Стратегия культурной политики Ульяновской области до 2025 года: подходы, приоритеты, ожидания

741
Комментарии разработчиков документа: цель, задачи, методика их достижения, важные показатели. Каким образом документ задает вектор развития всех подведомственных учреждений культуры.

2014 год согласно Указу Президента РФ № 375 от 22.04.2013 был объявлен Годом культуры в Российской Федерации. Принятие этого решения создало прецедент для увеличения внимания к сфере культуры и культурной политики в стране и стимулировало работу в направлении создания стратегических документов в области культурной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В настоящее время активно обсуждаются проекты «Основ государственной культурной политики Российской Федерации» и Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», призванные обозначить приоритетные направления развития культуры на федеральном уровне и закрепить нормативно-правовые механизмы их реализации.

Регионы также не остаются в стороне от основных федеральных трендов в этой области и предлагают свои варианты стратегического планирования в сфере культуры, разного рода концепции развития и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области культуры и искусства.

Как учреждениям культуры выживать в условиях кризиса?

Узнайте на семинаре "Финансовая устойчивость и безопасность учреждения культуры" - 26-27 апреля 2016. Подробности ищите на странице мероприятия.

Ульяновская область в Год культуры Российской Федерации выступила с инициативой создания собственного документа стратегического планирования в сфере культуры – Стратегии культурной политики Ульяновской области до 2025 г. (далее – Стратегия), в основу которого легли результаты исследования текущего состояния сферы культуры и культурной политики региона, а также заложены основы для его будущего развития.

Следует также подчеркнуть, что подготовка такого рода аналитических материалов по культурной политике для Ульяновской области – уже не первый опыт. В 2011-2013 гг. Ульяновская область, наряду с Омской областью и Республикой Марий Эл, участвовала в подготовке региональных профилей по культурной политике для аналитического доклада по культурной политике в Российской Федерации, который был подготовлен международной группой экспертов во исполнение Рамочной программы по сотрудничеству в сфере культуры и культурного наследия между Министерством культуры РФ и Директоратом по культуре, культурному и природному наследию Генерального секретариата Совета Европы на период 2009-2011 гг. Этот опыт аналитической работы имел огромное значение для формирования понимания значимости роли культуры в формировании человеческого капитала и стратегических основ регионального развития, где культура является одним из основополагающих факторов.

Материалы, их анализ и обобщение, представленные в отчете, базируются не только на основе предоставленных Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области и иных организаций отчетных, нормативно-правовых, статистических и аналитических данных. Выводы и заключения выполнены также на основе обобщений, полученных в результате проведения полевых исследований о состоянии сферы культуры в муниципальных образованиях Ульяновской области и сельских поселениях.

В методологическом плане в качестве опорных документов использовался корпус исследовательских работ по культурной политике, в числе которых – разработки Российского института культурологии, полученные в результате написания «Обзора культурной политики в Российской Федерации» и других исследований, Института экономики РАН , Института культурной политики (Москва), Европейского института сравнительных исследований культуры – ERICarts (Бонн, Германия) , ЮНЕСКО и др.

На основе выводов, полученных в результате проведенного исследования, была сформулирована Стратегия культурной политики Ульяновской области до 2025 г., которая представляет собой документ стратегического планирования, определяющий систему целей, приоритетов, принципов, основных направлений, задач и механизмов осуществления государственной культурной политики на территории Ульяновской области.

В основу формирования Аналитического отчета и Стратегии было положено следующее определение культуры, принятое международным сообществом на Конференции ЮНЕСКО по культурной политике в Мехико в 1982 г. и отраженное в Конвенции ЮНЕСКО 2001 г.: «Культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков – духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных – и что помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, “умение жить вместе”, системы ценностей, традиции и верования» . Следует подчеркнуть, что авторский коллектив, формируя отчет и Стратегию, исходил из этого, чрезвычайно широкого, понимания культуры, и в основу своих разработок заложил методологические подходы, которые позволили, с одной стороны, учитывать «ведомственный» подход к развитию культуры на основе анализа текущего состояния отрасли, с другой – выявить и отразить новейшие тенденции культурного развития региона, не связанные напрямую с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, ответственных за принятие решений в этой области. Такой подход позволил учесть такие направления культурной деятельности как развитие творческих (культурных) индустрий, формирование инвестиционной привлекательности региона, развитие добровольчества и стимулирование третьего сектора (некоммерческих организаций, работающих в сфере культуры), определение приоритетных проектов для развития региона.

При подготовке Стратегии был изучен и проанализирован объемный корпус российских нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере культуры как федерального, так и регионального значения. Опираясь на положения Конституции РФ в области культурных прав, авторы разрабатывали проект стратегического документа, исходя из целей обеспечения интересов человека, граждан, общества и государства, реализации конституционных прав каждого человека на доступ и участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, обеспечения конституционных гарантий свободы творчества, обеспечения заботы о сохранении материального и нематериального культурного наследия, памятников истории и культуры.

Следует также отметить, что авторский коллектив учел проекты двух основополагающих документов в области культурной политики федерального уровня: «Основ государственной культурной политики России» и федерального закона «О культуре в Российской Федерации», обсуждение которых в настоящее время подходит к завершению. Учитывая необходимость баланса интересов федерального и регионального уровней, представленный проект Стратегии нацелен на гармонизацию и сочетание государственных интересов и интересов каждого человека и культурного сообщества в области культуры, создания благоприятных условий для формирования человеческого капитала региона и развития его творческого потенциала.

Формулируя основные стратегические цели культурной политики, разработчики опирались, прежде всего, на уникальный опыт развития культуры Ульяновской области и учитывали особенности социально-экономического развития региона, а также исходили из необходимости преодолевать общие для Российской Федерации проблемы в области культуры. Таким образом, заявленные цели культурной политики, с одной стороны, учитывают направления культурной политики федерального уровня, с другой – позволяют вместить туда сугубо региональные и локальные задачи.

В Стратегии выделено пять основных целей:

а) формирование человеческого капитала региона, в т. ч. путем развития творческого потенциала его жителей и создания условий для улучшения культурной среды региона;

б) формирование единого культурного пространства на территории Ульяновской области;

в) создание условий для развития культуры и искусства, в т. ч. в сельских поселениях;

г) создание условий для обеспечения равного доступа различных социальных групп граждан к культурным благам;

д) создание условий для превращения культуры в важнейшую точку опоры для развития региональной экономики и инвестиционной привлекательности Ульяновской области.

Следуя избранным целям, в документе были зафиксированы приоритетные направления культурной политики Ульяновской области, которые отразили общероссийские тенденции, зафиксированные на региональном уровне:

■ совершенствование системы государственного управления в сфере культуры и искусства;

■ модернизация инфраструктуры сферы культуры и искусства Ульяновской области, в т. ч. введение в эксплуатацию новых объектов культурного назначения;

■ преодоление региональных диспропорций в финансировании сферы культуры и искусства, а также в предоставлении культурных благ на муниципальном уровне Ульяновской области;

■ сохранение и воспроизводство кадрового потенциала сферы культуры и искусства Ульяновской области;

■ сохранение материального и нематериального культурного наследия Ульяновской области;

■ содействие развитию культурных индустрий и творческого предпринимательства; ж) повышение туристической привлекательности Ульяновской области;

■ поддержка и реализация приоритетных культурных проектов и инициатив в Ульяновской области;

■ укрепление единства и социальной сплоченности населения на основе непротиворечивых ценностей жизни;

■ содействие развитию системы художественного образования, поддержка учебных заведений в сфере культуры и искусства;

■ создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия региона;

■ создание благоприятных социально-экономических условий для реализации культурной политики;

■ формирование чувства принадлежности месту проживания;

■ развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства, в том числе, в части сохранения культурного наследия и создания на его основе туристско-рекреационных кластеров;

■ развитие межрегионального и международного культурного сотрудничества.

Наиболее ярко региональная специфика документа отражена в системе приоритетов, связанных с созданием инвестиционной привлекательности региона, развитием творческих индустрий, с развитием культуры на селе в части создания Домов новой культуры (г. Инза, Сенгилей, Павловка) и обеспечения равного доступа к культурным благам и участия в культурной жизни, а также в формировании приоритетных региональных культурных проектов: создания Музея СССР, развития кластера культурных индустрий, строительства киностудии, поддержки и расширения функционала Фонда «Ульяновск – культурная столица».

Каждое направление обеспечено комплексом сформулированных задач, направленных на поэтапную реализацию Стратегии и конкретизирующих, каким образом будут достигнуты результаты. Кроме того, в Приложении III к Стратегии представлены целевые показатели и индикаторы, которые позволят оценить степень ее реализации. Особое внимание при формулировании задач уделяется усилению межведомственного взаимодействия, а также увеличению гражданского участия в проектах.

Авторы также учитывали и положения проекта Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 г. с корректировкой до 2030 г.

Инерционный сценарий развития предполагает сохранение существующих тенденций развития. Реалистический сценарий развития не предполагает акцент на активизации развития культуры, но опирается на прогнозные значения сценария «Модернизация промышленности», вследствие чего на культуру в потенциале могут выделяться существенные финансовые ресурсы. И наконец, оптимистический сценарий предполагает введение культуры в ранг стратегических приоритетов Ульяновской области, что в полной мере вписывается в основные параметры сценария «Высокие технологии и креативный класс».

Для расчета прогнозных значений финансирования избран 2012 г. , и исходя из этого рассчитаны Объемы финансирования культуры до 2025 г. В рамках инерционного сценария не предполагается увеличения расходов на культуру в процентах от валового регионального продукта (ВРП) , вследствие чего этот показатель остается на уровне 2012 г., т. е. 0,7% от ВРП. Таким образом, к 2025 г. бюджет культуры увеличится в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2012 г., или на 500 млн. руб. в ценах 2012 г.

В рамках как реалистического, так и оптимистического сценариев развития к 2015 г. доля расходов на культуру в процентах от ВРП сохраняется в пределах 0,7%. К 2020 г. предполагается увеличение данного показателя до 0,8% от ВРП, а к 2025 г. – до 0,9% от ВРП. При этом, в рамках реалистического сценария, бюджет культуры увеличится в два раза к 2025 г. по сравнению с уровнем 2012 г. и составит 3185,3 млн. руб. в ценах 2012 г., а в рамках оптимистического сценария культура признается движущей силой создания креативного класса, что предполагает активные финансовые вложения в культурный сектор. К 2025 г. предполагается увеличение объемов бюджетного финансирования культуры до 3389 млн. руб. в ценах 2012 г., что почти на 200 млн. руб. больше прогнозного значения финансирования культуры в процентах от ВРП в рамках реалистического сценария.

Естественно, что при экономических расчетах авторы отталкивались также и от положений, касающихся уровня оплаты труда работников культуры, зафиксированных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которым заработная плата работников учреждений культуры должна быть доведена до уровня средней заработной платы в регионе к 2018 г. В рамках инерционного сценария не предполагается существенного увеличения уровня оплаты труда работников культуры и искусства. Исходя из того факта, что к 2018 г. оплата труда работников культуры должна быть приравнена к уровню оплаты труда в среднем по экономике региона, соотношение оплаты труда работников культуры и искусства к уровню оплаты труда в среднем по экономике области в 2020 г. и 2025 г. сохраняется в пределах 100%. Принимая во внимание, что данное соотношение составило в 2013 г. 56%, в рамках инерционного сценария к 2015 г. это соотношение должно достичь 70%. Таким образом, к 2025 г. уровень оплаты труда работников культуры и искусства вырастет в 2,8 раза по сравнению с 2012 г. Размер средней заработной платы работников культуры и искусства составит в 2015 г. – 13371 руб., в 2020 г. – 21661 руб., в 2025 г. – 23791 руб. в ценах 2012 г.

В рамках реалистического сценария соотношение оплаты труда работников культуры и искусства к уровню оплаты труда в среднем по экономике области составит в 2015 г. – 80%, в 2020 – 100%, в 2025 г. – 110%. Таким образом, размер средней заработной платы работников культуры увеличится к 2025 г. в 3,1 раза в ценах 2012 г. и составит: в 2015 г. – 15281 руб., в 2020 г. – 23080 руб., в 2025 г. – 26675 руб.

Оптимистический сценарий предполагает существенное увеличение уровня оплаты труда работников культуры и искусства. Соотношение оплаты труда работников культуры и искусства к уровню оплаты труда в среднем по экономике области составит в 2015 г. – 80%, в 2020 – 110%, в 2025 г. – 130%. Таким образом, размер средней заработной платы работников культуры увеличится к 2025 г. почти в 5,5 раз в ценах 2012 г. и составит: в 2015 г. – 15309 руб., в 2020 г. – 27852 руб., в 2025 г. – 46032 руб.

В представленном проекте Стратегии культурной политики Ульяновской области до 2025 г. предложены механизмы ее реализации, а также инструментарий (разработка соответствующих нормативно-правовых актов, формирование целевых программ, грантовых конкурсов и т.д.), с помощью которого могут быть достигнуты поставленные цели и задачи. Вслед за принятием документа должна следовать разработка поэтапного плана реализации Стратегии, формирование которого является прерогативой Правительства Ульяновской области. Важнейшим аспектом, связанным с успешной реализацией Стратегии, авторам представляется необходимость научного анализа происходящих в ходе реализации культурной политики изменений, данные о которых должны поступать в результате мониторинга. Предложенный ход позволит довольно гибко реагировать на положительные или отрицательные изменения и своевременно корректировать положения документа.

В целом, следует отметить, что представленный проект Стратегии региональной культурной политики представляет собой попытку разработки документа стратегического планирования, учитывающего федеральные, региональные и локальные интересы и направленного на развитие каждого человека, проживающего в регионе.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×