Организация работы экспертной фондово-закупочной комиссии в музее

1725
В настоящий момент отсутствуют отвечающие современным требованиям нормативные документы, регулирующие деятельность экспертной фондово-закупочной комиссии в музее.

Суть проблемы

Работа экспертной фондово-закупочной комиссии в музее (далее — ЭФЗК) до сих пор регулируется «Положением о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры РСФСР» (далее — Положение), утвержденным приказом Министерства культуры СССР от 31.12.1987 № 630. Возраст этого документа говорит сам за себя: безусловно, основополагающие правила работы музеев остались прежними, однако скорость работы и обработки данных, акценты в деятельности музеев за это время существенно изменились. Но дело не только в этом. В Положении используется термин " фондово-закупочная комиссия», без добавления «экспертная». Таким образом, складывается ситуация, когда комиссия занимается вопросами отбора и приобретения предметов музейного значения, но в то же время как будто теряет свою роль эксперта по определению историко-культурной, художественной, музейной и иной ценности предметов.

Де-факто ЭФЗК занимается отбором и приобретением предметов музейного значения, но-де-юре она утрачивает роль эксперта.

В 2009 г. была предпринята попытка отменить Положение. Министерство культуры РФ издало приказ от 08.12.2009 № 842 «Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации» (далее — Единые правила), который, в свою очередь, отменял ряд предшествующих нормативных актов, в т. ч. приказ Министерства культуры СССР от 31.12.1987 № 630 «О Положении о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры РСФСР». В Единых правилах был введен термин «экспертная фондово-закупочная комиссия» (ЭФЗК), определены возможный состав комиссии, ее функции, документация и другие рабочие моменты. Противоречие в названии комиссии было разрешено, и в соответствии со своим статусом ЭФЗК получила определенные полномочия.

Но вскоре Единые правила были отменены приказом Министерства культуры РФ от 11.03.2010 № 116 «Об отмене приказа Министерства культуры Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 842 „Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации“».

Таким образом, действующим документом вновь стало Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры РСФСР.

В своей работе сотрудники музеев продолжают пользоваться недействующей нормативной базой, а это приводит к путанице.

Пункт 1 Положения говорит о том, что " фондово-закупочная комиссия является совещательным органом при дирекции музея, создается для рассмотрения вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания». На практике сотрудники музеев продолжают использовать термин ЭФЗК и положения Единых правил в области работы ЭФЗК, т. е. апеллировать к недействующей нормативной базе. Такая ситуация в очередной раз доказывает необходимость принятия нормативных актов, регулирующих учетно-хранительскую работу музеев и отвечающих современным требованиям.

Реформирование системы

Работа по созданию современной нормативной базы в этом направлении ведется на протяжении нескольких лет.

18 декабря 2014 г. Правительство РФ рассмотрело, одобрило и решило внести в Государственную Думу в установленном порядке проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“». Спустя почти месяц, 10 января 2015 г. законопроект № 692856-6 (далее — законопроект) был внесен в Госдуму и предварительно рассмотрен. 26 января 2015 г. было принято решение назначить ответственный комитет (комитет Государственной Думы по культуре), представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту, подготовить сам законопроект к рассмотрению Госдумой, включить его в примерную программу, установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Госдумой в первом чтении. Первое чтение назначено на март 2015 г.

Законопроект № 692856-6 определяет роль ЭФЗК в музее.

Законопроект определяет роль ЭФЗК в музее, говоря, что регистрация музейных предметов и музейных коллекций в главной инвентарной книге (книге поступлений) производится по решению руководителя государственного или муниципального музея, принятому на основании заключения ЭФЗК, подготовленного по результатам экспертизы музейных предметов.

Порядок формирования и деятельности ЭФЗК музея и порядок проведения экспертизы музейных предметов устанавливается положением о Музейном фонде.

Таким образом, после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ „О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“ в части совершенствования понятийного аппарата и механизма включения в состав Музейного фонда РФ музейных предметов и музейных коллекций» планируется разработать различные нормативные правовые акты, в частности:

Положение о Музейном фонде РФ;Положение о Государственном каталоге музейного фонда РФ;Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций в РФ.

Работа ЭФЗК в музее

Основания деятельности

ЭФЗК является постоянно действующим совещательным органом музея, проводящим экспертизу, оценку и отбор культурных ценностей с целью формирования музейного собрания, регулирующим научно-фондовую и учетно-хранительскую деятельность, решающим различные методические и организационные вопросы.

В связи с выполнением важнейшей задачи по формированию и комплектованию Музейного фонда РФ определим, какими нормативно-правовыми актами должна руководствоваться ЭФЗК в музее на данный момент.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290.Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная приказом Министерства культуры СССР от 15.12.1987 № 513.Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры РСФСР, утвержденное приказом Министерства культуры РСФСР от 31.12.1987 № 630.Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Министерства культуры РФ от 18.01.2007 № 19.Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Состав ЭФЗК

Согласно «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290, ответственность за комплектование фондовых коллекций несет заместитель директора по научной части. Таким образом, обычно председателем ЭФЗК назначается заместитель директора по науке, а в случае отсутствия в музее данной должности председателем может быть назначен главный хранитель. Председатель возглавляет работу ЭФЗК, проводит заседания, утверждает повестку дня. Секретарем может быть назначен ученый секретарь или опытный научный сотрудник.

К работе ЭФЗК в качестве экспертов можно привлекать сторонних специалистов — достаточно простого большинства голосов членов комиссии.

Целесообразно вводить в состав ЭФЗК руководителей структурных подразделений музея, сотрудников научно-фондового отдела, отдела учета. В таком случае ЭФЗК будет компетентна при рассмотрении различных вопросов, ее существование не будет простой формальностью.

В качестве экспертов к работе ЭФЗК можно привлекать сотрудников других музеев, научно-исследовательских центров, организаций культуры. Решение о приглашении сторонних экспертов принимается простым голосованием большинством голосов членов ЭФЗК.

Каждый музей должен разработать Положение о работе ЭФЗК, которое будет регулировать деятельность данного постоянно действующего совещательного органа конкретного музея. Данное положение, как и состав ЭФЗК, утверждается приказом директора музея.

Состав членов ЭФЗК может меняться, например, в связи с кадровыми перестановками в учреждении. Новый состав ЭФЗК вновь утверждается приказом директора музея.

Количественный состав ЭФЗК определяется руководителем музея.

Основные функции, выполняемые ЭФЗК

1. Формирование коллекций музея (решение о включении культурных ценностей в Музейный фонд), ведущееся в соответствии с профилем музея и научной концепцией формирования фондовых коллекций.

Музею необходимо иметь разработанные принципы отбора культурных ценностей, имеющих музейное значение.

К таким культурным ценностям можно отнести, например, следующие предметы:

мемориальные вещи конкретных людей, оказавших значительное влияние на развитие данной местности, производства, внесших вклад в развитие отдельной отрасли науки;историко-бытовые предметы, имеющие определенную датировку и бытовавшие в определенной местности;предметы археологии, обнаруженные в ходе раскопок на определенной территории;предметы, характеризующие отдельные этапы жизни конкретной местности, изображения памятных мест, изменивших свой вид, и т. д.

При рассмотрении на ЭФЗК вопроса о включении культурных ценностей в музейный фонд необходимо наличие, во-первых, заявления владельца этих предметов с просьбой рассмотреть принадлежащие ему предметы на ЭФЗК и включить их в состав музейного фонда и, во-вторых, акта ВХ ЭФЗК.

После принятия положительного решения о приеме культурных ценностей в музейный фонд, утверждения Протокола ЭФЗК подписью директора и печатью музея оформляется договор дарения, передачи или купли-продажи, акт приема в постоянное пользование.

В случае принятия отрицательного решения необходимо обосновать отказ о включении культурных ценностей в музейный фонд. Это может быть сделано, например, следующим образом: «Данные предметы тематически и хронологически не подходят под научную концепцию формирования фондовых коллекций музея…». На основании этого решения должен быть оформлен акт возврата предметов владельцу.

Руководителю музея необходимо назначение человека, отвечающего за хранение предметов и коллекций, поступающих на рассмотрение ЭФЗК.

Руководителю музея необходимо назначение человека, отвечающего за хранение предметов и коллекций, поступающих на рассмотрение ЭФЗК. Например, им может быть либо председатель ЭФЗК, либо ее секретарь.

2. Отнесение музейных предметов к основному или научно-вспомогательному фонду.

3. Утверждение шифров музейных коллекций.

4. Рассмотрение и вынесение на утверждение директора планов-графиков и актов проверки наличия и сверки музейных предметов и музейных коллекций с учетной документацией. Выполнение этой функции необходимо для ведения дальнейшей работы учреждения, например, при исключении музейных предметов из Музейного фонда РФ.

5. Рассмотрение и согласование локальных актов: внутримузейных инструкций, положений и др.

6. Определение особых сроков обработки и регистрации музейных предметов в учетной документации при единовременном поступлении большого количества культурных ценностей, к примеру, из этнографических или археологических экспедиций (в соответствии с п. 100 «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290).

7. Рассмотрение вопросов о выдаче музейных предметов на временные внешние выставки в пределах Российской Федерации и за рубеж, определение рекомендуемой ЭФЗК страховой и оценочной стоимости в соответствии с ценами на антикварном рынке.

8. Выявление предметов, ошибочно принятых на музейный учет.

9. Рассмотрение и выдача заключений о необходимости перевода музейных предметов из основного фонда в научно-вспомогательный фонд или наоборот из научно-вспомогательного в основной, о списании музейных предметов. Решение данного типа вопросов проводится в соответствии с пп. 112 и 122 «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290.

10. Внесение изменений в атрибуцию музейных предметов.

11. Перевод музейных предметов из одной фондовой коллекции в другую.

12. Принятие решения о замене книг учета.

13. Утверждение плана и списков эвакуации музейных предметов 1, 2 и 3-й очереди во время чрезвычайной ситуации.

Организация работы ЭФЗК

Перед тем как выносить вопрос на рассмотрение ЭФЗК, следует проверить наличие и полноту всех необходимых документов: акта приема ВХ ЭФЗК, полевой документации, экспертных заключений специалистов, обоснования научного работника музея, представляющего музейный предмет или коллекцию на рассмотрение ЭФЗК, заявления владельца с указанием стоимости предмета, рекомендаций художественного, реставрационного и других советов музея.

ЭФЗК при выполнении возложенных на нее задач имеет право не принимать на рассмотрение и возвращать на доработку некачественно или небрежно подготовленные для работы ЭФЗК документы.

В пределах своей компетенции ЭФЗК может давать рекомендации руководителям структурных подразделений или отдельным сотрудникам музея по вопросам учетно-хранительской деятельности и обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций.

Заседания ЭФЗК проводятся в соответствии с годовым планом работы музея, но не реже одного раза в квартал. Обсуждение вопросов на заседании ЭФЗК проводится в виде открытой дискуссии. Решения принимаются в результате голосования большинством голосов, причем обязательно, чтобы в голосовании участвовало не менее 2/3 членов ЭФЗК.

Право голосования имеют только члены ЭФЗК. Приглашенные эксперты не имеют права голоса и могут участвовать только в обсуждениях.

Решения ЭФЗК могут быть оформлены как рекомендации, предложения или заключения.

Если у участников заседания имеются какие-либо особые мнения по рассматриваемым вопросам, они также фиксируются в протоколе заседания ЭФЗК.

Таким образом, решения, принимаемые ЭФЗК, могут быть оформлены как рекомендации, предложения или заключения.

Рассмотрим документацию, возникающую в результате работы ЭФЗК, и основные требования к ее оформлению.

После проведения каждого заседания оформляется Протокол ЭФЗК, который фиксирует результаты работы комиссии, решения, принятые по рассматриваемым вопросам. Пример Протокола дан в приложении 1.

Каждый год Протоколы ЭФЗК имеют нарастающую нумерацию с первого номера.

В Протоколе ЭФЗК обязательно указываются Ф.И.О. и должности всех членов ЭФЗК и приглашенных экспертов.

Если на заседании рассматривается вопрос о включении предметов в музейный фонд, у членов ЭФЗК обязательно должно быть в наличии обоснование о целесообразности включения.

В Протоколе обязательно должен быть приведен список рассматриваемых музейных предметов с указанием кратких каталожных данных: наименование, автор, размеры, материал, техника изготовления, краткое описание, наличие клейм, подписей, состояние сохранности; Ф.И.О., почтовый адрес и паспортные данные лиц, предложивших культурные ценности в качестве дара или на закупку.

В итоговой записи в Протоколе ЭФЗК указывается общее количество рассмотренных предметов и принятые решения, например, отнесено к основному фонду, научно-вспомогательному фонду и др.

Все присутствующие на заседании члены ЭФЗК подписывают протокол, затем он утверждается подписью директора и печатью музея. Только после этого решения, принятые ЭФЗК, вступают в силу.

Ведение делопроизводства ЭФЗК, хранение и использование документов, ответственность за их сохранность, а также контроль исполнения принятых ЭФЗК решений возлагается на ее председателя и секретаря. Протоколы ЭФЗК хранятся вместе с другой учетно-хранительской документацией музея в отделе учета в сейфах. Обязательно должен вестись журнал регистрации Протоколов ЭФЗК (он приведен в приложении 2). Данный тип документации должен быть отражен в номенклатуре дел музея с указанием сроков хранения.

Если ЭФЗК рассматривает возможность приобретения музейных предметов с помощью закупки, то из протокола ЭФЗК делается выписка по конкретному вопросу и эта выписка передается в бухгалтерию для проведения оплаты владельцу предметов.

Приложение 1

Организация работы экспертной фондово-закупочной комиссии в музее

Приложение 2

Организация работы экспертной фондово-закупочной комиссии в музее


1См. Приложение № 5 «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290. >>вернуться в текст

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×