Исторический город + современное искусство = ?

300
Всесторонний анализ итогов первого года работы нового коломенского проекта в сфере частно-государственного партнерства

Руководителюна заметку
Н.Н. Павлова,

культуролог

Исторический город + современноеискусство = ?

Размышления о пользе современногоискусства по итогам первого года работы нового коломенского проекта.

 

1 декабря 2012 г. исполнился ровно гододному из самых необычных культурных объектов Коломны – музею-резиденции подназванием “Арткоммуналка. Ерофеев и Другие”. Как это часто бывает со сложныминазваниями, имя музея-резиденции в Коломне было сокращено: сегодня ее называют простоАрткоммуналкой. Под крышей музея-резиденции обосновались несколько “жильцов” – артрезиденциядля актуальных художников, зал-трансформер, превращающийся то в галерею, то втеатральную сцену, то в смотровую площадку, то в кинозал, музей 1960-х гг. сживыми персонажами и концептуальной едой и мемориальное пространство ВенедиктаЕрофеева.

Дом, в котором находится Арткоммуналка, расположенв самом центре Коломны, на углу улицы Октябрьской революции и площади Двухреволюций. Этот дом стал поворотным в судьбе писателя Венедикта Ерофеева. Здесь,в винном отделе магазина “Огонек”, в 1963 г. Веничка Ерофеев перестал быть студентоми стал чернорабочим. Именно с этого революционного перекрестка начался “оченьжизненный путь” писателя – путь скитаний и творческой свободы. Этот “другой”путь словно указал Арткоммуналке ее миссию – генерировать и предъявлять “другое”современное искусство.

Что это за искусство? Прежде всего, это созданиехудожником единственного в своем роде языка, на котором он шлет миру своия-послания. Mediumis themessage, как сказал гурукультуры информационного века Маршалл Маклюэн, или способ послания – есть самопослание. Арткоммуналку в Коломне можно назвать местом рождения новых языковсовременного искусства и их послания городу и миру.

Как это работает?

У арт-резиденции есть арт-директор –художник-акционист Миша Лежень. Вместе с партнерами по проекту арт-директор наконкурсной основе отбирает актуального художника (или несколько художников),предоставляет ему грант и заключает с ним договор. Базовый размер гранта запервый месяц работы – 70 тыс. руб. Если художник остается работать на второй итретий месяц, он получает еще по 20 тыс. руб. за каждый месяц, плюс емувыделяется 30 тыс. руб. на организацию итоговой выставки. Итак, общая суммагранта на реализацию проекта составляет 100-140 тыс. руб.

Художнику предоставляется полная свободахудожественного самовыражения, не ограниченная ни жанром, ни темой, ниспособом, ни материалом. Вместе с тем, по условиям договора он обязуетсяпровести как минимум одну встречу с жителями города и оставить в дарАрткоммуналке одну из своих работ. В течение всего срока реализации своегозамысла художник живет в мастерской Арткоммуналки. Окончание проектазнаменуется выставкой в пространстве уже упоминавшегося зала-трансформера.

В День рождения Арткоммуналки состоялся круглыйстол по итогам первого года ее работы. Возникшая дискуссия коснулась проблемвзаимоотношения современного искусства и исторического города, которые могутбыть интересны многим.

Модератором Круглого стола выступила Наиля Аллахвердиева, руководительПаблик арт-программы Музея современного искусства PERMM, активно интегрирующейсовременное искусство в городскую среду. Именно в рамках этой программы вцентре Перми появились знаменитые красные человечки, пробудившие в городе столькоэмоций – как позитивных, так и негативных.

Кроме Наили Аллахвердиевой, участниками круглогостола были вдохновители и руководители проекта Арткоммуналки – создатели Музеяпастилы и Музейной фабрики в Коломне Елена Дмитриева и Наталья Никитина[1],арт-директор Миша Лежень, руководитель специальных проектов Музея экраннойкультуры МедиаАртЛаб Селена Волконская, арт-критик, видеохудожник и организаторпроекта Grinberg Photos International Владимир Дудченко, главный редакторжурнала “Ученый совет” Светлана Зайцева, эксперт в области социокультурногопроектирования и менеджмента наследия Дмитрий Ойнас, председатель Комитета покультуре администрации города Коломна Наталья Маркелова, представительгородских СМИ Елена Карягина, а также заинтересованная аудитория – членытворческой команды Арткоммуналки, представители общественности города и др.

Дискуссия началась с простых вопросов,заданных экспертам Н. Никитиной и Е. Дмитриевой, – “кто мы, что мы, тудали идем?”.

При ответе на них прозвучало несколькоальтернативных мнений, которые сквозь призму локального опыта Арткоммуналкивысветили целый спектр проблем, связанных с жизнью современного искусства впространстве исторического города.

Мнение приглашенных экспертов

Внешние эксперты во главе с НаилейАллахвердиевой на вопрос “Тудали мы идем?” дружно дали отрицательный ответ. Эксперты не обнаружили у Арткоммуналкичетко сформулированной миссии, а также целей и задач, направленных накоммуникацию с городом, на работу с его публичными пространствами, креативное благоустройствотерритории, улучшение качества жизни жителей, их самоидентификацию и вовлеченностьв разного рода активности.

Девиз экспертов был сформулирован следующимобразом: современное искусство – это иная форма политики. А потому арт-резиденцияобязана преследовать какую-то прагматичную общественно-значимую цель,направленную на принесение пользы городу и его жителям.

Раскрывая свою точку зрения, экспертыподчеркнули, что хотя в Арткоммуналке и созданы относительно хорошие условиядля творчества художника, но ни город, ни его жители не получают от этоготворчества никакого блага. Стремясь быть правильно понятыми, эксперты уточнили,что они ни в коем разе не покушаются на свободу творческого самовыраженияхудожника, но говорят о переформатировании идеологии проекта, его целеполаганияи, соответственно, критериев отбора проектных идей. Чистого искусства, –заявили эксперты, – не бывает, а если и бывает, то это из области графомании.

Итак, первый опыт деятельности арт-резиденциив Коломне был признан экспертами никчемным, бесполезным для города в силу отсутствияу него социально-значимой направленности. Арт-резиденция должна помогать городурешить какую-то его проблему, или это не резиденция, а нечто другое, – вынесливердикт эксперты. Критика не была голословной. Эксперты привели целый ряд успешныхпримеров из российского и зарубежного опыта по реализации культурных стратегийразвития города. В их числе – опыт Паблик арт-программы Музея современногоискусства PERMM, реализуемой в рамках большой программы по культурномустратегированию Перми как культурной столицы России, фотопроект “ПРОГОРОД”[2]в подмосковном Красногорске, который помог жителям увидеть свой город глазамитрех разных фотохудожников (фотобаннеры на бетонном заборе), проекты “СЕВЕР.док”[3]и “СамоСев в Норильске”, призванные изменить жизнь в одном из самых северныхгородов мира согласно модели Город 2.0. Эта модель направлена напревращение безликих, закрытых и депрессивных индустриальных городов 1.0 вкреативные, комфортабельные и открытые города 2.0, устроенные на принципах сетевойсамоорганизации жителей.

Наряду с позитивным воздействием этихпроектов, разгерметизировавших традиционную среду городов, обогатившую ееопытом новых впечатлений, позволивших жителям осознать себя уникальным единством,они, по признанию экспертов, имели свои ограничения. Это – зависимость отбюджетирования (закончились деньги – кончился проект), политической конъюнктуры(сменился мэр, и современного искусства в городе не стало), отторжение частьюгорожан, воспринимающих современный паблик-арт как нашествие незваных гостей,пусть и культурных.

Мнение инициаторов и руководителейпроекта

По мнению инициаторов ируководителей проекта Н. Никитиной, Е. Дмитриевой и М. Леженя, искусство вообщеи современное в частности – дело тонкое, работающее с таким материалом, каквнутренний мир человека. А политика – это в данном случае периферия. Вот почемууправление искусством, считают руководители проекта, не должно носитьисключительно прагматический характер и измеряться в категориях быстрых социальныхэффектов. Создавая в пространстве исторического города Коломны арт-резиденцию,инициаторы проекта видели свою задачу прежде всего во взаимодействии с сознаниемживущих в нем людей, мыслимых не в категориях “местное сообщество”, а вкатегориях неповторимой индивидуальности каждого человека.

Другими словами, присоздании в пространстве исторического города генератора творчества,вырабатывающего постоянный ток новых произведений искусства, его полюсами виделасьне социальная связка Искусство – Город, а личная Художник – Человек.

Эта связка, по замыслусоздателей проекта, будет работать на расширение личностного сознания человека,приращение его индивидуального культурного опыта, предоставление ему возможности“другого” (нового) взглядана привычные вещи.

По мнению руководителейпроекта, человеку важнее не ощутить себя единицей социального роя, строящего подэгидой культурных политиков счастливый город 2.0, а пройти свой путьличностного роста. В этом ему может помочь то самое “другое” искусство. Перспективой этой медленной работы станет формированиев историческом городе толерантной среды. Только в толерантной среде, увереныинициаторы проекта, возможны все остальные подвижки городского развития. Воттак постепенно, шаг за шагом, проходя через внутренний мир человека, верятинициаторы проекта, город впустит в себя и примет современное искусство.

Вместе со смыслами,вложенными в проект его инициаторами, хотелось бы отметить статуснуюособенность Арткоммуналки, которая в чистом виде воплощает столь чаемую сегодняформу государственно-частного партнерства.

Аренду помещения,коммунальные платежи и заработную плату сотрудникам Центра культурных инициатив,под эгидой которого создана Арткоммуналка, оплачивает государство в лицеМинистерства культуры Московской области, а остальные расходы (грантыхудожникам, проведение событий, выпуск фильмов, журналов и каталогов, закупкаоборудования и пр.) взял на себя частный бизнес в лице ООО “Коломенская пастила”.В государственно-частных основаниях деятельности коломенской арт-резиденциикроются большие преимущества. Над ней не висит дамоклов меч внезапного измененияполитической конъюнктуры, прекращения или сокращения бюджетного финансирования,а потому она может позволить себе выстраивание долгосрочных планов и устойчивыхстратегий развития, способных органично, без бури и натиска соединить креативностьсовременного искусства в пространстве традиции исторического города.

Мнение администрации города

Председатель Комитета по культуре Н.В.Маркеловадонесла до аудитории мнение городской администрации о сложившейсяв городе социокультурной ситуации и роли в ней нового игрока – Арткоммуналки. Маркеловаподчеркнула, что администрация города ясно видит двуполярность культурногопространства города. С одной стороны, это глубоко укорененные православные традициии классические жанры искусства, с другой – инновационные проекты, заполняющиегород в дни городских праздников необычными арт-объектами, такими как Ледянойдом, яблочный фонтан, трубящий ледяной слон, арт-корабль “Изольда”, соединившийкорпус старого автобуса с парусами и колоколами. По мнению Н.В. Маркеловой, всеэти арт-объекты любимы и желанны в городе, к ним привыкли, их появления снетерпением ждут, они ни у кого не вызывают отторжения.

Вместе с тем она поделилась своейозабоченностью, вызванной низкой посещаемостью жителями города культурных объектовкак старого, так и нового формата, в т. ч. Арткоммуналки.

Данные последнего социологическогоопроса в Коломне, с одной стороны, показали высокий процент удовлетворенностижителей города качеством культурных услуг (67%), а с другой – обнулили этотпоказатель высоким процентом непосещаемости: 72% жителей города не ходят вгородские учреждения культуры.

Таким образом, как подчеркнула Н.В.Маркелова, культурные объекты города не посещаются местными жителями, ипроблема эта не только коломенская, но и общероссийская. А значит, выход современногоискусства навстречу городу в дни городских праздников и фестивалей является, помнению председателя Комитета по культуре Коломны, чуть ли не единственнымреально работающим каналом его коммуникации с городом.

Мнение представителя городскойобщественности

Еще один голос города выразилаархитектор-реставратор Ольга Бурлакова. Этот голос тоже был строг к годоваломуюбиляру: Ольга призналась, что искусство, которое демонстрируется в стенахАрткоммуналки, глубоко чуждо ей лично и культуре города в целом. Она заявила,что в приводимых экспертами якобы позитивных примерах культурной интеграции современногоискусства с городской средой она почувствовала угрозу “своему” городу. По ее мнению,традиционная среда города Коломны, имеющего официальный статус исторического, исовременное искусство похожи на двух попутчиков, едущих в городском автобусе отодной остановки до другой. Нужно сделать так, заявила Ольга, чтобы этипопутчики ехали спокойно, не мешая друг другу. По мнению городскогоархитектора, современное искусство внутри стен, например, той же Арткоммуналки,не нарушает традиционную среду города и не покушается на визуальную свободу егожителей: хочешь – смотри, хочешь – не смотри, но как только оно выйдет на улицы,ситуация изменится – жители волей-неволей будут вынуждены видеть произведениясовременного арта, а городская среда – испытывать чуждую ей смысловую нагрузку.“Давайте ехать спокойно, не задирая друг друга”, – заявила архитектор.

Итак, в ходе дискуссии обозначились следующиеточки зрения на позиционирование современного искусства в пространствеисторического города.

1. Современное искусство – это особаяформа политики, воплощающая в жизнь культурные стратегии развития города и решающаяего социальные проблемы. Это искусство-политика предполагает активные формыманифестации в городской среде, вплоть до творческой провокации.

2. Современное искусство аполитично. Оноработает с сознанием человека, направлено на личностный рост, приращениеиндивидуального опыта и, в конечном счете, – на формирование толерантной городскойсреды.

3. Современное искусство – этопараллельное сосуществование двух укладов – традиционного и инновационного.Точки их пересечения – дни городских праздников.

4. Современное искусство – этопотенциальная угроза историческому городу, разрушитель его традиционной среды икультурного ландшафта.

В дискуссии не было правых и виноватых.По большому счету, она стала рефлексией опыта развития исторических территорийсредствами современного искусства и как в зеркале отразила проблемы, связанныес интеграцией исторических городов в реалиях нового столетия. Дискуссияпоказала, что в новую культурную реальность легче и безболезненнее входят молодыегорода, города-сателлиты, а также города без четко выраженной уникальности. Напротив,исторические города, глубоко укорененные в традиционной культуре, отторгают практикисовременного искусства. Исторический город принимает их лишь в пространстветрадиции как переинтерпретацию наследия, вкрапленную в его традиционный праздничныйчин.

Своего рода итогом дискуссии сталрассказ представителя ведущих местных СМИ Елены Карягиной о прогулке поисторическому центру Коломны с заместителем редактора немецкой газеты “Шпигель”.Гостю понравился город, но он никак не мог понять, почему среди бела дня на улицахтак мало людей. Его вопрос “А где же люди?” можно назвать ответом на поднятые входе дискуссии проблемы.

До тех пор, пока в пространстве историческогогорода не будет создано, в т. ч. средствами современного искусства, открытой, доступной,креативной и толерантной среды, людей на его улицах будетвсе меньше.

Особенно молодых и мобильных. Они, какбабочки, улетят на свет больших мегаполисов, покинув родной город, с которым всегдаприятно повидаться, но в котором вряд ли захочется жить.

[1] Подробнее см.: Никитина Н.Г.,Дмитриева Е.Н. Музей как территория: опыт Коломны // Справочникруководителя учреждения культуры. 2011. № 8.

[2] Подробнее см.:http://buildmeplease.com/ru/posts/iskusstvo-prinadlezhit-zaboru-0.

[3] См. группу фестиваля в сети Facebook:https://www.facebook.com/SEVERdoc.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль