Организуем концерт с участием исторических инструментов

40
Каким же образом решить проблемы, касающиеся использования исторических инструментов

Исторические инструменты, включенные в музейное собрание, нередко применяются для проведения концертов. Однако при этом организаторам необходимо решить массу проблем, связанных с использованием  музейных коллекций в исполнительских проектах.

Как осуществляется сохранение и реставрация исторических инструментов

Каким же образом решить проблемы, касающиеся использования исторических инструментов? Ответ на данный вопрос можно получить, обратившись к опыту Всероссийского музейного объединения культуры имени Глинки.

Задача популяризации музейных фондов очень часто противоречит задаче по обеспечению их сохранности. Конечно же, как и в любом другом учреждении культуры, в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки все внимание было сосредоточено на хранении экспонатов. Но со временем стала преобладать функция популяризации фондов, осуществление которой  сегодня обеспечивается как с помощью их визуального экспонирования и научного описания, так и звуковой демонстрации.

После того как в Музее появилась должность реставратора музыкальных инструментов – органа, клавесина, фортепиано и других,  исторические инструменты  все чаще начали привлекаться для концертов. К примеру, начиная с конца 90-х годов  и до сегодняшнего дня, посетители имеют возможность регулярно наслаждаться звучанием фондовых инструментов во время цикла концертов «Клавесинный салон» и «Органный салон».

А в 2010 году появился еще один активный «участник» концертов -  фотоэлектронный синтезатор АНС, изготовленный более пятидесяти лет назад изобретателем Е.А. Мурзиным для композиторов, которые работали над созданием электронной музыки.

В Музее всегда существовал ограниченный доступ музыкантов к игре на исторических инструментах. Такие ограничения вызваны   необходимостью уберечь от  технических поломок. Особенно это касается   старинных и хрупких инструментов. Хранители фондов и реставраторы  регулярно консультируют организаторов концертов по поводу допустимого или недопустимого репертуара для игры на определенном инструменте.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Об организации концертных циклов

Концертные циклы  с использованием фондовых инструментов осуществляются  в нескольких направлениях, которые зависят от характерных качеств инструмента и  творческих способностей самого исполнителя:

  • концерты на старинном органе;
  • концерты на старинном клавесине;
  • концерты на нескольких исторических инструментах.

Основой первого направления стал крепкий, выносливый по конструкции и универсальный по звучанию и техническим возможностям фондовый орган мастера Ф. Ладегаста.

Не секрет, что многие жители России любят бывать на органных концертах. Но в Москве концертных органов совсем мало, а исполнителей довольно много. Поэтому здесь практикуется формирование цикла путем привлечения органистов со всех уголков Российской Федерации и  зарубежных стран: Чикаго, Вильнюса, Кракова, Санкт-Петербурга  и многих других.

Каждый из них вносит свои предложения относительно темы концерта, а также демонстрирует собственный стиль исполнения, чем способствует обогащению программы концертного цикла.

Хрупкий, изысканный старинный клавесин XVIII века работы мастера Б. Шуди послужил основой для второго направления концертных циклов. Однако с целью сохранения данного исторического инструмента, а также, чтобы как можно дольше раскрывать перед слушателями его звуковые возможности и тембровые красоты, Музею приходится ограничивать доступ  к клавесину.

Концерты на нескольких фондовых инструментах - третье направление концертных циклов, заслуживают внимание огромной аудитории слушателей. В этом случае к участию в циклах привлекаются различные исторические инструменты, на которых играет один исполнитель, например:

  • копия французского клавесина XVIII века мастера Паскаля Таскена работы Ю. Аммера;
  • миниатюрное молоточковое фортепиано XVIII века;
  • спинеты XVI века.

В первый раз для подобного концерта было использовано несколько скрипок. В 2010 году музейный фонд был пополнен Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов России, которая включает ценное собрание смычковых инструментов (альтов, скрипок, виолончелей)  почти всех европейский скрипичных школ.

Ведущие и молодые концертирующие музыканты получили возможность временного пользования историческими инструментами для осуществления концертной и конкурсной деятельности. На сегодняшний день ведущие музыканты выступают в концертном зале Музея и на постоянной экспозиции, радуя своей виртуозной игрой и прекрасным звучанием фондовых инструментов своих почитателей.

Несколько этапов организации концертов игры на фондовых инструментах

Для того чтобы организовать концерты с привлечением фондовых инструментов, необходимо обеспечить комплексный подход, состоящий в объединении усилий музейного реставратора, хранителя фонда и музыканта.

Подготовка концерта осуществляется в несколько этапов:

  • формирование темы;
  • выбор формы концерта;
  • анализ состояния сохранности инструментов;
  • поиск исполнителей;
  • осмотр инструмента;
  • регулировка и реставрация инструмента;
  • реклама концерта;
  • проведение репетиции;
  • проведение концерта;
  • реставрационный осмотр.

На первом этапе формируется тематика музейных концертов с участием исторических инструментов, которая зависит от следующих факторов:

  • задач развития и продвижения Музея;
  • личной инициативы хранителей и других сотрудников Музея;
  • творческих предложений исполнителей.

После этого необходимо определить форму проведения концерта, поскольку это может быть  небольшой концерт, посвященный открытию выставки, фестиваля или  другого мероприятия Музея; сольный концерт на одном инструменте и другие. На третьем этапе реставратор вместе с хранителем фонда анализируют состояние сохранности  и игровые качества фондового инструмента, а также оценивают возможность его использования.

Следующий этап включает  поиск музыкантов, которые заинтересованы и имеют способности исполнять музыкальные сочинения на исторических инструментах. В некоторых случаях музыканты сами изъявляют желание принять участие в подобных концертах.

После подбора исполнителей хранитель, исполнитель и реставратор осматривают инструменты и подбирают для исполнителя наиболее удобный вариант. Если возникает необходимость, инструмент реставрируют и производят мелкий ремонт: регулируют механику, чистят, заменяют струны, подклеивают клапаны и так далее.

Большое значение сегодня имеет реклама концерта, в котором участвуют фондовые инструменты. Для этого рассылают анонсы и пресс-релизы по средствам массовой информации, составляют сопроводительные тексты с описанием инструмента и его истории.

Как известно, перед концертом исполнители проводят репетиции. Однако в случае привлечения исторических инструментов, которые категорически запрещается выносить за пределы учреждения, музыканты репетируют в помещении Музея и под наблюдением  музейного хранителя.

Сегодня практикуется проведение аудио- и видеозаписей с концертов, а также организация студийных записей на компакт-диски фондовых музыкальных инструментов. Это позволяет осуществлять репрезентативный показ музейного инструмента в интерактивных демонстрациях. После окончания концерта инструмент подлежит реставрационному осмотру и профилактическому обслуживанию

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

.

Об использовании инструментов фольклорной традиции

Инструменты европейской традиции уже давно применяются на практике, поэтому их использование не влечет за собой каких-то особых проблем, чего нельзя сказать о фольклорных инструментах. Прежде всего это касается озвучивания, которое осуществить намного сложнее. Также существуют сложности с подбором исполнителей и выбором игровых народных инструментов.

Ведь в отличие от инструментов европейской традиции они являются менее долговечны и менее стандартизированы по конструкции. Кроме того, их намного сложнее ремонтировать.

Часто фольклорные инструменты изготовляются из таких материалов, которые не могут долго сохранять свои первоначальны качества. А те инструменты, которые сохранили их до сегодняшнего дня, вряд ли выдержат концертную нагрузку.

За все время в концертах было использовано всего лишь несколько разновидностей народных инструментов - гусли, домры, гитары и балалайки, а также некоторые этнические инструменты, например, узбекский карнай и африканские барабаны.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль