Стимулирующие выплаты в условиях недостаточного бюджетного финансирования

1342
Стимулирующие выплаты очень часто используются как средство доведения средней заработной платы работников учреждения до приемлемого уровня: средней заработной платы, установленной в регионе. Разберемся, как оформить повышение заработка работников и при этом соблюсти все требования законодательства.

Суть проблемы

Большинство муниципальных образований испытывает сложности в формировании доходной части местного бюджета, а впоследствии — с исполнением расходов бюджета.

В рамках ассигнований, предусмотренных на фонд оплаты труда работников, в каждом учреждении начисляются должностные оклады, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера. Но конкретные размеры окладов и стимулирующих выплат определяются системами оплаты труда в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и утвержденными размерами муниципальных окладов, а размеры стимулирующих выплат рекомендуется ставить в зависимость от показателей эффективности работы сотрудников учреждений. Муниципальные образования испытывают серьезные организационно-методические сложности при формировании этих показателей.

В настоящее время системы правовых актов, определяющих оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений, существующие в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований, основаны на обязательных положениях трудового законодательства (Трудового кодекса и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актах), требованиях регионального законодательства, а также муниципальных правовых актах, которыми определяются требования к оплате труда работников муниципальных учреждений. При этом федеральное трудовое законодательство (Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты, изданные федеральными отраслевыми органами государственной власти) не определяет обязательных требований к формированию и распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, большинство из которых, в отличие от федеральных и региональных учреждений, испытывают значительные финансовые сложности.

Практика определения оснований и порядка предоставления стимулирующих выплат в муниципальных системах оплаты труда, включая показатели эффективности работников, основана на заимствовании положений, включенных региональными нормативными актами в системы оплаты труда работников государственных региональных учреждений. В свою очередь, региональные системы оплаты труда формируются с учетом требований к стимулирующим выплатам, порой абсолютно не соответствующим муниципальным финансовым условиям и  организационно-методическим возможностям.

В условиях бюджетной недостаточности местных бюджетов «основной функцией» стимулирующих выплат становится доведение средней заработной платы работников муниципального учреждения до средней заработной платы, установленной в регионе (или размера, определенного муниципальной дорожной картой, или зарплатных ожиданий высококвалифицированных специалистов, которых хотелось бы пригласить на работу).

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Что можно сделать

Возьмем в качестве примера муниципальное образование, испытывающее сложности в формировании и исполнении бюджета. При формировании стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений, находящихся в ведении такого муниципального образования, руководителю каждого учреждения необходимо учитывать, что «разветвленная система» стимулирующих выплат (выплаты за качество, за интенсивность, за выполнение особо важных работ, различные премии и проч.) подходит для случаев, когда на выплату стимулирующих надбавок предусмотрены значительные средства фонда оплаты труда (30% и более) учреждения. В противном случае учреждению необходимо ограничиться объективно необходимыми стимулирующими выплатами.

ПРИМЕР

К стимулирующим выплатам можно отнести выплаты за выслугу лет и за звание: предоставление таких выплат носит объективный характер, т. е. не зависит от  чьей-либо оценки и пожеланий руководства учреждения. Стаж или звание либо имеются, либо нет. К премиальным выплатам можно отнести премию за качество по итогам работы за календарный период, основанную на оценке достигнутых работником установленных ему показателей эффективности (качества), и годовую премию, основанную на анализе выполнения (невыполнения) учреждением муниципального задания и (или) муниципальной дорожной карты.

Такой подход, во-первых, избавит учреждение от необходимости определять показатели эффективности выполнения трудовых обязанностей и критерии их оценки для каждого предусмотренного вида стимулирующей выплаты и сократит количество разработанных и занесенных в эффективный контракт показателей. Во-вторых, у руководства учреждения появится возможность в рамках выделенного для достижения уровня средней заработной платы размера бюджетных ассигнований в текущем месяце справедливо распределить выплаты между всеми работниками, выполнившими и перевыполнившими установленные показатели эффективности (качества).

При применении такой «адаптированной под местные условия» системы выплат необходимо:

  1.  предусмотреть ежемесячное планирование (составление текущих планов деятельности работников) в каждом структурном подразделении учреждения, а при малочисленном штате — каждого работника, а также ввести систему ежемесячной (если выплата за достижение показателей эффективности (качества) будет осуществляться ежемесячно) или ежеквартальной (при ежеквартальных выплатах) отчетности по плану, представленному на соответствующий месяц или квартал;
  2.  в учреждениях со штатной численностью свыше 10 человек — создать комиссию по распределению стимулирующих выплат, до 10 человек — премирование можно осуществлять на основании служебных записок непосредственных начальников структурных подразделений о достижении установленных работнику показателей эффективности деятельности.

Все указанные условия расчета стимулирующих выплат обязательно включаются в систему оплату труда учреждения (по согласованию с трудовым коллективом). При этом мнение работников, например, о необходимости ознакомления работников со служебными записками начальников отделов, содержащими сведения о достижении работником показателей деятельности, должно быть учтено в обязательном порядке.

Это может быть сделано следующим образом (на примере раздела эффективного контракта по стимулирующим выплатам):

Таблица 1

Система расчета стимулирующих выплат в учреждении «Х»

№ п/п Наименование стимулирующей выплаты Условия получения выплаты Показатели и критерии оценки эффективности деятельности Периодичность Размер
1 За выслугу лет Непрерывный стаж работы в учреждении от 3 лет и выше* Стаж работы в учреждении 4 года Ежемесячно Процент от оклада
2 За звание «Народный артист» Присуждение звания «Народный артист» Указываются в соответствии с указом Президента РФ о присуждении работнику звания (мотивировочная часть), с указанием реквизитов соответствующего указа Ежемесячно Процент от оклада
3 Премия за качество выполнения должностных обязанностей в календарном периоде Достижение показателей, установленных планом деятельности работника на соответствующий период Здесь необходимо указать те показатели, с использованием которых будет составляться ежемесячный или ежеквартальный план** Ежемесячно (или ежеквартально) В соответствии с решением комиссии по стимулирующим выплатам (или на основании служебной записки начальника отдела, согласованной с работником)
4 Годовая премия Выполнение установленного учреждению муниципального задания и (или) показателей муниципальной дорожной карты Указать установленные заданием или дорожной картой показатели Декабрь текущего года /январь следующего календарного года В соответствии с решением комиссии по стимулирующим выплатам (или на основании служебной записки начальника отдела, согласованной с работником)
* Указывается в соответствии с системой оплаты. — Примеч. авт.
** Например, методист по клубной работе при формировании плана может указать планируемое им количество индивидуальных консультаций, юрист — количество нормативных документов или заключенных договоров, количество судебных заседаний, назначенных на соответствующий календарный период. — Примеч. авт.

В таблице 2 показано, как может выглядеть утвержденный план деятельности работников, на основании которого будет составляться отчет о его выполнении, а комиссия или начальник структурного подразделения учреждений будут делать вывод о достижении (недостижении) показателей эффективности.

Таблица 2

План деятельности работников

№ п/п Ф. И. О., должность работника Наименование мероприятия Срок Показатель эффективности
1 _________________
_________________,
Ф.И.О
методист по методике клубной работы
Индивидуальные консультации руководителей КДУ поселений Месяц(ы) 5 консультаций
Проведение методического семинара на тему ____________________ Дата 1 семинар / 10 участников
Участие в проведении культурно-массовых мероприятий:
концерт, фестиваль, конкурс
Месяц(ы) 3 мероприятия /
200 участников

Отчет о выполнении плана составляется аналогичным образом. Если какой-то показатель не был выполнен, работник должен пояснить причину отмены (переноса) мероприятия. Начальник или комиссия решат, является ли эта причина уважительной (объективной).

Все планово-отчетные документы должны храниться в учреждении. Они, как и служебные записки начальников структурных подразделений и протоколы комиссий, подтверждают обоснованность размеров стимулирующих выплат работников, а также справедливость определения стимулирующих выплат руководителем учреждения. Если руководитель учреждения поймет внутреннюю логику и систему определения размеров стимулирующих выплат, обеспечит ее закрепление в системе оплаты труда по согласованию с работниками учреждения, то ему будет легко обосновать конкретные размеры стимулирующих выплат работникам, а также контролирующим органам.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×