципальных органов. Особенно это касается вопроса финансирования.

Достижения научно-технического прогресса являются той движущей силой, действие которой требует совершенствования законодательства о библиотечном деле. Ведь в результате такого действия у библиотек появляются новые пути пополнения библиотечных фондов, а также появляется возможность создания новых форм существования.

Немаловажную роль в этом случае сыграл следующий нормативно-правовой акт №72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»». Так, к примеру, в данном документе были упомянуты цифровые ресурсы и определены обязанности библиотеки, касающиеся исключения возможности создания в их помещениях цифровых копий хранящихся документов. Такие же позиции были представлены в одной из частей ГК Российской Федерации.

Немногим позже в закон о библиотечном деле были внесены и другие изменения, касающиеся технических средств и книжных памятников. На сегодняшний день полномочия библиотек значительно расширены. Прежде всего они получили право создания единичных копий находящихся в их фондах произведений, в том числе в электронной форме, с определенной целью, например:

  • для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведений, а также для предоставления экземпляров другим библиотекам, которые утратили аналогичные экземпляры;
  • для обеспечения сохранности и доступности для пользователей ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений, а также единичных и редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению и так далее.

Те библиотеки, которые получают обязательные экземпляры диссертаций, вправе создавать единичные копии таких диссертаций для использования их в некоммерческих целях.

Законодательные акты об архитектурной деятельности

Принципы Основ получили свое отображение и таком нормативном акте, как ФЗ ««Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», чьи действия направлены:

  • на регулирование отношений, возникающих в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов;
  • на развитие архитектурного искусства;
  • на содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, природных ландшафтов.

Законодательные акты об архитектурной деятельностиГлавной целью Закона является обеспечение безопасной, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности каждого отдельного человека и общества в целом. В данном нормативно-правовом документе определены права, обязанности и ответственность всех тех, кто занимается архитектурной деятельностью, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчиков, подрядчиков и владельцев архитектурных объектов.

За время своего действия Закон не раз претерпевал изменения различного характера, в результате чего было отменено лицензирование, а контроль за данным видом деятельности практически не осуществляется. Но, несмотря на это, в нем по-прежнему содержатся нормы, касающиеся установления правового статуса данной профессии, а также правовые основы создания и изменения архитектурного объекта и полномочия профобъединений.

Взаимосвязь Основ с нормативными актами о музейном деле

Музейное дело является одной из составляющих сферы культуры. Поэтому в Основах законодательства РФ о культуре прослеживаются четкие линии, связывающие данное направление с принципами Основ, которые также отображаются в Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

Данный нормативный акт выполняет роль регулятора особенностей правового положения Музейного фонда РФ, создания и правового положения музеев России.Если говорить об Основах, то в них также содержатся две специальные нормы, которые касаются музейного дела.

К примеру, в одной из статей закреплено право несовершеннолетних лиц один раз в месяц посещать музей бесплатно. Порядок таких посещений установлен Правительством РФ. Другой статьей Основ о культуре установлена обязанность государства, касающаяся обеспечения целостности общероссийского музейного фонда.

Закон Российской Федерации о культуре

В соответствии с Законом объектами правоотношений выступает сам Музейный фонд, а также предметы и коллекции, которые в него входят. Данным документом устанавливается особое правовое положение объектов музейной деятельности и особый порядок совершения сделок с ними.

К примеру, музейные коллекции и предметы, являющиеся частью Музейного фонда, представляют собой государственную собственность. Они закрепляются за музеями и другими учреждениями на праве оперативного управления и не подлежат отчуждению. Исключение составляют только случаи утраты, обмена на друге предметы или коллекции, а также разрушения.

Если вести речь об особенностях гражданского оборота музейных коллекций и предметов, являющихся составляющими негосударственной части Музейного фонда РФ, то они имею некоторые отличия. Прежде всего, такие предметы могут подлежать отчуждению или переходить от одного лица к другому лицу в порядке универсального правопреемства или другим способом, например, только по специальному разрешению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Стоит заметить и тот факт, что между данным Законом и Федеральным законом ««Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации» возникают некоторые коллизии. К примеру, такие составляющие, как принципы и формы охраны, понятийный аппарат, а также критерии отнесения объектов, закрепленные в этих нормативных документах, в некоторых случаях существенно отличаются друг от друга.

Правовые основы национально-культурной автономии

Одним из нормативно-правовых актов, который тесно взаимосвязан с Основами, является Федеральный закон «О национально-культурной автономии». Данный документ определяет правовые основы национально-культурной автономии, представляющей собой форму национально-культурного самоопределения в виде объединения граждан, которые относят себя к определенной этнической общности.

Такое этническая общность находится в ситуации меньшинства на определенной территории и основывается на добровольной самоорганизации для принятия самостоятельных решений, касающихся таких опросов, как развитие языка, образования и национальной культуры, сохранение самобытности.

Закон создает правовые условия взаимодействия государства и общества для того, чтобы защитить национальные интересы граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. На сегодняшний день этот нормативны акт является практически единственным документом федерального значения, который устанавливает регулирование сферы нематериальной культуры. Возможно именно поэтому он играет важную роль в международном праве.

Основы протекционистской политики в отношении национальной кинематографии

Закон о культуре в РФ: национальная кинематографияБольшое значение в правовом обеспечении вопросов, касающихся развития сферы культуры, имеет ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Действие этого документа направлено на установление основ протекционистской политики в отношении национальной кинематографии и порядок ее поддержки со стороны государства.

Также он определяет основные направления деятельности государственной деятельности по сохранению и развитию кинематографии. Несмотря на то, что за время своего существования Закон претерпел множество изменений, его оставшаяся часть имеет большую значение, так как в ней содержится соответствующее мировым подходам, чрезвычайно важное описание национального фильма как объекта государственной поддержки.

Кинематография представляет собой сферу культурной деятельности регулирование которой осуществляется с помощью принципов государственного протекционизма, который сохраняется даже при интеграции Российской Федерации в глобальные экономические процессы.

Несколько лет назад к данному Закону были приняты «положительные» дополнения, которые направлены на совершенствование отношений в кинобизнесе, например:

  • создание Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах;
  • введение альтернативного порядка оказания государственной финансовой поддержки производства и проката национальных фильмов в виде субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение или возмещение расходов данных видов деятельности.

Правовое регулирование отношений в сфере народных промыслов

Сфера народных художественных промыслов является одной из достаточно важных составляющих области культуры и искусства. Поэтому вопросу правового регулирования этой сферы как неотъемлемого достояния и одной из форм народного творчества народов России стоит уделять пристальное внимание.

Действие Федерального закона «О народных художественных промыслах» направлено:

  • на регулирование отношений в данной сфере;
  • на определение сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;
  • на установление основ государственной политики в данной сфере и условий участия граждан и организаций в связанной с этой сферой деятельности;
  • на закрепление порядка отнесения предметов к изделиям народных художественных промыслов;
  • на установление необходимого понятийного аппарата;
  • на фактическую легализацию творческого варьирования;
  • на создание предпосылок для установления особой охраны мест традиционного бытования промыслов.

Закон о культуре: народные промыслыДанный нормативно-правовой акт, также как и многие другие федеральные законы о культуре, перенес некоторые изменения, к основным из которых стоит отнести пересмотр самого подхода государства к политике в отношении художественных народных промыслов.

На сегодняшний день федеральной властью обеспечиваются экономические, социальные и другие условия, касающиеся сохранения, возрождения и развития только тех учреждений народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Остальные народные промыслы должны поддерживаться органами власти субъектов Российской Федерации. До внесения изменений поддержку могли оказывать и местные органы. В сегодняшнем трактовании Закона об этом не упоминается.

Наибольшее количество средств, с помощью которых можно решить многие проблемы, возникающие в области художественных промыслов, имеется в сфере интеллектуальной собственности. К таким средствам можно отнести следующие:

  • регистрацию промышленных образцов и патентование процессов изготовления изделий художественных промыслов;
  • регистрацию названий известных народных промыслов в качестве товарных знаков;
  • регистрацию и право пользования наименованием места происхождения изделий народных промыслов.

Кроме всего прочего, Гражданским кодексом РФ предоставляется охрана произведениям декоративно-прикладного искусства.

Правовое регулирование отношений, связанных с культурными ценностями

Регулирование отношений, связанных с культурными ценностями находится в компетенции федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Кроме этого, данный Закон обеспечивает:

  • защиту от расхищения, незаконноговывоза и неправомерной передачи таких ценностей;
  • создание правовых условий для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию нашей страныв результате войны;
  • создание условий для возможности ознакомления с данными культурными ценностями.

Этот Закон на все сто процентов соответствует соответствующий мировой практике защиты интересов государств-победителей, а также организации деятельности, направленной на возвращение культурных ценностей, которые были незаконно вывезены во время войны.

Стоит заметить, что возврату подлежат только следующие культурные ценности:

  • насильственноизъятые и незаконно вывезенные вражескими государствами;
  • принадлежавшие религиозным или частным благотворительным организациям;
  • не использовавшиеся в милитаристских целях;
  • изъятые у тех, кто вел активную антивоенную деятельность.

Также нужно отметить и тот факт, что действие данного федерального закона окультуре направлены на защиту не только России, являющейся его автором, но и стран, которые раннее входили в состав Советского Союза и пострадали в годы Второй мировой войны. В нем содержатся нормы, дающие гарантию права собственности данных государств на перемещенные культурные ценности.

Законодательство об объектах культурного наследия

Закон о культуре: культурное наследиеВ 2002 году был принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия». Благодаря этому, появилась возможность регулирования отношений, касающихся сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Кроме этого, закон обеспечивает реализацию конституционного права каждого потребителя на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного и исторического наследия. Также в нем изложены права народов и этнических общностей на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания.

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема недвижимых памятников, представляющих собой самую «материальную» часть культуры Российской Федерации. Ведь до сих пор в ныне действующем законодательстве нельзя найти однозначного ответа на вопрос, касающийся разграничения прав на объекты культурного наследия на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Такое деление может осуществить Правительства Российской Федерации.

Если говорить о самом федеральном законе, то стоит отметить тот факт, что в данном документе вопросы, касающиеся собственности разделены четкой границей от вопросов охраны, которая не зависит от принадлежности объектов. Законом устанавливается система категорий объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения.

В соответствии с этим нормативно-правовым актом Правительство РФ получает право на признание памятников особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации. Кроме этого, оно получает возможность включения таких памятников в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стоит отметить и одно из достаточно важных новшеств, имеющихся в данном Законе. Этим новшеством является установление категорий зон охраны и осуществление деления на несколько зон.

Категории зон охраны

  1. Охранная зона
В качестве охранной зоны выступает территория на которой установлен особый режим использования земель. Он заключается в ограничении хозяйственной деятельности и введении запрета на строительство. Исключением является только применение специальных мер, которые направлены на сохранение и возобновление природной или историко-градостроительной среды объекта культурного наследия.
  1. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности
Представляет собой территорию, в пределах которой действует режим использования земель, который ограничивает ведение хозяйственной деятельности и строительства. Также он определяет требования, касающиеся проведения реконструкции зданий и сооружений, находящихся на данной территории.
  1. Зона охраняемого природного ландшафта
Относят территорию, на которой запрещено или ограничено хозяйственную деятельность, строительство или реконструкцию расположенных на ней зданий и сооружений. Главной целью подобного запрета является сохранение природного ландшафта: долин рек, водоемов, лесов и открытых пространств, которые связаны композиционно с объектами культурного наследия.

Нормы данного правового акта об охране памятников тесно связаны с земельным законодательством. Такая связь представляется в качестве как сильной стороны Закона, так и слабой, вызывающей постоянные споры. Камнем преткновения в этом случае является разграничение компетенции органов власти разных уровней в отношении памятников.

В первую очередь это проявляется в отношении полномочий, касающихся принятия решений об использовании памятника, передаче прав на него, в том числе и во время приватизации.

Пару лет назад Госдума Федерального Собрания РФ приняла закон, основным направлением которого стал крупномасштабный пересмотр как системы охраны объектов культурного наследия, так и порядка ведения Реестра памятников истории и культуры.

Данным законом были введены дополнительные льготы, которые способствуют развитию частной инициативы, касающейся восстановления и использования памятников.

Специфика правового регулирования архивного дела

Читайте бесплатно в системе Культура:

Основы законодательства российской федерации о культуре: архивное делоНесмотря на то, что вопрос об отнесении архивного дела к области культуры неоднократно подвергался спорам, он все же признан неотъемлемой частью данной сферы, нашедшей отражение в Основах о культуре. На сегодняшний день регулирование в данной сфере обеспечивается Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации».

Этот нормативный акт регулирует те только отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от их форм собственности, но и отношения в сфере, которая обеспечивает управление архивным делом в РФ в интересах отдельных граждан, общества в целом и всего государства.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре архивное дело отнесено к области применения данного Закона. Кроме того, часть Архивного фонда РФ представляют особо ценные и уникальные документы, имеющие культурно-историческую и научную ценность, а также особую важность для общества и государства.Поэтому они состоят на особом учете, хранении и использовании, также, как книжные памятники и предметы Музейного фонда России.

Современной наукой определяются несколько основных принципов архивного дела, которые нашли свое отражение в данном нормативно-правовом акте, а именно:

  • принцип доступности архивной информации, ограничивающейся исключительно федеральным законом;
  • принцип единства и универсальности комплектования Архивного фонда, в основе которого лежит разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
  • принцип общегосударственного управления архивным делом и делопроизводством и многие другие.

Законодательные нормы о государственном языке

Обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории государства, обеспечение права граждан России на пользование государственным языком, а также защита и развитие языковой культуры являются основными положениями Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».

Статус русского языка как государственного языка РФ предусматривает его обязательное использование в таких случаях:

  • в судопроизводстве;
  • при подготовке и проведении выборов и референдумов;
  • при опубликовании законов и иных нормативных актов, включая международные;
  • при выдаче документов, которые удостоверяют личность гражданина;
  • в средствах массовой информации;
  • в рекламе;
  • при написании наименований географических объектов;
  • при нанесении надписей на дорожные знаки
  • в наименовании и деятельности органов власти всех уровней и во многих других случаях.

Однако стоит учесть, что, несмотря на использование русского языка в качестве государственного, ни в коем случае нельзя отрицать или уменьшать право на использование государственных языков республик, которые входят в состав Российской Федерации. Точно так же нельзя отрицать и право пользования языкам народов.

Законом «О государственном языке Российской Федерации» определяются различные пути защиты и поддержки государственного язык, среди которых особое значение занимает совершенствование системы образования и государственной поддержки издания грамматик русского языка и словарей. Кроме этого данный нормативный акт вводит меры, которые касаются обеспечения права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации.

Если говорить о государственном языке, то не стоит оставлять вне поля зрения Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации», который был принят еще до Основ о культуре, поэтому не нашедший в них отражения. Однако содержащиеся в нем нормы направлены на регулирование отношений, которые очерчены Основами.

Не стоит забывать и о том, что данный нормативно-правовой документ был введен в действие еще до принятия Конституции Российской Федерации, поэтому принципы, заложенные в этом Законе нашли свое отражение в нормах Основного Закона государства.

Действие этого закона были направлены на создание условий для сохранения, а также равноправного и самобытного развития языков народов, проживающих на территории России. Он указывал на недопустимость пропагандистских действий, направленных на разжигание вражды и пренебрежения к любому другому языку, а также на создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, которые могут противоречить принципам национальной политики.

Государством были признаны равные права всех языков народов, которые проживают в Российской Федерации, на их развитие и сохранение. Данные права никак не зависели от численности народа, пользующегося тем или иным языком, компактности проживания и прочего. Стоит заметить, что и на сегодняшний день все языки народов России в равной степени чувствуют на себе государственную поддержку.

Связь культуры с меценатской деятельностью

Не секрет, что на сегодняшний день учреждения культуры нуждаются в дополнительных источниках финансирования, одним из которых является меценатская деятельность. Поэтому между Федеральным законом «О меценатской деятельности» и Основами о культуре прослеживается тесная связь.

Основным направлением этого закона является регулирование отношений, связанных с деятельностью, направленной на безвозмездную передачу имущества, включая финансовые средства, а также прав владения, пользования или распоряжения им. Кроме этого, закон регулирует отношения в связи с выполнением работ и предоставлением услуг в сфере культуры, искусства и образования, целью которых является сохранение культурных ценностей. Осуществляются такие услуги (работы) на безвозмездной основе.

Бытует мнение, что помимо Закона, касающегося меценатской деятельности, планируется внести некоторые изменения, которые соответствуют его идеям, в другие нормативно-правовые документы, например:

  • Налоговый кодекс;
  • ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
  • Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие.

Одним из наиболее ярких положений ФЗ «О меценатской деятельности» является норма, указывающая на то, что меценатская поддержка сферы культуры не выступает в качестве основания для сокращения бюджетного финансирования деятельности учреждений культуры, выступающих в качестве получателей меценатской поддержки.

Правовое обеспечение результатов интеллектуальной деятельности

Основы законодательства российской федерации о культуре: интеллектуальная деятельностьИнтеллектуальная деятельность имеет непосредственную связь со сферой культуры, искусства и образования. Результаты этой деятельности нуждаются в регулировании, которое и обеспечивается ныне действующим законодательством.

Многие объекты культурной деятельности выполняют роль продукта творчества, к которым применяется специальный правовой режим. В качестве нормативно-правовой базы в данной сфере, чье действие направлено на регулирование правовых отношений, возникающих в случае создания и использования научных и литературных произведений, произведений искусства, театральных постановок и так далее, выступают главы ГК РФ.

Основными положениями, отвечающими мировому уровню охраны результатов творчества, являются:

  1. обеспечение охраны для всех результатов творческой деятельности, независимо от их назначения, достоинства, формы, содержания и факта обнародования;
  2. предоставление охраны на основе факта создания произведения, независимо от выполнения каких-либо формальностей;
  3. отсутствие связи между правомочиями автора и правом собственности на материальный носитель, выражающий результат интеллектуальной деятельности;
  4. в качестве автора может выступать только тот человек, который своим трудом создал произведение искусства;
  5. автор произведения искусства является обладателем личных неимущественных прав, а также срочного исключительного права;
  6. между интересами автора и интересами публики установлен баланс, который предполагает случаи использования произведения искусства автора без получения на то согласия с его стороны, а также без выплаты автору вознаграждения, которое чаще всего предоставляется в гуманитарных целях.

В случае сравнения авторского законодательства с другими нормами, действие которых направлено на регулирование отношений в области культуры, стоит обратить внимание на одну из его особенностей. Она заключается в том, что согласно Основному закону страны – Конституции Российской Федерации, именно законодательство об интеллектуальной собственности представляет собой исключительную прерогативу России.

Кроме принятия законов на федеральном уровне, в ходе развития Основ о культуре было разработано множество других нормативно-правовых документов, среди которых особое место занимают:

  • постановление Правительства РФ №329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ№504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда»;
  • постановление Правительства РФ №179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» и многие другие.

Так, к примеру, действие Постановления №329 направлено на принятие следующих мер:

  1. сохранения лучших традиций российского театра;
  2. реализации инновационных проектов, касающихся организации театрального дела;
  3. создания условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров;
  4. осуществления систематической гастрольной деятельности, которая способствует сохранению единого культурного пространства не только России, но и стран СНГ;
  5. создания системы социальной защиты театральных работников;
  6. обеспечения стабильного финансово-экономического положения театров.

Кроме всего прочего, данным нормативным документом было утверждено Положение о театре, на основе которого разрабатываются учредительные документы театральной организации.

Большое значение в развитии Основ РФ о культуре имеет Постановление №179. Его главной целью является установление порядка наблюдения и исследования состояние культурного наследия, которое необходимо для того, чтобы получить максимум информации, используемой для принятия определенных управленческих решений.

Согласно данному документу, исследование направлено на определение целостности памятников истории и культуры и степени сохранности их конструкции. При этом устанавливается,насколько пользователем соблюдается установленный договором либо охранным обязательством порядок, касающийся проведения ремонтно-реставрационных работ.

Также при исследовании должно уделяться внимание сохранности предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда, условия их хранения и порядок осуществления реставрационных работ и так далее.

«Культурные» вопросы неоднократно освещались в нормативных актах Президента Российской Федерации, которые направлены на определение основных направлений государственной политики в сфере культуры. Среди множества указов, большое значение имеют нормативные документы, как Указ Президента Российской Федерации № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и многие другие.

Помимо этого, вопросы, касающиеся правового регулирования в сфере культуры, много раз затрагивались и в других документах, например, в президентских указах о региональной политике, об информационной стабильности, о национальной безопасности и так далее.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×