«Ульяновск – культурная столица», или Что на самом деле нужно для развития региона

132
Интервью с министром искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяной Александровной Ившиной

Людии идеи

 

Всентябре-октябре 2013 года в Ульяновске уже третий раз с успехом прошелМеждународный культурный форум, темой которого в этом году стала «Культуранового поколения». Мероприятие прошло с размахом, собрало массу участников,порадовало деловой программой, развернувшейся на более чем двадцатидискуссионных площадках, и обширной культурной составляющей. В Ульяновскойобласти действует творческий инкубатор для предпринимателей, работающих в сферекреативных индустрий, существует грантовая поддержка учреждений и деятелейкультуры, регулярно проходят фестивали и конкурсы… И все это – в дотационномрегионе. В чем секрет Ульяновской области: в четкой и однозначно выраженнойволе руководства области, направленной на поддержку ресурса культуры, в удачномформате культурного форума, выбранном еще три года назад, в претензии на статус«новой культурной столицы» – об этом, а также о том, что отличает столицу отлюбого другого города мы поговорим с министром искусства и культурной политикиУльяновской области Татьяной Александровной Ившиной.

 

ТатьянаАлександровна, Вы возглавляли культуры области еще до того, как были назначенына должность министра. Изменилось ли что-то после вашего назначения? Какощущаете себя в новом качестве и в новой должности?

Двас половиной года моя должность называлась по-другому, но деятельность, которуюя вела, сложно назвать принципиально иной. Я не жила в отрыве от сферыкультуры. Фонд «Ульяновск – культурная столица», который я возглавляла,занимался совместными проектами с организациями культуры и творческимидеятелями. Так что я бы не сказала, что летом 2013 года я второй раз вошла водну и ту же реку. Может быть, «вода в реке» и осталась прежней: область –Ульяновская, количество учреждений не изменилось – но я стала другой. И, есличестно, я благодарна за это нашему губернатору, Сергею Ивановичу Морозову: еслируководить сферой культуры шесть лет подряд, какие-то вещи входят в привычку,перестаешь их замечать. Каждый день приходилось заниматься вопросами финансирования,ремонта и строительства, подготовки государственных мероприятий… Но два споловиной года, проведенные вне министерства, позволили мне посмотреть напривычную работу с другой стороны. Я наблюдала за работой своих коллег – и этопомогло мне увидеть мои собственные ошибки, понять самое важное: что деятельностьминистерства культуры должна быть направлена на работу не столько сучреждениями культуры, сколько с муниципалитетами и их учреждениями, а также навзаимодействие с широким кругом организаций и людей, которые не являютсяучреждениями культуры, но определяют и составляют культурную политику. Этоткруг очень широк, он гораздо шире перечня подведомственных учреждений! Неважно,государственный это театр или негосударственный маленький коллектив, которыйгордится своей независимостью и ищет средства к существованию. Если в нашихсилах им помочь – надо помогать, надо дать им понять, что и они имеют право нагосударственную поддержку. А поддержка может быть самой разнообразной: реклама,гранты, помощь в организации постановок и проведении фестивалей, на которых онисмогут показать результаты своей работы… С этим ощущением я пришла на должностьминистра и хотела бы сохранить его как можно дольше.

ВВашем понимании, что должно быть в городе для того, чтобы он по праву именовалсякультурной столицей?

Многовозможностей для человека и его самореализации, разнообразное культурноепредложение. Мне кажется, столица от «нестолицы» отличается не размерамитеатров и не количеством народных коллективов, а разнообразием их предложений ивозможностей.

Конечно,Ульяновск никогда не сравняется по количеству театров и объемом их вечернейафиши с Москвой и Санкт-Петербургом. Но мне бы хотелось, чтобы в нашейежедневной афише были и спектакли, и концерты, и какие-то другие события, и человеквыбирал между ними.

Культурнойстолице нужны образцы высокой культуры в любом виде. Хотелось бы, чтобы нашитеатры ставили спектакли только высочайшего уровня, а Ульяновский академическийсимфонический оркестр выступал только с такими мастерами, как ДмитрийХворостовский. Даже то, что мастера высочайшего уровня работают с ульяновскимиколлективами, это тоже критерий «столичности». Образцами высокойкультуры могут быть и привозные выставки из других регионов, и гастроли другихтеатров, музеев, и создание здесь, в Ульяновске, собственного качественногокультурного продукта. С первым – приглашением учреждений культуры иисполнителей «в гости» проще, это вопрос денег. Со вторым сложнее: длятого, чтобы обеспечить уровень собственного культурного предложения, кроме денег,требуются условия, талантливые режиссеры, хореографы, постановщики, менеджеры,дизайнеры. Зато второй путь эффективнее: гастроли закончатся, экспозиция уедетв другой город, а люди и созданный ими культурный продукт будут здесь каждыйдень.

Работатворческих индустрий, создание творческих кластеров – это способ обеспеченияпостоянного присутствия культуры в регионе или пример «окультуривания» смежныхсекторов?

Скорееэто особая ниша экономики – предпринимательство в сфере культуры. Я много разслышала о нем, ездила в Европу и Америку: присматривалась, изучала… Мнеказалось, что это очень интересно, но «не про нас». Но к 2010 году сталопонятно, что это огромная, абсолютно непроработанная государством ниша. И яначала ее изучать, собирать людей. Оказалось, что их очень много, и они оченьразличаются между собой как по способу организации деятельности, так и поконечному продукту. Как правило, они зарегистрированы как индивидуальныепредприниматели. С одной стороны, такой ИП или творческая мастерская – этополноценная экономическая единица. И одновременно эта единица производит непирожки и не гайки, а некий культурный продукт. Получается, она в равнойстепени является субъектом культурной политики.

Надопонимать, что российский опыт развития творческих индустрий несколькоотличается от европейского и американского. Двадцать-тридцать лет назад, вовремя финансового кризиса в Европе, огромное количество людей с высшимобразованием и хорошим послужным списком остались без работы:неквалифицированный труд был им неинтересен, а производственному сектору ониоказались не нужны. Тогда правительства европейских страны попыталисьпредложить этим людям какие-то другие формы занятости, возможности и механизмыподдержки новых бизнесов. Творческая сфера оказалась самой востребованной. Да,в поддержку новых творческих бизнесов были вложены огромные средства этихгосударств, создавались творческие инкубаторы и креативные кластеры натерритории бывших заводов и фабрик, появлялись качественно отделанныелофт-пространства… Сами творческие предприниматели придумывали новые способысуществования, например коворкинг, когда много небольших физических лиц совместнымиусилиями снимают одно большое помещение и работают рядом, но каждый над своимпроектом, тем не менее помогая друг другу, находя друг в друге клиентов ицелевую аудиторию. Экономический эффект был получен, но не сразу, а спустякакое-то время.

Этотопыт однозначно пригодится здесь, в России. Поддержку творческих индустрийможно рассматривать как отличную антикризисную меру. В Ульяновске естьмножество молодых людей, которые хотят заниматься творчеством и получать за этоденьги. Они прекрасно понимают, что это, какова художественная концепция ихдеятельности, какой продукт должен получиться и кому он нужен, и поэтому они нехотят быть наемными работниками в государственных и муниципальных учрежденияхили в крупных предприятиях, где им дадут уже готовые решения. Значит, нашазадача – немного помочь им.

Попыткасоздания культурного творческого инкубатора в Ульяновске – это ответ на запрособщества. Под творческий инкубатор было приспособлено небольшое помещение,всего 500 квадратных метров. По состоянию на октябрь у нас семь резидентов.Когда инкубатор был открыт, мы не были до конца уверены в успехе этой затеи, нок нам сразу пошел поток людей: студия звукозаписи, художественная мастерская…Уже сейчас инкубатор стал тесен. А значит, нам нужны площади и нужен инвестор. Покаглавным инвестором является государство, хотя московский и петербургский опыт говорято том, что оптимальная модель – это поддержка такого инкубатора коммерческимикомпаниями. Возможно, мы плохо преподносим себя ульяновскому бизнесу. Илиульяновский бизнес еще не понимает, зачем ему направлять часть своих средств втакую слабопрогнозируемую и, прямо скажем, не сверхдоходную сферу. Может быть, кнам придет бизнес из других регионов. По сути, от инвестора требуетсяпревратить полуразрушенное здание в привлекательный объект. Министерство искусстваи культурной политики готово привести в преобразившееся здание творческихлюдей, которые капитализируют территорию вокруг креативного пространства: легкоубедиться в том, что стоимость объектов сразу увеличивается, как только рядомпоявляется подобный проект. Здесь мы видим выгоду для инвестора. А для регионав целом огромный плюс работы таких творческих кластеров заключается в том, чтоталантливый специалист не поедет в Москву, Рим или Париж, а сможетреализоваться там, где родился и вырос. Человеку будет где проявить себя, онпопадет в культурную среду и будет в ней развиваться: творческие инкубаторыпредлагают своим резидентам не только общество коллег, но и мастер-классы,семинары, лекции… Это лучше работы на дому. А для инвестора гораздо дешевле пригласитьодного лектора в Ульяновск, чем отправить двадцать ульяновских дизайнеров научебу в другой регион. Смысл подобной деятельности, кроме развития территории,в том, чтобы дать человеку, который родился и вырос в Ульяновске, возможностьбыть востребованным здесь же.

Акаковы критерии услуги, которую учреждения, организации и творческиепредприниматели предлагают получателю в культурной столице?

Во-первых,предложение должно быть адекватно существующему спросу. Я считаю, что человекголосует рублем.

Во-вторых,эта услуга должна быть сознательно дотируемой государством. В 1990-е годы мыпотеряли театрального зрителя, но поставили перед собой задачу вернуть его – ивернули. Сначала ставилось то, на что был спрос, потом перешли на классику. Приглашалиразных режиссеров. Сделали цены на билеты предельно доступными. С 2007 года вобласти запущены три больших театральных фестиваля. В Ульяновск приезжалиспектакли фестиваля «Золотая маска».

Всознании людей постепенно происходят изменения. Это можно проследить на примерекукольного театра. Мы пробуем объяснить зрителю, что это не возрастной, ажанровый театр. Туда имеет смысл приходить не только зрителям категории 6+. Сегодняв репертуаре Ульяновского театра кукол есть уже три постановки для возраста 18+.Сначала при формировании нового репертуара театр ставил один «взрослый»спектакль в месяц – иначе просто не получилось бы «продать зал». Сейчасзагрузка зала на «взрослых» спектаклях – почти 90%. Плюс мы приглашаем вУльяновск театры уровня Костромского и Мытищинского театра кукол, которыепривозят постановки такого высокого уровня!.. Это настоящие произведения искусства, и зрители просто наблюдают за развитием истории изабывают, что эту историю им рассказывает не живой человек, а кукла. С однойстороны, театр ориентируется на потребителя, с другой формирует еговкус.

В-третьих,качественная услуга должна быть доступной, а это касается не только цены, но имобильности. Коллективы выезжают на гастроли. А 6 сентября в Ульяновском театрекукол состоялся первый онлайн-показ спектакля «Фрекен Жюли» тогосамого, с рейтингом 18+. Зал вмещает 184 человека, и еще 594 человека, согласносчетчику, смотрели этот спектакль онлайн. Аудитория сразу увеличилась в трираза! Мне приходилось сталкиваться с мнением, что тот, кто посмотрел спектакльонлайн, уже не пойдет на него в театр. Категорически с этим не согласна: пойдетименно для того, чтобы сравнить впечатления!

Мыочень внимательно изучаем опыт Свердловской государственной академическойфилармонии по созданию виртуального концертного зала[1].В прошлом году на форум «Ульяновск – культурная столица» приезжал заместительдиректора филармонии по медиавещанию Ярослав Анатольевич Сартаков, и тогда еговыступление было встречено с огромным интересом. За год у них прибавилось многонового, так что в этом году надеемся с еще большей пользой послушать директорафилармонии Александра Николаевича Колотурского и его заместителей!

Кромеинтернет-канала, мы развиваем сотрудничество с создающимся областнымтелевидением. Пока оно работает в режиме интернет-вещания. Трансляции ведутся практическисо всех уличных фестивалей. Даже если качество картинки иногда оставляет желатьлучшего, это огромный шаг вперед!

Людисегодня много требуют от услуг сферы культуры, но ведь точно так же каждый изнас хочет, чтобы предприятиях ЖКХ предоставляли ему качественное и доступноебытовое обслуживание, в ресторанах его кормили вкусно и провереннымипродуктами, а в больницах добросовестно лечили. Качество, доступность,мобильность как в сфере культуры, так и в любой другой сфере жизни одинаковы,здесь нет ничего специфического.

Мызатронули тему предвосхищения потребностей посетителя. Каким образом Вы следитеза тем, чего хочет потребитель услуг?

Во-первых,это обратная связь из социальных сетей. У меня есть аккаунт в «Твиттере»[2]и профиль в «Живом журнале»[3]. Каждый человек можетнаписать комментарий или личное сообщение. Случается, хамят. Или провоцируют:«Зачем вы привезли на празднование Дня авиации группу “Звери”?». Это тожемнение, с ним нужно работать. Пишу ответ: «Не хотите группу “Звери” – приходитена другую площадку. Там-то запланировал концерт органной музыки, а там-товыступает Дмитрий Хворостовский». Даже отвечая на отдельно взятую реплику, я могупроинформировать всех читателей о том, что у нас есть и другие предложения,почти на любой вкус.

Одинраз в месяц я приглашаю журналистов на чашку чая в рамках пресс-завтрака и онив неформальной обстановке задают мне все интересующие их вопросы про состояниедел в сфере культуры в области. Средства массовой информации – это отличныйканал получения обратной связи.

Позаказу правительства в Ульяновской области ежеквартально проводитсясоциологический опрос жителей: насколько они удовлетворены качеством услугкультуры, образования, здравоохранения… По итогам проведения такого опроса мыполучаем срез по муниципальным образованиям и районам города. И можем делатьопределенные выводы. Например, самый позитивный район Ульяновска – Заволжский.Он самый молодой. Есть более депрессивные районы, где люди, вероятно, в силуобщей неудовлетворенности жизнью недовольны в том числе и качеством услугучреждений культуры.

В2005 году в области проводились «зеркальные опросы»: зрителей, выходящих иззала, просили дать оценку мероприятию – от 1 («очень плохо, не понравилось») до5 баллов («очень хорошо»). Из всего массива ответов получалась общая средняяоценка. А потом задавали руководителю учреждения аналогичный вопрос исравнивали две оценки. Бывали случаи расхождения результатов на 180 градусов!Такие сведения очень полезны для руководителей учреждений, потому что позволяютпонять, адекватно ли мы себя оцениваем. А министерство на основании данныхтаких исследований может понять, не зря ли были вложены деньги в проведениеименно этого мероприятия, заметен ли результат, как его оценивают посетители.

Можетевыделить особую категорию получателей услуг, которую можно рассматривать какпроводников интересов Министерства искусства и культурной политики?

Лидерыобщественного мнения. За примерами не надо ходить далеко: на джазовый концертнемецкой группы приглашал известный джазовый музыкант Николай МихайловичНовичков. На биллборде была размещена его фотография, и он, а не абстрактноеминистерство, рекомендовал посетить этот концерт.

РуководителяДепартамента культуры города Москвы Сергея Александровича Капкова частоупрекают в том, что он и члены его команды пытаются сделать культуру понятнойдля хипстеров, «привести в святые стены мальчиков и девочек в кедах», а это –удешевление культуры. Насколько это характерно для Ульяновска?

Ну,не знаю… В сентябре у нас проходил молодежный уличный фестиваль «Поколение URBAN».На нем были представлены чисто уличные виды спорта и искусства: хип-хоп,скейтбординг… Подвела погода: шел дождь, было холодно. Мы боялись, что ребятазаболеют. И мы приняли решение: пустить их в фойе Ленинского мемориала. С 12 до18 часов здесь проводился мастер-класс по хип-хопу. Прямо в «святых стенах»этого грандиозного комплекса. Я считаю, что любые средства хороши для того,чтобы вернуть молодежь в наши огромные учреждения культуры.

 

Фестивальныйформат – это оптимальная форма проведения молодежных и национальных праздников,или нужно искать и пробовать что-то другое?

Фестиваль– это очень широкая и многообразная форма. Можно провести книжный фестиваль илифестиваль национальных видов спорта. Также эта форма самая распространенная ипривычная для восприятия: в одном месте, централизованно, концентрированнопроходят события, объединенные общей идеей. Но пока на территории Ульяновскойобласти нет реальных проектов, сравнимых с «Белыми ночами в Перми». Возможно,мы придумаем их в будущем.

Ябы все-таки рассматривала формат культурного события как потенциально наиболееинтересный. Событийный туризм не всегда привязан к форме фестиваля. В июле вархеопарке «Междуречье» в селе Новая Беденьга прошел второй фестиваль живойистории «Волжский путь». На него собрались 150 реконструкторов и 50ремесленников из Белоруссии и десяти регионов России. Приезжают историческиеклубы из Москвы, поволжских городов, Сибири. Это свой особый стиль жизни, гдеценность – погрузиться в эпоху и антураж. И погрузить в них гостей. Это тосамое мероприятие, на котором хочется побывать самому и пригласить гостей издругих регионов.

Министерствоискусства и культурной политики хотело бы поддерживать такие начинаниягрантами. Это позволит сформировать культурную карту, расписание выездныхсобытий по городам и регионам и в конечном итоге сформировать разнообразнуюкультурную афишу.

Вчем Вы видите силу и потенциал развития для развития культуры в не очень щедрофинансируемом регионе?

Влюдях, которые работают. Даже имея деньги, можно не быть в состоянии что-тосделать, потому что нет человека, который мог бы создать идею, оформить проект,рассчитать и спрогнозировать его результат.

Мыговорили о том, что культура должна предвосхищать ожидания. У учрежденийкультуры сегодня есть серьезные конкуренты в лице телевидения и Интернета.Значит, нужны люди, которые находятся впереди, задают тон и темп. Любойчеловек, способный на рождение интересных идей, проектов или программ представляетсобой большую ценность. Нужны идеи. Их всегда можно «упаковать», показать и«продать» потенциальному инвестору, кто бы им ни был: государство, частныйбизнес или они вместе.

<ВРЕЗ1>

Министерствоискусства и культурной политики Ульяновской области

Министерствоискусства и культурной политики Ульяновской области было создано в конце 2010г. Является правопреемником Департамента культуры и архивного дела Ульяновскойобласти по всем правам и обязательствам. Первым министром искусства икультурной политики стала Ирина Геннадьевна Котова, выбранная с помощьювсероссийского интернет-конкурса на замещение вакантной должности министраискусства и культурной политики Ульяновской области. Ранее она занимала постзаместителя директора по научной работе ФГУК ГИММЗ «Родина В.И. Ленина». Онабыла назначена на должность министра искусства и культурной политики 26 января2011 г. Однако она ушла с этого поста, проработав чуть больше двух месяцев.

Напосту министра ее сменил Геннадий Владимирович Журавлев. Однако и он отказалсяот занимаемого поста через 8 месяцев работы, в феврале 2012 г.

Вфеврале 2012 г. на пост министра искусства и культурной политики была назначенаТатьяна Геннадьевна Мурдасова, до этого работавшая заместителем министра. В концемая 2013 г. губернатор Ульяновской области С.И. Морозов освободил ее отзанимаемой должности. На оперативном совещании, прошедшем 3 июня 2013 г., онназвал кандидатуру нового министра искусства и культурной политики – ТатьянуАлександровну Ившину.

</КОНЕЦВРЕЗА1>

ИвшинаТатьяна Александровна

Родилась30 ноября 1966 г. в городе Кирове.

Окончила Московскийгосударственный институт культуры по специальности «Библиотековедение ибиблиография» и Кировский политехнический институт по специальности «Экономикаи управление производством». Проходила стажировки по менеджменту в сферекультуры и искусства в Финляндии, США и Великобритании.

10февраля 2005 г. была назначена начальником Управления по делам культуры иискусства Ульяновской области.

В2010 г. стала исполнительным директором фонда «Ульяновск – культурная столица».Также занимала должность специального представителя Губернатора Ульяновскойобласти по международному культурному сотрудничеству.

Сиюня 2013 г. – министр искусства и культурной политики Ульяновской области.

[1] Подробнее обэтом см.: Сартаков Я.А. Виртуальный концертныйзал Свердловской филармонии // Справочник руководителя учреждения культуры.2011. № 11.

[2]Адрес в сети Интернет: https://twitter.com/taiv73 - Примеч. ред.

[3]Адрес в сети Интернет: http://ivshina-tatiana.livejournal.com. К слову, у всехчленов правительства Ульяновской области есть профили в ЖЖ.- Примеч. ред.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×