Финансирование учреждений культуры в 2016 году

874
В данной статье рассказывается о том, как решить проблему недостаточного финансирования государственных (муниципальных) заданий и низкого уровня удовлетворенности потребителей оказываемыми услугами с помощью нормативно-подушевого финансирования.

Низкий уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми услугами и недостаточное бюджетное финансирование учреждений культуры на сегодняшний день является достаточно острой проблемой. Министерство финансов Российской федерации уверено в том, что данную проблему поможет решить внедрение нормативно-подушевого финансирования.

Как решить задачи с помощью нормативно-подушевого финансирования

Несколько лет назад вышел Указ президента РФ ««О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Во исполнение  данного Указа несколькими министерствами, включая  Министерство культуры и Министерство финансов, были разработаны предложения относительно того, чтобы использовать нормативно-подушевое финансирование учреждений культуры.

Так, к примеру, Министерством финансов было указано на то, что сутью данного механизма должно стать определение необходимой для реализации задания суммы финансирования на выполнение услуг и работ, которые  востребованы посетителями учреждений культуры. Основой нового подхода является необходимость обеспечения роста качества, эффективности и доступности государственных (муниципальных) услуг, а также повышения уровня удовлетворенности потребителя их предоставлением.

К основным задачам, которые Министерство финансов запланировало решить с помощью внедрения механизма нормативно-подушевого финансирования, относятся:

  • формирование единого регистра государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней (реестров) государственных (муниципальных) услуг и работ, которые разработаны федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и  нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
  • организация финансирования учреждений культуры с учетом  перехода от индивидуальных нормативных затрат на расчет прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг;
  • принятие мер относительно упорядочивания формирования перечней услуг, которые предоставляются на платной основе в государственных (муниципальных) учреждениях.

Министерство финансов РФ утверждает, что унифицировав подходы к формулированию услуг и сформировав их исчерпывающий перечень, будет намного проще реализовать конституционные гарантии перед гражданами, быстро и четко  сформировать государственные или муниципальные задания для учреждений культуры на основе сопоставимых критериев. В результате этих действий значительно повысится эффективность деятельности данных учреждений.

Однако сегодня практика формирования государственных (муниципальных) заданий учреждений имеет двойственный характер. Обмен опытом формирования госзаданий между учреждениями и их учредителями не всегда приводит к желаемому результату.  Иногда  при обмене опытом не учитывается применяемая в конкретном субъекте нормативно-правовая база, служащая основой для определения расходных обязательств. Поэтому  часто  возникают различные противоречия, требующие постоянного корректирования заданий.

К примеру, основной деятельностью музея может выступать услуга, включенная в государственное задание, и  связанная с постановкой спектаклей. Известно, что подобная деятельность осуществляется в театрах, поэтому считать ее основной деятельностью музея было бы нецелесообразно. Однако говорить о том, что музей не имеет права  проводить подобные мероприятия, также неправильно. Просто данная услуга не должна включаться в госзадание как отдельная.

О порядке формирования ведомственных перечней

На сегодняшний день во многих регионах и муниципальных образованиях  Российской Федерации действуют ведомственные перечни государственных услуг. Сведения данных реестров об оказываемых услугах, нормативно-правовых документах, предусматривающих их выполнение, о получателях и показателях оказания услуг могут быть включены в «сводный реестр государственных (муниципальных) услуг (работ)» по всем органам власти соответствующего субъекта (муниципалитета). Однако в случае перехода на нормативно-подушевое финансирование учреждений культуры, данная практика становится нецелесообразной.

В каком порядке будут сформированы ведомственные перечни  на региональном и муниципальном уровнях, будут определять высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или местные администрации муниципальных образований.

Вместе с тем в соответствии со статьей 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации ведомственные перечни необходимо  формировать в соответствии с базовыми перечнями государственных (муниципальных) услуг, которые утверждаются отраслевыми федеральными органами. Стоит заметить, что  при формировании перечней необходимо избегать чрезмерного дробления оказываемых услуг и выполняемых работ.

Например, если в соответствии с нормативно-правовой базой учреждение культуры занимается проведением таких мероприятий, как фестивали, конкурсы, тренинги, семинары и так далее, то не имеет смысла оформлять каждую форму проведения мероприятия как отдельную услугу.

О переходе на расчет объективных единых нормативных затрат

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что финансирование учреждений культуры в 2016 году выполняется  за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Данные порядки разработаны и приняты на всех уровнях государственной власти, а также   на уровне местного самоуправления. Их анализ говорит о том, что каждый главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно, разрабатывает и утверждает как сами порядки, так  и их состав.

Министерство финансов предусматривает необходимость упорядочивания затрат в составе нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг при оказании однотипных услуг. С целью обеспечения единообразной практики планирования и финансового обеспечения деятельности учреждений по реализации государственных (муниципальных) заданий на всей территории РФ начиная с 2016 года объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должен будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

.

Как упорядочить формирование перечня платных услуг

Также Министерство финансов РФ нацелено на предусмотрение мер по исключению из практики деятельности учреждений культуры  так называемых теневых платных услуг. Ответственность   за определение платного или бесплатного характера оказания услуги ложится на учредителя, в чьи обязанности входит утверждение предельных цен при формировании государственного (муниципального) задания.

Однако  после утверждения Министерством культуры России базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ, ответственность с учредителя будет снята. Это связано с тем, что указанный перечень, который служит основой для формирования ведомственных перечней, также должен будет содержать сведения о платности или бесплатности той или иной услуги.

При переходе к нормативно-подушевому финансированию особенности финансирования учреждений культуры включают в себя  и инвентаризацию подведомственной сети с целью определения основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, качества оказания ими услуг и выполнения работ, установления оптимального состава имущества, необходимого для оказания услуг и многое другое.

Процесс инвентаризации осуществляется через  органы финансового контроля, проверяющие ранее утвержденные региональные отраслевые и сводные реестры на соответствие указанных в них услуг (работ) нормативным правовым актам. В случае если полномочие органа государственной власти, для реализации которого он создает учреждение культуры, законом напрямую не предусмотрено, то органы, осуществляющие проверку, ставят вопрос о правомерности расходования бюджетных средств.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×