Как наладить системную работу по включению лиц пожилого возраста в творческую деятельность

101
Социальная политика государства направлена на работу с незащищенными категориями населения, но практически не касается проблемы отчуждения людей пожилого возраста от общества

Вопрос старения населения в настоящее время актуален и для европейских стран, и для России: пятая часть населения страны (27, 2 млн человек) — лица старше 60 лет. Это почти в два раза больше, чем число детей и подростков до 16 лет (10, 6 млн человек соответственно).

Социальная политика государства направлена на работу с незащищенными категориями населения, но практически не касается проблемы отчуждения людей пожилого возраста от общества.

К сожалению, до сих пор в работе с пожилыми людьми преобладает медико-социальный подход, который зачастую только усугубляет проблему. На данном этапе возникает необходимость активного включения людей пожилого возраста в какую-либо творческую деятельность: это позволит сформировать у них активную жизненную позицию. Сегодня эту роль выполняют культурно-образовательные учреждения, в т. ч. музеи.

Медико-социальный подход может только усугубить проблему отчуждения пожилых людей от общества.

У Музея изобразительных искусств Республики Карелия (далее — МИИ РК) накопился большой опыт работы с разными группами населения. Эти формы носят различный характер: от небольших экскурсий и мастер-классов до долговременных образовательных программ и интерактивных проектов. В последнее время растет популярность такой формы работы, как творческая студия. Участники студии приобретают новые знания и навыки, могут опробовать их на практике, создать новые контакты, приобщиться к прекрасному, организовать свое свободное время и почувствовать себя нужным обществу. Такой вид досуга чаще всего организуется на платной основе, т. к. является дополнительной услугой и требует больших материальных, временных и человеческих ресурсов со стороны учреждения культуры. Но если учреждению выгодна такая схема работы, то многим пенсионерам оказывается не по карману посещать занятия. Музей изобразительных искусств Республики Карелия нашел свой способ предоставить пенсионерам возможность проявить себя.

Суть проекта

Еще недавно в МИИ РК работа с пожилыми людьми велась не систематически, пенсионеры приходили на разовые экскурсии или концерты на льготной основе, некоторые посещали творческие мастер-классы за дополнительную плату, но не было ни одного долгосрочного проекта или программы для этой группы населения. В 2014 г. была сформулирована идея проекта, который позволил бы систематизировать работу с посетителями пожилого возраста в рамках одного из направлений деятельности музея.

Идея проекта «Одеяло на себя» состоит в создании студии художественного текстиля для людей пожилого возраста. Опробовав работу такой студии, музей сможет проводить данный курс для новых групп.

Цель проекта: создание условий для формирования активной жизненной и социальной позиции у людей пожилого возраста посредством вовлечения их в процесс текстильного творчества.

Задачи:

создать на базе МИИ РК студию художественного текстиля для людей пожилого возраста;обеспечить студию современным оборудованием и конструктивными материалами;сформировать группу пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше (20 чел.);обучить участников проекта современным технологиям работы с текстилем;апробировать теоретические знания на практике путем самостоятельного создания текстильных изделий с использованием установленного оборудования;привлечь друзей участников проекта к совместному творчеству и передаче знаний;раскрыть потенциал творческого «Я» участников в работе с профессиональным психологом;сформировать сеть творческих контактов (сообщество);организовать демонстрацию работ участников проекта в музее;создать передвижную выставку работ участников проекта для показа в детских садах и школах после окончания проекта;издать информационный буклет о проекте;создать дневник проекта на сайте музея http://artmuseum.karelia.ru.

Музей подал заявку на грант в Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, деятельность которого направлена на системное решение социальных проблем в России. Одно из ключевых направлений деятельности фонда — поддержка старшего поколения. Программа «Активное поколение — 2014—2015 вв. Республике Карелия», оператором которой выступает некоммерческий фонд «Новое образование», выделяет мини-гранты (до 100 тыс. руб.) на работу с пожилыми людьми. Общий грантовый пул в 2014 г. составил 2 млн руб.

Музей получил грант. К этому моменту у МИИ РК был опыт проведения разовых мастер-классов и коротких курсов по лоскутному шитью, но не было ни швейного оборудования, ни раскроечных инструментов и материалов, ни долгосрочного опыта работы с пожилыми людьми. Участники таких занятий были разновозрастными, им приходилось приносить свои швейные машины, платить за обучение, поэтому желающих всегда было не так много.

По условиям фонда проект должен был длиться не менее 6 месяцев, поэтому учиться шить нужно было масштабно. За основу было взято лоскутное одеяло. С одной стороны, это крупное текстильное изделие, которое не каждый возьмется шить сам, с другой стороны, это философский предмет, который несет в себе много смыслов. Жизнь каждого из нас соткана из кусочков, темных и светлых, мы стремимся укрыться от проблем под теплым одеялом или укутаться в него с самым близким сердцу человеком. С давних времен одеяло являлось оберегом и предметом, передающимся по наследству.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Создание студии: план действий

На первой рабочей встрече проектной команды был составлен календарный план занятий, включавший 12 часов теории и 36 часов практики (приложение 1), утверждено 6 часов творческих занятий с профессиональным психологом, заключены трудовые договоры со специалистами, работающими по проекту (приложение 2), выбрано швейное оборудование (6 машин), утюг, гладильная доска, раскроечные материалы (ножи, маты, линейки — 3 комплекта), закуплено более 100 метров разных тканей.

После подготовительных работ была сформирована группа из 20 участниц старше 60 лет (самой старшей было 85 лет!). Большая часть женщин была привлечена партнером проекта — МУ СО Центр «Истоки», который в Петрозаводске ведет систематическую работу с пенсионерами по разным направлениям, от медицинской помощи до культурного досуга. Они имеют базу контактов, по которой было легко подобрать желающих обучаться шитью. Остальные участники обратились в музей после публикации в СМИ и на сайте1. Никто из желающих ранее не участвовал в проектах МИИ РК, а некоторые даже ни разу не посещали музей.

Люди хотели участвовать на любых условиях, лишь бы быть вовлеченными в какой-то новый творческий процесс.

Большую часть группы организовал МУ СО Центр «Истоки», являющийся официальным партнером проекта и занимающийся работой с пожилыми людьми. Заметим, что от звонков желающих не было отбоя, люди хотели участвовать на любых условиях, лишь бы быть вовлеченными в какой-то новый творческий процесс. Не было никаких критериев отбора, кроме возраста, и при этом стояла задача принять людей, действительно не умеющих шить. Многим пришлось отказать из-за отсутствия свободных мест.

На торжественной презентации проекта для СМИ и общественности были озвучены цели, задачи и даты занятий по проекту. Женщины были разделены на две подгруппы по десять человек и организованы в пары, каждая из которых шила одеяло на двоих. Такое решение помогло, с одной стороны, сплотить и подружить незнакомых людей и, с другой, снизить риски того, что работа не будет закончена. Проект, рассчитанный почти на полгода, мог быть не завершен в связи с болезнями участниц, потерей интереса и выпадением из процесса по личным обстоятельствам. Это оказалось оправданным: кто-то из участниц сломал руку, кто-то перенес инсульт, кто-то уехал к внукам, но работа кипела, т. к. один партнер из пары оставался активным.

Мастер по текстилю Марина Коршакова выбрала оригинальный метод шитья — «колодец». Многие участники замечали, что занятия «сломали» их представления о лоскутном шитье, как о монотонной, скучной работе. Они постоянно сшивали и резали, формировали квадраты, складывали их в различные узоры, и у всех получались совершенно разные одеяла. Это был действительно творческий, а не механический процесс, начиная от подбора тканей и заканчивая формированием финального рисунка.

Календарный план занятий был сформирован заранее проектной командой исходя из графика загруженности музея, а участники на первом занятии выбрали наиболее удобное время для посещений. Уроки проходили один раз в две недели и длились по 3 часа: так было удобнее для всех трудящихся, чтобы надолго не отвлекаться от домашних и других дел. Приятным моментом стали душевные чаепития, организованные в перерыве между работой, за счет средств Фонда Тимченко. Все члены проектной команды были удивлены тем, какой неожиданностью для участниц студии были бесплатный кофе со сладостями: как же не избалованны наши пенсионеры! Кофе-паузы всегда носили неформальный характер и еще больше сближали новых знакомых.

На протяжении всего проекта происходила фотофиксация мероприятий. Фотосъемку вела руководитель проекта с использованием музейной техники. Позже лучшие из этих фотографий вошли в небольшой полиграфический буклет, который был издан за счет средств музея тиражом 50 штук. Руководитель проекта постоянно вел дневник на сайте музея, а также выкладывал сюжеты в новостную ленту.

Работа с психологом оказалась столь же важной для участниц проекта, как и основная деятельность в его рамках.

Трудовые будни разбавили занятия с психологом, на которых велись душевные разговоры о смысле и значении одеяла в нашей жизни, в истории, в семье, в доме. Участницы вновь сели за парту и подбирали синонимы, антонимы, сочиняли синквейны2 на тему лоскутных одеял, учились создавать небольшое рукописное произведение — сказку. Результаты были ошеломляющие — при чтении работ многие смеялись до слез или сентиментально плакали, многие вспоминали молодость, радости и горести своей жизни. «Параллельная программа» была так же важна для проекта, как и основная: авторы проекта считали важным не только научить пожилых людей чему-то новому, но и дать им нечто большее, что бы тронуло сердце и душу.

Середина проекта пришлась на Новый год, поэтому для женщин был организован торжественный праздник и мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира. Каждая участница привела на занятие свою подругу или друга, чтобы научить азам текстильного творчества и познакомить с атмосферой, царящей на занятиях. Благодаря спонсорам, привлеченным руководителем проекта, удалось накрыть сладкий стол и порадовать собравшихся шампанским.

Работа по проекту продолжалась, и участницам предстояла ответственная работа — завершить пошив одеял, оформить их к показу, дописать начатые сказки. Удивительно, но ответственность людей этого поколения поражает! Они брали домашнее задание домой, приходили дошивать в неурочное время и никогда не пропускали занятий!

На презентации огромный зал (более 100 кв. м) был устлан роскошными цветастыми одеялами, каждое из которых имело свое название и историю. Участницы принесли на суд зрителей не только те одеяла, которые изготовили по проекту (11 шт.), но и те, которые успели параллельно сшить дома для своего пользования. Такого буйства красок мы не видели даже на самых смелых выставках современного искусства!

Произведения, сшитые по проекту, а также придуманные к ним сказки для детей отправляются на передвижную выставку по образовательным учреждениям Петрозаводска. Два детских сада — партнеры музея — приняли их первыми, с марта по май 2015 г.

Ресурсная база

Финансы. Бюджет проекта составил 161 500 руб., 90 000 руб. из которых выделил Фонд Тимченко, а 71 500 руб. составил вклад музея (подробнее см. приложение 3). Стоит пояснить, что размер вклада музея рассчитывался как сумма экономии, которую удалось получить за счет того, что студия не арендовала помещение, а также за счет того, что музей оплатил издание полиграфического буклета, административные расходы (связь, канцелярские принадлежности, банковские расходы) и организацию новогоднего праздника. Деньги фонда понадобились на закупку оборудования, расходных материалов (ткани, нитки), организацию кофе-пауз и заработную плату работающих по проекту специалистов. Представляется, что система мини-грантов является наиболее прозрачной и эффективной. Грантополучатель вынужден продумать и распределить расходы с точностью до копейки, избегая искусственного завышения стоимости работ и услуг, цен на товары. В таких условиях бюджет не размывается, а распределяется по статьям максимально точно.

Система минигрантов оказалась крайне эффективной: бюджет распределяется по статьям затрат максимально точно.

Кадры. В режиме жесткой экономии важно не раздувать штат команды проекта, а грамотно распределить функционал и обязанности. В этом проекте участвовали четыре специалиста: руководитель, педагог — мастер по текстилю, бухгалтер и психолог, трое из которых являются штатными сотрудниками музея.

Руководитель отвечал за организацию рабочих встреч, закупку оборудования и материалов, составление календарного плана работы, проведение кофе-пауз, фотофиксацию мероприятий, ведение дневника на сайте, проведение PR-кампании в СМИ (совместно с отделом развития музея), организацию презентации, подборку материалов для буклета, анкетирование, написание промежуточной и итоговой отчетности.

Бухгалтер вел финансовую документацию, проводил оплату счетов, оформлял договоры подряда, составлял промежуточную и итоговую финансовую отчетность.

Мастер по текстилю наряду с основной деятельностью — проведением теоретических и практических занятий, разработки пакета методических материалов (выкройки, схемы, описание работ и т. д.) — вел координационную работу совместно с руководителем проекта, принимая активное участие во многих вопросах.

Психолог проводил специализированные занятия по раскрытию творческого «Я» участников проекта (длительность — 6 академических часов).

Информация. PR-кампания проекта проходила в местных и региональных печатных СМИ, на интернет-порталах, в социальных сетях, а также на местном телевидении. За время работы студии удалось собрать более 50 ссылок на информационные источники. После удачно проведенной рекламы мы получили много звонков, сообщений и откликов от потенциальных участников и заинтересованных лиц.

Немаловажным стало и название проекта. «Одеяло на себя» — неоднозначная фраза, которая привлекает внимание и вызывает вопросы, желание узнать, что под ним подразумевается. Название стало фактором, который помог придать проекту дополнительную гласность!

Проектная деятельность невозможна без партнерской поддержки.

Партнерами проекта стали:

Министерство культуры Республики Карелия (учредитель БУ «МИИ РК»);

МУ СО Центр «Истоки»;частные компании: пекарня-кондитерская и предприятие оптовой торговли алкогольной продукцией.

Министерство культуры оказывало информационную и консультационную поддержку, Центр «Истоки» формировал группу участников, представители коммерческих компаний предоставили на безвозмездной основе сладости и шампанское для новогоднего праздника. Такое партнерство позволило сократить временные и финансовые ресурсы музея, переложив часть вопросов на коллег, которые получали дополнительный пиар за счет участия в проекте.

>

Результаты и перспективы проекта

Подводя итоги, можно выделить ряд количественных и качественных результатов проекта:

Результат Индикаторы оценки результатов
Количественные показатели
Создана группа пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше
для участия в проекте
22 человека
Создана студия художественного текстиля Приобретены: швейная машина — 6 шт.;
набор для раскройки лоскута — 3 шт.;
утюг — 1 шт.;
гладильная доска — 1 шт.
Создана методическая разработка занятий для участников проекта Информационный пакет — 22 шт.
Проведено теоретических занятий по художественному текстилю 12 академических часов
Проведено практических занятий по художественному текстилю 36 академических часов
Проведено занятие «научи друга» для передачи опыта
и полученных навыков участниками проекта
Привлечены 22 человека
Проведено занятие с психологом для раскрытия творческого «Я» 6 академических часов
Проведен новогодний праздник для участников проекта 1 праздник
Организована и проведена выставка работ участников проекта
в музее
(презентация)
1 выставка, 35 одеял, 11 сказок
Проведено анкетирование участников проекта 2 анкетирования (начало и конец
проекта)
Количество положительных отзывов (от участников) о проекте 22
Издан информационный буклет о проекте 50 шт.
Проведена пресс-конференция по итогам проекта для СМИ
и общественности
1 пресс-конференция
Подготовлена передвижная выставка работ участников проекта
для детских садов и школ г. Петрозаводска
1 выставка, 11 одеял, 11 сказок
Создан отчет по проекту 1 отчет
Создана сеть творческих контактов (сообщество) 1 сообщество, 40-50 человек
Фотофиксация проекта 1 фотоотчет
Дневник проекта на сайте музея http://artmuseum/karelia.ru Ежемесячное обновление
Качественные показатели
Получены новые теоретические и практические знания
участниками проекта
Формирование сети новых дружественных контактов
Положительные отзывы о проекте
Формирование активной жизненной позиции
Чувство востребованности и признания обществом через показ
работ на выставках
Чувство познания себя через творческий процесс
Чувство уверенности в себе
Стремление познавать, создавать новое и созидать красоту

Качественные показатели формируют уровень жизни пожилых людей, их особенно важно проанализировать при подведении итогов проекта.

Количественные результаты проекта очевидны, их легко подсчитать и увидеть. Качественные показатели субъективны и эфемерны, но именно они формируют новый уровень качества жизни пожилых людей, и Фонд Тимченко уделяет им особое внимание.

Анкетирование, проведенное руководителем проекта дважды (на первом и последнем занятиях), показало, что пожилым людям нужен смысл — что-то, ради чего стоит выходить из дома, учиться чему-то новому, передавать свои знания младшему поколению, общаться, заводить друзей. Социализация является главным критерием для проведения достойной старости. Отзывы женщин в конце проекта были заполнены словами благодарности обо всем, начиная от получения новых знаний и обретения смысла жизни до важности душевных чае-питий и желания участвовать в новых проектах.

Работа завершена, но очевидно, что появилось новое неформальное сообщество, участники студии не пропускали ни одного занятия, постоянно говорили о значимости проекта для них, о повышении качества жизни и культурного досуга. Дамы уже мечтают об участии в новом проекте.

Проект позволил музею, на базе которого работает студия, выйти на качественно иной уровень работы с пожилыми людьми. Уже проводятся мастер-классы выходного дня на швейном оборудовании, приобретенном по проекту, появились идеи о развитии студии и направления по работе с пенсионерами. Проект был высоко оценен представителями Министерства культуры Республики Карелия. Впереди новый конкурс от Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, и у коллектива музея есть масса идей для новой заявки, ведь столько пожилых людей хотят творить и познавать новое!

Приложение 1

Календарный план реализации проекта


п/п
Наименование мероприятий Срок реализации проекта в месяцах
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Составление списка потенциальных участников проекта
2 Составление календарного плана работы студии
3 Заключение договоров с привлеченными специалистами
4 Разработка методических материалов для участников проекта
5 Приобретение основных средств — швейных машин
6 Приобретение конструктивных материалов
7 Проведение теоретических и практических занятий по работе с текстилем
8 Проведение занятия «научи друга»
9 Проведение занятия с профессиональным психологом
10 Проведение новогоднего праздника
11 Подготовка макета и печать полиграфического буклета о проекте
(тираж 100 шт.)
12 Проведение выставки работ участников в здании музея
13 Подведение итогов проекта, пресс-конференция
14 Подготовка произведений участников проекта к передвижной выставке
в детских садах и школах в г. Петрозаводске
15 Составление отчета по проекту
16 Фотофиксация проекта
17 Анкетирование участников проекта
18 Ведение дневника проекта на сайте музея http://artmuseum.karelia.ru

Приложение 2

ДОГОВОР ЛИЧНОГО ПОДРЯДА №

Как наладить системную работу по включению лиц пожилого возраста в творческую деятельность

Приложение 3

Бюджет проекта

№ п/п Вид расходов Количество, шт. Цена за единицу,
руб.
Общая сумма финансирования,
руб.
Собственный вклад,
руб.
Запрашиваемое финансирование,
руб.
Прямые расходы по проекту
121 340 62 900 58 440
Заработная плата
19 800 19 800
Оплата привлеченных специалистов
11 760 11 760
Административные расходы
8600 8600
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ 161 500 71 500 90 000

Бюджет проекта (комментарии)

№ п/п Вид расходов Количество, шт. Цена за единицу, руб. Общая сумма финансирования, руб. Собственный вклад, руб. Запрашиваемое финансирование, руб.
Прямые расходы по проекту
1 Швейная машина 6 6000 36 000 36 000
2 Ткань (набор 6 м * 200 руб.) 10 1200 12 000 12 000
3 Синтепон (набор 2, 5 м * 150 руб.) 10 450 4500 4500
4 Нитки 30 20 600 600
5 Набор для раскроя лоскута (коврик, линейка, нож) 3 2000 6000 6000
6 Флизелин 10 30 300 300
7 Рейка 1, 5 м 10 30 300 300
8 Утюг 1 1000 1000 1000
9 Гладильная доска 1 500 500 500
10 Аренда помещения для творческих занятий
(48 академических часов), праздника
(2 академических часа), презентации
проекта (1 академический час)
51 1000 51 000 51 000
11 Макетирование полиграфического буклета 1 500 500 500
12 Издание полиграфического буклета 100 30 3000 3000
13 Кофе-паузы во время занятий по текстилю 10 264 2640 2640
14 Новогодняя программа для участников
проекта (организация новогоднего мастер-класса, чаепитие)
1 3000 3000 3000
Заработная плата
15 Заработная плата руководителя проекта (6 мес.) 6 2500 15 000 15 000
16 Заработная плата бухгалтера проекта (6 мес.) 6 800 4800 4800
Оплата привлеченных специалистов
17 Заработная плата мастера по текстилю (теоретическая часть — 12 академических часов, практическая часть — 36 академических часов) 48 220 10 560 10 560
18 Заработная плата психолога (академический час) 6 200 1200 1200
Административные расходы
19 Телефонная связь 500 6 3000 3000
20 Интернет-связь 200 6 1200 1200
21 Банковские расходы 500 6 3000 3000
22 Бумага 5 200 1000 1000
23 Ручка шариковая 20 20 400 400
ИТОГО ПО ПРОЕКТУ 161 500 71 500 90 000

Комментарии:

1. Прямые расходы по проекту

Цена на швейную машину указана исходя из средней ценовой категории автоматических швейных машин. Количество машин среднее для работы в группе 20 человек.

Расходные материалы (ткань и т. д.) указаны из расчета 1 набор на 2 человека. Участники проекта будут работать в парах и по итогу создадут 10 текстильных изделий.

Утюг, гладильная доска и наборы для раскроя требуются для технологического процесса, цены указаны исходя из прайс-листов бытовых магазинов.

Цена на аренду помещения указана исходя из среднерыночный цены конференц-залов в г. Петрозаводске. Занятия по проекту будут проходить в здании музея, тем самым, музей вносит свой вклад в проект.

Цена на издание буклета о проекте указана по прайс-листу типографии. Буклет будет распространятся среди участников, организаторов, СМИ, общественности.

Кофе-паузы необходимы, т. к. занятия по проекту будут длиться по 4 академических часа, требуется перерыв.

Новогодняя программа будет включать в себя художественный мастер-класс и чаепитие. Музей организует и оплатит данное мероприятие.

2. Заработная плата

Основными лицами, курирующими проект, являются руководитель проекта и бухгалтер проекта. Их оплата исходит из количества месяцев работы по проекту и не превышает допустимой нормы.

3. Оплата привлеченных специалистов

В проекте работают 2 привлеченных специалиста: мастер по текстилю и психолог. Их оплата исходит из количества академических часов работы по проекту в рамках занятий с участниками проекта.

4. Административные расходы

Данный вид расходов, возникающих в рамках работы по проекту, музей оплачивает самостоятельно.


Подробнее см.:
информация в социальных сетях;
информация на сайте музея, разделы «Новости» и «Проекты музея». >>вернуться в текст
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX в. под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. (Баннов А. М. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. С. 105). >>вернуться в текст

Вопрос старения населения в настоящее время актуален и для европейских стран, и для России: пятая часть населения страны (27, 2 млн человек) — лица старше 60 лет. Это почти в два раза больше, чем число детей и подростков до 16 лет (10, 6 млн человек соответственно).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×