Несколько PR-шагов музея в Интернете

3171
Как организовать связи с общественностью в музее, сделать сайт музея посещаемым и интересным для гостей, привлечь в музей новых посетителей. Авторы дают ответы на эти и другие вопросы, а также приводят подробное описание шагов, из которых состоит полноценная PR-кампания

Нужны ли музею связи с общественностью, как они будут реализованы? Что подразумевает под собой PR-кампания и как сформировать постоянную аудиторию учреждения культуры в Интернете? Как сделать так, чтобы сайт “работал”? На эти непростые вопросы в легком и доступном стиле ответят авторы материала.

Аббревиатура PR расшифровывается как “public relations” – связи с общественностью. Многим до сих пор сложно понять, для чего это нужно музею. Постараемся ответить на этот вопрос.

Одно из самых распространенных определений PR – формирование общественного мнения, создание репутации и управление репутацией организации. PR должен обеспечивать эффективный диалог между организацией и ее целевой аудиторией, формируя и поддерживая позитивный образ, высокую репутацию ее услуг и ключевых сотрудников.

Самое главное: PR – это непрерывная деятельность, состоящая из последовательных действий, подчиненных единой цели и объединенных программой, рассчитанной на длительный срок.

Для изучения и ведения PR-деятельности учреждениям культуры пригодится опыт коммерческого сектора. Современные исследования показывают, что более 90% руководителей различных организаций уверены в необходимости поддержания репутации для успешного развития бизнеса, почти 80% утверждают, что хорошая репутация в огромной степени способствует росту продаж товаров и услуг, а 60% считают, что PR оказывает существенное влияние на привлечение внимания к деятельности фирмы и, соответственно, к продукции1.

PR - это профессиональное управление репутацией компании.

Таким образом, PR –  это управленческая деятельность, или, точнее говоря, профессиональное управление репутацией компании.

Немалое значение для этого приобрел Интернет – новейший “инструмент” самопрезентации. Разные структуры стали очень бурно и эффективно использовать его для своего продвижения.

Многим руководителям приходится объяснять, что такое PR-кампания в сети Интернет. Но немалое их число уже понимают: в Интернете можно найти миллионы потенциальных пользователей их услуг. А раз есть те, кому может быть интересна деятельность организации, необходимо провести PR-кампанию.

PR в Интернете – это создание и развитие обсуждений по тому или иному бренду или услуге в интернет-сообществах.

Можно подобрать тематические сообщества (форумы, блоги и блог-сообщества, группы в социальных сетях), где постоянно собирается целевая аудитория ? те, кому может быть интересен предмет “раскрутки”. И уже в этих тематических сообществах рассказывать о вашем продукте, попутно комментируя его преимущества и недостатки конкурентов.

Задача PR-кампании - собрать аудиторию, которой вы будете управлять.

PR-кампания в Интернете – это сбор клиентской базы и создание постоянного контакта с потенциальными клиентами; т. е. задача PR-кампании ? собрать аудиторию, которой вы будете управлять.

Сама PR-кампания заключается в том, чтобы создавать приемы и способы постоянного контакта с аудиторией. Имея постоянный контакт, вы сможете предлагать новые услуги и вовлекать новых посетителей. Можно сказать, что PR-кампания в сети Интернет – это действия, направленные на стимулирование продаж и расширение клиентской базы через информирование потенциальных клиентов о своем товаре/услуге посредством использования уникальных возможностей сети Интернет.

PR в учреждении культуры

Возникает очевидный вопрос: как учреждения культуры и конкретно музеи могут использовать PR-технологии в своей деятельности? Ответить на него можно следующим образом. Организация и проведение работ в современных условиях невозможны без новых информационных технологий и информатизации музея в целом. Тем более это необходимо сегодня, когда технологии стали определяющими во всех сферах деятельности человека, в т. ч. и в музейном деле. Об этом говорит как опыт зарубежных музеев, так и переход на передовые технологии наиболее крупных музеев России.

Проблема организации и ведения PR-кампаний напрямую касается и одного из крупнейших и старейших музеев России – Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева (далее – Радищевский музей).

Пример Радищевского музея

До начала 2000-х гг. никто всерьез не занимался информационным продвижением Радищевского музея, его услуг. Колоссальные культурные и исторические ценности были представлены в основном в экспозициях, временных и передвижных выставках или хранились в запасниках. Не использовались возможности представления своих коллекций через сеть Интернет. К имеющимся во всемирной информационной сети материалам и созданным сайтам, рассказывающим о культурных ценностях музея, сам музей не имел прямого отношения. Все это приводило к отрицательным последствиям, преобладанию традиционных, но уже неэффективных методов работы музея, старым формам предъявления культурного ресурса и отсутствию его в виде информационного ресурса. Уникальные экспонаты пребывали в безвестности. И даже если у горожан возникало желание сходить в музей, они не могли найти информацию о том, что сейчас представлено в музее, какие выставки организованы, до каких чисел они продлятся и какова стоимость билетов на них. Выбирая между визитом в музей всей семьей и, к примеру, походом в негосударственное культурное заведение, регулярно обновляющее информацию о своей деятельности на сайте в Интернете, возможные посетители делали выбор в пользу второго варианта. Музей терял гостей. В связи с этим круг потенциальных посетителей был очень узок.

Однако надо отметить, что музей пользовался популярностью не только в России, но и за рубежом. Но – среди профессиональных кругов, сведущих в вопросах культурных ресурсов музеев мира. На это указывали частые посещения музея видными деятелями культуры и науки из Америки, Западной и Восточной Европы, политической и культурной элитой России. Дополнительных трудностей добавляла реконструкция основного здания музея, построенного более века назад, проводимая с 2000 по 2007 гг. Поэтому были необходимы неординарные шаги и решения, которые могли бы позволить музею не только освоить реальные музейные площади, но и смело внедриться в информационное пространство.

Не имея возможности в течение нескольких лет распоряжаться основным реальным музейным пространством, музей вышел в новое для него информационное поле. Так, по мнению музейных специалистов, можно было найти нового посетителя, освоить новые методы и способы работы и увидеть свою перспективу на ближайшие годы.

В июне 2001 г. в Радищевском музее возникла идея организовать “Музейный ресурсный центр” ? структуру, которая взяла бы на себя процесс освоения и внедрения новых технологий и создания на их основе информационных ресурсов музея.

Еще одним фактором, повлиявшим на идею создания “Музейного ресурсного центра”, стал план реорганизации музея и создания на его базе “Музейного объединения”, в которое должны были войти, кроме музея им. А.Н. Радищева, музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова и дом-музей П.В. Кузнецова в г. Саратове, картинная галерея А. А. Мыльникова в г. Энгельсе, дом-музей К.С. Петрова-Водкина в г. Хвалынске, картинная галерея в г. Балаково, а со временем и некоторые другие музеи Саратовской области. Серьезная и крупная структура могла бы дать всем музеям уникальный шанс объединить ресурсы и использовать их в соответствии с современными требованиями.

В развитие идеи в июле 2001 г. в Радищевском музее были разработаны концепция и подробная программа, рассчитанные на несколько лет, а в августе того же года был создан проект по созданию и развитию “Музейного ресурсного центра”.

Цель “Музейного ресурсного центра” ? формирование единого информационного поля, в котором должны тесно взаимодействовать музей и другие культурные институты, и осуществление единой информационной политики и стратегии развития музейной сферы.

Среди основных задач “Музейного ресурсного центра” были намечены:

  • внедрение и продвижение современных информационных технологий и методов работы в музейную сферу;
  • координация информационной деятельности музея и его филиалов;
  • стимулирование инновационной активности;
  • перевод культурного ресурса в информационный.

Поставленные цель и задачи основаны на концепции, подготовленной сотрудниками музея и специалистами из Поволжского регионального центра новых информационных технологий Саратовского государственного университета.

Данная концепция позволила:

  • интегрировать интеллектуальные возможности и культурные ресурсы музея, технологии и опыт по созданию информационных
    ресурсов;
  • вскрыть основные направления деятельности “Музейного ресурсного центра” и его внутреннее содержание;
  • охватить и систематизировать реальное пространство музея и учесть современные тенденции развития и вхождения музейного
    сообщества в Интернет;
  • наметить пути и механизмы развития и взаимодействия как между ресурсной и технологической составляющей, так и внутри
    каждой из них.

Основными пунктами принятой программы являлись:

  1. инвентаризация фондов музея и его филиалов и организация на современном уровне внутренней работы по их сохранению
    и использованию;
  2. перевод имеющихся в музее культурных ресурсов в информационные, как для работы внутри музея, так и для взаимодействия
    с пользователями;
  3. постоянное наращивание информационных ресурсов и создание “цифрового депозитария”;
  4. создание системы интерактивной связи с потребителями информации о музее;
  5. вывод музея с помощью информационных технологий за пределы Поволжского региона и включение его в мировое
    информационное пространство;
  6. участие в проектах, грантах, конкурсах и других формах негосударственной поддержки культуры;
  7. технологичное проведение PR-кампаний музея и иных форм предъявления культурного ресурса;
  8. постоянное повышение квалификации сотрудников музея и использование для этого новых информационных технологий,
    способов и методов обучения;
  9. модернизация системы управления музеем и его филиалами.

В проекте, который объединил концепцию и программу работ по созданию и развитию “Музейного ресурсного центра”, были определены несколько этапов: концептуальный, организационный, информационный, созидательный и управленческий. То есть с самого начала организаторы понимали, что создание такого центра ? это длительный процесс по переводу музея на новое информационное направление развития.

В настоящее время Радищевский музей проходит созидательный этап. Половина коллекции музея оцифрована и переведена в систему КАМИС, на базе которой создаются электронные каталоги, параллельно переводимые в Интернет. Возможность использования таковых ресурсов разнообразна. Именно они стали основой системы “Электронного или цифрового депозитария музея” ? результата вышеуказанного этапа. Но, исходя из разработанной программы и полученных результатов, мы одновременно предложили собственную интернет-стратегию музея, которая включала в себя несколько последовательных PR-шагов.

Интернет-стратегия продвижения музея в сети Интернет: пошаговая инструкция

Шаг первый. PR-едисловие

Перед началом продвижения сайта музея в Интернете следует определить стартовые условия – что сейчас происходит в музее.

В июне 2010 г. в Радищевском музее прошли торжества, посвященные 125-летию со дня открытия. Это первый провинциальный художественный музей России. Он старше Русского музея и государственной Третьяковской галереи. В 1885 г. его основал внук А.Н. Радищева ? Алексей Петрович Боголюбов ? замечательный художник-маринист, просветитель и меценат. Радищевский музей имеет одну из лучших в России коллекций русской и зарубежной живописи. Так в чем заключается проблема, спросите вы?

Шаг второй. PR-облема

На данном этапе необходимо выделить проблему, требующую решения.

Действительно, в чем заключалась проблема Радищевского музея? А в том, что, имея такой приличный возраст и замечательную коллекцию, Радищевский музей входил в новые условия существования и должен был на них как-то реагировать. Кроме реального мира, появился и мир виртуальный. И его ресурсы требовалось задействовать.

Шаг третий. PR-остранство

Требуется определить, как и где будет распространяться информация о музее.

XXI век принес в офисы, школы, вузы, библиотеки и музеи новое пространство – виртуальное. И если мы не оценим и не отнесемся к этому должным образом, то окажемся на задворках цивилизации. При этом каждое из пространств – реальное и виртуальное – не заменяет, а только дополняет другое, они развиваются по своим законам и принципам. Нужно понимать, что простой механический перенос существующих моделей и форм развития в новые, недавно возникшие условия, не приводит к успеху. Поэтому необходимы принципиально новые механизмы и новые модели, адаптированные как под реальное, так и под виртуальное пространство. Но для того, чтобы освоить последнее, нужно и применить новые проектные технологии, и предложить новый проект развития.

Шаг четвертый. PR-оект

Настало время сформулировать причину неудач прежней модели работы, определить идею, цель и порядок дальнейших действий.

В чем, собственно, заключается новый проект? А в том, что в музее изменилась система координат. Реальные системы не только России, но и в мире в целом, дополняются виртуальными. Хорошо это или плохо, мы пока не можем оценить. Но это реалии сегодняшнего дня. Так почему же музеям и другим учреждениям культуры не реагировать на это?

Радищевский музей создал и раскрутил свой сайт (на русском и английском языках), а затем и электронный каталог. Казалось бы, проблема решена. Но дальнейшее развитие этих ресурсов показало их полную бесперспективность. Дело в том, что они не были разработаны как единый проект и не выходили на единую продукцию.

Шаг пятый. PR-одукция

Ответьте на вопрос, что именно вы собираетесь делать и какой продукт (материальный или нематериальный) хотите получить?

Проект и продукт. В чем отличие? Это, наверное, главный вопрос, который мучает многих сотрудников отдела продвижения (пиарщиков). Продукт ? это конкретно решаемая в те или иные сроки задача. Например, в нашем случае продукт – это не только сделать информационный бюллетень, сайт или портал, создать тематические сайты, посвященные разным музейным героям (выдающимся саратовским художникам, получившим мировую известность, а их немало – Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев), но и качественно предъявить эти продукты сообществу.

Шаг шестой. PR-едъявление

Необходимо установить, как вы будете представлять целевой аудитории результаты своих трудов, и продемонстрировать конкретный проект действий.

Что же культура и музеи, в частности, могут предъявить пользователю? Какая у них может быть продукция? Та же, что и у других организаций, вот только выглядеть она будет по-другому. Причина различий кроется в том, что учреждения культуры обладают эксклюзивными правами на свой материал (информацию). Именно эта информация достоверна, но, к сожалению, транслирует ее кто-то другой, с той или иной мерой успешности (порой без ссылок на первоисточник или в искаженном виде).

Радищевский музей предложил коммуникационную модель развития. Она определялась выстраиванием новых форм коммуникаций внутри музея и вне его. Модель исходила из необходимости позиционирования музея в информационном пространстве, привлечения к нему партнеров, создания положительного образа музея, распространения и продвижения различных информационных потоков по внешним и внутренним каналам.

Для этого были проанализированы все имеющиеся в музее web-ресурсы: электронный каталог и его представительский web-сайт, которые, к сожалению, не отвечали поставленной цели. Поэтому был выбран поэтапный путь создания и объединения web-ресурсов, которые могли бы полно и многогранно охарактеризовать и представить виртуальным посетителям все, что происходит в музее, какой жизнью он живет. Об этом подходе сотрудники музея неоднократно рассказывали на конференциях и семинарах.

Со временем сложилась общая схема взаимодействия музея с пользователями через Интернет. Одно из центральных мест занял сайт “Новости Радищевского музея”. Сейчас через него производится основная коммуникация, музей оперативно информирует прессу, специалистов, управленцев и широкий круг общественности обо все, что происходит в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

Шаг седьмой. PR-одвижение

На шестом этапе необходимо максимально полно выполнять задуманное. В данном случае – продвигать и развивать сайт музея за счет подготовки для него интересной и полной информации, которой не обладает никто, кроме музея.

Новостной сайт музея не только дополнил новыми формами и возможностями систему взаимодействия музея со СМИ, но и занял свою нишу во взаимоотношении музея с общественностью, ибо напрямую, без посредника стал оперативно предлагать массе пользователей и посетителей эксклюзивную информацию о культурных событиях.

Новостной сайт сам стал средством массовой информации, т. к. получил своего постоянного читателя (до 700 посетителей в день и более 100 тыс. человек в год), а его новости практически каждый день транслируют на своих страницах десятки крупнейших новостных интернет-агентств и информационных порталов по всей России: портал “Музеи России”, сайт Министерства культуры РФ, поисковики Яндекс и Рамблер, информационные агентства “Ореанда”, “Росбалт”, “Регион.Ру”, “СарБК”, “Липки-Инфо” и т. д. Информационные электронные бюллетени музея дважды в неделю рассылаются по полутора тысячам адресов в России.

Ярким примером того, что сайт “Новости Радищевского музея” во многом стал выполнять функции СМИ, было освещение на нем Всероссийского фестиваля “Интермузей-2004” в мае 2004 г. Во время фестиваля на сайте каждый день, практически в режиме онлайн, публиковались новости, фоторепортажи, заметки о событиях, происходящих в это время в Москве. Любой пользователь Интернета мог оперативно получить полную и развернутую картину проведения фестиваля. День за днем, событие за событием. За шесть дней фестиваля на сайте было опубликовано около 50 статей и фоторепортажей с более чем 160 фотографиями, выпущено и разослано по многочисленным адресатам три специализированных информационных бюллетеня.

В целом за все время существования новостного сайта музей опубликовал на его страницах примерно 4000 новостей, репортажей, пресс-релизов, тематических сообщений и иных материалов о самых разнообразных событиях, которые проходили в музее и его пяти филиалах в Саратове, Энгельсе, Балаково, Хвалынске. За это же время на суд читателей и зрителей было представлено около 300 фоторепортажей этих событий, включающих 4500 фотографий, которые дали посетителям сайта возможность окунуться в обстановку разнообразной музейной жизни.

Кроме того, на сайте было опубликовано около 450 эксклюзивных сообщений о культурной жизни, полученных от партнеров и друзей из других музеев Саратова, Самары, Тольятти, Ярославля, Санкт-Петербурга, Ульяновска и других городов России.

Для широкого информирования своего виртуального посетителя на сайте музея представлены восемь постоянно генерируемых оперативных лент новостей культуры от Яндекса, Рамблера, портала “Музеи России”, сайтов и порталов некоторых регионов (Псков, Санкт-Петербург), а также ежедневная “ART-Хроника” жизни страны и мира.

Такой подход, наряду с разнообразной тематической и справочной информацией о самом Радищевском музее и его филиалах, его истории и шедеврах, дает возможность прессе получать полную и развернутую картину, которая значительно влияет на формирование положительного имиджа музея.

Шаг восьмой. PR-епарирование

В ходе реализации проекта и после ее завершения необходимо проанализировать, все ли идет по плану, и если есть недочеты, то понять, что их вызывает и как их устранить.

В нашем представлении PR-епарирование ? это систематическое исследование строения и обнаружения аномалий, которое способствует лучшему пониманию причин и последствий того или иного явления.

За время существования объединенного интернет-ресурса его страницы посетили более 500 тыс. пользователей. Сайт “Новости Радищевского музея” стал победителем и лауреатом нескольких престижных всероссийских конкурсов. Важную роль сыграло то, что с самого начала сотрудники музея пытались не только отразить Радищевский музей в Интернете, но и выстроить систему мониторинга музейной интернет-деятельности.

Надо сказать, что в проводимом мониторинге можно выделить несколько моментов.

Первое ? мониторинг базируется на новых технологиях. Второе ? интернет-мониторинг состоит из системы действий. Третье ? он включает несколько этапов работы: отслеживание показателей, анализ, оценку, прогнозирование, подготовку отчетов, с помощью которых можно вырабатывать различные сценарии принятия решения. И четвертое ? учет результатов интернет-мониторинга мы стараемся использовать в подготовке последующих мероприятий музея.

Вот почему создание и использование своего интернет-представительства не только необходимый фактор представления и продвижения образа музея в информационном пространстве, но и обязательный инструмент получения разнообразной ответной информации (так называемой обратной связи). Эта информация может включать сведения о посетителях музея, их сегментировании, изучении их интересов и отслеживании последствий в виде публикаций и упоминаний, которые вызвала та или иная деятельность: выставки, акции, встречи, фестивали, конкурсы или иные событии, проходившие в музее.

Попытаемся более подробно раскрыть виды и перечень показателей проводимого мониторинга.

Мониторинг аудитории сайта. Начнем с того, что среднестатистический посетитель сайта не анонимен, если не использует специального программного обеспечения для сокрытия информации о себе. Когда он просматривает ту или иную статью на сайте, где установлены программы-счетчики, он становится объектом пристального изучения.

Что становится известно о нем?

  • Откуда посетитель пришел на сайт.
    Система учета и контроля посещаемости практически безошибочно определяет сайт, с которого посетитель переходит по ссылке,
    будь то Яндекс, Рамблер или другой сайт. Этот вид статистики позволяет оценивать эффективность размещения рекламы на том
    или ином сайте по количеству переходов с него.
  • По какому запросу, набранному в поисковой системе посетителем, он пришел.
    Программа-счетчик определяет, какой запрос (набор ключевых слов) был набран в поисковой машине, чтобы попасть на сайт.
    Эта возможность позволяет определять процент перехода пользователей с поисковой машины по тому или иному запросу –
    незаменимый вид отчета статистики, используемый при поисковой оптимизации сайта.
  • Точка входа на сайт и точка выхода с сайта.
    Определяются страница, с которой посетитель начал просмотр сайта, и страница, на которой он закончит просмотр.
  • Страна или регион России, с которого посетитель просматривает сайт.
    Определение регионов, из которых приходят на сайт особенно важно при строгой географической привязке рекламной кампании
    сайта.
  • Страницы, которые посетитель просмотрел на сайте.
    Список просмотренных страниц, их число, пути движения посетителя по сайту. Более того, счетчики позволяют получать
    информацию о том, сколько времени посетитель провел на той или иной странице и какие файлы скачал с сайта.
  • Время, проведенное посетителем на сайте в целом.
    В статистических отчетах несложно определить количество времени, проведенного на той или иной странице сайта.
  • Браузер, операционная система, разрешение монитора, количество цветов экрана.
    Такая информация поможет при создании сайта музея: не имеет смысла заказывать невероятно дорогой сайт, с тяжелой и
    сложной графикой, если большинство посетителей работают на старых компьютерах, с маленьким объемом оперативной памяти
    и слабыми мониторами. И наоборот, примитивный сайт только расстроит обладателей новейшей техники.

Эти и многие другие технические параметры также доступны в отчете посещаемости сайта. Причем эти отчеты ведутся в автоматическом режиме и могут быть получены сотрудниками, отвечающими за ведение сайта практически в любое время.

Перечень показателей мониторинга аудитории сайта и ее активности:

  1. совокупная аудитория сайта и ее динамика:
    -недельная аудитория;
    -аудитория месяца;
    -сезонная аудитория;
    -аудитория за год;
    -наиболее активная аудитория;
    -ядро аудитории;
  2. активность посетителей за определенный период и динамика активности в сравнении с предыдущими периодами:
    -количество хитов;
    -количество сессий;
  3. рейтинг поисковых запросов;
  4. глубина и время просмотра сайта посетителями;
  5. структура переходов на различные страницы;
  6. география посетителей по России и странам мира;
  7. интересы посетителей сайта;
  8. рейтинг сайта (по отношению к другим сайтам этой же тематики).

Программы-счетчики содержат качественную и количественную оценку аудитории сайта и позволяют нам правильно позиционировать свой сайт в Интернете, а также быть в курсе активности его посетителей.

Мониторинг структуры и наполняемости сайта. Интернет-ресурс Радищевского музея включает в себя уже более четырех тысяч страниц (во всех вкладках, разделах, в архиве), он отражает практически все события и мероприятия, происходящие в музее за последние несколько лет. Он очень динамичен, поэтому, одновременно с мониторингом посетителей сайта, нужно вести и мониторинг динамики развития структуры сайта и его содержания. Он заключается в отслеживании наполняемости сайта различными материалами, в учете появления новых рубрик и разделов, в отражении на них различных тем и статей, показывающих активность и работоспособность подразделений музея, с последующим анализом полученных результатов и оценкой их актуальности и результативности.

Мониторинг информации на сайте ведется как по музею в целом, так и по отделам и филиалам. Вкупе с многочисленными статистическими показателями о посетителях, эта информация дает возможность установить корреляцию между конкретным событием, прошедшим в музее, и интересом, проявленным виртуальными посетителями; понять, насколько полно и содержательно отражена различная музейная проблематика. С другой стороны, учет поисковых запросов и интересов посетителей к тому или иному событию подсказывает сотрудникам музея новые темы и формы подачи материала и стимулирует проведение новых реальных или виртуальных акций.

Перечень показателей мониторинга структуры и наполняемости сайта:

  1. количество опубликованных новостей (за месяц, сезон, год);
  2. количество опубликованных пресс-релизов (за месяц, сезон, год);
  3. количество опубликованных фоторепортажей (за месяц, сезон, год);
  4. количество тематических материалов по проектам;
  5. рейтинг посещаемости материалов;
  6. появление и наполняемость новых разделов и рубрик;
  7. востребованность информации во времени. Так как вся информация хранится на сайте в виде различных текстовых и графических
    баз данных и составляет его постоянно наращиваемый архив, то с помощью определенных алгоритмов поиска ее можно быстро
    находить и со временем использовать для новых проектов музея, группируя в новые темы и разделы.

Мониторинг информации на поисковых системах. Получать информацию из Интернета, которая касается деятельности музея, можно не только анализируя статистику посещения собственного сайта и структуры его внутреннего содержания, но и отслеживая последствия транслирования информации разными интернет-изданиями и интернет-ресурсами. Можно анализировать и другие показатели, которые характеризуют образ музея в информационном пространстве. Для этого мы используем возможности разных поисковых систем: Яндекс, Рамблер, Google и т. д. Эти поисковики имеют довольно развитую систему функциональных инструментов, которые позволяют по определенным показателям вычленять информацию и проводить не только ее учет, но и дальнейший анализ.

К сожалению, этот механизм еще мало знаком и практически не применяется музейными сотрудниками и работниками культуры, но сам по себе дает очень интересные результаты. Выделим несколько направлений получения необходимой информации:

  1. получение информации из Интернета по титулам ? имени музея, галереи, героя (художника, деятеля культуры и т. д.);
  2. получение информации по названию конкретной выставки или события;
  3. получение информации по ключевым словам или фразам (сочетанию имени, событию);
  4. отслеживание источников и пути распространения информации по Всемирной паутине. Последнее направление представляет
    само по себе очень увлекательный процесс.

Перечень показателей мониторинга информации на поисковых системах:

  • отслеживание информации по поисковым запросам и ключевым словам;
  • количество публикаций в СМИ;
  • рейтинг цитируемости музея в Интернете (как часто его упоминают);
  • рейтинг музея в интернет-каталогах (по отношению к другим музеям);
  • индекс цитирования (определение “авторитетности” сайта с учетом качественной характеристики ссылок на него с других сайтов);
  • рейтинг поисковых запросов.

Мониторинг публикаций и упоминаний о музее и его выставках с помощью поисковых систем позволяет скоординировать работу музея в Интернете и со средствами массовой информации (СМИ). Благодаря этому, мы можем оценить информационную кампанию музея в разных типах СМИ (печатных и электронных), отследить транслирование нашей информации на различные сайты и порталы России и наметить комплекс дальнейших мероприятий.

Три вида проводимого нами интернет-мониторинга в совокупности являются хорошим инструментом прогнозирования и выработки стратегии музея и дают возможность продвигать содержательный образ его в информационном пространстве.

Шаг девятый. PR-огноз

Изучив аудиторию сайта, ее предпочтения и точки входа и выхода, можно прогнозировать, какие материалы будут популярны, привлекут внимание, на какие предложения музея отреагируют посетители сайта.

Если вы регулярно отслеживаете информацию о посетителях, их количестве, географии, типе и так далее, знаете динамику прироста или спада количества посетителей и их активности, а также то, как развивается та или иная рубрика сайта, какая тематика привлекает в то или иное время различные типы посетителей, естественно, вы можете прогнозировать развитие вашего продукта (ресурса). Причем прогноз может быть кратко-, средне- или долгосрочным. Изучение этих данных может и должно влиять на принятие конкретных управленческих решений.

И здесь мы и подошли к самому последнему PR-шагу – как, прогнозируя, уметь управлять аудиторией.

Шаг десятый. У-PR-авление

Зная, чего хочет аудитория, можно последовательно направлять ее.

Как известно, управление ? это действие субъекта, направленное на изменение и манипуляцию объектами и субъектами реальности по заранее продуманной программе.

Итак, мы исследовали проблему, отследили ее, раскрутив клубок до момента ее появления. В ходе этого расследования мы получили массу новой информации и теперь хотим изменить некоторые реалии. Учитывая то, каким количеством важной информации о потребителях продуктов и услуг мы располагаем, мы можем строить предположения и делать прогнозы. Обладая всей этой информацией, можно принимать грамотные управленческие решения.

Однако какое именно решение будет принято на основании всех полученных данных, ? решать каждому конкретному учреждению культуры.

1

Райс Эл, Райс Лора. Расцвет PR и упадок рекламы. – М.: АСТ, 2007.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×