Справочник руководителя учреждения культуры

Н.Ю. Самойленко: “В музей за знаниями, знания для музея”

  • 30 апреля 2013
  • 239

Интервью с директором Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Натальей Юрьевной Самойленко о новшествах Международного фестиваля музеев “Интермузей–2013”

«В музей за знаниями, знания для музея»

Все говорит о том, что Международный музейный фестиваль «Интермузей−2013» будет сильно отличаться от фестивалей прошлых лет. Заявлены изменения в логике построения деловой и культурной программ, определена единая тема мероприятия. Мы побеседовали с директором Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Натальей Юрьевной Самойленко об основных изменениях, которые ожидают участников и гостей мероприятия, и приоритетах развития фестиваля.

 

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Уведомление о проведении массового мероприятия, Акт готовности помещения к проведению массового мероприятия, Приказ о создании рабочей группы по подготовке и проведению мероприятия

Наталья Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о программе «Интермузея−2013»: каких новшеств следует ждать его участникам и гостям?

Во-первых, в этом году «Интермузей» будет тематическим. Мы решили сконцентрироваться на образовательных ресурсах музеев, предложении музеев для самых разных категорий посетителей. Не важно, с какой аудиторией работает музей: с детьми или взрослыми – главное, чтобы деятельность была связана с образованием. Программы и проекты могут быть как длительными, так и разовыми, которые появляются в связи с длительными выставками, теми или иными событиями музейной жизни. В связи с этим изменятся конкурсы «Интермузея». В рамках конкурсной программы будут определены лучшие музейные образовательные программы. Кроме того, мы поощрим специальным призом Министерства культуры наиболее интересную программу музея для молодежи.

Изменится сам ход конкурса: сначала заинтересованные учреждения присылают свои заявки на участие в конкурсной (а также деловой и выставочной) программе. Затем оргкомитет фестиваля рассматривает полученные заявки и формирует из них форт-лист. И уже из состава шорт-листа эксперты выбирают проекты, которые будут представлены жюри и предъявлены публике. То есть «караван жюри», медленно идущий по территории выставки, уйдет в прошлое. Представление проектов будет происходить на дискуссионных площадках. Таким образом музей сможет максимально полно раскрыть возможности своих программ.

Во-вторых, на «Интермузее» будет предусмотрена большая интерактивная зона. Дело в том, что в 2013 году исполняется десять лет программе Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», и мы пригласили «Музейный гид» в качестве гостя фестиваля. Это позволит всем гостям и участникам увидеть наиболее интересные образовательные проекты, поддержанные в рамках грантовых программ Фонда Потанина, в их действующем виде, как это обычно делается на фестивале «Музейный гид».

В-третьих, работа дискуссионных панелей будет увязана с разными видами образовательной активности. Мы надеемся, что именно такая логика построения программ позволит привлечь на «Интермузей» новую публику, сделать его той площадкой, на которой встретятся как наиболее «продвинутые» музейщики и потенциальные потребители их проектов. Я имею в виду прежде всего людей, которые проводят образовательные программы в школах и вузах. Поэтому одной из самых желанных категорий посетителей «Интермузея−2013» будут учителя. Мы надеемся, что, познакомившись с разнообразием образовательных музейных программ, каждый из них найдет что-то важное. Что-то, что поможет ему в учебном процессе. Серьезнейшей задачей «Интермузея» является смычка тех, кто работает с детьми и молодежью в музеях и школах. От их совместной работы зависит эффективность коммуникации с новыми посетителями.

Предусмотрена ли какая-то программа для самих работников музеев? Конечно, гуляя по выставочной площадке, можно встретить старых друзей и узнать об их проектах, но иногда этого недостаточно…

Как раз сейчас оргкомитет фестиваля работает над тем, чтобы «Интермузей» показывал две стороны музейной работы: с одной стороны, публика ходит в музей за знаниями, с другой, − сами музеи заинтересованы в приобретении новых знаний и навыков. На «Интермузее» существует площадка «Техномузей», на которой представлены компании, предлагающие продукцию для музеев. Нам хотелось бы сделать эту зону более целостной и подать ее как территорию знаний для музейных работников – знаний в области того, как можно хранить, восстанавливать, экспонировать; какие передовые технологии доступны музею для разных нужд; как внедрить новшества в свою работу. Очень коротко эту идею можно сформулировать так: «В музей за знаниями, знания для музея».

Говоря о создании целостных зон, Вы, вероятно, имеете в виду архитектурную концепцию фестиваля, которая обсуждалась на заседании оргкомитета в конце марта?

Совершенно верно. Мы хотим сделать пространство «Интермузея» более цельным, превратить его в некое подобие музея вообще, с правильными, комфортными зонами не только для осмотра, но и для отдыха посетителей, с правильным музейным магазином, правильными дискуссионными площадками. К работе подключилась действительно креативная команда. В данный момент происходит поиск нового изобразительного и архитектурного решения «Интермузея», чтобы, с одной стороны, самим музеям было удобно, и, с другой стороны, в результате получилось серьезное рабочее пространство.

В этом году в тендере на проведение фестиваля победила Ассоциация менеджеров культуры. Она известна как оператор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», программы «Музейный гид», с 2012 года она взяла на себя управление архитектурным фестивалем «Архстояние» в Калужской области… На Ваш взгляд, в чем преимущество этой компании, что обеспечивает ей успех?

Не буду скрывать, мне хотелось, чтобы в подготовке «Интермузея» приняли участие молодые люди. В Ассоциации менеджеров культуры много молодых кураторов, хорошо представляющих себе интересы современной публики. К сожалению, не все музеи могут похвастаться таким пониманием. Значит, работа подобной команды поможет «расшевелить» музейные кадры. Я надеюсь, что кураторская группа Ассоциации менеджеров культуры сможет привнести новое дыхание в организацию фестиваля, а это, в свою очередь, позволит привлечь новую публику – тех самых потенциальных посетителей музейных образовательных программ.

Изменился ли состав участников фестиваля по сравнению с прошлыми годами?

Принципиального обновления состава участников, вероятно, не будет: способы коммуникации остались прежними, информационная рассылка уходит по тем же адресам. В фестивале, как всегда, смогут принять участие и те, кто приезжает на него из года в год, и новые лица – любые федеральные, региональные, муниципальные, школьные музеи, музеи высших учебных заведений и другие организации и физические лица. Главное – чтобы им было что представить в рамках заявленной темы «Музей – образовательный ресурс общества».

Мне кажется, что тема, связанная с образованием, будет интересна широкому кругу музеев, потому что им объективно есть что рассказать, и есть желание пригласить к себе посетителей, презентовав им свои образовательные программы. Остается надеяться, что это действительно так, и посетителей будет много.

Какие критерии эффективности и востребованности Вы будете применять к «Интермузею»? В каком случае оргкомитету станет понятно, что фестиваль удался?

Мы намерены собрать и исследовать обратную связь – что получили от участия в фестивале участники из разных групп. На мой взгляд, мероприятие будет удачным, если сотрудники музеев действительно сумеют найти в опыте своих коллег что-то важное, что поможет им в работе. Если учителя, пришедшие на «Интермузей», узнают, что есть потрясающие программы, которые помогут им заинтересовать их классы. Будет здорово, если на «Интермузей» придут родители с детьми и обнаружат новые точки интереса и объекты для посещения.

И еще: хочется, чтобы «Интермузей» стал бесплатным. Сейчас мы договариваемся об этом с Центральным домом художника.

Что такое «Интермузей» лично для Вас?

Лично для меня «Интермузей−2013» – это некий творческий вызов. Хочется, чтобы все технологии и приемы, которые приносили хорошие результаты в «Меняющемся музее в меняющемся мире» и «Музейном гиде», сработали и в больших масштабах, понравились широкой публике.

Еще мне очень хочется, чтобы пространство фестиваля изменилось визуально, чтобы при помощи архитектора и художника нам удалось создать новое зонирование пространства, отойти от традиционной «ячеистой структуры» выставки, но при этом объединить все площадки. Целостность очень важна с точки зрения эмоционального восприятия всех процессов, которые будут происходить на этих площадках – благодаря ей возникает и ширится корпоративное единство, формируется профессиональное сообщество.

Что бы Вы могли пожелать будущим посетителям «Интермузея–2013»?

Во-первых, чтобы эти дни оказались для них чрезвычайно полезными. И еще – чтобы мы совместными усилиями выработали тему следующего «Интермузея». Она задаст вектор дальнейшего движения, и мне очень интересно, каким он будет. Какую тему профессиональное сообщество назовет самой важной. Что объединит нас в 2014 году.


Для оформления интервью использована фотография с персонально страницы Н.Ю. Самойленко на сайте vk.com

×
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Культура»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.