Развитие учреждения культуры путем внедрения платных образовательных услуг

2384
Законодательные требования и ограничения. Ввод новой платной услуги: действия по шагам, разбор примеров. Экономическое обоснование стоимости услуги

Платные услуги создают прочный фундамент для дальнейшего развития школы и повышения качества обучения. Рассмотрим плюсы и минусы введения дополнительных образовательных услуг.

<...>Нормативные требования

Платные образовательные услуги в нашей сфере означают дополнительное образование, которое расширяет сферу образовательных услуг, т. е. позволяют обучающимся получить знания, выходящие за пределы основных образовательных программ.

<...> К тому же, платные услуги – это дополнительный источник финансирования государственного образовательного учреждения, а дополнительные средства позволяют развивать материально-техническую базу, формировать фонд дополнительного стимулирования преподавателей, направлять преподавателей в командировки для участия в конкурсах и повышения квалификации, создавать новые рабочие места.

При организации платных образовательных услуг необходимо руководствоваться обширной правовой базой:

  • федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
  • законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Гражданским кодексом РФ. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания образовательных услуг» установило новые, более строгие требования к образовательной деятельности, осуществляемой на платной основе.

Учреждению, оказывающему платную образовательную услугу, необходимо разработать и утвердить комплекс локальных нормативных актов, которые четко и подробно регламентируют деятельность организации дополнительного образования по оказанию данных услуг. Постановление вступило в силу с 1 сентября 2013 г.

Практика показывает, что в некоторых учреждениях и организациях грамотно составленного локального акта об этом нет до сих пор. Согласно постановлению платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Таким образом, платная образовательная услуга в нашей школе – это услуга дополнительная, не пересекающаяся с основной деятельностью, и в некоторой степени новаторская.

Как ввести платную услугу

Внедрение платных образовательных услуг – трудоемкий процесс. Для того, чтобы он был проведен не зря, от руководства ДШИ требуется тщательная подготовка.

Для этого нужно произвести следующие шаги:

На первом этапе:

1) оценить рынок и собственные мощности:

  • изучение рынка подобных услуг (кто и на каких условиях предоставляет подобную услугу);
  • трезвую оценку собственных возможностей: необходимо проанализировать и понять, готов ли педагогический состав предоставлять дополнительные услуги, достаточно ли ему опыта и квалификации. Также важно оценить, достаточна ли материально-техническая база, комфортна ли среда, доброжелателен ли персонал;
  • сопоставление своих возможностей с возможностями других образовательных организаций;

2) создать методическое и техническое обеспечение сопровождения платной услуги, т. е. подобрать типовые или уже апробированные программы по различным направлениям, которые можно было бы использовать в работе.

Пример: Опыт внедрения платных услуг в школе им. М. Шагала начался в 1990 г. Тогда в качестве платных в программу были введены предметы «Керамика» и «Батик». К 1995 году интерес посетителей к прикладным видам творчества (батик, керамика) пошел на спад, а к компьютерным технологиям – возрос. Было принято решение о создании комплекса платных услуг по компьютерной графике. На момент открытия направления «Компьютерная графика» в школе имелось всего три компьютера, но, набрав на обучение первые две группы, мы направили все полученные средства на покупку новых компьютеров. Далее количество групп увеличивалось, соответственно, росли доходы. Направление успешно развивалось. На настоящий момент все двадцать современных компьютеров приобретены за счет средств от оказания платных услуг.

Исследуя опыт различных школ Самарской и других областей, отметим, что часто у учреждений нет средств для закупки оборудования, которое позволило бы открыть новое направление.

Начинать необходимо с малозатратных групповых занятий, опираться на имеющуюся базу; 3) при необходимости найти партнеров. Чтобы облегчить задачу создания нового направления, можно объединить ресурсы с кем-либо из коллег.

Пример: ДШИ им. М. Шагала, пригласив в партнеры детскую библиотеку № 4 им. Х.К. Андерсена, смогла открыть на площадях библиотеки арт-центр «Шагалка»1. Первый год своей работы проект не приносил прибыли, все полученные средства вкладывались в ремонт и закупку оборудования. На второй год аудитория и спектр оказываемых услуг существенно расширились, и, как следствие, появились доходы, которые были направлены на развитие.

В другом случае ДШИ нашла партнеров в лице производителя красок «Фабрика красок». Получив краски бесплатно, мы расписали фасад и интерьеры школы. Это ощутимо помогло в дальнейшем, на организационном этапе;

4) получить финансирование (например, для приобретения оборудования). Это можно сделать с помощью грантов благотворительных фондов.

<...> Как установить стоимость платной услуги

Согласно действующему законодательству автономные и бюджетные образовательные учреждения вправе использовать полученный доход от оказания платных образовательных услуг в соответствии со своими уставными целями.

Размер платы за оказание образовательных услуг устанавливается учреждениями самостоятельно и определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания этих услуг и конъюнктуры рынка, в соответствии п. 5 приказа Минобрнауки России от 20.12.2010 № 1898.

При этом учитываются себестоимость услуги, цены конкурентов на аналогичную услугу, уникальность видов услуг, спрос на данную услугу. Стоимость услуги, порядок оплаты, форма расчетов указываются в договоре и не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Правила оказания образовательных услуг, утвержденные Постановлением № 706, запрещают образовательным организациям увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции.

В уставе образовательного учреждения следует отразить наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе. Договор на оказание платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме.

<...> До заключения договора и в период его действия образовательная организация обязана предоставить заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах.

Предоставляемые образовательные услуги должны быть исполнены в полном объеме, качественно и в установленные сроки, с ежемесячным заполнением акта приемки выполненных работ по договору.

Предпочтительными являются безналичные расчеты. Экономическое обоснование стоимости платных образовательных услуг опирается на прямые и косвенные расходы.

Пример: Рассмотрим, например, платную услугу по обучению на хобби-курсах по керамике. В прямые расходы мы включаем:

  • · заработную плату исполнителей данной услуги (рекомендуется опираться на базовые оклады в отрасли): преподавателя и технолога;
  • · расходы на закупку глины, глазури, канцелярских товаров.

Можно включить в прямые расходы приобретение оборудования и мебели, необходимых для оказания данной услуги.

В косвенные расходы закладываем:

  • расходы на коммунальные услуги (водоснабжение, электрическую энергию);
  • заработную плату и выплаты стимулирующего характера АУП и педагогического персонала;
  • расходы на участие в конкурсах;
  • оплату услуг связи, ГСМ, полиграфические услуги, ремонт оборудования, текущий ремонт учебных классов.

Необходимо также заложить процент рентабельности, причем для каждого вида услуги он может быть разным.

Когда тариф рассчитан, его нужно согласовать с муниципальным органом управления образованием. Тариф утверждается постановлением администрации муниципального образования.

В Тольятти тарифы на платные услуги утверждаются постановлением мэра, а в контракт руководителя включен пункт стимулирующих выплат в зависимости от дохода от платных услуг, т. е. руководитель напрямую заинтересован в развитии данной деятельности.

Проблемы и способы их разрешения

Потребители платных услуг – широкий сектор социума: подростки, которые в силу разных причин не поступили в школу в возрасте 11 лет, работающая молодежь, пенсионеры, дошкольники и младшие школьники.

Популярность услуги часто меняется, и трудно предвидеть, что окажется востребованным. На сегодняшний день мы наблюдаем рост по всем направлениям.

Доход учреждения возрастает в среднем на 10% в год. Социально-экономическая ситуация в обществе динамично меняется.

Можно запланировать введение услуги и успешно произвести все подготовительные мероприятия, но в какой-то период услуга окажется нерентабельной (см. материалы в ЭС "Культура" - получить доступ >>).

Чтобы снизить риск возникновения подобной ситуации, необходимо постоянно проводить мониторинг наполняемости в группах и контролировать качество услуги. Для выполнения этих задач лучше ввести в штат должность заведующего отделением платных услуг. <...> 

*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×