Интервью с директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софьей Михайловной Апфельбаум

365

Концепция – развиваться

Интервью с директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софьей Михайловной Апфельбаум

Организации исполнительских искусств в целом быстрее всего адаптировались к введению системы эффективных контрактов. Эта отрасль может похвастаться большим вниманием законотворцев и лоббистов. И именно в этой сфере понятие эффективности деятельности учреждения – наиболее болезненная тема. Всегда ли эффективность подразумевает качество работ или услуг, когда правомерно измерять качество постановки количеством посетителей и какие мероприятия запланированы на Год культуры – об этом мы расспросили директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софью Михайловну Апфельбаум.

Почти любой разговор о положении дел в сфере исполнительских искусств неминуемо заканчивается обсуждением системы эффективных контрактов – и понятием эффективности самого учреждения культуры. Софья Михайловна, озвучьте, пожалуйста, позицию, которой придерживается Министерство культуры по данному вопросу: на какие критерии эффективности деятельности учреждения имеет смысл опираться? Что, на Ваш взгляд, однозначно свидетельствует, что театр или филармония работают эффективно?

Мы сразу начали с глобальных вопросов. Это хорошо. Что ж, надо сказать, что это комплексный вопрос и большая задача, над решением которой работают не первый год и даже не первое десятилетие. В 1980-е годы экономисты пытались рассчитать эффективность каждого рубля, вложенного в культуру, с учетом социального эффекта таких инвестиций. Получались какие-то потрясающе высокие цифры, с которыми, конечно, нельзя было согласиться в чистом виде. Несколько лет назад в Министерстве в экспериментальном порядке разрабатывались методы расчета эффективности деятельности учреждений, в основе которых было такое понятие как «уровень удовлетворенности посетителей». Все они имеют свои основания и для решения отдельных задач могут применяться. Но в целом мы понимаем, что это очень сложный вопрос, и решить его «напрямую», «назначив» какие-то произвольные критерии, которыми нужно измерять эффективность работы учреждения, невозможно.

В то же время нельзя перестать работать в этом направлении. Сегодня каждой организации необходимо доказывать свою эффективность, показывать, какие именно услуги она оказывает. Творцы могут сопротивляться и отрицать необходимость таких доказательств, но менеджеры и экономисты вынуждены с этим работать. Министерство культуры пытается находить подходы, учитывающие особенности сферы культуры и культурного «продукта», эффективность вложения в который невозможно посчитать напрямую.

Принципиально важным для нас критерием эффективности является выполнение государственного задания. Мы говорим о переходе учреждений на работу по Федеральному закону № 83-ФЗ, в соответствии с которым были определены виды работ и услуг, оказываемые учреждениями культуры. Даже в этом вопросе у нас есть своя специфика: Министерство настаивало, чтобы в сфере культуры были определены не только услуги, но и работы. Говоря о работах в учреждениях культуры, мы помним, что невозможно что-либо нормировать и привнести прямые показатели качества. Говоря об услугах в сфере культуры, к которым, например, относятся показы спектаклей, мы говорим о ряде показателей, характеризующих качество этих услуг. К ним относятся в том числе и посещаемость, и доля новых постановок в репертуаре театра, и доля современных пьес в репертуаре. Надо сказать, что мы стараемся не форсировать ситуацию и прислушиваться к пожеланиям самих театров: действительно, если в предыдущем году посещаемость не превышала 60%, то требовать, чтобы на следующий год она выросла до 90-100%, конечно, не имеет смысла. Тем не менее, двигаться в этом направлении необходимо и отрицать, что качество спектакля измеряется в том числе и количеством пришедших на него зрителей, было бы неправильно. При этом я хочу подчеркнуть, что вопрос правомерности измерения качества спектакля зрителями выносился на обсуждение театральной общественности и поднимался на самом высоком уровне во время встреч театральных деятелей с руководством страны. В результате была разработана методика, которая в отношении театров позволяет исключить ряд спектаклей из расчета показателя посещаемости. Например, спектакли, признанные экспериментальными, то есть объективно сложными для восприятия большим числом зрителей. Привлечь на них публику тяжело, но они абсолютно необходимы в репертуаре. Мы предлагаем театрам самостоятельно определить такие спектакли, и исключить их из расчета показателя посещаемости. По согласованию с Министерством, таким образом из расчета могут быть исключены до 20% репертуарных спектаклей. Но по оставшимся 80% расчеты по посещаемости ведутся в общем порядке.

Другой важный критерий эффективности связан с повышением заработной платы в учреждении. В эффективный контракт включен рост заработной платы и ее доведение к 2018 году до среднего показателя по региону. В федеральных учреждений эта цифра будет несколько выше, чем в региональных, на оплату труда уже выделены достаточно серьезные средства. Мы надеемся, что в среднем по федеральным учреждениям культуры в 2014 году эта цифра будет достигнута.

Также в эффективный контракт включен такой пункт, как рост доходов от внебюджетной деятельности. При этом ни один из показателей не является самоцелью, мы смотрим и оцениваем деятельность каждого учреждения в рамках специальной комиссии, где есть возможность учесть индивидуальные особенности каждой организации в конкретный период времени.


Интервью с директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софьей Михайловной АпфельбаумКак правильно осуществить переход на эффективный контракт и какие профессиональные стандарты применять при заключении с работником эффективного контракта. - смотрите в электронной системе "Культура"

Таково на сегодняшний день понимание Министерством эффективного контракта. И именно такие соглашения заключены с руководителями всех федеральных учреждений культуры.

На что стоит опираться руководителю, работая с эффективными контрактами? Каковы основные рекомендации?

Дело в том, что, по факту, в организациях исполнительских искусств эффективные контракты применяются достаточно давно. В театрах и концертных организациях заработная плата сотрудников состоит из постоянной и переменной частей, при этом переменная связана с реальной занятостью человека в спектаклях, репетициях и гастролях. Если мы говорим про получателей президентских и правительственных грантов, а таких у нас 84 как федеральных, так и региональных организаций исполнительских искусств и образовательных учреждений, то положение о выплате гранта давно подразумевало дифференцированную систему выплаты в зависимости от участия конкретного работника или творческого деятеля в тех или иных мероприятиях.

Вероятно, именно поэтому для организаций исполнительских искусств процедура перехода на работу по системе эффективных контрактов оказалась не такой болезненной, как для их коллег из других сфер – все было знакомо и привычно. По сути, была легитимизирована уже существовавшая практика.

Раз мы затронули тему грантовой поддержки, скажите, пожалуйста, какими механизмами поддержки, кроме финансового ресурса, сегодня располагает Министерство культуры для поддержки организаций исполнительских искусств?

В соответствии с действующим законодательством Министерство не имеет права вмешиваться в творческую деятельность учреждений. А значит, каждая организация может развиваться в соответствии со своими творческими планами. Другое дело, что переход на систему государственных и муниципальных заданий позволил учредителю обратить внимание учреждения на тех или иных видах деятельности, которые являются приоритетными для государства. Акцент делается путем установления показателей качества: наличие спектаклей по современной драматургии, количество концертов с участием молодых исполнителей или концертов, на которых произведения звучат впервые и т. д.

Также мы можем в рамках госзадания финансировать те или иные работы и услуги. Государственное задание покрывает достаточно большую часть деятельности учреждения. А значит, мы можем финансировать спектакли, которые соответствуют основной миссии театра – или, наоборот, счесть, что на данном этапе экспериментальные спектакли кажутся нам наиболее важными, и поддерживать их создание. Безусловно, театр может ставить и другие спектакли, но уже за рамками госзадания.

Да, здесь все упирается в деньги. К сожалению, ничего другого в мире не придумано: либо административные, либо финансовые рычаги. Возможность применения административного рычага в нашем случае, к счастью, ограничена. Поэтому в большей степени мы полагаемся на финансовые ресурсы.

В 2011 году была принята концепция развития театрального дела. Исходя из результатов, которые Вы можете наблюдать, можно ли назвать ее удачной? Насколько и чем она помогла отрасли?

Концепция – это стратегический документ, который определяет основные параметры, направления деятельности. На мой взгляд, само принятие концепции было крайне важным – такой документ появился впервые, и в нем прозвучали важные слова о сохранении репертуарного театра и театральной сети. В некоторых регионах благодаря появлению концепции власть обратила внимание на этот вид искусства.

В соответствии с действующим законодательством федеральные органы власти не могут напрямую влиять на региональную политику, но, тем не менее, Правительство рекомендовало региональным органам власти разработать собственные концепции развития и поддержки театральной деятельности.

Но, согласитесь, отраслевому документу мало просто существовать. Он должен «работать», облегчать какие-то конкретные действия учреждений.

Да, я согласна, многое зависит от конкретных мероприятий, которые делаются в исполнение концепции. Мы провели достаточно большую работу – проанализировали все документы, которые были приняты во исполнение концепции. И направили методические рекомендации по разработке региональных программ развития театральной деятельности. В результате собственные концепции были приняты более чем в пятидесяти регионах Российской Федерации. Конечно, не везде они, если можно так выразиться, «настоящие» – где-то они носят номинальный характер. Но в ряде регионов это очень конкретные документы, с проработанной системой понятных и реализуемых мер.

Министерство культуры совместно с Союзом театральных деятелей России создало комиссию, в рамках которой проводится мониторинг развития театральной деятельности в регионах.

Сложно сказать, что было бы, если бы концепция развития театральной деятельности не была одобрена Правительством. Возможно, одни театры закрылись бы, а у других было снижено финансирование. Но сегодня мы имеем противоположную ситуацию: сеть государственных и муниципальных театров сохранена, посещаемость не снижается, финансирование кардинально не урезано. И в этом нам в том числе видится заслуга концепции.

Создана концепция циркового дела в Российской Федерации, ведется работа над концепцией развития музыкального искусства. Обе сферы очень неоднородны. В какой из них проще получить обратную связь от руководителей учреждений?

О том, что основополагающие, стратегические документы нужны, не спорит никто. Другой вопрос, что внутри этих действительно неоднородных сообществ существуют разные точки зрения, разное видение того, как они должны развиваться. Существующие противоречия мы пытаемся разрешить в ходе обсуждения в рабочих группах. В театральной сфере нам удалось это сделать. Надеюсь, что это удастся и в рамках музыкальной концепции.

Каковы принципиальные ожидания от этих готовящихся документов?

В преддверие 2014 года – Года культуры – обсуждается возможность разработки комплексной стратегии развития культуры в Российской Федерации. Мне думается, что все существующие концепции могут стать частями этого глобального документа. Кроме того, принято решение о подготовке ежегодного доклада о состоянии культуры, и соответствующие изменения уже внесены в Основы законодательства о культуре. Принципы построения и структура концепций могут быть встроены в структуру ежегодного доклада.

Принятие любой концепции важно еще и потому, что в ней определены наши ожидания от сферы в будущем – например, к 2020 году, и основные показатели, к которым необходимо прийти – по количеству премьер, гастрольных показов, состоянию цирковых зданий и прочее. И для циркового, и для музыкального искусства понимание таких критериев, конечно, очень важно.

В чем Вы видите поддержку – и государственную, и частную – народного искусства? Нужна ли отдельная концепция развития именной этой сферы искусства? Или, может быть, стоит сначала предусмотреть конкретные меры по поддержке такого искусства в городе и в селе?

Поддержка народного искусства – это отдельный вопрос. Надо четко определить, о чем мы говорим, когда говорим о народном искусстве. Есть достаточно большой пласт, связанный с профессиональным, академическим народным искусством, которое развивается внутри музыкального искусства и является его неотъемлемой составляющей. Кстати, именно сейчас рабочая группа при Министерстве пытается понять, как именно блок народного искусства должен войти в концепцию музыкального искусства. С одной стороны, оно достаточно специфично относительно основной филармонической деятельности. С другой стороны, оно органично существует в рамках филармонии, и вычленить его из всех программ даже формально, статистически, очень сложно, ведь деятельность коллективов народного искусства составляют серьезную часть филармонической деятельности. При этом существует блок непрофессионального, любительского народного искусства, которое развивается в рамках досуговой сферы. Сейчас в этой сфере происходит процесс самоопределения – как ей развиваться дальше? Мы понимаем, что последние двадцать лет серьезно проредили сеть культурно-досуговых учреждений. Министерство поставило перед собой задачу сохранить эту сеть и наполнить ее новыми смыслами. В данном случае важно, что финансирование и контроль за деятельностью КДУ отданы на муниципальный уровень. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы наделить полномочиями и региональный уровень, позволить регионам финансировать систему КДУ. Со своей стороны Министерство проводит целый ряд всероссийских мероприятий – фестивалей, смотров. В данном случае поддержка должна быть на всех уровнях: и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном, потому что очевидно, что сеть культурно-досуговых учреждений – это кровеносная система нашей культуры. Она имеет непосредственное отношение к людям, и это особенно сильно ощущается в селах. Огромная и важная задача – сохранение наследия, фольклора, носителей национальных культурных традиций.

Многие учреждения культуры пытаются привлекать к сотрудничеству коммерческие компании. У театров это получается, пожалуй, наиболее эффективно. Какие примеры кажутся Вам особенно удачными?

По масштабу, пожалуй, сразу вспоминается фонд Большого театра, настоящий колосс. Но не менее важны и другие примеры – например, опыт Михайловского театра по созданию клуба друзей. Каждый человек может стать жертвователем, принять персональное участие в работе театра – например, перечислить относительно небольшие средства на покупку пуант, они ведь очень быстро изнашиваются. На мой взгляд, это даже более важно, чем привлечение огромных бизнес-структур: когда каждый человек может стать ближе к искусству, внеся свой небольшой, но личный вклад, происходит изменение в его сознании, в понимании своей роли в поддержке искусства или любых других социальных проектов. Тогда и сами учреждения поймут, что мелкими пожертвованиями можно собрать больше. А собрав, стать менее зависимым от государства и крупного инвестора. Когда сдвиг произойдет в сознании граждан, он неминуемо повлечет изменения в самих учреждениях культуры. В том числе – в создании более гибкой и результативной системы финансирования.

Каковы самые главные стратегические задачи планы Министерства культуры на 2014–1015 годы?

Во-первых, 2014 год – Год культуры. Важно, как регионы смогут отреагировать на это и пересмотреть свои бюджеты таким образом, чтобы в Год культуры обратить должное внимание на учреждения культуры. Мы, со своей стороны, постараемся проводить в регионах больше проектов и поощрить регионы заниматься тем же. Мы надеемся, что 2014 год станет поворотным годом, когда сфера культуры перестанет быть падчерицей экономики.

Конечно, в 2014–2015 годах Министерство будет принимать меры по выполнению указов Президента по повышению заработной платы в учреждениях культуры. Надо обеспечить людям достойную зарплату, чтобы работа велась не только на энтузиазме, но и ради приемлемого вознаграждения. Увеличение зарплаты психологически изменит ситуацию в отрасли.

Будем стараться активизировать деятельность учреждений. Министерство часто критикуют за требование увеличивать количество спектаклей, мероприятий, зрителей. Это не механический процесс, в нем есть логика: мы прекрасно понимаем, что правило «чем больше, тем лучше» не работает, везде есть объективные ограничения, но есть и новые подходы к организации мероприятий и новые форматы этих мероприятий, которые должны быть предложены и использованы. В частности, сейчас прорабатывается интересная инициатива – что если в стенах учреждения культуры будет представлена какая-то иная деятельность? Допустим, в библиотеке может работать книжный магазин, в клуб и театр посетители могут приходить не только на занятия или на спектакль, а днем – пообщаться, посмотреть записи архивных спектаклей, выпить чашечку кофе. Это превратит учреждение культуры не просто в библиотеку, театр или музей, а в некий культурный центр. Речь не идет о попытке перепрофилирования, никто не собирается превращать театры в клубы. Это скорее история о превращении просто учреждения в место разнообразного социального взаимодействия, общения, пребывания.

Эта идея не нова, она обсуждалась еще в 1970–1980-е годы. Сейчас она вернулась к нам в новом виде. И на нынешнем витке развития мне кажется очень важным по-новому посмотреть на деятельность учреждений и представить себе, что можно сделать для того, чтобы они были всегда открыты, могли завоевать нового зрителя, слушателя, посетителя. Пусть человек еще не готов слушать оперу, но если он зайдет просто чтобы провести свободное время, и ему понравится, он может остаться и посмотреть спектакль, постепенно становиться подготовленным – продвинутым зрителем.

Вот чего мы, наверно, ждем сильнее всего – внимания региональных властей к учреждениям культуры и большей открытости самих учреждений новым форматам работы с новой зрительской и слушательской аудиторией.

_____________

*В оформлении интервью использована фотография с сайта форума «Историко-культурное наследие как ресурс социального развития».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль