Объекты культурного наследия разграничили

568
Объекты культурного наследия в зависимости от степени значимости для истории и культуры Российской Федерации, подразделяются на категории историко-культурного, федерального, регионального и муниципального значения.

Понятие и категории

Определение понятия «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — ОКН) дано в ст. 3 Закона № 73-ФЗ 

К таковым относят

  • объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями,
  • произведениями живописи,
  • скульптуры,
  • произведения декоративно-прикладного искусства,
  • объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Недвижимые ОКН подразделяются на памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Право собственности

Объекты культурного наследия разграничилиНа практике нередко возникают спорные ситуации, вызванные действием коллизионных правовых норм, определяющих вещные права на ОКН.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Так, в соответствии с действующим до настоящего времени постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее — Постановление № 3020-1) объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В то же время в соответствии со ст. 48 Закона № 73-ФЗ ОКН независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципалитетов, частной собственности, а также в других формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В связи с большим количеством судебных разбирательств, ВАС РФ выработал правовую позицию, согласно которой содержащаяся в Постановлении № 3020-1 норма об отнесении памятников общероссийского значения к федеральной собственности означает следующее.

Для целей разграничения права собственности на государственное имущество и на момент такого разграничения соответствующие объекты должны быть отнесены к объектам исключительно федеральной собственности. Значит, при таком разграничении они не могли поступить ни в собственность субъектов РФ, ни в муниципальную собственность (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 03.12.2002 № 3424/02, от 30.11.2010 № 10478/10, решение ВАС РФ от 05.07.2006 № 11159/04).

Органам по управлению имуществом субъектов РФ и муниципальных образований, как и руководителям региональных и муниципальных учреждений, здания которых включены в перечень ОКН, необходимо иметь в виду, что основанием нахождения в государственной региональной или муниципальной собственности указанных объектов, согласно Постановлению № 3020-1 отнесенных к федеральной собственности (как имеющие общероссийское (федеральное) значение), могут быть только правовые акты уполномоченных федеральных и региональных органов власти.

При отсутствии правового акта спор о собственнике может быть решен в судебном порядке, и как показывает практика, в большинстве случаев в пользу РФ.

Сведения о границах территории ОКН, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в них, подлежат учету в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством РФ.

Руководителям государственных (муниципальных) учреждений следует учитывать, что право оперативного управления и право хозяйственного ведения являются «производными» вещными правами от права собственности.

Лицо, не являющееся собственником, не может закреплять на праве оперативного управления или хозяйственного ведения имущество, ему не принадлежащее. Отсутствие законных оснований для возникновения права собственности на ОКН влечет недействительность ранее предоставленных и невозможность предоставления в будущем иных вещных прав на ОКН.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Земли ОКН

С 22 января 2015 г. Закон № 73-ФЗ дополнен статьей, определяющей границы и правовой статус территории объекта культурного наследия.

К таковой, в частности, относится территория, непосредственно занятая ОКН и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью (ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ). Территория может включать земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также — земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ отнесение ОКН к категории федерального значения является основанием для исключения этих объектов из налогооблагаемой базы при уплате налога на имущество. Декларация в отношении указанного имущества не заполняется (отнесение к иным категориям в соответствии со ст. 372 НК РФ может сопровождаться предоставлением налоговых льгот при установлении налога на имущество законами субъекта РФ).

Границы территории ОКН могут не совпадать с границами существующих земельных участков и в границах такой территории могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Порядок определения границ территории ОКН утвержден ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ, ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 315-ФЗ).

В данном случае имеет значение статус ОКН, в т. ч., является ли он выявленным или включается в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — единый реестр), а также время включения ОКН в данный реестр (до или после 22 января 2015 г.).

Объекты культурного наследия разграничилиПри определении границ предполагается взаимодействие: органов, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН;федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее — ФРС).

Границы территории ОКН, за исключением объекта археологического наследия, определяются на основании архивных документов, в т. ч. исторических поземельных планов, научных исследований с учетом особенностей каждого объекта, включая степень его сохранности и этапы развития. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Таким образом, к соответствующей территории могут быть отнесены земельные участки, непосредственно ОКН не занятые, но исторически и функционально с ним связанные.

В период выяснения и включения в регистрационные документы сведений о границах территории ОКН (до включения их в государственный кадастр недвижимости) должны соблюдаться требования к осуществлению деятельности в данных границах, установленных земельным законодательством РФ и ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ.

Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) предусматривает следующие виды земельных участков в зависимости от возможности их оборота, отнесение к таким объектам осуществляется указом Президента РФ: изъятые из оборота (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ) — как таковые участки, занятые ОКН, к ним не относятся; ограниченные в обороте (ч. 5 ст. 27 ЗК РФ) — занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации3, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

Такие земельные участки в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) не относятся к объекту налогообложения для уплаты земельного налога; не ограниченные в обороте (все участки, ограничение в обороте или изъятие из оборота которых не предусмотрено законодательством) — в т. ч. участки с расположенными на них ОКН, прямо не указанные в ч. 5 ст. 27 ЗК РФ.

Согласно ст. 5 Закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий ОКН, включенных в единый реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

В отношении земельных участков ОКН ст. 94 и 99 ЗК РФ установлен особый правовой режим земель историко-культурного назначения:

  • земельные участки, отнесенные к таким землям, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, если это прямо не предусмотрено законодательством (когда нарушается целевое использование земельного участка);
  • на отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

То есть несмотря на возможность распоряжения земельными участками, на которых находятся ОКН (продажа, сдача в аренду, предоставление в безвозмездное пользование), хозяйствующие субъекты обязаны обеспечивать их использование строго по целевому назначению, которое с учетом законодательства определяется заключаемым договором (купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования).

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Охранное обязательство

В соответствии с требованиями ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец ОКН, включенного в единый реестр, в т. ч. орган государственной власти или местного самоуправления, государственное (муниципальное) учреждение, оформляет охранное обязательство на объект, полученный в собственность (пользование). Утверждает его федеральный или региональный орган охраны ОКН. Ранее, до вступления в силу Закона № 315-ФЗ, органы ФРС не регистрировали никакие сделки с ОКН без оформления охранного обязательства.

В настоящее время Закон № 73-ФЗ прямо предусматривает предоставление паспорта ОКН для государственной регистрации прав и сделок с ним, который самостоятельно истребуется органами ФРС у органов охраны ОКН в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 2 ст. 21 Закона № 73-ФЗ).

По общему правилу охранное обязательство должно выполняться собственником ОКН и пользователем одновременно. Однако п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ предусматривает, что в случае, если объект культурного наследия, включенный в единый реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению ( в т. ч. органу государственной власти, органу местного самоуправления, действующими в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ в статусе казенных учреждений), охранное обязательство подлежит выполнению этими организациями.

Зоны охраны

Закон № 73-ФЗ использует понятие «зоны охраны ОКН», которые устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта в его исторической среде на сопряженной с ним территории.

К зонам охраны относятся:

1. охранная зона
2. зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности
3. зона охраняемого природного ландшафта

Границы зон охраны утверждаются на основании соответствующих проектов федеральным либо региональным органом охраны ОКН.

В установленных зонах охраны могут находиться земельные участки, не отнесенные к землям историко-культурного назначения. Их использование определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (ст. 30-33 Градостроительного кодекса РФ).

Если же ОКН не закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо не передан в безвозмездное пользование, то охранное обязательство собственника ОКН выполняется от имени публично-правового образования органом, уполномоченным осуществлять функции и полномочия собственника имущества, находящегося в казне публично-правового образования.

Иногда на практике случается, что ОКН передается учреждению (органу госвласти, органу местного самоуправления) по договору безвозмездного пользования другим учреждением (органом власти или самоуправления), за которым, в свою очередь, ОКН закреплен на праве оперативного управления. В этом случае охранное обязательство подлежит исполнению учреждением (органом власти), которое пользуется ОКН на праве безвозмездного пользования.

К требованиям охранного обязательства относятся:

сохранение ОКН (ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ), включая выполнение видов работ по сохранению объекта, определяемых органом охраны ОКН. При этом лицо, выполняющее охранное обязательство, обязуется обеспечивать финансирование и организацию проведения указанных работ: 

  • работы по сохранению ОКН проводятся на основании задания и разрешения на их проведение, выдаваемого уполномоченными органами по ОКН также при условии осуществления технического, авторского и государственного надзора;
  • содержание и использование ОКН в соответствии со ст. 47 3акона № 73-ФЗ, а также требованиями органов охраны ОКН;
  • обеспечение доступа граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан к ОКН (ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ).

При определении условий доступа на ОКН органы охраны ОКН в обязательном порядке должны учитывать мнение собственника или иного законного владельца объекта. Редакция Закона № 73-ФЗ в настоящее время такова, что условия доступа могут быть согласованы собственником даже в том случае, если охранное обязательство будет исполняться иным законным владельцем ОКН.

Требование об обеспечении доступа физических лиц к ОКН включено в Закон № 73-ФЗ в соответствии с Конституцией РФ, гарантирующей гражданам право на доступ к культурным ценностям. Вместе с тем законом в целях сохранения ОКН предусматривается возможность приостановления такого доступа (в связи с проведением работ по сохранению ОКН или ухудшением его состояния, которое может представлять опасность как для самого объекта, так и находящихся на его территории людей).

Кроме того, закон предусматривает, что если внутренние помещения (интерьер) ОКН, занимаемые организацией, не являются предметом охраны, то требование по обеспечению доступа в них не может быть установлено;размещение наружной рекламы на ОКН и их территориях, если оно допускается в соответствии с законодательством РФ.

С учетом конкретных обстоятельств требования охранного обязательства могут быть дополнены органом, его утверждающим. В случае несогласия собственник или владелец ОКН имеет право обратиться в суд.

Освобождение от НДС — не для всех Работы (услуги) по сохранению ОКН (как включенных в единый реестр, так и выявленных), прямо указанные в подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ и выполняемые реставрационными учреждениями, иными хозяйствующими субъектами в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ, не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

При условии предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих статус ОКН и договора на оказание работ (выполнение услуг) по сохранению ОКН, а также лицензии на проведение соответствующих работ (п. 48 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 6 ст. 149 НК РФ).

Однако содержание выполняемых работ (услуг) должно соответствовать определениям, указанным в Законе № 73-ФЗ . Так, НК РФ предусматривает основанием для освобождения от НДС проведение реставрационных работ по сохранению ОКН. Но работы по реставрации, например, пристройки дополнительных помещений, от НДС освобождены не будут.

Сделки с ОКН

В Закон № 73-ФЗ внесены изменения, систематизирующие требования к сделкам по распоряжению ОКН (как включенным в единый реестр, так и выявленным), а также земельными участками, в границах которого располагается объект археологического наследия.

Передача прав собственности, иных вещных прав, прав владения и (или) пользования ОКН (земельными участками) осуществляется с учетом следующих условий:

Нормативный документ

Ограничения по рекламе на ОКН устанавливаются проектами зон охраны, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». обязательного исполнения требования охранного обязательства согласно ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, которое действует на момент заключения сделки (договора).

Лицо, приобретающее в собственность, во владение или распоряжение ОКН, включенный в единый реестр, обязано обеспечить выполнение всех условий охранного обязательства.

При совершении сделки они становятся существенными условиями договора, уклониться от их выполнения невозможно (сделка может быть квалифицирована как ничтожная);

  • договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого возникают право собственности, владения и (или) пользования ОКН, по выполнению требований, установленных пп. 1-3 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ (иначе сделка признается ничтожной);
  • при заключении договоров, оформляющих распоряжение ОКН, включенных в единый реестр (земельными участками), до утверждения охранного обязательства приложениями к договорам в обязательном порядке являются иные действующие охранные документы:
  1. охранно-арендный договор,
  2. охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры,
  3. охранное обязательство собственника ОКН или охранное обязательство пользователя ОКН,
  4. а также паспорт ОКН (при его наличии).

Условия приложений не названы в качестве существенных для заключения договора, но должны исполняться наряду с условиями, включенными в сам договор; если на момент совершения сделки отсутствуют и охранное обязательство, и иные охранные документы, то лицо, заключившее договор (к которому перешли права собственника или иные вещные права, права пользования и владения), обязано выполнять требования пп. 1-3 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, соблюдать особый режим использования ОКН (земельного участка) (ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ), а впоследствии и требования охранного обязательства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль