Нормативно-подушевое финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры

1508
Будет ли внедрение нормативно-подушевого финансирования способствовать повышению уровня удовлетворенности потребителя оказываемыми ему услугами

Поможет ли внедрение нормативно-подушевого финансирования разрешить существующую проблему недостаточного финансирования государственных или муниципальных заданий, а также повышения уровня удовлетворенности потребителя оказываемыми услугами? Министерство финансов РФ уверено, что да. Анализ практики, сложившейся в области, говорит об обратном.

  • Разберемся, как эта коллизия влияет на деятельность учреждений и органов управления культурой.
  • Проанализируем основные задачи, которые Минфин России запланировал решить путем внедрения механизма нормативно-подушевого финансирования, и посмотрим, как они соотносятся с деятельностью учреждения культуры.

Нормативно-подушевое финансирование учреждений культуры

Формирование единого регистра государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней (реестров) государственных и муниципальных услуг и работ, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в соответствующих сферах деятельности.

Ожидания от внедрения нормативно-подушевого финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры Практическое положение дел

По мнению Минфина России, унификация подходов к формулированию услуг и формирование их исчерпывающего перечня позволит:

  • обеспечить реализацию конституционных гарантий перед гражданами;
  • быстро и четко формировать задания на основе сопоставимых критериев;
  • как результат - удастся повысить эффективность деятельности учреждений.

В настоящее время практика формирования государственных (муниципальных) заданий учреждений носит неоднозначный характер.

Активный обмен опытом формирования госзаданий между учреждениями и их учредителями не всегда способен разрешить проблемы:

если обмен производится без учета применяемой в конкретном субъекте или муниципалитете нормативной правовой базы, определяющей расходные обязательства учреждений, то могут появляться логически противоречивые, несистемные конструкции, которые требуют постоянной корректировки заданий.

Пример

К основной деятельности музея может быть отнесена (и включена в государственное или муниципальное задание) услуга по постановке спектаклей.

Очевидно, что для осуществления этой деятельности предназначены театры, а не музеи, поэтому было бы неправильным считать постановку спектаклей частью основной деятельности музея.

Такой подход не означает, что музей не вправе ставить спектакли и проводить другие зрелищные мероприятия, просто такие мероприятия не должны являться отдельной услугой (работой), включаемой в задание.

Если музей путем проведения спектаклей осуществляет:

  • популяризацию материальных культурных ценностей,
  • стимулирует интерес к родному краю, истории, искусству,

то очевидно, что учредителя должна интересовать просветительная деятельность музея, а спектакли будут являться одной из форм ее осуществления, которая дополнительно к иным формам работы с посетителем может быть предусмотрена порядком оказания услуги (работы) по проведению просветительских мероприятий, и описана в соответствующем разделе государственного (муниципального) задания музея.

Формирование перечней на региональном и муниципальном уровнях

Нормативно-подушевое финансирование учреждений культурыМинфин России, решая задачу по формированию единого реестра государственных и муниципальных услуг, дополнил ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) частью 3.1.

Порядок формирования ведомственных перечней на региональном и муниципальном уровнях будут определять высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или местные администрации муниципальных образований.

В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 69.2 БК РФ ведомственные перечни должны формироваться в соответствии с базовыми перечнями государственных (муниципальных) услуг (работ), утверждаемыми отраслевыми федеральными органами.

Далее осуществляется их размещение в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Базовый перечень нормативно-подушевого финансированию согласно оказываемым услугам

  1. Итоги проводимой работы будут доведены Минфином России до органов государственной власти субъектов РФ.
  2. За этим последует размещение базовых перечней в информационной системе на уровне:
  • федеральных органов госвласти;
  • органов госвласти субъектов РФ;
  • органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений;
  • главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения.
  1. После этого будет обеспечен доступ к размещенной информации и станет доступна функция подачи предложений о внесении изменений в базовые перечни.

Учредители будут вправе направлять свои предложения по согласованию с соответствующими финансовыми органами.

При проведении указанной работы учредителям и учреждениям следует также избегать излишнего дробления оказываемых услуг и выполняемых работ.

Переход от индивидуальных нормативных затрат к оказанию услуг

Рассмотрим вкратце нормативный принцип перехода при финансовом обеспечении учреждений от так называемых индивидуальных нормативных затрат на расчет прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг.

Цели внедрения

По мнению Минфина России, такой перевод, не исключающий учет региональной или отраслевой специфики при определении затрат на оказание однотипных услуг, приведет к повышению открытости в вопросах финансового обеспечения деятельности учреждений и конкуренции среди учреждений, а следовательно, позволит обеспечить и качество оказания услуг.

Система финансирования

В настоящее время ч. 4 ст. 69.2 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется в порядке, установленном соответственно:

  1. Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  2. местной администрацией за счет средств:
  • федерального бюджета;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджетов субъектов РФ;
  • бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.

Указанные порядки разработаны и приняты на всех уровнях госвласти и на уровне местного самоуправления.

На федеральном уровне действует постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (ред. от 04.06.2014) «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Анализ принятых порядков определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества, переданного подведомственным учреждениям на праве оперативного управления, говорит о том, что эти порядки и их состав разрабатывает и утверждает каждый главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно.

Нюансы внедренных нормативов финансирования

Нормативно-подушевое финансирование учреждений культурыУ разных главных распорядителей бюджетных средств в одном случае затраты на формирование библиотечного фонда в одном учреждении включены в нормативные затраты на исполнение государственного (муниципального) задания, а в другом, те же расходы финансируются в порядке предоставления субсидии на иные цели.

Письмом Минфина № 01-02-01/12-3268 также предусмотрена необходимость упорядочивания затрат в составе нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг при оказании однотипных услуг.

Унификация финансового обеспечения

Чтобы обеспечить единообразную практику планирования и финансового обеспечения деятельности учреждений по реализации государственных (муниципальных) заданий на всей территории РФ, начиная с 2016 г. объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должен будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых также высшими исполнительными органами власти и местными администрациями, но с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (Минкультуры России).

Внедрение нормативно-подушевого финансирования в образовательных учреждениях

В связи с тем что метод нормативно-подушевого финансирования активно применяется в образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы управления образованием, федеральным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей федеральных бюджетных учреждений, по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ предписано устанавливать порядки определения нормативных затрат в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 638.

Эта методика предусматривает определение перечня и состава стоимостных групп, объединяющих специальности и направления подготовки, по которым устанавливаются равные минимальные итоговые значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения (в сфере культуры это могут быть группы, объединяющие конкретные формы работы с получателями услуг), итоговое значение и величину составляющих базовых нормативных затрат (стоимостной группы), корректирующие коэффициенты по формам обучения. (см. материалы в ЭС "Культура" - получить доступ >>)

Меры по упорядочиванию формирования перечней услуг на платной основе

Минфин России считает необходимым полностью исключить возможность злоупотреблений со стороны руководства государственных (муниципальных) учреждений в части взимания платы за оказание услуг, гарантированных населению за счет соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений «теневых» платных услуг.

Упорядочивание случаев платности и бесплатности оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, с одной стороны, имеет большое практическое значение, но, с другой стороны, представляет собой большую методологическую проблему в условиях существующего законодательства.

  • Статья 69.2 БК РФ предусматривает, что учредитель вправе установить предельные цены на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг либо определить порядок установления цен, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В то же время законодательство в сфере культуры, наоборот, содержит случаи исключения из платного предоставления услуг (перечни льготников и лиц, имеющих право бесплатного посещения мероприятий).

И ожидать, что это противоречие будет как-то снято, пока не приходится: ни концептуальные документы, ни законопроекты, разрабатываемые в отрасли, не предусматривают внесение определенности в порядок определения платности оказываемых услуг.

Юридически складывается ситуация, при которой, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, услуги (работы), включаемые в государственное (муниципальное) задание, должны оказываться учреждениями на платной основе.

Ответственность за определение платного или бесплатного характера оказания услуги несет учредитель, в обязанности которого входит утверждение предельных цен при формировании государственного (муниципального) задания.

С утверждением Минкультуры России базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ такая ответственность с учредителя будет снята, так как указанный перечень, на основании которого в субъектах и муниципалитетах будут формироваться ведомственные перечни, также должен будет содержать сведения о платности или бесплатности той или иной услуги.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Проверка деятельности учреждений

Нормативно-подушевое финансирование учреждений культуры

Также в рамках перехода к нормативно-подушевому финансированию Министерство финансов России планирует обеспечить проведение органами власти (органами местного самоуправления), исполняющими функции и полномочия учредителей государственных (муниципальных) учреждений, инвентаризацию подведомственной сети на предмет:

  • выявления основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами;
  • определения качества оказания ими услуг и выполнения работ;
  • установления оптимального состава имущества, необходимого для оказания услуг (выполнения работ);
  • вычисления соотношения вспомогательного и основного персонала учреждений.

Часть из этих мероприятий, как видим, уже реализуется через включение их в отраслевые «дорожные карты», предусматривающие определение соотношения основного и вспомогательного персонала в учреждениях культуры, осуществление независимой оценки качества услуг, ими оказываемых.

Инвентаризация сети подведомственных учреждений осуществляется прежде всего через органы финансового контроля, которые проверяют уже утвержденные региональные отраслевые и сводные реестры на предмет соответствия указанных в них услуг (работ) нормативным правовым актам, на основе которых они оказываются.

Если полномочие органа государственной власти, для реализации которого он создает учреждение культуры, законодательством напрямую не предусмотрено, то проверяющие органы ставят вопрос о правомерности расходования бюджетных средств.

  1. В настоящее время мероприятия, связанные с оптимизацией состава имущества учреждений, проводят финансовые органы путем утверждения планов и перечней мероприятий, направленных на повышение эффективности используемых бюджетных средств.
  2. Главным распорядителям бюджетных средств тоже вменяется в обязанность утверждение перечня ведомственных мероприятий.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×