Межрегиональная литературно-историческая акция «Молодежь читает о войне»

249

Название проекта

Межрегиональная литературно-историческая акция «Молодежь читает о войне»

Номинация

Основная

Ф.И.О., должность автора проекта

Меснянкина Татьяна Михайловна, заместитель директора областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина

Какую проблему решает проект (не более 3 предложений)

Снижение интереса молодежи как к чтению в целом, так и произведениям, посвященным событиям Великой Отечественной войны. Попытки принизить подвиг советского народа и его вклад в победу над фашизмом, искажение истории в связи с отсутствием у молодого поколения активной гражданской позиции.

Цель проекта

Формирование у молодежи патриотического сознания, воспитание уважения к великому подвигу советского народа, героизму и самоотверженности участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Становление активной гражданской позиции.

Обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств.

Организатор

ГБУК Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина

Целевая аудитория проекта

Библиотеки, обслуживающие молодежь в регионах и муниципальных образованиях РФ.

Молодежь от 14 до 30 лет.

Основные мероприятия

Голосование, в ходе которого участники определяют пять наиболее популярных среди молодежи книг о Великой Отечественной войне.

Формирование списка лучших книг о войне.

Выполнение творческих работ по мотивам книг-лидеров.

Отбор лучших работ.

Представление лучших работ и объявление победителей на заключительном мероприятии.

Период реализации

Январь-май 2015 года

Итог (ожидаемый итог)

В рамках акции библиотеками-участницами проведено более 20 мероприятий, в которых участвовало более 1500 человек. Организованы 74 книжных выставки. Более 200 творческих работ.

Создание содержательного ресурса (базы творческих работ), посвященных Великой Отечественной войне.

Отработана методика проведения межрегионального мероприятия, технологию сетевого взаимодействия библиотек разного уровня – публичных и специальных, областных и поселенческих через реализацию совместного проекта по формированию патриотического сознания, по продвижению чтения.

Описание проекта "Молодежь читает о войне"

1. Цели и задачи проекта

Цели:

– формирование у молодежи патриотического сознания, воспитание уважения к великому подвигу советского народа, героизму и самоотверженности участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла;

– становление активной гражданской позиции;

– обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств.

Задачи:

– стимулирование интереса молодежи к изучению истории Великой Отечественной войны посредством чтения художественной литературы;

– создание условий для выражения личного отношения к событиям Великой Отечественной войны средствами художественного слова, раскрытия творческого потенциала;

– выявление книг о Великой Отечественной войне – лидеров читательских предпочтений молодежи;

– организация тематических встреч-бесед с ветеранами Великой Отечественной войны;

– выявление новых методов и форм патриотического воспитания, развитие профессиональных контактов.

2. Обоснование значимости проекта

Проведение межрегиональной акции стало эффективным средством для выполнения нескольких задач, стоящих в текущем году. 2015 год – это прежде всего год великой Победы. Патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. В этих условиях важно реализовать комплекс мероприятий, направленных на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству.

Еще одна важная задача, особо актуальная в объявленный Год литературы – продвижение чтения. Главная особенность акции – в ее основе лежит чтение, как необходимое условие и потребность развития современного человека.

Третьим важным фактором акции стала ее масштабность. Акция была поддержана публичными и специальными библиотеками из разных регионов России.

3. Когда и чьими силами проект был реализован

Акция проводилась с января по май 2015 в преддверии празднования 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Организатором акции стала Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П.Уткина. В акции приняли участие 66 региональных и муниципальных библиотек, обслуживающих молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, а также школьные библиотеки и библиотеки СУЗов, ВУЗов из 12 регионов России: Архангельской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Томской, Омской, Ростовской, Рязанской областей, республик Тыва и Хакасия.

4. Ресурсная база

Кадровые ресурсы:

Сотрудники организационно-методического отдела ГБУК Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина – 4 человека. Сотрудники учреждений и организаций партнеров акции – 50 человек.

Информационные ресурсы:

Размещение информации об акции на официальных сайтах и страничках социальных сетей организатора, библиотек-участниц и партнеров. Информационная рассылка. Освещение акции в СМИ.

5. Партнеры акции

Взаимодействие с партнерами осуществлялось на принципах добровольности и безвозмездности. Партнерами акции стали: публичные и специальные библиотеки, культурно-досуговые центры, средние и высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные организации – иркутский Дом литераторов, Общественная палата г. Иркутска, клуб молодых ученых г. Иркутска, Союз писателей России, преподаватели высших учебных, средних общеобразовательных заведений. Межведомственное партнерство учреждений образования и культуры строилось на принципе понимания общей идеи и необходимости проведения этого мероприятия.

6. Ход реализации проекта

1. Разработка общей концепции акции.

2. Распространение информации об акции, приглашение к сотрудничеству. Онлайн-регистрация библиотек-участниц.

3. Проведение акции.

3.1. Голосование участников, формирование списка пяти лучших книг о войне.

3.2. Выполнение творческих работ (эссе, стихотворение, сочинение, видеоролик, электронная презентация, сценарий викторины) по книгам о войне, выбранным по итогам голосования.

3.3. Подведение итогов, заключительное мероприятие.

4. Завершающий этап акции.

На первом этапе определены основная идея (см. п. 2), цель и тематика, масштаб, целевые группы (молодежь российских регионов в возрасте 14-30 лет), место и время проведения акции и заключительного мероприятия.

На втором этапе осуществлено внедрение идеи посредством информационного, организационного, методического сопровождения. Для этого было разработано Положение об акции, форма заявки, сопроводительное письмо-приглашение к сотрудничеству, организационный план, пресс-релиз, логотип акции. Сформирована адресная база потенциальных участников, разосланы информационные письма и Положение, материалы акции выставлялись на сайте библиотеки, в социальных сетях. Осуществлялась регистрация библиотек, мониторинг голосования на сайтах библиотек-участниц.

Также осуществлялся мониторинг проведения акции по сайтам и страничкам в социальных сетях библиотек-участниц. Итоги мониторинга размещались на сайте ОЮБ им. И.П. Уткина. Ход проведения акции освещался в СМИ, на областных научно-практических конференциях по продвижению чтения, творческих лабораториях и семинарах.

Акция состояла из трех этапов.

На первом библиотеки-участницы организовали голосование на собственных сайтах, на страницах социальных сетей, в блогах, в реальном режиме через мини-опросы читателей, при проведении тематических обзоров книг о Великой Отечественной войне. В ходе голосования библиотеки-участницы определили 5 наиболее популярных среди молодежи книг о Великой Отечественной войне, список которых отправили в ОЮБ им. И.П. Уткина по электронной почте в срок до 1 марта 2015 года. Таким образом были определены 5 самых популярных книг о Великой Отечественной войне.

Далее библиотекари организовали молодых читателей для создания творческих работ по мотивам книг-лидеров. Работы принимались в формате эссе, стихотворения, сочинения, видеоролика, электронной презентации, сценария викторины. Основной задачей участника являлось творческое осмысление прочитанного, выражение своего отношения к историческим событиям. Лучшие из работ, по мнению сотрудников библиотек-участниц, были отправлены в ОЮБ им. И.П. Уткина, где жюри выявило трех победителей среди представленных творческих работ.

Представление работ победителей, подведение итогов акции состоялось 5 мая 2015 года в ОЮБ им. И.П. Уткина на заключительном праздничном мероприятии «Литературные диалоги о войне».

«Литературные диалоги о войне» – это и встреча поколений, и воспоминания о героях, и творческие итоги… Участников, собравшихся в зале, интересовало все: как узнавали о делах на фронте, как встретили Победу, что запомнилось из детских лет больше всего… Затем разговор перешел на книги, потому что почти все, что знают ребята о войне, они узнали из литературных произведений, фильмов. Библиотеки, школы делают многое, чтобы это знание, стремление к нему сохранялось, чтобы привлечь внимание молодого поколения к книгам о подвиге советского народа, о победе над фашизмом.

На мероприятии звучали и демонстрировались лучшие работы участников акции. Так, просмотр конкурсного буктрейлера (автор Евгения Калюк, Омская область) никого не оставил равнодушным. От имени жюри выступил А. В. Петров, заместитель декана исторического факультета Иркутского госуниверситета. Он отметил работы, присланные из Томской областной детско-юношеской библиотеки. Гости и участники мероприятия познакомились с книжной выставкой, рассмотрели тематические инсталляции, подготовленные сотрудниками библиотеки. Безмолвные свидетельства войны, о которых они читали только в книгах – пилотка, похоронка, фронтовые письма – напомнили еще раз о великом событии, так много значащем для нас.

В завершении встречи прозвучало стихотворение победительницы творческого конкурса Винник Елены.

Тихие зори

Тихи здесь зори и нежны закаты,

В плену зеленой светлой тишины.

И только в памяти людской раскаты

Той незабытой, страшной той войны.

Звенят неслышно те воспоминанья,

Когда листаю тонкий шелк страниц.

О сколько их, в безудержном мельканье

Таких знакомых, незнакомых лиц!

Мне чудится, с винтовкой, неумело,

Стою в строю, сжимая гнев в кулак.

Вопрос, как выстрел: «Кто пойдет?» И смело

Со всеми вместе делаю я шаг.

Их было пятеро, в отчаянной отваге,

Ушедших на рассвете в вечный бой.

Я с ними, на болоте и в овраге,

Готова каждую из них закрыть собой.

Я знаю тех девчонок поименно,

И каждая из кружки, не таясь

Со мною чай пила попеременно,

Сердечными секретами делясь.

От Женьки уводила я погоню,

И по болоту с Лизою ползла,

Спасти пыталась Галю я и Соню,

Лекарства Рите в рюкзаке несла.

Я не сумела их закрыть собою,

Они остались в страшной той войне.

Но лишь страницы книжные открою,

Как снова зори плачут в тишине.

7. Результаты проекта

В рамках акции библиотеками-участницами проведено более 20 мероприятий, в которых участвовало более 1500 человек. Организованы 74 книжных выставки.

Список лучших пяти книг, по мнению молодежи, составили следующие: Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие», Шолохов М.А. «Судьба человека», Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке», Бондарев Ю.В. «Горячий снег», Твардовский А.Т. «Василий Тёркин». Это произведения школьной программы, изучаемые на уроках литературы, или рекомендованные для чтения факультативно. Полный список книг (более 100) представляет собой примеры лучших произведений разных стилей и поколений писателей. Например, книги представителей «лейтенантской прозы»: Кондратьева, Васильева, Бондарева, Быкова. В полном списке упомянутых молодыми читателями книг 4 книги Василя Быкова, 3 книги Бориса Васильева, по одному произведению Шолохова, Закруткина, Астафьева… Достаточно много детских книг для 10-12 лет. Есть эпические произведения, стихи. В списке упомянута только одна книга иностранного автора – Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме».

В рамках акции поступило около 200 творческих работ. Лучшими были признаны 4 работы, отмечены 8 работ. Несколько участников написали стихи по мотивам, выбранных произведений. Кроме того, среди работ есть компьютерная игра-головоломка в которой нужно собрать иллюстрацию к произведению А. Твардовского «Василий Тёркин». Игра содержит подробное описание и сопровождается чтением самого произведения.

Интересен состав авторов – это 50% учащихся средних школ, гимназий, лицеев, 40% студентов ВУЗов и ССУЗов, 10% молодых служащих и рабочих. Наибольшее количество работ – 22 – пришло из Волгоградской области. В их числе 5 лучших работ из Новоаннинского района.

Организованы встречи-беседы молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, оказавшие сильное впечатление на участников. Подобные встречи важны особенно потому, что, к сожалению, уходят из жизни те, кто прошел войну, был свидетелем и очевидцем событий Великой Отечественной войны.

Результатом акции явилось также создание содержательного ресурса (базы творческих работ), посвященных подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны, в котором собраны сценарные наработки, творческие работы. Лучшие работы включены в новый выпуск литературно-художественного альманаха «Первоцвет» [1].

Проведение акции позволило отработать методику проведения межрегионального мероприятия, технологию сетевого взаимодействия библиотек разного уровня – публичных и специальных, областных и поселенческих через реализацию совместного проекта по формированию патриотического сознания, по продвижению чтения.

[1] Литературно-художественный альманах для юношества «Первоцвет». Учредителем издания является ОЮБ им. И.П. Уткина. Выходит с 1998 года. Уникальность альманаха – в его авторах. Это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, сверстники тех, кому он адресован. За все время существования альманаха право первой публикации получили более тысячи молодых авторов. «Первоцвет» представляет молодежное литературное движение Иркутской области.

Редколлегия «Первоцвета» – это профессиональные литераторы, члены региональных творческих союзов, которые постоянно ищут и находит новых талантливых авторов не только по всему Приангарью, но и за его пределами.

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×