Штатное расписание учреждения: опасности «вечных вакансий» и нюансы заключения договоров ГПХ

1896
Эксперт электронной системы Культура отвечает на самые актуальные вопросы читателей

Сколько вакантных должностей можно иметь в штатном расписании? Есть ли законодательно установленные сроки по закрытию вакантных должностей?

Законодательно установленные сроки для замещения или исключения вакантной штатной единицы отсутствуют.

В абзаце 2 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в частности, сказано, что, исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, частей 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.

В то же время следует иметь в виду следующее.

1. Как установлено частью 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в целях содействия в обеспечении занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Согласно ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) или орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридические лица — от 3000 до 5000 руб.

Соответственно, на основании полученной от работодателя информации об имеющихся вакансиях орган занятости может направить гражданина в организацию для трудоустройства.

2. Еще один момент, на который должны обратить внимание государственные и муниципальные учреждения, являющиеся объектами государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ), — проверки со стороны контрольно-счетных органов.

Контрольно-счетные органы обладают полномочиями по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета соответствующего уровня, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации1. Расходы на выдачу заработной платы, в частности планирование объема фонда оплаты труда, подлежат проверке при проведении контрольно-ревизионных мероприятий2.

Если при проведении контроля введенных в штатное расписание должностей в учреждении будут выявлены должности, остающиеся вакантными уже довольно продолжительное время, а также если в штатное расписание введены и содержатся должности при отсутствии необходимого объема работ и условий труда для них, то сотрудники контролирующего органа могут квалифицировать такое положение дел как завышение планового фонда оплаты труда, что является нарушением финансово-хозяйственной деятельности со всеми вытекающими из этого последствиями3.

Таким образом, рекомендуется регулярно проводить аудит штатного расписания и в случае выявления вакантных должностей осуществлять их выведение.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Может ли театр при наличии вакансий (уборщица, дворник, сантехник) заключить договор гражданско-правового характера на выполнение работ по содержанию зданий с юридическим лицом

В целом нет ничего противозаконного в заключении с юридическим лицом договора гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию здания. Например, в настоящее время очень распространены договоры между организациями на оказание клининговых услуг — услуг по уборке помещений и территории. В частности, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 253 Налогового кодекса РФ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии в целях обложения налогом на прибыль отнесены к расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую базу.

Если упомянутый в вопросе договор заключался бы с физическим лицом, то существовал бы риск переквалификации гражданско-правового договора в трудовой4. Но и при заключении договора ГПХ с организацией в рассматриваемой ситуации не все так гладко.

В случае, когда в учреждении имеются штатные работники, обладающие необходимыми для оказания услуг познаниями или навыками, очень велик риск отказа налоговых органов в признании расходов на услуги в целях налогообложения прибыли. Как поясняют налоговики, согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов только в том случае, если произведенные расходы являются обоснованными и документально подтвержденными. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, если в организации существует работник, должностные обязанности которого совпадают с перечнем услуг, оказываемых привлекаемым со стороны лицом, расходы по оплате услуг не могут считаться экономически оправданными и, соответственно, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли5.

Если же штатные единицы уборщицы, дворника и сантехника вакантны, то для учреждения возникают другие опасности.

Во-первых, как установлено ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в целях содействия в обеспечении занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости в т. ч. информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц -от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Соответственно, на основании полученной от работодателя информации об имеющихся вакансиях орган занятости может направить гражданина в организацию для трудоустройства.

Во-вторых, государственные и муниципальные учреждения, являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля (ст. 266.1 БК РФ). Контрольно-счетные органы обладают полномочиями по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета соответствующего уровня, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации6. При проведении контрольно-ревизионных мероприятий эти органы проверяют расходы на выдачу заработной платы, в частности планирование объема фонда оплаты труда7. Если в ходе проводимого контроля введенных в штатное расписание должностей будут выявлены должности, остающиеся вакантными на протяжении продолжительного периода времени, а также случаи введения и содержания в штатных расписаниях должностей при отсутствии необходимого объема работ и условий труда для них, то сотрудники контролирующего органа могут квалифицировать такое состояние дел как завышение планового фонда оплаты труда, что является нарушением финансово-хозяйственной деятельности со всеми вытекающими из этого последствиями.

Исходя из вышеизложенного, прежде чем заключить договор ГПХ на оказание услуг по содержанию здания, рекомендуется вывести вакантные должности из штатного расписания.

Ниже приведена примерная форма договора.

Договор возмездного оказания услуг

г. Москва 19 января 2015 г.

Учреждение, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Руководителя Иванова И.И., действующего на основании Устава, с одной стороны и Общество с ограниченной ответственностью «Чистота-Люкс», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Директора Петрова П.П. с другой стороны, при совместном упоминании именуемые «Стороны», а по отдельности «Сторона», заключили настоящий договор возмездного оказания услуг (далее по тексту — Договор) о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика (приложение 1) и в соответствии с перечнем (приложение 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора, оказывать услуги по уборке помещений, по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), сантехнические и иные услуги, связанные с содержанием здания, расположенного по адресу: _____________________, и прилегающей к нему территории (далее — Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги.

1.2. Сроки оказания услуг определяются заданием Заказчика.

2. Права и обязанности Исполнителя

2.1. Исполнитель оказывает услуги с использованием собственного оборудования и материалов.

2.2. Исполнитель вправе с согласия Заказчика привлекать третьих лиц для исполнения обязательств по настоящему Договору. Исполнитель несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.

3. Права и обязанности Заказчика

3.1. Заказчик обязуется произвести оплату оказанных Услуг в соответствии со ст. 3 настоящего Договора.

3.2. Заказчик вправе проверять ход и качество оказываемых услуг по настоящему Договору, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность Исполнителя.

4. Стоимость услуг и порядок расчетов. Порядок сдачи-приемки услуг

4.1. Стоимость оказываемых Заказчику Услуг рассчитывается по прейскуранту, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение 3).

4.2. Оплата стоимости Услуг производится Заказчиком в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в ст. 7 настоящего Договора, не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки Услуг (п. 3.3 настоящего Договора).

4.3. Исполнитель в течение 5 (пяти) календарных дней после оказания Услуг направляет Заказчику акт сдачи-приемки Услуг (приложение 4). Заказчик возвращает Исполнителю экземпляр подписанного со своей стороны акта в течение 3 (трех) рабочих дней или направляет в письменной форме мотивированный отказ от его подписания в указанный срок. При наличии недостатков Стороны согласуют сроки и порядок их устранения.

5. Ответственность сторон

5.1. Стороны несут ответственность как за неисполнение, так и за ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в соответствии с настоящим Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы или чрезвычайного характера, возникших после его заключения, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

К таким обстоятельствам чрезвычайного характера относятся: наводнения, пожары, землетрясения или иные природные явления, война и военные действия, блокада, забастовки, акты или действия государственных органов, включая принятие правительственных и ведомственных решений, и другие обстоятельства вне разумного контроля Сторон.

6. Порядок разрешения споров

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Договора, Стороны решают путем переговоров между собой. В случае невозможности такого урегулирования споры разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы.

7. Срок действия договора

7.1. Настоящий Договор вступает в силу после его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2015 года.

7.2. Исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по Договору при условии полного возмещения Заказчику убытков.

7.3. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.

8. Прочие условия

8.1. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

8.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке, по одному для каждой Стороны.

8.3. Приложения, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Договора:

задание Заказчика (приложение 1); перечень услуг (приложение 2); прейскурант (приложение 3); акт сдачи-приемки услуг (приложение 4).

9. Сведения о Заказчике и Исполнителе

10. Подписи Сторон:

Заказчик: _________________

Исполнитель: _________________


1Часть 1 ст. 268.1 БК РФ; п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.20116-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; п. 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (утв. приказом Минфина России от 20.03.2014 № 18н). >>вернуться в текст 2См., например, Методические рекомендации о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации органов и учреждений (утв. Минюстом РФ 30.07.1999). >>вернуться в текст 3См., например, приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 05.05.2012 № 366 «О результатах проверки Государственного казенного учреждения здравоохранения города Москвы „Детский бронхолегочный санаторий № 23 Департамента здравоохранения города Москвы“». >>вернуться в текст 4См., например, ч. 4 ст. 11, ст. 19.1, ч. 2 ст. 67 ТК РФ, ч. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». >>вернуться в текст 5См., например, письмо УФНС РФ по г. Москве от 07.12.2004 № 26-12/78777. >>вернуться в текст 6Часть 1 ст. 268.1 БК РФ, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.20116-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п. 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (утв. приказом Минфина России от 20.03.2014 № 18н). >>вернуться в текст 7См., например, Методические рекомендации о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ органов и учреждений (утв. Минюстом РФ 30.07.1999). >>вернуться в текст 8См., например, приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 05.05.2012 № 366 «О результатах проверки Государственного казенного учреждения здравоохранения города Москвы „Детский бронхолегочный санаторий № 23 Департамента здравоохранения города Москвы“». >>вернуться в текст

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×