Человек изобретающий

320
Суть проекта – в интеграции знаний, получаемых из коллекций трех разнонаправленных музеев. В реализации проекта задействованы школы и вузы области, коммерческие структуры, представители широких слоев населения

Чтобы претворить в жизнь самые смелые идеи инновационного развития России, нужны разносторонне развитые специалисты. Проект “Человек изобретающий” направлен на интеграцию знаний трех различных учреждений, причем обучение слушателей ведется в форме эдьютейтмента – обучения через игру. В реализации музейного проекта задействованы школы и вузы области, коммерческие структуры, представители широких слоев населения. Посмотрим, как именно развивался этот проект.

 

М.Е. Клецкий,

руководитель проекта “Человек изобретающий”

С.В. Крузе,

директор Ростовского областного музея изобразительных искусств

С.В. Пономарева,

начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и школьников Южного федерального университета

Все чаще приходится слышать, что единственным способом выхода России из кризиса является быстрый переход от ресурсной экономики к экономике, основанной на знаниях. Это действительно так. Но для развития экономики знаний потребуются специфические специалисты, разбирающиеся сразу в нескольких дисциплинах и способные мыслить инновационно (что принципиально важно, например, для решения проблем устойчивого развития общества, нано- или биотехнологий). На фоне экономического кризиса усугубились проблемы гуманитарного образования – это произошло из-за низкой востребованности специалистов-гуманитариев в различных секторах экономики и смены приоритетов, заключающейся в необходимости уделять большее внимание элементарным, далеким от художественных, потребностям.

Таким образом, при наличии фактического госзаказа на инновации, изобретательство и рационализаторство не получают поддержки в виде продуманных образовательных программ.

Именно эти обстоятельства и явились движущей силой музейного проекта “Человек изобретающий”. К тому же, авторы статьи убеждены в том, что именно музейные организации призваны в первую очередь реализовать актуальный во всем мире принцип эдьютейнмента[1] – “развлекая − научай, научая − развлекай”.

 “Человек изобретающий” – совместный проект художественного, технического и научного музеев, посвященный развитию у молодежи вкуса к творчеству, к пониманию окружающего мира как мира увлекательных загадок и неограниченных возможностей для творческого самовыражения. За художественную составляющую в совместном проекте отвечает Ростовский областной музей изобразительных искусств (далее – РОМИИ), за техническую – Ростовский областной музей краеведения (далее – РОМК), за науку – Естественнонаучный музей Южного федерального университета (далее – ЕМ ЮФУ).

Объединение музеев было продиктовано неразрывным единством разных видов творчества – искусства, техники и науки.

Действительно, создатели лучших художественных образов нередко выступали как изобретатели, причем на всех стадиях процесса – от выбора материалов до сюжета. В свою очередь, ученых и изобретателей часто вдохновляли произведения разных жанров искусства. Леонардо да Винчи сделал многочисленные научные открытия и изобретения, Альберт Эйнштейн черпал вдохновение в скрипичной игре, важнейший для нанотехнологий фуллерен был ассоциирован с купольными конструкциями дизайнера Бакминстера Фуллера, а многие достижения цивилизации вообще в равной степени принадлежат искусству и науке: фотография, стекло, керамика, парфюмерия, косметика и т. д.

Проект был представлен на конкурс “Меняющийся музей в меняющемся мире” и стал его победителем в 2010 г. Организацией-грантополучателем стал РОМИИ.

Проект “Человек изобретающий” выстроен в едином пространстве величайших инноваций, через объекты, представленные в музеях разного типа и представляющие разные виды творчества. Например, предметы стеклодувного искусства из экспозиции РОМИИ можно сопоставить со стеклом для науки и производства из экспозиции РОМК и научными основами производства стекла из экспозиции ЕМ ЮФУ. Другой пример: состав и свойства материалов для упаковок (ЕМ ЮФУ) – художественно значимыеупаковки (РОМИИ) – технологические процессы их производства (РОМК).

Эффект от реализации проекта

Система непрерывного образования органично поддерживается ранним развитием инициативного, изобретательского мышления. Такое образование не может быть полноценным без знакомства с опытом поколений изобретателей − как художников, так и представителей науки и техники. Проект может помочь в полноценном, всестороннем знакомстве с результатами трудов изобретателей.

Учителям проект поможет внести в урок элемент нестандартности, привить интерес к предмету.

Музейному сообществу проект позволит понять, как можно расширить поле своей деятельности, уйти от стереотипов, привлечь в музеи новых посетителей и выйти на новый сегмент рынка.

Научное сообщество региона заинтересовано в нормальной работе ключевых научных школ.

Бизнес-сообщество и промышленность в перспективе получат образованных, самостоятельно и неординарно мыслящих специалистов, обладающих знаниями в разных областях.

Крупнейший в регионе Южный федеральный университет, позиционирующий себя как инновационный, получит мотивированных на обучение и дальнейшую карьеру, заинтересованных в получении знаний студентов.

В настоящее время в Ростове-на-Дону работают такие музеи, как РОМИИ, РОМК, Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской и несколько ведомственных музеев. Ранее в городе не существовало выставочных проектов интерактивного характера и образовательных проектов, направленных на развитие изобретательских навыков и на объединение гуманитарного и научно-технического знания.

Тем не менее, у проекта есть конкуренты. К конкурентной среде относятся, например, станции юных техников Ростовской области, Дворец творчества детей и молодежи[2], Донская академия наук юных исследователей, предметные школьные кружки и Областной центр дополнительного образования детей. Во всех этих организациях работа с детьми ориентирована в основном на ценности традиционного образования, развиваются знания по отдельным наукам или разделам техники, но при этом не делают акцент на взаимосвязь и взаимопроникновение художественного и научно-технического творчества. В то же время эти организации потенциально могут стать союзниками, и важнейшей задачей команды проекта становится перевод конкурентов проекта в партнеры.

 

Итак, обозначим цели и задачи проекта “Человек изобретающий”.

Целью проекта является развитие у детей, подростков и студентов интереса к решению нестандартных, изобретательских задач, к мотивированному познанию мира и его целостному восприятию.

Задачи проекта:

1) реконструировать алгоритмы технологий изобретений на основе анализа важнейших для человечества инноваций;

2) выбрать из ряда инноваций те, происхождение которых можно проиллюстрировать ресурсами РОМИИ, РОМК и ЕМ;

3) создать совместными усилиями сфер культуры и образования обучающую / познавательную / развивающую программу, привлекательную для образования (в т. ч. и самообразования);

4) превратить художественный (РОМИИ), технический (РОМК) и научный (ЕМ ЮФУ) музеи в единую площадку для внедрения новых методик;

5) продвинуть продукты образовательного проекта в Ростовской области, Южном Федеральном округе и за его пределами.

Для выполнения задач проекта командой проекта создана образовательная программа “Человек изобретающий”. Она представляет историко-культурный контекст великих инноваций, раскрывает их научную природу, объясняет “творческую кухню” каждого изобретения (кем, когда, как и почему оно было создано), ориентирует молодежь на решение изобретательских проблем. В этом смысле проект соответствует главной идее Стратегической образовательной инициативы, выдвинутой в 2005 г. лауреатом Нобелевской премии академиком В.Л. Гинзбургом[3].

Программа занятий разрабатывалась с августа 2010 г. по март 2011 г. автором и руководителем проекта, при постоянных консультациях с директорами РОМИИ, РОМК и специалистами ЮФУ. Содержание музейных занятий было ориентировано на коллекции трех музеев: подготовлены занятия только по инновациям, примерно в равной степени представленным в каждом из музеев-партнеров. Первыми слушателями программы “Человек изобретающий” стали школьники и студенты Ростовской области, посетившие площадки трех музеев.

24 сентября 2010 г. решением ученого совета ЮФУ была утверждена программа повышения квалификации преподавателей широкого профиля. Важным разделом программы стал курс интерактивно обучающих занятий “Человек изобретающий”. Этому образовательному модулю было выделено 32 часа, в течение которых слушатели посещали занятия “Мера мира” (о роли метрологии (измерений) во всех областях жизни), “Посредники ума (о хранении, передаче, записи и распространении информации); “Сейчас вылетит птичка!” (об истории фотоискусства), “Супермаркет как музей” (об увлекательной и в то же время малоизвестной истории упаковки), “Все краски мира” (об истории использования природных и искусственных красок), “По законам симметрии” (о роли симметрии в науке, искусстве и технике), “Хрупкое чудо” (об истории стекла), “Соединяющие все” (о гвоздях и клее, нитках и цементе), “Изобретение красоты” (о косметике), “Мойдодыр” (об истории гигиены), “Аромат времени” (история парфюмерии − через века и страны).

Эти занятия проводятся преимущественно в Естественнонаучном музее ЮФУ. На каждом из них присутствует 20–30 слушателей курсов, причем среди них преподаватели средних и высших учебных заведений не только Ростовской области, но и Северного Кавказа (Ставропольского и Краснодарского краев).

Рецензентами программ стали специалисты Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (РО ИПК и ПРО).

В результате выполнения проекта были созданы:

1) Цикл из десяти музейных интерактивно-обучающих занятий (ИОЗ) о величайших инновациях на базе коллекций РОМИИ, РОМК и ЕМ ЮФУ. На каждом таком занятии происходит:

■ знакомство с технологией рождения инновации (“проводниками” занятий являются личности ученых и предпринимателей, чья деятельность стала определяющей для данной области);

■ демонстрация научно-технических экспериментов, лежащих в основе обсуждаемых инноваций;

■ решение посетителями двух типов изобретательских задач: одной – по инновациям прошлого, и другой – ориентированной на будущее.

Все занятия проводились в жанре эдьютейнмента.

На базе цикла ИОЗ было подготовлено методическое пособие “Человек изобретающий” для сотрудников музеев и электронная презентация проекта для школ, вузов и других организаций.

2) Фильм в трех частях (мультимедийное учебное пособие) “Изобретение света”, дополняющий цикл ИОЗ рассказами о недоступных к полноценному показу в условиях музеев инновациях. Последние связаны:

■ со световыми эффектами (в т. ч. с открытым огнем);

■ с демонстрацией работы в ночное время;

■ с использованием специфического / громоздкого лабораторного оборудования, хрупких, особо дорогостоящих экспонатов и музейных фондов.

3) Диск “Человек изобретающий” с гипертекстовым контентом для интерактивных информационных стоек на основе коллекций РОМИИ, РОМК и ЕМ ЮФУ. Этот контент позволит неорганизованным по группам посетителям познакомиться как с демоверсиями десяти ИОЗ, так и с некоторыми недоступными в условиях музеев инновациями.

4) Новый бренд “Человек изобретающий”, который был широко представлен на фестивалях науки разного уровня, в мероприятиях Школы молодых инноваторов, на сессиях Донской академии наук юных исследователей, в прессе, теле- и радиопередачах.

Важную роль в программе играет сайт Естественнонаучного музея ЮФУ www.museion.ru. Этот сайт был задуман и организован руководителем образовательной программы при технической поддержке Дмитрия Мельниченко за год до создания программы “Человек изобретающий”. Администрирует и обновляет сайт волонтер Артем Гаврилов (студент химического факультета ЮФУ). Он же помог подготовить трейлер к первому проектному продукту – фильму “Изобретение света”. Если организация (дизайн и контент) сайта не потребовала никаких материальных затрат, то работа сайта в Интернете (хостинг) требует ежегодной оплаты. Эти средства ЕМ ЮФУ предоставляют попечители музея. В 2011 г. сайт вошел в число лучших музейных сайтов России, приняв участие в конкурсе “Золотой сайт России”

Действующие лица

В состав команды проекта были включены сотрудники трех ростовских музеев и Южного федерального университета, оказывающего реальную поддержку на всех этапах выполнения работы и на всех уровнях:

руководитель и автор проекта (директор ЕМ ЮФУ) – навигатор идеологии проекта; куратор ИОЗ, диска “Изобретение света” и диска для интерактивных информационных стоек;

руководитель работы РОМИИв рамках проекта (директор организации-грантополучателя) – ответственный за организацию работы всех участников проекта (в т. ч. привлеченных специалистов и организаций-субподрядчиков), вице-навигатор идеологии проекта, ответственный за проведение ИОЗ в аудиториях РОМИИ;

руководитель работы РОМКв рамках проекта (директор РОМК) –ответственный за проведение ИОЗ в аудиториях РОМК, координатор совместной работы со всеми образовательными учреждениями (ЮФУ, ИПКиПРО, областной центр дополнительного образования детей, ДАН ЮИ, школы Ростовской области);

бухгалтер проекта – ответственный за ведение бухгалтерии и подготовку финансовой отчетности в соответствии со стандартами Российской Федерации и требованиями грантодателя.

Три члена команды – директора РОМИИ, РОМК и бухгалтер – в процессе работы над проектом подчинялись его руководителю, но изначально было предусмотрено, что в случае форс-мажорных обстоятельств руководство примет на себя директор РОМИИ. К счастью, за год воспользоваться этой запасной схемой не пришлось.

Схема работы такова: команда проекта собирается для обсуждения работы не реже двух раз в месяц, поочередно в РОМИИ, РОМК или в ЕМ ЮФУ. Обсуждению подлежат важнейшие моменты проектной работы: ознакомление с содержанием и порядком проведения ИОЗ, с продвижением рекламы проекта; согласование объемов и содержания работы по мультимедийному учебному пособию, гипертекстового контента для интерактивных информационных стоек. Менее существенные текущие вопросы (материально-техническое обеспечение проекта и т. д.) решаются руководителем проекта и бухгалтером в рабочем режиме.

К работе над проектом были также привлечены:

■ PR-менеджер (представитель ЮФУ);

■ организация-субподрядчик для разработки контентов, съемки, монтажа видео;

■ организация-субподрядчик для оказания типографских услуг, разработке дизайна, изготовлению сувенирной продукции.

Полномочия PR-менеджера были определены следующим образом:

1) информирование учителей города о работе над проектом на учительских конференциях;

2) информирование участников городского семинара учителей “Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся”, проводимого ежегодно отделом научно-исследовательской работы студентов и школьников ЮФУ;

3) распространение информации о мероприятиях в рамках проекта “Человек изобретающий” через Министерство образования Ростовской области, СМИ и партнеров проекта;

4) регулярное информирование учителей Ростовской области, повышающих квалификацию в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО);

5) распространение информации в рамках дружественного проекта “ЮНИпОРТ” в сельских школах Ростовской области;

6) информирование о мероприятиях проекта “Человек изобретающий” в рамках фестивалей науки ЮФУ и России.

Кроме того, для выполнения проекта от РОМИИ и РОМК были привлечены по одному специалисту по коллекциям (так называемые координаторы). Задача координаторов в РОМИИ и РОМК – квалифицированно подобрать и представить в электронном виде экспонаты, необходимые для ИОЗ, контента инфокиосков и мультимедийного учебного пособия “Изобретение света”. В Естественнонаучном музее работа координатора выполнялась сотрудниками ЮФУ на безвозмездной основе. Взаимодействие всех участников процесса схематически представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Схема взаимодействия участников проекта

 

Важнейшими партнерами проекта стали:

■ естественно-научные факультеты Южного федерального университета, заинтересованные в мотивированных студентах, в поддержании преемственности научных школ;

■ областной Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), заинтересованный в развитии новых образовательных программ, отвечающих потребностям времени – как для школьников, так и для учителей;

■ ООО “Атлантис-Пак” – попечитель Естественнонаучного музея ЮФУ. Заинтересован в развитии и модернизации своего производства, осуществление которого невозможно без притока творческой, инициативной молодежи;

■ сеть книжных магазинов “Магистр” – поддержка естественно-научного образования региона (благотворительность), попечитель Естественнонаучного музея ЮФУ;

■ торговый центр “А’Стор Плаза”, который поддерживает в Ростове-на-Дону арт-проекты и заинтересован в формировании новых культурных традиций;

■ проектная команда “ЮНИпОРт”, состоящая из многократных победителей стипендиальной программы Фонда В.Потанина, заинтересованная в популяризации науки в сельских школах Ростовской области;

■ курсы повышения квалификации естественно-научных факультетов ЮФУ,на которых разработанные ИОЗ интегрированы в образовательные программы для учителей, работающих в 124 средних школах Ростова-на-Дону с 83 тысяч учащихся.

Также важнейшими союзниками проекта являются учителя Ростова-на-Дону, приводящие на музейные занятия приблизительно от 500 до 1000 школьников в год. Другими союзниками стали учителя школ Ростовской области, для которых занятия в музеях проводятся в каникулярное время. Проект уже вызвал большую заинтересованность в сотрудничестве со стороны Дворца творчества детей и молодежи, Донской академии наук юных исследователей и Областного центра дополнительного образования детей. Эти организации могут стать для проекта полноценными ресурсными центрами, − как источниками целевой аудитории, так и материально-техническими базами.

 

Ресурсы, задействованные в проекте

Категория ресурсов

Составляющие ресурсов

Базовые

Коллекции РОМИИ, РОМК и ЕМ, экспозиционная площадь музеев и их техническая база

Человеческий (основной)

Высококвалифицированные специалисты РОМИИ, РОМК и ЕМ, а также временный трудовой коллектив проекта, участвующие в организации и проведении ИОЗ, PR-кампаний и разработке диска для интерактивных информационных стоек, рекламных буклетов, а также в подготовке МУП.

В качестве волонтеров проекта привлечены команда “ЮНИпОРт”, студенты и аспиранты различных факультетов ЮФУ

Финансовые

Средства гранта Благотворительного фонда В. Потанина (75%) и средства ЮФУ (25%)

Ноу-хау

Знания участников проекта и привлеченных специалистов, Интернет, специальная литература, изучение музейных образовательных программ

Технические

Материально-техническая база: компьютеры, проекторы, экраны для проведения занятий, инфокиоски для просмотра диска “Человек изобретающий” с гипертекстовым контентом, музейные витрины; реактивы и простейшее лабораторное оборудование

Информационные

Страница проекта в Интернете на сайте конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире”; сайты Ассоциации музеев России (АМР) и “Музеи России”, сайт ЮФУ; сайты Естественнонаучного музея ЮФУ (www.museion.ru); социальные сети; сайты партнеров проекта; газеты “Южный университет”, “Академия” и региональная печать; ежегодный семинар для учителей-специалистов по проектной деятельности учащихся образовательных учреждений Ростовской области

Символические

Бренд Естественнонаучного музея ЮФУ, сайт которого посещают ежемесячно порядка 4000 человек; бренд Донского центра химического образования, ежегодно привлекающего на химический факультет и в Естественнонаучный музей ЮФУ десятки школьников и учителей Ростова и области; поддержка ИПК и ПРО, учителей Ростовской области и всего руководства ЮФУ

 

На рисунке 2 показано, какие продукты (указаны на схеме вне окружности) получает целевая аудитория проекта – учащиеся и учителя средних школ, студенты и преподаватели вузов, работники музеев.

Рис. 2. Ориентация определенных ресурсов на разные сегменты целевой аудитории проекта

 

Этапы выполнения проекта

Проект “Человек изобретающий” исполнялся постепенно. Ход его выполнения шаг за шагом освещался в дневнике проекта на сайте конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире”[4]. Мероприятия, исполняя которые команда проекта продвигалась к его реализации, можно подразделить на 7 этапов.

1. Август – сентябрь 2010 г. Разработка логотипа проекта. Реконструкция алгоритмов технологий важнейших инноваций. Информирование учителей города о целях и задачах проекта на августовской учительской конференции 2010 г.

2. Октябрь 2010 г. Отбор инноваций под ресурсы, имеющиеся в РОМИИ, РОМК и ЮФУ. Экспериментальная апробация всех необходимых научно-технических экспериментов.

3. Ноябрь – декабрь 2010 г. Подготовка мультимедийного учебного пособия “Изобретение света” и распространение информации о нем через Министерство образования Ростовской области, СМИ и партнеров проекта. Информирование о проекте участников городского семинара учителей “Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся”, проводимого отделом научно-исследовательской работы студентов и школьников ЮФУ. Набор материала для проведения ИОЗ.

4. Декабрь 2010 – февраль 2011 гг. Подготовка методического пособия “Человек изобретающий” для сотрудников музеев. Формирование групп участников (школьников, учителей и др.) проекта. Разработка гипертекстового контента для интерактивных информационных стоек.

5. Март – апрель 2011 г. Презентация ИОЗ на курсах повышения квалификации учителей-предметников, студентам и преподавателям ЮФУ и других вузов Ростовской области. Анкетирование аудитории, обработка анкет, корректировка программы ИОЗ с учетом сделанных замечаний и пожеланий. Проведение ИОЗ для школьников в аудиториях РОМИИ, РОМК и ЕМ и распространение информации о занятиях через Министерство образования Ростовской области, СМИ и партнеров проекта.

В апреле 2011 г. состоялось торжественное открытие проекта совместно с представителем Благотворительного Фонда В. Потанина на трех музейных площадках – РОМИИ, РОМК и ЕМ.

6. Май – июль 2011 г. Установка подготовленного гипертекстового контента на базе коллекций РОМИИ, РОМК и ЕМ в интерактивных информационных стойках.

7. Август – сентябрь 2011 г. Подготовка командой проекта электронной презентации для школ, вузов и других организаций. Освещение итогов проекта на пресс-конференции, ученом совете ЮФУ и отчетных конференциях Министерства образования и Министерства культуры РО. Продвижение проектных продуктов в Ростовской области и за ее пределами. Информирование учителей города о целях, задачах и результатах проекта на августовской учительской конференции 2011г.

Перспективы проекта

■ Продолжение сотрудничества с проектом “ЮНИпОРт”, поддержанным Фондом В. Потанина.

■ Подготовка единой двухступенчатой образовательной программы на основе проектов “Уроки Леонардо” и “Человек изобретающий”. Проект “Уроки Леонардо”, поддержанный в 2005 г. Фондом В. Потанина, нацелен на пробуждение интереса школьников к естествознанию через создание необычной научно-художественной образовательной среды. Проект “Человек изобретающий” является следующей, более высокой ступенью программы, на которой заинтересованный человек может начать использовать знания для создания изобретения и его продвижения в обществе.

■ Увеличение числа ИОЗ как для старшеклассников, так и для учащихся 5–7 классов.

■ Пополнение гипертекстового контента “Человек изобретающий” для интерактивных информационных стоек.

■ Проведение ИОЗ для студентов Южного федерального университета.

В работе над проектом мы придерживаемся следующих критериев и учитываем следующие оценки его эффективности.

1. Число проведенных ИОЗ и их посетителей, сравнение результатов с прогнозируемыми.

2. Количество запросов публикаций о проекте на сайтах “Музеи России” и АМР.

3. Отзывы в печатных и электронных СМИ работников культуры, посетителей ИОЗ, преподавателей средних учебных заведений, специалистов естественно-научных факультетов ЮФУ об экспозиции, музейных занятиях и мультимедийном учебном пособии.

4. Анкетирование посетителей во время и после реализации проекта.

При продвижении программы в школы и вузы были использованы административные ресурсы Управления образования г. Ростова-на-Дону и Ростовской области (см. приложения 1 и 2). Также в школы и вузы Ростовской области были разосланы буклеты интерактивно-обучающих занятий с рекламными вкладышами к фильму “Изобретение света” (приложения 3 и 4).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

[1] Эдьютейнмент (англ. edutainment = education + entertainment, т. е. образование + развлечение) – форма обучения, построенная на получении знаний и в равной степени – на развлечении.

[2] В марте 2011 г. проект “Человек изобретающий” и Дворец творчества детей и молодежи стали партнерами: www.museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/7863/10412/diary.

[3] Подробнее см. обращение Нобелевского лауреата академика В.Л. Гинзбурга на сайте его Фонда www.gfund.ru/?action=init

[4] Адрес в сети Интернет: www.museum.fondpotanin.ru/diaries/7863/diary



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль