Твиттер-проекты для музеев

682
Для повышения цитируемости музея, представления своих фондов и возможностей широкой общественности, налаживания регулярного прямого общения с посетителями необязательно привлекать серьезные средства. Иногда достаточно грамотного ведения профиля в социальной сети

«Твиттер» (Twitter — от англ. щебетать, болтать) является сегодня одной из самых востребованных социальных медиа среди музеев. Так, у крупнейших музеев мира число фолловеров (дословно — от англ. follow — следовать, т. е. follower — последователь, подписчик) превышает сотни тысяч человек. Лидером среди музеев является музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA), число подписчиков которого превышает 1, 8 млн человек. По данным на июль 2014 г., общее число пользователей «Твиттера» превышает 500 млн человек. Аудитория «Твиттера» разнообразна: это и молодежь, и взрослые люди, а также пенсионеры. Использование «Твиттера» может, таким образом, существенно расширить аудиторию музея.

Использование «Твиттера»может существенно расширить аудиторию музея.

Использование «Твиттера» должно регламентироваться стратегией работы музея с социальными сетями.

Особенности общения в «Твиттере»:

Формат общения подразумевает обмен короткими сообщениями. Длина одного сообщения, которое называется твит (от англ. tweet), составляет 140 символов ( т. е., по сути, это одно предложение). В каждое сообщение можно добавить от одной до четырех фотографий (размер каждой — не более 3 Мб), при этом сократится количество символов, которые можно будет добавить в сообщение. В каждый твит можно добавить ссылку, которая также сократит количество символов в сообщении. Язык общения в «Твиттере» подразумевает использование хэштегов — ключевых слов или словосочетаний, сопровождаемых знаком «решетка» (#). Хэштег может быть любого содержания, например, им может стать название города, где расположен музей, или же само слово «музей». При нажатии на хэштег откроется страница, на которой будут показаны все сообщения, содержащие данный хэштег2. Когда тот или иной хэштег употребляется значительное количество раз, он может стать трендом — в рамках города, страны или же всего мира. Хэштеги, ставшие трендами, отображаются у всех пользователей твиттера. Каждый пользователь может настроить, какие именно тренды будут отображаться на странице.

Хэштеги, ставшие трендами, отображаются у всех пользователей твиттера.

Так как «Твиттер» подразумевает беседу, непринужденный разговор, в т. ч. с незнакомыми людьми, стоит заранее подумать о стилистике сообщений, отправленных от имени музея. Старайтесь избегать официального тона, однако сохраняйте при этом достоверность и точность излагаемой информации. Следует не только транслировать новости, но и обязательно вступать в диалог с подписчиками, задавать вопросы, отслеживать ответы, оперативно реагировать на них.

Музеи всего мира активно используют «Твиттер» как в повседневной работе, так и для проведения специальных мероприятий. Популярными являются так называемые твит-туры — экскурсии по выставке или постоянной экспозиции в режиме реального мира3. Существуют также международные проекты, например блог «Темы культуры» (CultureThemes). Каждый месяц выбирается определенная тема (например, в июле 2014 г. это были котики, очень популярные в Интернете4), и музеям предлагается поделиться изображениями музейных предметов, так или иначе связанных с этой темой. Тема становится хэштегом (например, #ИсторияМузея), благодаря которому к общению могут подключиться все желающие.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Профиль музея в «Твиттере» как проект

Появление идеи, смысл проекта

Понимание того, что Государственному историческому музею (ГИМ) необходимо каким-то образом «оживить» аудиторию в «Твиттере», пришло после международной акции Ask A Curator («Спроси куратора»)5, прошедшей 18 сентября 2013 г.6 Основная цель этой акции — создание площадки для диалога между музейными сотрудниками и подписчиками в «Твиттере». В течение одного дня пользователи «Твиттера» могут обратиться к музею — участнику проекта и задать любой вопрос, используя хэштег акции #AskACurator, а также упоминая твиттер-аккаунт музея при помощи знака @7. Вопросы могут носить как узкоспециализированный, так и весьма общий характер. Например, в 2013 г. популярными вопросами стали:

Какой экспонат вашего музея является самым древним? Разрешена ли фотосъемка в вашем музее? Как цифровые технологии изменили ваш музей? Как вы пришли на работу в музей? Какой предмет мог бы дополнить коллекцию вашего музея?

В 2013 г. более 600 музеев приняли участие в акции, среди которых было более десяти российских8. В 2014 г. к акции присоединилось уже более 20 российских музеев.

В сентябре 2013 г. у «Твиттера» ГИМа было около 50 000 подписчиков, однако количество откликов на публикации было минимальным. Участие в международной акции показало, что не только музей, но и подписчики оказались не готовы к подобному активному формату общения с музеем.

Участие в международной акции показало, что не только музей, но и подписчики оказались не готовы к активному формату общения с музеем.

Несмотря на то что музей получил в течение дня около десяти вопросов, а также старался отвечать на вопросы общего характера, стало очевидно, что для выстраивания активного диалога с подписчиками и создания комфортного пространства для общения необходимо придумать и реализовать свой собственный твиттер-проект.

Задача была сформулирована следующим образом: создать твиттер-проект, который выходил бы на регулярной основе. Нашей главной целью было формирование постоянной твиттер-аудитории, которой подобный формат общения был бы интересен.

Так родилась идея проекта «Музейная гостиная».

Успех проекта «Музейная гостиная» вдохновил Государственный исторический музей на создание еще одного проекта, который получил название «Музейный марафон». За несколько месяцев работы над этими проектами удалось сформировать постоянную аудиторию читателей, заинтересованную в подобной образовательной инициативе Государственного исторического музея. Для закрепления связей между музеем и подписчиками было принято решение о реализации нового проекта — «Музейная открытка». Летом он был продолжен в новом формате — «Открытка музею». При желании, любое учреждение может воспользоваться опытом ГИМ. Рассмотрим каждый из этих проектов и форматов подробно.

Описание проекта

Проект «Музейная гостиная» был начат в сентябре 2013 г. Это твиттер-аналог лекции или же экскурсии, в основе которой лежит представление определенной темы в течение полутора-двух часов. Почему было выбрано именно такое название? Одной из задач проекта было создание комфортной обстановки, среды для общения. Очевидно, что в условиях «Твиттера» это возможно только с помощью визуальных средств (например, при помощи оформления главной страницы аккаунта) или же текста, т. е. стилистики сообщений. Название #музейнаягостиная создает атмосферу уютного пространства, где можно провести время после работы, отдохнуть, пообщаться с приятными собеседниками, а заодно — узнать что-то новое. Заметим, что мероприятия под названием «Музейная гостиная» периодически проводятся в различных музеях: это могут быть концерты, встречи с посетителями, лекции9. Таким образом, музею удалось сохранить преемственность традиций и перенести отработанные в реальной жизни механизмы в виртуальную среду.

В назначенный день менеджер начинает публикацию текста, адаптируя его под формат «Твиттера»: сокращая, при необходимости, предложения, добавляя иллюстрации, а также упрощая язык там, где это кажется допустимым. Обычно на представление одной темы уходит не менее полутора часов. Рекомендуется публиковать не более одного твита в 2 минуты, чтобы не загружать ленту подписчиков. После трансляции необходимо оставить время для вопросов и общения с подписчиками. Желательно, чтобы научный сотрудник в этот момент находился на связи с менеджером, например, посредством электронной почты, мобильного или городского телефона. Это необходимо для того, чтобы оперативно и качественно отвечать на вопросы подписчиков.

Каждый раз участниками «Музейной гостиной» становятся не менее 40-50 человек. Читатели комментируют публикации музея, задают вопросы, делятся твитами на своих страницах.

Проект «Музейный марафон»

Цель этого проекта — привлечение внимания российской аудитории «Твиттера» к музеям. Проект был начат Государственным историческим музеем 16 марта 2014 г., и в течение 2014 г. появились рассказы о ста музеях. Каждый этап проекта включает в себя рассказ об одном музее, причем за время проведения проекта была создана и отработана схема, позволяющая наиболее полно представить музей публике. Рассказ о музее включает в себя:

краткую информацию об истории появления музея; при наличии достоверных сведений — краткий экскурс в историю города/населенного пункта, в котором находится музей; представление коллекций музея (общая информация о количестве единиц хранения и фондах, а также более подробный рассказ о самых ярких/значимых экспонатах); рекламирование Интернет-ресурсов музея (официального сайта, страниц в социальных сетях).

Если у музея есть твиттер-аккаунт, он обязательно упоминается в каждом твите. Таким образом, у музея, о котором идет рассказ, появляется шанс получить новых подписчиков. Каждый раз трансляцию читает 40-60 человек.

Отметим, что несколько раз коллеги из Военно-медицинского музея ( Санкт-Петербург) и Государственного музея истории религии ( Санкт-Петербург) брали шефство над проектом и проводили его самостоятельно. Эта практика делегирования полномочий оказалась успешной. Во-первых, у каждого ведущего есть свой стиль и манера общения, что вносит разнообразие и придает новизну проекту. Во-вторых, у музеев, которые ведут марафон, появляется шанс не только получить новых подписчиков, но также укрепить отношения с уже имеющимися читателями. В конце 2014 г. был проведен эксперимент, в ходе которого ведущими проекта стали подписчики музея, что позволило вывести «Музейный марафон» на новую ступень интерактивности — сотворчество с аудиторией.

В ходе эксперимента музей превратил подписчиков своего аккаунта в сотворцов.

Проект «Музейная открытка»

В апреле — июне 2014 г. Государственный исторический музей отправил 150 открыток с изображением музея и музейных предметов тем подписчикам своего аккаунта в «Твиттере», которые успели заполнить специальную форму, созданную на платформе Google Drive («Гугл диск»). Летом 2014 г. ГИМ продолжил акцию, предложив подписчикам отправить открытки в музей.

Проект реализовывался следующим образом: была создана анкета, в которой подписчики указывали свои Ф.И.О.; из этой базы отобраны 150 открыток; каждая из этих открыток была подписана «от руки» и содержала в себе пожелания, адресованные конкретному человеку. Перед отправкой каждой открытки сотрудники музея фотографировли ее, и далее каждый получатель получил персональный твит с фотографией открытки. Все твиты акции можно посмотреть на сайте storify.

Ресурсы для твиттер-проекта

Для проведения музейной гостиной в «Твиттере» нужно два человека — научный сотрудник и сотрудник, ответственный за ведение аккаунта музея в «Твиттере» (менеджер социальных сетей, сотрудник пресс-службы — все зависит от того, в ведении какого отдела находятся социальные сети).

Научный сотрудник самостоятельно выбирает тему «Музейной гостиной». Она может отражать как текущие научные исследования, так и быть связана с актуальной выставкой в музее. Научный сотрудник готовит текст и иллюстрации, которые затем, не менее чем за несколько дней, передаются менеджеру твиттер-аккаунта музея.

Менеджер выбирает день и время, когда будет проводится «Музейная гостиная», и оповещает об этом подписчиков в «Твиттере», используя хэштег #музейнаягостиная. Рекомендуется разместить анонс на сайте музея, а также опубликовать информацию о дате и времени проведения «Музейной гостиной» в других социальных сетях, которыми пользуется музей.

Для проведения этапов акции «Музейный марафон» необходим один сотрудник, который самостоятельно подготовит информацию о музее (тексты, иллюстрации) и в назначенный день и время проведет трансляцию собранного материала в «Твиттере».

Для реализации проекта «Музейная открытка» необходимо не только иметь тематические открытки, связанные с музеем, но также финансирование, чтобы покрыть расходы по отправке открыток (средняя стоимость отправки одной открытки — 15 руб.). Если говорить о времени, потраченном на подписание открыток, то в среднем на подписание одной открытки необходимо не менее 4-5 минут. Отдельная задача — создание и публикация анкеты, которая позволит собрать Ф.И.О. и адреса подписчиков, которые хотят получить открытку от музея.

>

Партнеры и спонсоры

В декабре 2013 г. Государственный исторический музей пригласил к участию в проекте «Музейная гостиная» другие российские музеи. Первопроходцем стал Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург), совместно с которым ГИМ рассказал о традициях празднования нового года в разных культурах. Успешным примером можно назвать сотрудничество с Тульским музейным объединением. Вместе с коллегами из Тулы в марте 2014 г. ГИМ представил тему «История чаепития в России». Оба музея показали свои экспонаты, объединенные данной темой. Твиты акции также доступны для просмотра. Еще один партнер ГИМ — Государственный Эрмитаж. Темой совместной «гостиной» стала история площадей — Красной и Дворцовой, на которых находятся крупнейшие музеи России.

Партнерами проекта «Музейный марафон» становятся те музеи, которые готовы самостоятельно подготовить материалы по заданному плану. В качестве примера можно назвать сотрудничество с Ульяновским областным краеведческим музеем им. И. А. Гончарова, сотрудник которого подготовил тексты и иллюстрации для двух этапов проекта.

Партнером первого этапа акции «Музейная открытка» выступила ФГУП «Почта России», которая опубликовала информацию об акции в соцсетях и блоге.

Перспективы проекта

Государственный исторический музей регулярно проводит «Музейные гостиные», посвященные текущим выставкам. Например, в феврале 2014 г. была проведена «гостиная», посвященная закрытию выставки «Романовы. Портрет династии». Темой гостиной стали любовные истории представителей династии Романовых. Твиты акции были сохранены и теперь доступны на сайте Storify. В октябре 2014 г. ГИМ провел «Музейные гостиные», посвященные выставке «Золото. Металл богов и царь металлов». Планируется привлечение других музеев для совместной реализации проекта.

Этапы проекта «Музейный марафон» проводятся еженедельно.

Проект «Музейная открытка» был поддержан рядом российских музеев, которые отправили открытки своим подписчикам. В декабре 2014 г. ГИМ провел очередной этап проекта, приуроченный к Новому году.

Выводы

С момента проведения первой «Музейной гостиной» в октябре 2013 г. ежемесячный показатель прироста количества подписчиков у ГИМа возрос с 700-800 до 7000 человек. К концу 2014 г. музей вышел на новый рекорд — число подписчиков аккаунта превысило 200 тыс. человек.

Активная работа ГИМа с «Твиттером» вдохновила российские музеи на проведение собственных проектов. Например, Тульское музейное объединение рассказывает о музейных изданиях в проекте #МузейнаяКнига, а Военно-медицинский музей начал проект #ГеройДня, в котором рассказывается о судьбах людей, стоящих за тем или иным музейным предметом.

Количество подписчиков крупнейших российских музеев превышает 100 тыс. человек. Важно отметить, что и Минкультуры России активно использует «Твиттер».

Таким образом, «Твиттер» является востребованным и эффективным инструментом для представления музейных коллекций в Интернете. Он позволяет охватить многомиллионную аудиторию как в России, так и за рубежом, что в итоге напрямую влияет на посещаемость музеев.


1Михайлова А. В. Стратегия работы с социальными сетями // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 8. >>вернуться в текст 2Подробнее см.: Михайлова А. В. Правила использования изображений в социальных сетях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2015, № 3. >>вернуться в текст 3Заметка о твит-турах в музее науки в Лондоне (Science Museum). >>вернуться в текст 4Некоторые твиты акции #MuseumCats можно посмотреть в блоге Мэр Диксон, руководителя проекта CultureThemes. >>вернуться в текст 5Проект, зародившийся несколько лет назад в Великобритании благодаря инициативе Джима Ричардсона (Jim Richardson), специалиста дизайн-студии SUMO, теперь проходит ежегодно в сентябре. В 2014 г. день «Спроси куратора» пришелся на 17 сентября. >>вернуться в текст 6Отчет об акции можно найти на портале МАРТ. >>вернуться в текст 7Например, вопрос, обращенный к Историческому музею, мог выглядеть следующим образом: @1stHistorical В каком году был основан музей? #AskACurator. >>вернуться в текст 8В апреле 2014 г. по инициативе Государственного исторического музея был проведен российский аналог дня «Спроси куратора», поддержку которому оказал официальный аккаунт представительства «Твиттер» в России. Отметим, что по состоянию на сентябрь 2014 г. у этого аккаунта более 1, 3 млн подписчиков. В акции приняли участие более 20 российских музеев. Стоит отметить, что несколько часов хэштег #СпросиКуратора находился в трендах России, что можно считать большим успехом. >>вернуться в текст 9Например, 9 октября 2013 г. в Белгородском историко-краеведческом музее состоялась музейная гостиная «Увлекая возвышенной страстью» в рамках открытия выставки «Поэт мысли», посвященная 200-летию со дня рождения русского общественного деятеля, философа, поэта XIX в. Н. В. Станкевича (1813-1840). >>вернуться в текст

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×