Законодательные и нормативно-правовые акты в сфере культуры

54
Закон смягчает требования к проведению независимой оценки качества услуг организаций культуры с учетом специфики культурной деятельности, прежде всего, принципиальной невозможности количественных оценок качества результатов творческого труда.

Законодательные акты, принятые в 2013 году

1. Федеральным законом от 11.02.201310-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об архивном деле в Российской Федерации“» уточнены полномочия Российской Федерации в области архивного дела и определены сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ для государственных корпораций и государственных компаний до их поступления в государственные и муниципальные архивы.

2. Принятие Федерального закона от 02.07.2013187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (далее — Закон № 187-ФЗ) положило начало упорядочению обращения информации в сети Интернет. Этот акт стал важным шагом по пресечению нарушений интеллектуальных прав на фильмы, в т. ч. кинофильмы, телефильмы в информа-ционно-телекоммуникационных сетях. Закон № 187-ФЗ ввел в действие статью 144.1 Гражданско-процессуального кодекса РФ, которая определяет, что суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты исключительных прав на фильмы в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. в сети Интернет, до предъявления иска. Закон дополнил Гражданский кодекс РФ статьей 1253.1, посвященной особенностям ответственности информационного посредника.

Принятие Федерального закона от 02.07.2013 № 187 -ФЗ стало важным шагом по пресечению нарушений интеллектуальных прав на фильмы, в т. ч. кинофильмы, телефильмы в информационно-
телекоммуникационных
сетях.

3. Федеральным законом от 23.07.2013215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено освобождение от НДС услуг организаций культуры, оказываемых вне места их постоянного нахождения. Законом установлены отдельные преференции по порядку исчисления и уплаты налога на прибыль, а также по порядку амортизации имущества театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями. Принятие закона позволило снизить налоговую и административную нагрузку на организации культуры.

4. Нормы Федерального закона от 23.07.2013222-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривают наделение Правительства РФ правом устанавливать не только размеры минимальных ставок вознаграждения, но и порядок его сбора, распределения и выплаты. Таким образом, упорядочены полномочия Правительства РФ по государственному регулированию вопросов установления ставок вознаграждения и порядка их применения.

5. Принятие Федерального закона от 23.07.2013245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» направлено на защиту археологического наследия страны. В нем установлена уголовная и административная ответственность за проведение незаконных археологических работ и незаконный оборот археологических предметов, а также обеспечено совершенствование правового режима деятельности профессионального сообщества археологов и четко регламентировано проведение археологических полевых работ.

6. Федеральный закон от 30.09.2013265-ФЗ «О внесении изменения в статью 39 Закона Российской Федерации „Основы законодательства Российской Федерации о культуре“» предоставил субъектам Российской Федерации возможность участия в финансировании мероприятий по модернизации циркового имущества, находящегося в федеральной собственности. Указанный закон принят во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 г. Внесенная норма позволяет субъекту РФ на законном основании осуществлять долевое финансирование капитального ремонта, технического перевооружения, реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, здания стационарного цирка — филиала Российской государственной цирковой компании «Росгосцирк», расположенного на территории региона.

7. Федеральным законом от 05.04.201342-ФЗ ратифицировано Соглашение между правительствами Российской Федерации и Австрийской Республики о передаче коллекции книг князей Эстерхази Австрийской Республике

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Нормативные правовые акты, принятые в 2014 году

Федеральным законом от 05.05.2014101-ФЗ установлен запрет на «использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка».

1. Прежде всего отметим нашумевший Федеральный закон от 05.05.2014101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном языке Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка». Указанным законом установлен запрет на «использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка». Иными словами, не разрешается употребление ненормативной лексики в печатной и аудиовизуальной продукции, при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий. Принятие закона послужило поводом для многочисленных выступлений деятелей культуры. Их логичным продолжением стало открытое письмо ведущих российских кинематографистов Премьер-министру страны с просьбой отменить этот запрет для художественных произведений, которые могут содержать нецензурные выражения в целях реализации творческого замысла, с одновременной выдачей прокатного удостоверения с пометкой «18 " фильмам, в которых используется ненормативная лексика. Однако в феврале 2015 г. председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре С. С. Говорухин сообщил, что Госдума не будет рассматривать этот законопроект.

2. Муниципальным органам управления культуры следует обратить внимание на Федеральный закон от 27.05.2014136-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“». В законодательство о местном самоуправлении внесено два принципиальных для сферы культуры изменения. На крупные городские округа распространена двухуровневая модель организации местного самоуправления. Для этого введено два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район, создание которых осуществляется законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения между этими видами муниципальных образований, в т. ч. и в области культуры, разграничиваются законом субъекта Российской Федерации и уставом такого городского округа, исходя из необходимости обеспечения функционирования и развития единой системы городского хозяйства.

К вопросам местного значения сельского поселения в области культуры отнесено лишь создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Также уточнен перечень вопросов местного значения поселений, который определен раздельно для городских и сельских поселений. При этом перечень вопросов местного значения сельских поселений стал значительно уже перечня вопросов местного значения городских поселений в связи с особенностями обеспечения жизнедеятельности населения на сельских территориях. К вопросам местного значения сельского поселения в области культуры отнесено лишь создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Решение всех остальных вопросов местного значения в области культуры на территории сельских поселений возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Данный закон, безусловно, снимает ряд проблем, связанных с разграничением полномочий в области культуры между муниципальным районом и входящими в его состав сельскими поселениями. Однако отнесение организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры к вопросам местного значения и муниципальных районов, и сельских поселений не позволяет полностью избежать конфликтных ситуаций. К тому же, вне поля зрения законодателя остались неполнота, недостаточность круга полномочий в области культуры, нечеткость их формулировок.

3. Принят Федеральный закон от 04.11.2014327-ФЗ «О меценатской деятельности», призванный создать правовые условия для развития меценатства как важной формы благотворительности. Его целью является поддержка сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Законом устанавливаются:

права и обязанности меценатов и получателей меценатской поддержки;права органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере меценатской деятельности;государственные гарантии и иные меры стимулирования меценатской деятельности.

Однако вместе с данным законом не был принят пакет подготовленных предложений по внесению изменений и дополнений в ряд действующих законодательных актов Российской Федерации, включая Налоговый кодекс РФ (меценаты не получили налоговых льгот). Это ставит под сомнение возможность осуществления реальных мер экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки со стороны органов власти. В сложившейся ситуации закон будет носить декларативный характер, а «золотым веком» российского меценатства останется период рубежа XIX—XX вв.

4. Особого внимания заслуживают дополнения (ст. 36.1 и 36.2), внесенные в Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» по вопросам проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых организациями культуры2.

В указанных статьях:

устанавливаются критерии и сроки проведения оценки;регламентируются функции общественных советов по ее проведению;конкретизируется состав информации, открытость и доступность которой должна обеспечивать организация культуры.

Закон смягчает требования к проведению независимой оценки качества услуг организаций культуры с учетом специфики культурной деятельности, прежде всего, принципиальной невозможности количественных оценок качества результатов творческого труда. Согласно нормам закона, оцениваются не результаты труда (спектакли, музейные выставки и др.), а условия оказания культурных услуг по таким общим критериям, как:

Дополнения, внесенные в Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» смягчают требования к проведению независимой оценки качества услуг организаций культуры с учетом специфики культурной деятельности, прежде всего принципиальной невозможности количественных оценок качества результатов творческого труда.

открытость и доступность информации об организации культуры;комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения;время ожидания предоставления услуги;доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры;удовлетворенность качеством оказания услуг.

Акцентируем внимание, что «независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры не проводится в отношении создания, исполнения и интерпретации произведений литературы и искусства». Так что законом не предусмотрено проведение независимой оценки качества театральных постановок, музыкальных сочинений и других произведений искусства ни зрителями, ни какими-либо структурами. Исключительная актуальность приведенных норм обусловлена действиями части учредителей, которые устанавливают для организаций культуры рейтинги исходя из мнений и оценок зрителей (посетителей) и на основе таких рейтингов осуществляют их финансирование. Подчеркнем, что любые попытки количественно измерить качество результатов творческой деятельности чреваты принципиальными ошибками, порождающими лишь ненужные потери и дополнительные издержки.

5. Среди иных нормативных правовых актов выделим Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»3. В нем определены цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации. Для конкретизации положений «Основ государственной культурной политики» Правительство РФ должно разработать «Стратегию культурной политики», подготовить «предложения по совершенствованию системы управления государственной культурной политикой».

Направления совершенствования законодательства о культуре

Вектор изменений законодательных актов Российской Федерации, регулирующих культурную деятельность, во многом определяется «Основами государственной культурной политики». Приведение «культурного» законодательства в соответствие с целями, задачами и направлениями государственной культурной политики требует не просто совершенствования, а пересмотра всего корпуса законов в сфере культуры. На данном этапе необходим переход от «точечного» подхода в законотворческой деятельности к системному развитию и совершенствованию законодательства о культуре.

На данном этапе необходим переход от «точечного» подхода в законотворческой деятельности к системному развитию и совершенствованию законодательства о культуре.

Основополагающую роль в «качественном законодательном сопровождении культурной политики» призван сыграть новый базовый федеральный закон в сфере культуры, соответствующий современным реалиям развития общества и отвечающий потребностям отечественной культуры. В нем необходимо убрать все устаревшие и излишние нормы, сохранить и уточнить необходимые, восполнить пробелы и сформулировать новые контуры регулирования отношений в сфере культуры. Такой закон не должен носить чрезмерно декларативный характер, его следует наполнить действенными правовыми механизмами, прежде всего социальными и финансово-экономическими (установление конкретных социальных гарантий, предоставление льгот, субсидирование, стимулирование и т. д.).

Отметим также актуальность дальнейшего совершенствования отраслевых законодательных актов, регулирующих отдельные направления культурной деятельности. Основные аспекты такого совершенствования были отражены в резолюции по итогам выездного совещания Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре на тему «О стратегических направлениях развития законодательства о культуре» (март 2014 г., г. Ульяновск).

В их числе:

продолжение работы по совершенствованию Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принятие законодательных мер, направленных на решение насущных проблем сферы государственной охраны объектов культурного наследия;проведение работы по модернизации Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» в части обновления закрепленных в нем правовых механизмов в целях корреляции с современной законодательной базой Таможенного союза и действующим российским законодательством при обязательным соблюдении государственных интересов в сфере отношений по вывозу и ввозу культурных ценностей;совершенствование Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» в части оптимизации порядка включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации. Этот порядок должен быть конкретизирован и упрощен в соответствии с потребностями практики эффективного учета культурных ценностей, включаемых в состав Музейного фонда.

Законодательство о библиотечном деле также имеет потенциал развития в части модернизации библиотечного обслуживания населения. На повестке дня стоит

Усиление влияния культуры на все аспекты государственной политики требует устранения несоответствия законодательства о культуре и актов, относящихся к другим отраслям права. Необходимо максимально учитывать специфику культурной деятельности, устанавливая для нее особые режимы применения законов общего характера.

Системное совершенствование правового регулирования сферы культуры в Российской Федерации позволит вывести его на качественно новый уровень, что даст возможность оказывать более действенную государственную поддержку культуры и ее творцов и в конечном счете будет способствовать дальнейшему развитию богатейшего потенциала отечественной культуры.


1Книги коллекции Эстерхази не являются перемещенными культурными ценностями. — Примеч. авт.>>вернуться в текст2Федеральный закон от 21.07.2014256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». — Примеч. авт. >>вернуться в текст3К обсуждению текста этого документа были привлечены широкие слои профессиональной общественности. — Примеч. авт. >>вернуться в текст


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль