Ресурс культуры в развитии города. Опыт реализации и стратегического планирования

932
Авторам проекта “Лысьва - месторождение культуры” удалось перепрофилировать промышленный город, дать ему новый смысл существования. В статье подробно описаны механизм поиска этого нового смысла, проведение основных мероприятий и последовательность действий при разработке подобного проекта

Как средствами культуры реанимировать город, который утратил первоначальный смысл своего существования? В 2009 г. проект “Лысьва – месторождение культуры” стал победителем конкурса “Центр культуры Пермского края”, инициатором проведения которого является Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций региона. Предлагаем ознакомиться с подробным описанием проекта и применить предлагаемый опыт для решения схожих проблем в своем регионе.

В начале следует отметить, что программа “Пермский край – территория культуры” на протяжении нескольких лет системно и последовательно работает в муниципалитетах Прикамья и стабильно показывает эффективный результат. Перед проектом “Лысьва – месторождение культуры” было поставлено множество задач, но наиболее важными стали развитие и модернизация территории на основе ее историко-культурного наследия и социально-экономического потенциала, развитие территориальной инфраструктуры для реализации культурной политики местного сообщества. А в конечной цели ? создание импульса для появления новых стратегических концепций развития, связанных с ресурсом культуры.

Принципиальным в программе для нас было не “провести серию мероприятий”, а выявить новые ресурсы развития территории, по сути, создать новый образ города.

Читателю на заметку
Программы “Пермский край – территория культуры” действует с 2007 г.
Задачи проекта:
  • стимулирование и поддержка инициатив территорий по развитию и модернизации городского пространства на основе историко-культурного наследия и социально-экономического потенциала территории;
  • создание, поддержка и развитие новых идей, технологий, способствующих культурному разнообразию и творчеству, открытию и расширению на местном уровне доступа для различных групп населения к средствам культурного производства и обмена;
  • вовлечение в социокультурную сферу максимального количества субъектов (коммерческих, некоммерческих, общественных организаций, органов власти, деятелей культуры и искусства, населения);
  • развитие территориальной инфраструктуры для реализации культурной политики местного сообщества.

Ежегодно территории Пермского края могут заявить на конкурс “Центр культуры Пермского края” свои программы культурного развития. Конкурс проходит в трех группах (в зависимости от количества жителей): I группа – от 20 тыс. жителей , II группа – от 8 тыс. до 20 тыс. жителей, III группа – от 3 тыс. до 8 тыс. жителей.

На первом этапе программы оценивают эксперты, а затем на очную презентацию приглашаются по три финалиста от каждой группы, набравшие наибольшее количество баллов. Сумма гранта на реализацию проекта в I группе – до 12 млн руб., во II группе – до 8 млн руб., в III группе – до 5 млн руб.

Исходные данные

Лысьва возникла в 1785 г. как поселение при горном заводе. Этот смысл определил архитектуру города, планы его развития, распорядок жизни людей, уровень образованности и даже состав населения. До сегодняшнего дня в планировке Лысьвы четко читаются основные элементы горнозаводского поселка – пруд в центре, завод, высокий берег с “господским домом”, пересекающиеся под прямым углом улицы. Этот смысл влиял на все, что происходило с Лысьвой на протяжении двух с лишним столетий, и оставался неизменным, несмотря на смену эпох и социального строя.

В 1926 г. Лысьва получила статус города. А к середине 70-х гг. ХХ в. Лысьва стала типичным советским заводским городом. К этому времени к металлургическому предприятию добавился турбогенераторный завод. У градообразующих предприятий было два профессионально-технических училища, жилые районы формировались по принципу рабочих поселков, в каждом из которых была своя социальная инфраструктура – дворцы культуры предприятий, поликлиники, больницы, школы и детские сады, над которыми шефствовали заводы.

Вместе с государственными праздниками – 8 марта, Новым годом, 7 ноября, Днем победы особое значение в календаре приобретали День металлурга и День машиностроителя.

В 90-е гг. заводы перестали быть смысловым центром города. Была нарушена и экономическая система, и система приоритетов горожан.

Смысл Лысьвы как “города-завода”, существование ее в этом пространстве и устойчивый менталитет сохранялись до начала 90-х гг. XX в. – времени, когда изменение экономических условий и модели экономики на уровне всего государства привели к сокращению производства и резкому уменьшению числа работающих на заводах горожан. Заводы больше не олицетворяли собой саму суть города.

По сути, происходившее в те годы в Лысьве было характерно для любого малого промышленного города Урала. Как и везде, вместе с экономическими переменами произошли и перемены в сознании и восприятии людей, оказалась нарушена привычная система нравственных координат. И это, наряду с безработицей, задержкой выдачи зарплат и прочими проблемами, стало одной из основных причин оттока населения, который начался в Лысьве в тот период. Ситуацию не спас даже период стабильности в двухтысячных, ведь именно в это время оба предприятия перешли в руки новых собственников, не имевших никакого отношения к территории.

По сути, город потерял свое первоначальное предназначение, заложенный в него смысл стал неактуальным и вступил в конфликт с реальностью – как экономической, так и социальной.

Лысьва столкнулась с проблемой смены парадигмы развития территории. Исторически сложившаяся как “город-завод”, с исчезновением доминирующей роли промышленности Лысьва оказалась в смысловом вакууме.

Проблема эта не столько осознавалась, сколько чувствовалась жителями города. Необходимо было найти новый смысл или актуализировать привычный. Ввиду невозможности влияния на экономическую ситуацию территория начала создавать смысл, используя ресурс культуры.

Возможность целенаправленно и методично заняться решением этой проблемы Лысьва получила в результате победы в программе “Центр культуры Пермского края”.

Задача, которая была поставлена авторами программы, – попытаться осознать и переформулировать смысл города, чтобы он был современным, ясным и понятным как для жителей, так и для потенциальных инвесторов.
Чтобы дать городу новый импульс к развитию, нужно было придумать новый, незаводской смысл его существования.

Появление нового смысла позволило бы решить сразу две проблемы – позиционировать территорию на внешний мир и дать жителям осознание себя на внутреннем уровне. Эти процессы тесно связаны друг с другом. Инвестиционный голод, как правило, сочетается со смысловой недостаточностью, а с ней напрямую. связан и кризис идентичности жителей территории.

Какой путь можно выбрать, создавая в сознании образы-смыслы? Возможен процесс целенаправленного конструирования абсолютно новой для территории системы – привлечение нового ресурса, адаптация проектов некой культурной “франшизы” российского или мирового масштаба.

Другой вариант ? реконструкция и актуализация уже существующих на территории смыслов. В ходе разработки программы “Лысьва – месторождение культуры” нами был выбран именно такой путь нового качественного наполнения уже существующего смысла “города-завода”.

Поиск новых смыслов

Известный западный маркетолог Филипп Котлер в книге “Маркетинг мест” выделяет такие возможные факторы для создания привлекательности мест1:

  1. Уникальность природно-климатических и географических условий;
  2. Производство уникальной продукции по традиционной технологии;
  3. История и знаменитые исторические фигуры;
  4. Культурные достопримечательности (музеи, театры и проч.);
  5. События и мероприятия (фестивали, праздники, выставки, конференции и пр.);
  6. Спортивные мероприятия;
  7. Здания, монументы и скульптуры;
  8. Прочие.

Из этого списка Котлера Лысьва реально имела возможность использовать как минимум шесть факторов – все, кроме пятого (события и мероприятия) и шестого (спортивные мероприятия).

Авторы программы определили, какие ресурсы уже есть у города, а затем – какие ресурсы по тем или иным причинам не используются.

Далее авторы программы “Лысьва – месторождение культуры” предприняли следующие шаги:

  • В ходе работы по подготовке программы, прежде всего, проанализировали уже известные ресурсы, которыми на тот момент
    обладал город – например театр и музей. Таким образом, были выявлены те бренды, по которым Лысьва уже была известна.
  • Затем провели исследование и определили те культурные ресурсы, которые ранее по тем или иным причинам не использовались.
    И они оказались не менее интересными, чем уже известные, – например, связь с городом композитора Евгения Крылатова,
    история рода Шуваловых и реконструкция Лысьвенского завода, существование в Лысьве целого архитектурного квартала,
    построенного в стиле конструктивизма по проекту академика Щусева, и многое другое.

Именно эти ключевые имена, факты, архитектурные объекты легли в основу программы и принесли интересную отдачу, стали основой формирования нового (постиндустриального) имиджа Лысьвы. Для этого мы использовали различные приемы и методы.

1. Фестивальное движение

Фестивальное движение привлекает интерес большой аудитории к местным особенностям. Имидж Лысьвы как театрального центра на протяжении многих лет поддерживает проведение на сцене Лысьвенского драматического театра фестиваля театров малых городов России. В фестивальном формате была продолжена работа по формированию и новых культурных брендов города.

Фестиваль “Крылатые качели”. В рамках программы был проведен фестиваль детского творчества “Крылатые качели”, посвященный творчеству композитора Евгения Крылатова. Таким образом город смог успешно распорядиться своим “символическим капиталом” – тем фактом, что знаменитый композитор родился в Лысьве. Об этом знали, в принципе, и раньше, но этот факт никогда не становился достоянием широкой аудитории. В 2008 г. мы провели “пробный” фестиваль – в форме гала-концерта на площади и части большого праздника на стадионе в День города. Эффект был потрясающий: весь стадион хором пел “Крылатые качели”, а песню “О родном крае” со строчками “…где ты появился на свет” горожане теперь считают неофициальным гимном родному городу.

В рамках программы мы смогли провести уже полноценный фестиваль. На четыре дня в Лысьву приехали юные певцы из одиннадцати городов Пермского края. Были определены три конкурсные номинации: вокальные ансамбли, солисты, шоу-группы. В обязательную конкурсную программу входило исполнение одной песни Евгения Крылатова.

Сам Евгений Павлович был приглашен на фестиваль в качестве почетного председателя жюри и лично прослушивал все выступления детей. Для юных артистов присутствие в зале знаменитого композитора и возможность получить его личную оценку было огромным стимулирующим фактором. И это свое выступление они, без сомнения, запомнили на всю жизнь.

Хочется отметить, что этот фестиваль, по сути, вернул Лысьве Крылатова, потому что до этого Евгений Павлович не бывал на своей малой родине семьдесят лет, т. е. с момента отъезда с семьей еще в детском возрасте! Крылатов побывал в квартире, где жила его семья, подарил музею фотографии из семейного архива. По собственному признанию, Евгений Павлович влюбился в Лысьву, и лысьвенцы ответили ему взаимностью. Также Евгений Крылатов дал свое согласие на то, чтобы детская музыкальная школа Лысьвы носила его имя.

В дальнейших планах ? сделать фестиваль “Крылатые качели” традиционным для Лысьвы мероприятием краевого и российского масштаба. Благодаря этому город приобретает имидж территории, знаковой для детского музыкального творчества.

Фестиваль современной пьесы в формате “Work-in-progress”. В июне 2009 г. в Лысьве прошел II Фестиваль современной пьесы в формате “work-in-progress”. По сути, это открытая репетиция, эскиз к спектаклю. Импровизационный формат дает возможность актерам открыть в себе “второе дыхание”, до предела обострить чувства зрителей и исполнителей. После каждого показа проводится обсуждение представленной пьесы, где все зрители и участники имеют возможность высказать свое мнение по поводу текстов и задать вопросы режиссерам и актерам.

Куратором фестиваля стал известный российский режиссер и театральный критик Олег Лоевский (Екатеринбург). Для участия в фестивале были приглашены четыре режиссера – Роман Феодори (Ильин) (Санкт-Петербург), Александр Баринов (Москва), Анна Потапова (Москва), Вахтанг Харчилава (Лысьва). Для постановок ими были выбраны четыре пьесы, хорошо известные в современной драматургии: “Ночь Гельвера” Ингмара Вилквиста, “Две дамочки в сторону севера” Пьера Нотта, “За линией” Ярославы Пулинович, “Двое бедных румын, говорящих по-польски” Дороты Масловской.

Все показы прошли при полном аншлаге. Всего за два дня приглашенным режиссерам и актерам Лысьвенского театра удалось создать яркие и цельные произведения, вызвавшие большой интерес зрителей и горячий отклик в постпремьерных дискуссиях. А две из фестивальных пьес – “Ночь Гельвера” и “Две дамочки в сторону севера” ? в следующем сезоне были поставлены в театре уже в сценическом формате и вошли в репертуар.

Фестиваль уличных культур “Неформат”. Еще одним заметным событием в Лысьве стал фестиваль “Неформат”, объединивший представителей различных молодежных субкультур – паркура, скейтбординга, граффити, street-basket, street-dance, а также музыкальных направлений: молодежные рок- и рэп-коллективы.

На фестиваль приехали более трехста участников из городов Пермского края ? Перми, Краснокамска, Кунгура, Соликамска, Чусового, Лысьвы. Коллективы разных стилей и направлений целый день сменяли друг друга на сцене. А рядом на площади проходили соревнования по популярным молодежным видам спорта.

Кроме заслуженных наград лысьвенская молодежь получила комплекс для занятий паркуром, скейтбордингом и стрит-баскетом: все оборудование после фестиваля было размещено на городском стадионе.

2. Музей

Важную роль в развитии понимания самобытности места у населения города и гостей территории сыграл городской музей. Его проектам в программе было уделено большое внимание, ведь сегодня роль музея сегодня не ограничивается хранением культуры и истории края – он придает городу новое достоинство на рынке мест, выделяет его среди других.

В этой работе также использовался принцип создания брендов. Уже существующие экспозиции музея не просто проходили модернизацию – они строились по новым принципам. Выделив несколько знаковых для города тем, творческая группа программы в течение года создавала новые тематические экспозиции – “Секреты лысьвенской эмали”, “Художественное кино Геннадия Мясникова”, “Щусевский квартал”, “Шуваловы далекие и близкие”. Расчет оказался верным – интерес жителей к музею значительно возрос.

“Секреты лысьвенской эмали”. Лысьвенская эмаль – одна из самых известных “именных” вещей Лысьвы. С ней связано много удивительных историй.

В апреле 2009 г. в новом зале Лысьвенского городского музея открылась экспозиция “Секреты лысьвенской эмали”. Ее концепция была разработана в содружестве со специалистами Пермского краевого музея и показала весь путь развития эмали от штучного ювелирного производства до промышленного.

В Лысьве история производства насчитывает почти сто лет – первая эмалированная посуда была выпущена на Лысьвенском заводе наследников графа Шувалова еще в 1913 г. Это производство стало одним из первых в России. Оборудование и ведущие специалисты были привезены из Польши, а сама технология эмалирования держалась в строгом секрете.

С 1927 г. на Лысьвенском заводе началось изготовление посуды в художественном исполнении. Мастера наносили рисунок вручную с последующим обжигом. На базе эмальцеха действовала мастерская художественных росписей, возглавляемая художником по эмали Сокуровым, в которой выполнялись официальные заказы – портреты руководителей партии и правительства, выдающихся людей страны. Агитационная эмаль Лысьвенского завода хранилась в коллекциях подарков практически всех руководителей Советского государства. Посетители выставки “Секреты лысьвенской эмали” смогли увидеть образцы агитационной эмали 30–40 гг. ХХ в. с портретами Сталина и Ленина, Калинина и Молотова, руководителей партии и правительства. До этого уникальные экспонаты были доступны только ограниченному числу посетителей корпоративного музея лысьвенской эмали, который расположен на территории завода.

В 70-е гг. ХХ в. эмальпроизводство Лысьвенского металлургического завода стало базой для работы известных художников по эмали Степана и Елены Колюпановых. Именно здесь, в Лысьве, ими была отработана технология изготовления художественных “пластин” с оригинальными сюжетами. Специально для выставки в Лысьву были доставлены несколько работ Колюпановых из фондов Пермской государственной художественной галереи.

Впервые за все время существования городского музея во время работы экспозиции “Секреты лысьвенской эмали” в зале музея действовала интерактивная зона. Все желающие вместе с художником могли раскрасить эмалевые пластины, обжечь их в муфельной печи и своими глазами увидеть, как преображаются после обжига краски. Созданные своими руками артефакты гости музея брали себе на память.

“История одной улицы”. 16 июля 2009 г. в зале Лысьвенского музея открылась новая экспозиция, посвященная истории одной из самых известных городских улиц – улицы Ленина, сердца знаменитого “соцгородка”. Выставка “История одной улицы” стала частью большого проекта “Щусевский квартал”, в рамках которого на улице Ленина открылся восстановленный Сквер советской скульптуры.

Соцгородок Лысьвенского металлургического завода появился благодаря наркому Анатолию Луначарскому, побывавшему в Лысьве в 1928 г. По легенде, нарком приехал в город после того, как на выставке Пермской деревянной скульптуры увидел резное изображение бога Саваофа2 из Лысьвенского Свято-Троицкого храма.

На “родине” грозного бога царила полная разруха, на одного жителя города приходилось по 2,5 кв. м. жилья, люди теснились в землянках и сырых домах. Луначарский настоял на том, чтобы городу и заводу были выделены средства на жилищное строительство. План лысьвенского соцгородка разрабатывался в архитектурной мастерской известного архитектора Алексея Щусева, автора Мавзолея В.И. Ленина.

История улицы Ленина – история нескольких десятилетий в жизни Лысьвы. Здесь родились и выросли многие известные и интересные люди. И в их числе – уже упоминавшийся композитор Евгений Крылатов. В экспозиции были представлены уникальные фотографии и документы из личного фонда Евгения Павловича.

Экспозиция “История одной улицы” вернула лысьвенцам многие забытые страницы истории, а юным посетителям музея помогла лучше понять время, в которое жили их родители, бабушки и дедушки.

Музейные работники и кураторы выставки предложили простой и эффективный путь – выставку собирали всем миром, экспонаты бывшие и нынешние жители улицы Ленина приносили в музей сами.

Музей каски. Самым масштабным музейным проектом в рамках программы “Лысьва – месторождение культуры” стало создание в городе первого в России Музея каски. Сегодня этот музей является одним из наиболее интересных мономузеев Пермского края.

В годы Великой Отечественной войны Лысьвенский металлургический завод (тогда – “номерной” завод 700) оставался единственным предприятием в стране, где производили солдатские каски. Здесь шел полный цикл производства – лысьвенцам пришлось осваивать процесс варки особой броневой стали, совершенствовать форму штампа, проводить стрелковые испытания.

Главными темами экспозиций Музея каски стали история защитных головных уборов ХХ в. и история создания солдатской каски на Лысьвенском металлургическом заводе.

Концепция Музея каски была разработана лысьвенцами в содружестве со специалистами Пермского краевого музея. Одна из главных задач, которую ставили перед собой разработчики, – сделать новый музей интересным и понятным для всех посетителей. И для тех, кто сам был участником сражений, и для тех, кто представляет себе войну только по компьютерным играм.

Посетители нового музея могут познакомиться с историей касок, использовавшихся в мировых войнах, узнать о технологии их производства, увидеть военные диорамы, и даже примерить каски. Наряду с традиционными методами экспонирования в Музее каски появилась и медиазона, и виртуальные экспозиции.

В первом зале представлены каски разных стран, начиная со времени Первой мировой войны: Германия, Великобритания, Франция, Румыния, Финляндия, Россия. На примере этих экспонатов можно увидеть, как изменялись солдатские каски, и понять причины этих изменений. Центром экспозиции является советская каска СШ-39 (солдатский шлем образца 1939 г.). Именно такие выпускали на лысьвенском заводе в годы войны.

Второй зал полностью посвящен производству касок в Лысьве во время Великой Отечественной войны. Здесь использован метод погружения посетителя в атмосферу военного цеха. Цвет стен и пола зала, интерьерное решение, отдельные предметы и многочисленные фотографии тех лет – все это создает тяжелую давящую атмосферу заводского военного производства. В этой атмосфере слова экскурсовода о тяготах военного времени и испытаниях, которые перенесли люди в тылу, становятся ощутимы почти физически.

Эмоциональным и визуальным цехом является огромная – во всю стену – фотография заводского конвейера, по которому “едут” каски. Фотография скрывает раздвижные двери в последний зал так, что посетители даже поначалу не догадываются о существовании третьего зала.

Последний зал – зал Победы – оформлен на контрасте со вторым. Здесь на фронтальной стене (параллельной стене с фотографией конвейера) с помощью проектора появляются и заполняют все пространство фотографии лысьвенских ветеранов: и фронтовиков, и тружеников тыла, переживших военные испытания и погибших в годы войны. Мы сознательно не делали между ними разделения, подчеркивая этим общность единой Победы и равнозначность подвига в тылу и на фронте.

Главный “экспонат зала” Победы – фонограмма с голосом Левитана, который читает специально для Лысьвы отрывок из поэмы “Реквием” Роберта Рождественского и перечисляет фамилии лысьвенцев – Героев Советского Союза. Подобные записи голоса Левитана в свое время были сделаны для всех городов – Героев Советского Союза, а Лысьва – единственный тыловой город, у которого есть такая запись.

Шестиминутная фотограмма, звучащая при посещении зала-цеха, производит ошеломляющее впечатление на всех без исключения посетителей. Пожилые люди часто даже просят прервать запись из-за избытка эмоций и воспоминаний. Но главное, чего нам удалось добиться, не меньшее впечатление экспозиция производит на сегодняшних школьников, которые выходит из Музея каски с другим восприятием войны.

Созданный с помощью современных технологий Музей каски вывел Лысьву в более широкое культурное пространство, вписал военную историю города в историю Второй мировой войны, стал объектом, который интересен всем категориям посетителей. Туристические агентства края включили экскурсии в Музей каски в свои программы. Лучше всего о популярности нового музея могут сказать цифры – за пять месяцев работы музея в 2010 г. его посетили 9500 человек (для сравнения – за девять месяцев 2009 г. в музее побывало всего 4000 посетителей).

В нынешнем году Лысьвенский музей получил предложение создать на грантовые средства постоянную экспозицию, посвященную истории завода и Лысьвенского горного округа Шуваловых. Собранный в прошлом году при подготовке тематических выставок материал позволяет сделать это на качественно ином, чем ранее, уровне. Таким образом, город продолжает двигаться в направлении, которое выбрал в прошлом году при реализации программы “Месторождение культуры”.

3.Преобразование городской среды

Пожалуй, наиболее показательными итогами программы стали архитектурные проекты – реконструкция Шуваловской площади с восстановлением памятника последнему владельцу завода графу Шувалову, создание Парка советской скульптуры, появление нового сквера в центре Лысьвы.

Причем уже в ходе реализации проекта стали проявляться забытые, но уже имевшиеся в смысловом пространстве города географические образы. Происходило смысловое, культурное районирование – созданные или возрожденные архитектурные артобъекты создали вокруг себя новую городскую среду. Ту самую городскую среду, эстетика и планирование которой являются сегодня очень важными и для больших, и для малых городов.

Реконструкция Шуваловской площади, безусловно, наиболее важное событие для города, связанное с возвращением ему исторической памяти.

Когда-то главная улица Лысьвы, ведущая прямо к заводу, называлась Шуваловской. И не зря: последний владелец Лысьвенского горного округа граф Павел Петрович Шувалов сделал многое для города и завода. Благодаря затеянной им реконструкции Лысьвенский завод стал одним из передовых металлургических предприятий того времени. Проекты заводских зданий в Лысьве создавал “первый инженер Российской империи” Владимир Шухов. По приглашению графа Шувалова на завод приезжали работать лучшие металлурги, технологи, каждый из которых оставил заметный след в истории города. На средства владельца завода в Лысьве были построены два училища, школы, церковь. У графа были обширные планы, воплотить которые помешала его преждевременная смерть. В память о Павле Петровиче в 1908 г. на берегу заводского пруда, поблизости от Свято-Троицкого собора, был торжественно открыт памятник графу Шувалову.

В 1918 г. графа Шувалова сбросили с пьедестала. Его место на огромном черном граните занял сначала Карл Маркс, а затем его сменил В.И. Ленин.

В начале 2009 г. после одобрения Общественным советом при главе Лысьвенского района, в который входят наиболее уважаемые жители Лысьвы и района, находившийся в аварийном состоянии памятник Ленину убрали с графского постамента. Новый памятник вождю мирового пролетариата установили в самом сердце Ленинского поселка, у Дворца металлургов. А черный гранит, как и много лет назад, занял граф Павел Петрович Шувалов. Восстановленную в рамках программы “Лысьва – месторождение культуры” скульптуру отлили на Каменском металлургическом заводе.

Надо отметить, что в это же время на этой же площади по инициативе лысьвенцев началось восстановление Свято-Троицкого собора, построенного по инициативе графа Шувалова и взорванного в 1934 г.

Под строительной сеткой скрылся фасад одного из самых красивых зданий Лысьвы – “графского дома”. При поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края третий год идут работы по его реставрации. Через год-два дому вернут его первоначальный облик, и здесь разместятся экспозиции городского музея, в т. ч. и созданные в рамках программы “Лысьва – месторождение культуры”.

В перспективе предвидится создание действующего музея на территории одного из шуваловских цехов Лысьвенского металлургического завода и музеефикация старой площадки завода, уникального промышленного комплекса начала прошлого века.

Сквер Зануцци. На площади перед городской администрацией и школой № 3 появился новый красивый сквер, созданный в честь ученого-лесовода Александра Зануцци.

На Лысьвенский завод Зануцци пригласил граф Шувалов. В то время лес был основным топливом для заводского производства. Отличный специалист своего дела, Зануцци не только провел ревизию запасов лесной дачи Лысьвенского горного округа, но и сумел преумножить и сохранить “зеленое богатство”, не допуская варварских вырубок.

Но главной памятью о жизни и работе Зануцци в Лысьве остался удивительный Регулярный парк (ныне парк имени Пушкина). Парк этот под руководством ученого высаживали и взрослые жители города, и ученики школ, гимназий, реального училища. Сегодня парк, созданный Зануцци, является памятником градостроительства. А в Лысьве до сих пор сохранилась памятная доска, отлитая в честь ученого на средства рабочих завода.

В 2009 г. большую клумбу в сквере в центре Лысьвы тоже высаживали школьники. Возможно, среди них есть правнуки добровольных помощников Зануцци. У нового сквера еще нет официального названия, но многие лысьвенцы уже зовут его сквером Зануцци.

Сквер советской скульптуры. Одна из архитектурных легенд “новой” Лысьвы – соцгородок на улице Ленина. Об истории его появления в Лысьве мы уже рассказывали выше.

Строительство “города-сада” началось в Лысьве в конце 30-х гг. ХХ в. и окончательно завершилось уже в послевоенное время. В Ленинском поселке появились новые дома, дом культуры, школа, стадион и обязательный атрибут рабочего города – центральный сквер, который украшали гипсовые скульптуры.

2009 г. в обновленный сквер на улице Ленина, спроектированной в бюро Щусева, вернулись парковые скульптуры советских времен. Все они – подлинные, отреставрированы лысьвенским скульптором А. Чагачкиным. С их появлением сквер словно ожил, обрел атмосферу того времени. Недаром с момента открытия Сквер советской скульптуры стал одним из излюбленных мест прогулок лысьвенцев.

Отыскать и восстановить подлинные скульптуры оказалось делом нелегким – часть из них чудом сохранилась в бывшем пионерлагере Лысьвенского металлургического завода, а другие пришлось искать по всему Пермскому краю. Кстати, в сквере на улице Ленина найдется место и другим памятникам советской эпохи, поиск и реставрацию которых планируется продолжить.

Идея создания сквера советской скульптуры в Пермском крае обсуждалась давно. Но Лысьва сделала это первой, потому что соцгородок – одна из страниц живой истории города.

Хотелось бы подчеркнуть, что все эти преобразования направлены не только на благоустройство города. Одновременно они выполняют очень важную миссию – создают новую городскую среду, меняют сознание жителей и восприятие ими своего города. Появляющиеся в Лысьве новые архитектурные объекты – это имиджевые точки, через которые Лысьву будут воспринимать жители других территорий Пермского края и страны, туристы, и сами лысьвенцы.

Продвижение проекта

Одной из важных частей проекта “Лысьва – месторождение культуры” стала программа информационного сопровождения. В течение всего года активно использовался имеющийся в распоряжении территории местный медиаресурс (телеканалы, радиостанции, печатные СМИ), действовал интернет-сайт программы, а также привлекался региональный и даже федеральный ресурс.

Одной из несомненных удач программы следует считать выпуск главного итогового информационного продукта – книги “Дорога единорога”, автором которой стал известный российский писатель Алексей Иванов (“Золото бунта”, “Географ глобус пропил”, “Хребет России”).

“Дорога единорога” написана в необычном для краеведческих книг формате – это полноценный историко-художественный текст. В процессе работы над книгой Алексей Иванов неоднократно приезжал в Лысьву. Специальные фотосессии прошли на территории Лысьвенского металлургического завода, в городском музее, старинном селе Кын.

Финансирование проекта осуществлялось из средств программы “Центр культуры Пермского края” ?эта сумма составила 12 млн руб., еще 4 млн руб. выделил бюджет Лысьвенского муниципального района. Время реализации программы пришлось на время финансового кризиса, однако и в этих условиях предприятия города нашли возможность оказать по

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

мощь.

Продолжение следует

Мероприятия программы “Лысьва – месторождение культуры” формально завершились в декабре 2009 г. Однако заданный ею импульс развития культурных ресурсов территории сохраняется.

Проведенные мероприятия оказались весьма эффективными для создания нового имиджа города, а, главное, окончательно убедили руководство района в необходимости продолжения начатой работы. Сегодня руководители территории четко осознают, что ресурс культуры является не менее значимым, чем любой из экономических ресурсов.

К концу 2010 г. администрация Лысьвенского муниципального района планирует принять Концепцию развития туризма на территории города Лысьвы и Лысьвенского района, основой которой станет реализация природного и историко-культурного потенциала города и района.

Результатом программы “Лысьва – месторождение культуры” мы считает и победу села Кын Лысьвенского района на конкурсе “Центр культуры Пермского края 2010 года”. Опыт, накопленный в Лысьве, сегодня позволяет эффективно проводить программу “Кын-реалити”. А другой возможности у села Кын получить столь серьезный финансовый ресурс для развития культурного и туристического потенциала практически не было.

Лысьва стала активным участником межрегиональных проектов, направленных на развитие культурного и туристического потенциала территории. Совсем недавно было подписано соглашение между Пермским краем, Тюменской и Свердловской областями о совместных действиях в этом направлении. Главными темами данного сотрудничества станут тема реки Чусовой и Ермака. Лысьвенский район со стороны Пермского края выступил инициатором подготовки этого соглашения.

Сегодня наша задача ? сохранить полученный импульс, разработать организационные и процедурные механизмы для поддержания своего устойчивого развития и сохранения набранного темпа, вписать свои шаги и планы в уже межрегиональную программу развития культурно-исторического потенциала.

Еще одна важная вещь – обеспечить синхронизацию потребностей развития знаковых мест с развитием инфраструктуры города. Это – задача малого бизнеса. Планируется и открытие собственного туристического бюро.

Сегодня территория сосредотачивает свое внимание на таких основных аспектах развития места, как улучшение городской среды, развитие инфраструктуры и социальной сферы, выявление и позиционирование достопримечательностей, проведение крупных имиджевых мероприятий.

1

Котлер Ф., Астплунд К. Маркетинг мест. Стокгольмская школа экономики, 2005

2

Саваоф (ивр., буквально “(Господь) Воинств”) ? один из эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как “Господь воинств Израилевых”, так и “Господь воинств Ангельских”.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль