Регистрация движимых памятников истории и культуры в фондах библиотек

320
Государственная регистрация движимых памятников позволяет наделять библиотеки статусом «объектов культурного наследия»

КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ <...>

МУЗЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ

Полемика вокруг библиотечного музея ведется много лет. В этой полемике принимают участие не только библиотечные, но и музейные работники, а также представители органов власти. В Российской библиотечной ассоциации действует круглый стол «Библиотека-музей и музей в библиотеке».

С одной стороны, общеизвестно, что библиотечных музеев в России довольно много, хотя их сводная статистика на федеральном уровне никем не ведется. Наиболее полные статистические данные приведены в докладе генерального директора Российской национальной библиотеки А.В. Лихоманова, сделанном на научно-практической конференции «Библиотеки, музеи: основные направления взаимодействия и сотрудничества» в феврале 2015 г.

С другой стороны, музей в библиотеке лишен правового статуса наряду с другими музеями, существующими в составе учреждений образования и здравоохранения, на предприятиях, в корпорациях и т. п. Дело в том, что согласно Федеральному закону от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и о музеях в Российской Федерации» музеи в Российской Федерации создаются «в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера». Музей может быть государственным, муниципальным, общественным, частным, но обязательно должен иметь статус юридического лица, а не подразделения организации.

Закон № 78-ФЗ не содержит понятия «библиотека-музей», не предусматривает ведения музейной деятельности, создания музея или музейной экспозиции в библиотеке. Но даже если поправки, касающиеся музейной работы, будут предложены для внесения в библиотечный закон, они сегодня не получат одобрения, поскольку входят в противоречие с музейным законом и правовой нормативной базой музейной деятельности в Российской Федерации.

Почему так важно закрепить в законодательной и нормативной базе право библиотек на музейную деятельность? Сегодня, когда эта деятельность не зафиксирована в уставах, директор или учредитель библиотеки вправе ее прекратить как неуставную, закрыть библиотеку-музей, музейную экспозицию складировать или передать другому юридическому лицу. Учет музейных предметов в библиотеках ведется по библиотечным правилам (как балансовый), в то время как по музейным правилам, а именно согласно Положению о Музейном фонде4 «отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается». Задача регистрации музейных предметов и коллекций в библиотеках не ставится. Показатели музейной работы не включены в государственное (муниципальное) задание библиотек. Строго говоря, библиотека как немузейное учреждение не вправе употреблять применительно к себе термины «музей» и «музейная работа».

Что в этой ситуации могут предпринять библиотеки хотя бы для частичной легализации своей музейной деятельности? Этот вопрос неоднократно обсуждался библиотечной общественностью. По определению музейного закона музей – это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Российское законодательство не отрицает права библиотек, как и других организаций и частных лиц, иметь и хранить у себя, а также изучать и публично представлять музейные предметы и музейные коллекции, образовавшиеся на протяжении существования библиотеки. Библиотека может в установленном порядке зарегистрировать их в Музейном фонде РФ. Регистрацию осуществляет Минкультуры России на основе Положения о Музейном фонде РФ. Однако необходимо помнить, что включенные в состав Музейного фонда РФ музейные предметы и музейные коллекции подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры РФ, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся. Музейные предметы и коллекции не должны состоять на балансе библиотечного учреждения. Их учет должен вестись отдельно, в соответствии с музейными правилами. Для введения такого учета необходимо предварительно разработать и принять соответствующий локальный организационный документ, например положение или инструкцию, согласованные с вышестоящей организацией (учредителем). Библиотеки, имеющие зарегистрированные музейные предметы и коллекции, должны строго соблюдать правила их хранения, учета и публикации и быть готовы к контролю со стороны проверяющих органов.

Музейные правила гораздо строже библиотечных, что создает дополнительные трудности в работе библиотеки и барьеры на пути обслуживания читателей. С другой стороны, если библиотека готова четко следовать этим правилам, в т. ч. зарегистрировать в установленном порядке музейные ценности, которыми владеет, то она вправе рассчитывать на государственную (муниципальную) и общественную поддержку (получение целевых субсидий, грантов и пожертвований, участие в программах развития музеев, дополнительное текущее финансирование и т. п.). В том числе библиотека имеет основание настаивать на включении музейной работы в государственное (муниципальное) задание.

В сложившихся правовых обстоятельствах самое простое решение для библиотеки – отказаться от ведения музейной работы, однако библиотека, которая давно такой работой занимается и дорожит своей репутацией хранителя культурного наследия, вряд ли на это пойдет. В таком случае для библиотеки нет иного пути, кроме регистрации музейных предметов и коллекций, при условии что таковые в библиотеке имеются; если же их нет, то какие основания у библиотеки говорить о музее в своем составе? Случается, что музеем называют мемориальные книжно-иллюстративные выставки, не имеющие ничего общего с музейными. В этом случае «музей» – не более чем метафора.

Однако проблема состоит в том, что Минкультуры России в одиночку вряд ли справится с задачей регистрации музейных предметов и коллекций, если эта работа не будет поддержана на уровне субъектов РФ. На сегодняшний день чуть более четверти регионов имеют региональные законы о музейном фонде, музеях, музейном деле, музейных ценностях. Эти законы, как правило, предусматривают регистрацию музейных предметов и музейных коллекций на региональном уровне с последующим включением записей в Государственный каталог РФ. Но действует ли этот механизм на практике и имеют ли к нему доступ библиотеки? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести специальное исследование, начав со сбора библиотечно-музейной статистики. Безусловно, регистрация требует дополнительных усилий и настойчивости от руководства библиотеки, специальных знаний и музейной подготовки – от библиотечных работников. Тем не менее, с нашей точки зрения, сегодня только регистрация музейных предметов и музейных коллекций создает шанс защитить музейный фонд библиотеки от расформирования по прихоти руководства, как это уже случалось.

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В БИБЛИОТЕКЕ

Архивы и архивные документы есть во всех библиотеках, и все они подлежат учету по архивным правилам, о чем многие библиотеки, к сожалению, не догадываются. Однако в рамках данной статьи речь идет о наиболее ценных документах делопроизводственного и научного архивов библиотеки. Пройдя экспертизу ценности, эти документы подлежат постоянному хранению и постановке на государственный учет в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ). Они приобретают статус документов Ар­хивного фонда Российской Федерации (ст. 3 п. 4 Закона № 125-ФЗ)

и включаются в Архивный фонд Российской Федерации (далее – АФРФ).

Экспертизу ценности осуществляют экспертно-проверочные комиссии федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции (ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Документы АФРФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук (ст. 18 п. 1 Закона № 125-ФЗ). Документы Архивного фонда независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Правовая нормативная база архивного дела была заложена еще в советское время и сегодня не утратила своей силы. Для ведения архивного учета в библиотеках основополагающими являются Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР, утвержденные в 1990 г. Министерством культуры СССР и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР. С этими правилами можно познакомиться в статьях заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела канд. ист. наук Ю.Ю. Юмашевой5.

Централизованный учет документов государственного АФРФ осуществляет Федеральное архивное агентство. Задача централизованного государственного учета – обеспечить взаимосвязь учета документов АФРФ независимо от того, где они хранятся. Инструментами централизованного учета выступают Центральный фондовый каталог (ЦФК) и фондовые каталоги органов управления архивным делом в субъектах Российской Федерации.

Первоначально ЦФК представлял собою карточный каталог описаний фондов. Автоматизация учета архивных документов началась в России в 1996 г. В 2000 г. в масштабах отрасли был введен Временный порядок автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах. С 2011 г. ЦФК представлен в сети Интернет в тестовом режиме в виде федеральной государственной информационной системы, содержащей сведения о составе АФРФ для пользователей архивными документами. Планируется, что в дальнейшем основным инструментом ведения единого государственного учета документов Архивного фонда в электронной форме станет Единая автоматизированная информационная система.

Библиотечные, архивные и музейные фонды – составляющие единого культурного наследия России. Источники их формирования, системы хранения и учета, в т. ч. централизованного, во многим схожи. Тем не менее имеются и серьезные различия, которые не всегда известны исполнителям. Как отмечает Ю.Ю. Юмашева, «на практике музейный и архивный (а также библиотечный) фонды не являются замкнутыми сущностями, переданными в оперативное управление соответствующим уполномоченным государством и управляемым собственным федеральным исполнительным органом структурам: музейный – музеям, архивный – архивам, библиотечный – библиотекам. На самом деле объекты – исторические источники, отнесенные к этим трем фондам, – распределяются между организациями в различных пропорциях таким образом, что каждый из музеев, архивов и библиотек хранит в своих собраниях ту или иную часть. Все инструкции предписывают в случае работы с объектами культурного наследия, относящимися к “соседнему” фонду, учитывать эти объекты по правилам, действующим в соответствующем им фонде. Но многие ли организации, владеющие подобными “чужими” для себя объектами, реализуют на практике “правильные” учет и описание? /…/ С высокой степенью уверенности можно утверждать, что таковых единицы»6. Нельзя не поддержать мнения Ю.Ю. Юмашевой о том, что руководители слабо представляют свои обязанности по хранению и учету архив­ных фондов. А это может вести к утрате важнейших свидетельств культурно-исторического прошлого нашей страны.

Оптимизация работы библиотек в области движимого культурного наследия <...> (см. материалы в ЭС "Культура" - получить доступ >>)

ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ К КНИЖНЫМ ПАМЯТНИКАМ И ПОРЯДОК ИХ РЕГИСТРАЦИИ <...>

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль