Управление вузовской библиотекой: корпоративный подход

457
Организация и координация деятельности вузовских библиотек. Формирование фондов. Работа Центра профессионального развития специалистов библиотек

Роль библиотек, в т. ч. ведомственных, быстро и неуклонно меняется. В статье приведены конкретные примеры и опыт вузовских библиотек Белгородской области.

Фундаментализация образования, переход к компетентностному обучению и ориентация студентов на самостоятельность в получении знаний, трансформация роли педагога от начетничества к наставничеству не может не отразиться на изменении роли библиотек в целом и вузовских библиотек в частности в формируемом образовательном пространстве России.

Вузовская библиотека взаимосвязана сразу с двумя внешними сферами: библиотечной и образовательной – и зависима от них. С одной стороны, как структурное подразделение вуза библиотека испытывает на себе все трансформации образовательных процессов, происходящими в обществе. С другой стороны, являясь составным элементом системы библиотечного дела, вузовская библиотека подвержена всем законам и закономерностям его развития.

Сущностные функции вузовской библиотеки проявляются на пересечении функций сферы образования и библиотечного дела и определяют процессы трансформации, которые присущи в полной мере вузовской библиотеке. До настоящего времени такое пересечение сфер было достаточно ограниченным и осуществлялось только в утилитарном библиотечном обслуживании студентов и профессорско-преподавательского состава вузов. Являясь, по сути, социальным институтом, вузовская библиотека чаще всего воспринимается только как структурное подразделение, не оказывающее своего влияния на развитие образовательного процесса.

По мнению директора Астраханской библиотеки, кандидата педагогических наук С.А. Сергеевой вузовская библиотека становится той организационной структурой, которая способна воплотить воедино специфические задачи и функции двух подсистем (вуза и библиотеки) .

Как координировать

В качестве общих направлений координационной деятельности вузовских библиотек можно выделить три основных аспекта:

  • осуществление образовательно-ориентированной библиотечной политики и обеспечение библиотечного обслуживания на основе учета интересов всех слоев населения;
  • обеспечение эффективных механизмов информационного обслуживания приоритетных групп пользователей вузовской библиотеки;
  • участие в формирование общего информационного образовательного поля.

1. Осуществление образовательно-ориентированной библиотечной политики и обеспечение библиотечного обслуживания на основе учета интересов всех слоев населения муниципалитета. Данное направление базируется на общем для всего профессионального сообщества постулате о том, что библиотека в новых социальных условиях претендует на центральное место в структуре информационной сферы как наиболее демократичный институт, обеспечивающий свободу развития личности, приоритет общечеловеческих ценностей. На сегодняшний день именно библиотеки являются единственными реально общедоступными учреждениями культуры для населения муниципальных образований, центром поддержки и развития читательских интересов. При этом вуз и вузовскую библиотеку нельзя рассматривать как обособленную систему – наоборот, современная система вузовского образования изначально ориентирована на принцип координации и кооперации.

2. Обеспечение эффективных механизмов информационного обслуживания приоритетных групп пользователей вузовской библиотеки. Здесь важно учесть, что определение миссии вузовской библиотеки, прежде всего, требует определения целей и задач ее деятельности. Их нужно определять сообразно целям и задачам конкретного высшего учебного заведения: цели деятельности библиотеки образовательной организации должны согласовываться, перекликаться с целями деятельности вуза.

3. Участие в формирование общего информационного образовательного поля страны. Это очень широкое направление. Оно предполагает решение вопросов комплектования и организации библиотечного фонда, развитие современных информационных технологий, разработка и внедрение механизмов обмена информацией между различными организациями и учреждениями, что в конечном результате позволит наиболее полно удовлетворять запросы пользователей информации. Эволюция данного направления включает в себя также активизацию использования образовательных технологий в библиотеках и внедрение в практику работы инновационных форм координационной деятельности. При этом свободный доступ к информации, культурным ценностям, другим возможностям в сфере образования и достижения профессионального уровня является важным условием развития молодежи, потенциального участия в экономической, политической и социальной жизни муниципального поселения и государства в целом.

Что делать. Практика Белгородской области

Все перечисленные выше механизмы могут обеспечивать конкретное наполнение направлений координационной деятельности. Среди исследователей проблемы не существует единства в определении данного вопроса. Координационная работа вузовских библиотек, на взгляд исследователя и практика библиотечной деятельности С.П. Галактионовой, может включать в себя следующие виды деятельности:

  • распределение заданий;
  • стимулирование сотрудников библиотек, вовлеченных в этот процесс;
  • обеспечение коммуникаций – создание условий, позволяющих эффективно распространять идеи и информацию по желаемым направлениям;
  • согласование – предупреждение диспропорций в работе, направленной на достижение поставленных целей.
  • В качестве приоритетных предлагаем выделить два направления:
  • экономически выгодное разделение профессионального труда библиотекарей;
  • информационно выгодное объединение ресурсов библиотек (прежде всего, документных) .

Библиотеки учреждений высшего профессионального образования (далее – ВПО) постепенно уходят от выполнения сугубо прикладной роли инструмента образования и начинают выполнять функцию субъекта образовательного процесса. Противоречие заключается в том, что не всегда библиотека вуза (особенно небольшого) обладает необходимым потенциалом ресурсов. В данном случае важная роль принадлежит так называемому синергетическому эффекту (эффекту усиления) при объединении ресурсной базы библиотек, сходных по типо-видовой характеристике, задачам деятельности, приоритетных групп обслуживания. В то же самое время, учитывая уникальность регионов, муниципальных образований, необходимо пристальное внимание к каждому конкретному примеру территориальной координации. Вузы Белгородской области накопили значительный опыт данной деятельности, который может быть интересен профессиональному сообществу .

Это позволит создать определенную платформу для взаимоотношений вузовских библиотек, определить их права в рамках региональной библиотечной системы. Кроме того, создание нормативно-правовой документации даст возможность выработать общие направления деятельности библиотек вузов, смоделировать их региональные и локальные функции, обозначить формы и методы работы» Опыт координационной деятельности белгородских вузовских библиотек подтверждает правильность данного положения. Координационная деятельность библиотек г. Белгород и Белгородской области основывается на правовом подходе (см. приложения 1 и 2).

Опыт Научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета имени Шухова

Научно-техническая библиотека БГТУ им. В.Г. Шухова с 1987 г. выполняет функции областного методического центра (ОМЦ) для библиотек высших и средних специальных учебных заведений г. Белгорода и Белгородской области. На сегодняшний день в состав областного методического объединения (ОМО) входят 6 библиотек высших учебных заведений и 21 библиотека общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования г. Белгорода и Белгородской области (приложение 3).

Областное методическое объединение координирует деятельность библиотек учебных профессиональных заведений области по следующим направлениям:

  • координация деятельности библиотек высших и средних специальных учебных заведений;
  • анализ состояния и развития библиотек в целях обеспечения приоритетных задач и программ;
  • выявление и внедрение инновационных форм и методов работы;
  • расширение и укрепление профессионального взаимодействия;
  • оказание консультационно-методической помощи;
  • организация мероприятий по профессиональному развитию специалистов библиотек областного методического объединения.

В своей работе методическое объединение руководствуется положением «О методическом объединении библиотек высших и средних специальных учебных заведений Белгородской области» (приложение 1) и годовыми планами, отчитывается за проделанную работу перед зональным методическим центром – зональной научной библиотекой Воронежского государственного университета.

Можно выделить следующие направления деятельности библиотек вузов Белгородской области на организационном уровне координации их деятельности:

  • формирование согласованного развития координационной деятельности на основе договоров и совместных планов;
  • делегирование полномочий отделу методического обеспечения в вопросах совместного планирования и отчетности;
  • предоставление ОМО всех видов информации от библиотек методического объединения (социальной, статистической, нормативной, технологической и др.)

Вузовские библиотеки, входящие в структуру методического объединения Белгородской области, являются объектами координации, а субъектами становятся ректораты вузов и директора библиотек.

Анализ документации областного методического центра показывает, что приоритетными направлениями координации деятельности учебных библиотек в 2013 г. стали:

  • продолжение компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
  • расширение практики использования заимствованных информационных ресурсов;
  • внедрение новых технологий в процесс создания собственных информационных ресурсов;
  • развитие средств доступа пользователей к электронным каталогам отечественных и зарубежных библиотек и др.
  • повышение комфортности обслуживания всех категорий пользователей;
  • повышение профессиональной компетентности сотрудников библиотек;
  • организация и участие в научно и культурно-просветительской деятельности со студенческой молодежью .

Важнейшей составляющей деятельности вузовских библиотек являлось направление формирования документного фонда, соответствующего по качественному и количественному составу запросам студентов, преподавателей и других категорий пользователей. Соответственно направлению развития координационной деятельности в вопросах документообеспечения пользователей вузовских библиотек, методический центр ОМО занимается не только анализом формирования и совместного использования фонда, но и разработкой методических рекомендаций по данному направлению.

На 1 января 2013 г. фонды вузовских библиотек ОМО насчитывали 3 542 432 экз., в т. ч.:

  • научной литературы – 915 920 экз. (25,8%);
  • учебной литературы – 2 105 639 экз. (59,4%).

Динамика развития совокупного фонда по сравнению с 2011 г. положительна: весь фонд увеличился на 117 415 экз., в т. ч. количество научной литературы – на 20 085 экз., а учебной – на 112 436 экз. Увеличение количества новых поступлений (по сравнению с 2011 г.) наблюдалось в научно-технической библиотеке БГТУ им. В.Г. Шухова, научных библиотеках БУКЭП, БГСХА им. В.Я. Горина. Снижение показателя произошло в КБС НИУ БелГУ, общей библиотеке БелЮИ, библиотеке БГИИК.

Фонды вузовских библиотек формируются с учетом профиля образовательных программ и требований государственных образовательных стандартов по письменным заявкам научных консультантов кафедр. Помимо печатных изданий приобретаются электронные ресурсы. Библиотеки проводят достаточно активную работу по пропаганде фондов. Здесь следует отметить дни кафедр, дни дипломника, специалиста, информации, а также различные выставки литературы, в т. ч. по заявкам кафедр.

№ п. п.

Документовыдача, всего

Значение, шт.

2011 г.

2012 г.

Динамика

1

НТБ БГТУ

670 695

658 394

-12301

2

КБС НИУ БелГУ

1 346 556

128 4248

-62 308

3

НБ БУКЭП

58 6760

594 894

+8134

4

НБ БГСХА   

46 6809

359 814

-106 995

5

Общая библиотека БелЮИ

102 407

87 538

-14 869

6

Библиотека БГИИК

101 272

98 211

-3061

Тенденция такова, что пользователи стали посещать библиотеки намного реже, поскольку у них появились альтернативные (виртуальные) источники получения информации. Сегодня уже никому не надо доказывать, что обслуживание пользователей, базирующееся на использовании исключительно традиционных носителей, устарело, ему на смену приходит другое, основанное на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и мгновенно доступной через Интернет независимо от времени и от местонахождения пользователя, что, в свою очередь, открывает новые перспективы для кооперации использования фонда и, как следствие, более полное удовлетворение информационных запросов общества.

Вузовские библиотеки используют программное обеспечение MARC SQL и ИРБИС-64, которое позволяет обеспечить корпоративное взаимодействие всех библиотек ВПО Белгородской области. Основные библиотечные процессы: комплектование и научная обработка документов, поиск литературы, выдача документов на абонементах, заказ изданий пользователями через Интернет и др. – автоматизированы.

В данном аспекте большой интерес представляет статья директора библиотеки Белгородского юридического института И.В. Ведерниковой, в которой она освещает вопрос координации деятельности институтов МВД России, в частности, создание Единой информационной телекоммуникационной системы (ЕИТКС) . Осознав преимущества совместной деятельности по информационному обслуживанию пользователей, библиотеки объединили усилия по повышению качества библиотечно-информационного обслуживания научно-педагогических кадров, курсантов и слушателей вузов системы МВД России. Библиотека БелЮИ приняла участие в конкурсе Фонда М. Прохорова «Новая роль библиотек в образовании». Опыт оказался успешным: библиотека получила грант на создание сетевого проекта – полнотекстовой базы данных трудов сотрудников вузов системы МВД России и ФСКН России на отдельных носителях (CD) по дисциплинам уголовно-правовой специализации.

В отчетах вузовских библиотек ОМО отмечается, что справочно-информационное обслуживание основано на использовании баз данных, в т. ч. создаваемых библиотеками самостоятельно. Суммарное количество баз данных – 57 шт., количество записей в них – 690 963 шт., в т. ч. объем электронных каталогов составил 552 642 записей, что на 62 426 записей меньше, чем в 2011 г. Объясняется это активным редактированием электронных каталогов.

Сегодня вузовские библиотеки – важная часть информационного пространства своих учебных заведений, продолжающие развивать систему информации, соответствующей информационным потребностям вузов. В НТБ БГТУ им. В.Г. Шухова электронный читальный зал предоставляет возможность предпросмотра, т. е. просмотра объема до 25 стр. 8 тыс. изданий, размещенных в центральном коллекторе ЭБС «Библиотех», к электронным версиям журналов в научной электронной библиотеке eLIBRARU и универсальной справочно-поисковой полнотекстовой базе «ИВИС». В НТБ БелГУ работает читальный зал открытого доступа к фонду медицинской и естественнонаучной литературы. В национальном информационном ресурсе РУКОНТ отражены выпуски журнала «Научные ведомости БелГУ» серия «Естественные науки» и серия «История. Политология. Экономика. Информатика» за 2007-2011 гг.

Специалисты библиотеки создали и разместили в электронном архиве открытого доступа университета электронный архив «БелГУ в СМИ», позиционирующий научную и образовательную деятельность вуза.

В НБ БУКЭП усовершенствована программа «Книгообеспеченность» для заказа литературы с внедрением в работу картотеки системы «Книгообеспеченность» в автоматизированном режиме, разработана новая форма учета, позволяющая давать полную информацию об использовании электронных БД собственной генерации, а также электронно-библиотечных систем удаленного доступа. В НБ БГСХА создана электронная библиотека академии, открыт доступ к ЭБС «Лань», «Университетская библиотека онлайн», «РУКОНТ».

Все вузовские библиотеки Белгородской области являются активными участни­ками учебно-воспитательного про­цесса.

В частности, эта работа ведется в рамках ежегодного сводного плана. Причем базами повышения квалификации становятся те библиотеки, чей опыт наиболее интересен в рамках координационной деятельности, т. е. вовлеченными в процесс управления методической деятельностью, распространения инновационных решений и инструментария их внедрения оказываются фактически все сотрудники, транслирующие инновационный опыт работы. Руководителями системы повышения квалификации являются директор НТБ БелГТУ М.Ш. Григорьева и заведующая научно-методическим центром НТБ БелГТУ В.П. Лавриненко. Например, в 2013-2014 гг. в рамках занятий по повышению квалификации были проведены следующие мероприятия: практикум «Обучение навыкам работы в программе редактора графического изображения», беседа-диалог «Корпоративная культура библиотеки», флэш-семинар «PR-технологии в деятельности вузовских библиотек», мастер-класс «Работа по созданию библиотечных блогов», День методиста для новых членов ОМО и др. Областной методический центр в лице НТБ БГТУ обеспечивает управление данными процессами, начиная с планирования работы и заканчивая определением методов мотивации персонала (включая материальное поощрение).

Таким образом, применительно к сфере вузовских библиотек понятие «координационная деятельность» имеет определенную специфику, заключающуюся в субъектно-объектном характере ее деятельности соподчиненном характере управления на уровне ректоратов вузов, что заключается в регулировании всех направлений работы библиотек. Но одновременно вузовская библиотека, преодолевая прикладной характер инструментария образования, на современном этапе развития общего образовательного процесса, требует выхода на новый уровень координационных связей и отношений со всеми библиотеками учебных заведений высшего профессионального образования.

Приложение 1

Федеральное агентство по образованию

Утверждаю

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

____________ Директор НТБ

«_____»_______________2008 г.

Положение

О Центре профессионального развития специалистов библиотек ОМО

1.      Общие положения

1.1. Центр профессионального развития специалистов библиотек областного методического объединения (далее – Центр) осущест­вляет повышение квалификации, уровня общей культуры, адаптации к новым требованиям в условиях реформирования высшего образования, развитие творческого мышления.

1.2. Деятельность Центра осуществляется в со­ответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, законом РФ «Об образовании», Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», настоящим Положением.

2.      Задачи Центра

2.1. Обеспечение непрерывности образования, повышение профессионального, образовательно­го и культурного уровня библиотечных работ­ников библиотек ОМО.

2.2. Оказание помощи библиотекам дополнительными образовательными услугами, методическими разработками; удовлетворе­ние потребностей в новых знаниях и информации о достижениях в области библиотечного дела, передовом отечественном и зарубежном опыте.

2.3. Обобщение и распространение новых форм и методов обучения библиотекарей ссузов и вузов.

2.4. Проведение совместных мероприятий с библиотеками ОМО в области профессионального развития.

2.5. Издание мето­дических пособий и материалов для библиотек ссузов и вузов.

3.      Управление Центром

3.1. Общее руководство Центром осуществляет директор НТБ БГТУ им. В.Г. Шухова.

3.2.Непосредственное руководство деятельнос­тью Центра осуществляет руководитель Центра – зам. заведующего НМО.

4.      Слушатели Центра

4.1. Слушателями Центра являются сотрудники библиотек ОМО.

Слушатели Центра имеют право:

  • выбирать по согласованию с Цент­ром темы для обучения;
  • пользоваться в порядке, установ­ленном Правилами пользования НТБ, имеющейся учебной, науч­ной, нормативной и методической литературой и документацией по вопросам профессиональной деятельности;
  • принимать участие в конференциях и семинарах, проводимых НТБ БГТУ им. В.Г. Шухова.

5.      Учебная и научно-методическая деятельность Центра

5.1. Повышение квалификации специалистов осущест­вляются без отрыва от рабо­ты.

5.2. Программы повышения квалификации специалистов разрабатываются Центром самостоятельно с учетом потребностей библиотекарей, требований государственных образовательных стандартов, утверждаются директором НТБ БГТУ им. В.Г. Шухова

5.3. Учебный процесс Центр осуществляет в те­чение всего календарного года.

5.4. Центр проводит следующие виды учебных занятий: обучающие се­минары по актуальным проблемам библиотекове­дения, библиографоведения и автоматизации библиотечно-информационных процессов; семинары-тренинги; тематические семинары; стажировки, консультации.

5.5. Для всех видов аудиторных занятий уста­навливается академический час продолжительнос­тью 45 минут.

5.6. Учебные группы формируются с учетом уровня об­разования, занимаемой должности, выполняемых функциональных обязанностей и стажа практи­ческой работы слушателей.

5.7. Центр выполняет научно-методическую работу, организует в установленном порядке из­дательскую деятельность по выпуску методической литературы для слушателей.

6.      Контроль над деятельностью Центра

6.1. Контроль над деятельностью Центра осу­ществляется директором НТБ БГТУ им. В.Г. Шухова

6.2. Центр в установленном порядке отчитывается перед руководством об итогах своей деятельности.

Приложение 2

Федеральное агентство по образованию

Утверждаю

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

____________ Директор НТБ

«_____»_______________2008 г.

Положение

О методическом объединении библиотек высших и средних специальных учебных заведений Белгородской области

1.             Общие положения

Областное методическое объединение библиотек высших и средних специальных учебных заведений Белгородской области (ОМО) организовано с целью осуществления координации деятельности библиотек по созданию единого информационно-образовательного пространства региона, совершенствованию библиотечных технологий и профессиональному развитию библиотечных работников.

ОМО действует на основании приказа Министерства образования РФ от 27.04.2000 № 1247 «О системе координации Библиотечно-информационного обслуживания образовательных учреждений Российской Федерации».

В своей работе ОМО руководствуется Федеральным законом «О библиотечном деле», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», постановлениями, приказами в области библиотечного дела и настоящим Положением.

2.             Структура, организация деятельности областного методического объединения

Областное методическое объединение включает библиотеки государственных и негосударственных высших и средних специальных учебных заведений г.Белгорода и Белгородской области.

Методическим центром ОМО является научно-техническая библиотека Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (НТБ БГТУ) (приказ Министерства образования РФ от 27.04.2000 № 1247).

Руководящий орган ОМО – Совет директоров, членами которого являются директора вузовских библиотек. Председатель Совета – директор НТБ БГТУ им. В.Г. Шухова.

Оперативное руководство деятельностью объединения осуществляет научно-методический отдел (НМО) НТБ БГТУ.

При методическом объединении функционирует Центр профессионального развития специалистов библиотек ОМО. Руководитель Центра – заведующий научно-методическим отделом НТБ БГТУ.

Областное методическое объединение (ОМО) работает в соответствии с годовым планом.

ОМО проводит мероприятия как на базе НТБ БГТУ, так и других библиотек методобъединения.

Решения, принимаемые в рамках методобъединения, носят рекомендательный характер.

3.              Цели и задачи

  1. Совершенствование библиотечно-информационного обслуживания профессорско-преподавательского состава и студентов (учащихся).
  2. Повышение эффективности использования библиотечных и информационных ресурсов библиотек ОМО.
  3. Совершенствование профессионального мастерства и повышение квалификации библиотечных кадров.
  4. Повышение роли библиотек учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в современном образовательном процессе, развитии науки и реализации творческого потенциала студентов (учащихся).

4.             Основные направления деятельности

Изменение парадигмы библиотек вузов (ссузов) в условиях реформы высшей школы.

Объединение информационного и творческого потенциала библиотек объединения для создания единого библиотечно-информационного пространства.

Научные и маркетинговые исследования по актуальным проблемам библиотечно-информационного обслуживания.

Профессиональное развитие специалистов библиотек ОМО.

Инновационная деятельность.

Координация с библиотеками других систем и ведомств.

5.             Права библиотек – участниц методического объединения

Принимают участие в обсуждении всех вопросов, касающихся работы ОМО.

Вносят предложения по совершенствованию деятельности ОМО.

6.             Обязанности и права библиотеки – методического центра

Доводит до сведения библиотек ОМО рекомендации органов управления библиотеками Министерства образования и наук РФ, Центральной Библиотечно-информационной комиссии (ЦБИК) и зонального методического центра (ЗНБ ВГУ).

Оказывает консультационно-методическую и практическую помощь библиотекам ОМО.

НТБ БГТУ ежегодно отчитывается о работе ОМО перед Зональной научной библиотекой Воронежского государственного университета (ЗНБ ВГУ).

Представляет интересы ОМО на совещаниях, конференциях и других совещательных и научных мероприятиях регионального, федерального и международного уровня.

Знакомится в установленном порядке с деятельностью библиотек вузов и ссузов г. Белгорода и области, получает необходимую документацию и сведения об их деятельности, с целью последующего анализа работы.

Приложение 3

Библиотеки высших учебных заведений Белгорода

1. Научно-техническая библиотека Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова:

Сайт: www.ntb.bstu.ru, www.bstu.ru/structure/subdivisions/library

E-mail: libr@intbel.ru

2. Научная библиотека им. Н.Н. Страхова Национально-исследовательского университета БелГУ:

Сайт: www.bsu.edu.ru

E-mail: library@bsu.edu.ru

3. Научная библиотека Белгородской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Я. Горина

Сайт: www.bsaa.edu.ru/InfResourse/library

4. Научная библиотека Белгородского университета кооперации, экономики и права

Сайт: www.bupk.ru

E-mail: librari@bupk.ru

5. Библиотека Белгородского государственного института искусств и культуры

Сайт: www.lib.bgiki.ru

6. Общая библиотека Белгородского юридического института МВД России:

Сайт: www.belui.ru, http://95.80.77.220/index

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×