Управленческий медиа-проект «Облако творческих решений»

1168

Название проекта

Управленческий медиа-проект «Облако творческих решений»

Информация об авторе (Ф.И.О., должность)

Карасева Ольга Юрьевна, начальник Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово;

Лупиносова Ольга Юрьевна, главный специалист Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово;

Чеботарева Лариса Михайловна, заместитель директора МАОУДОД «Центральная детская музыкальная школа №1» города Кемерово.

Какую проблему решает проект

Внедрение современных медиа-технологий в процесс создания уникального творческого пространства, выполняющего роль выставочной площадки для одаренных детей.

Цель проекта

Использование медийных технологий для сохранения и популяризации эффективного практического опыта работы с одаренными детьми в школах искусств города Кемерово.

Организатор

Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово.

Целевая аудитория проекта

Преподаватели, учащиеся и родители школ дополнительного художественного образования г. Кемерово – более 6 000 чел.

Основные мероприятия

· Разработка и публикация информационно-иллюстрированного издания «Жизнь в гармонии с искусством»;

· Разработка и продвижение сайта «Виртуальный музей детского художественного творчества «Музеон».

Период реализации

01.05 -10.12.2014г.

Итог

· Создание инновационных медиа-продуктов;

· Популяризация детских творческих достижений;

· Распространение профессионального опыта;

· Формирование положительного имиджа школ художественного образования.

Описание проекта "Облако творческих решений"

I. Обоснование значимости и аннотация проекта

Год культуры в России для многих деятелей искусств стал временем ярких достижений, творческих открытий, а главное – временем, когда были определены основные векторы дальнейшего развития. Своеобразным итогом Года культуры в Кузбассе стала разработка Управленческого медиа-проекта «Облако творческих решений», включившего в себя издание информационно-иллюстрированного журнала «Жизнь в гармонии с искусством» и запуск сайта «Виртуальный музей детского художественного творчества «Музеон». В этом проекте отражен практический опыт работы с одаренными детьми, обучающимися в учреждениях дополнительного художественного образования города Кемерово.

Основная цель проекта была обозначена следующим образом: использование медийных технологий для сохранения и популяризации эффективного практического опыта работы с одаренными детьми в школах искусств города Кемерово.

В данной связи были выделены следующие задачи:

· Сбор и обобщение существующего педагогического, методического и творческого опыта работы с одаренными детьми в школах дополнительного художественного образования города Кемерово;

· Разработка содержательной части медиа-продуктов, включающей в себя разнообразные направления работы с одаренными детьми;

· Создание условий для трансляции и популяризации творческих результатов деятельности школ художественного образования города в интернет-пространстве;

· Подготовка информационного материала, отражающего основные направления деятельности: создание условий для творческой реализации учащихся, профессиональную ориентацию одаренных детей, формирование системы межведомственного сотрудничества;

· Организация интерактивного участия населения в виртуальном культурном пространстве города.

Работа с одаренными детьми, поиск инновационных решений для расширения данной категории детей, создание условий для эффективного развития творческих способностей всегда были приоритетными задачами школ художественного образования. Новые требования к организации образовательного процесса, декларируемые в Законе РФ «Об образовании», а так же в Федеральных государственных требованиях к школам дополнительного образования только подчеркнули актуальность данного направления. Более пристальное внимание теперь уделяется разработке и реализации в школах программ художественно-творческой деятельности и программам просветительской направленности. Это, в свою очередь, выдвигает требования о необходимости поиска инновационных подходов и решений, способных заинтересовать сегодняшних учеников, донести до них ценности мировой художественной культуры, развить способность в будущем оперировать полученными знаниями, сохранять и преумножать национальное художественное достояние.

Каждое из направлений проекта – информационно-иллюстрированное издание «Жизнь в гармонии с искусством» и сайт «Музеон» – изначально были задуманы как самодостаточные творческие решения. Это два подхода к решению общих задач, обозначенных выше. Этим объясняется и автономное описание содержания двух медиа-продуктов.

Итоги наиболее ярких культурных акций, мероприятий и инициатив, реализованных под эгидой Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово вошли в контент проектных материалов. Проект имеет адресную направленность, так как содержит истории успеха ведущих детских творческих коллективов школ художественного образования города, знакомит с юными деятелями искусств разных направлений, добившихся наиболее значимых результатов в творчестве: музыке, хореографии, театральном искусстве, живописи. Таким образом, реализована одна из задач проекта: пропаганда детского художественного творчества. Многие из ребят либо уже избрали профессиональный путь в искусстве, либо планируют это. Истории именно такого успеха выполняют функцию ранней профессиональной ориентации одаренных детей. Кроме того, проект призван способствовать формированию положительного имиджа учреждений дополнительного художественного образования города Кемерово. Этому в значительной мере способствовал выбор целевой аудитории – учащиеся школ дополнительного образования, их родители.

В материалах использовано огромное количество красочных иллюстраций, фоторепортажей с концертов, выставок, творческих поездок, театральных постановок. Для детей и их преподавателей журнал «Жизнь в гармонии с искусством» стал уникальным альманахом их творческой биографии, а сайт «Музеон» – уникальной выставочной площадкой, не имеющей возрастных ограничений и доступной любому заинтересованному лицу. Реализация проекта позволила не только запечатлеть на многие годы истории успеха, но и вдохновить на дальнейшее покорение вершин искусства.

II. Содержание проекта

2.1. Информационно-иллюстрированное издание «Жизнь в гармонии с искусством» имеет несколько разделов, призванных наиболее полно отразить разнообразный опыт работы с одаренными детьми. Структура издания имеет четкую концепцию: охват всех образовательных направлений художественного творчества детей в городе Кемерово, движение от общего – масштабных проектов УКСиМП администрации города, к частному – авторских проектов школ. Иллюстративный и информационный материал подобран таким образом, чтобы отразить достижения каждой из 14 школ художественного образования, существующих в Кемерово, показать индивидуальность и значимость достижений.

Первый раздел – это приветственные слова ведущих деятелей разных видов искусств, достигших сегодня общероссийского и международного признания и бывших когда-то выпускниками школ искусств города Кемерово. Персональные обращения к юным музыкантам, художникам, актерам и танцорам от тех, кто когда-то начинал у тех же педагогов, а сегодня достиг вершин творчества, является своеобразным приглашением в профессию. Приглашение принять участие в таком проекте вызвало большой интерес и позволило создать своеобразные творческие связи с интересными людьми.

Второй раздел издания называется «Художественное образование в городе Кемерово». Это информативно-статистический материал о системе школ искусств, подведомственных управлению культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово. В разделе рассказывается о наиболее ярких достижениях школ искусств, значимых наградах, обозначены направления деятельности, темы межведомственного сотрудничества. Особенно интересен данный раздел может быть для родителей учащихся, так как позволяет узнать о том, какое значимое место занимают школы в культурной жизни города, Кузбасса и страны. Именно здесь уделено внимание каждой из школ, самой старой из которых 75 лет, а самой молодой только 20.

Следующий раздел «Яркие мероприятия Года Культуры» может быть интересен для специалистов художественного образования, так как рассказывает о творческих проектах муниципального уровня, состоявшихся в 2014 году. Некоторые из этих проектов стали продолжением более ранних традиций, а некоторые были запущены впервые. Содержание этих проектов говорит о широкой палитре жанров, направлений, которая позволяет говорить о создании эффективных условий для творческой реализации одаренных детей в городе.

Фестиваль детского творчества «Рождественские звезды» традиционно проходит в Государственной филармонии Кузбасса, и объединяет учащихся всех образовательных направлений школ искусств. В фойе организовываются мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, выставки художественных работ юных художников, а на сцене совместные музыкальные номера демонстрируют музыканты и хореографы. Уникальность этих номеров заключается в том, что готовятся они специально для этого праздника, и могут объединить ансамбль гитаристов одной школы и исполнителей зажигательной румбы из другой школы. В качестве зрителей приглашаются не только родители, но и воспитанники детских домов.

Интересным и достаточно уникальным примером творческого сотрудничества стал проект «Культура online». На цифровом экране одного из кинотеатров города был организован показ оперных и балетных постановок мировых музыкальных театров. Целевая аудитория показа – учащиеся школ искусств и их родители, программа подобрана специально с учетом возрастных особенностей и образовательных задач: балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», опера Дж. Россини «Золушка» и др. Для провинциального города, находящегося далеко от оперных театров эти показы стали возможностью увидеть постановки театров Лондона, Нью-Йорка, Парижа.

Фестивальный проект «Солнечный джаз» стал открытием Года Культуры. Музыкальные традиции города Кемерово не достаточно широко включают джазовое искусство и собрание на одной сцене детских джазовых коллективов, студенческого биг-бенда, а так же приглашение профессиональных музыкантов из Джаз-клуба «Геликон» города Новокузнецка стали не только подарком для любителей этого музыкального стиля, но и еще одним опытом профессиональной ориентации одаренных учащихся. Такой совместный концерт позволил ребятам ощутить себя настоящими музыкантами.

Хоровой праздник «Прекрасное далеко» был посвящен Дню города и объединил на открытой площадке Главной городской площади более 700 участников детских хоровых коллективов. А репертуар был подобран таким образом, чтобы и более 3000 зрителей могли подпевать песням советских композиторов, любимых многие годы.

Интересный раздел «Муниципальные стипендиаты» знакомит читателей с одной из наиболее популярных форм поддержки одаренных детей со стороны администрации города Кемерово. На протяжении многих лет учащимся школ искусств, достигшим наиболее значимых результатов в конкурсной и концертной деятельности, вручается муниципальная стипендия. Для многих из них эта поддержка становится важным стимулом для новых свершений и впоследствии дети получают многие другие награды. В этом разделе размещены фотографии 50 учащихся, удостоенных муниципальной стипендии в Год Культуры.

Раздел, ставший одним из самых популярных, знакомит читателей с ведущими творческими коллективами школ искусств. Здесь представлены имена руководителей, краткая творческая биография, у многих коллективов она насчитывает до 75 лет! Фотографии запечатлели сегодняшних исполнителей и станут впоследствии ярким свидетельством жизни в искусстве для огромного числа учащихся.

Еще один раздел, ориентированный на персоналии «Лауреаты Года Культуры». Здесь представлена история успеха более 50 учащихся, ставших примером позитивного и целеустремленного отношения к жизни, удостоенных наград и званий на всероссийском и международном уровнях.

Раздел «Творческие проекты школ искусств» будет интересен как преподавателям, учащимся – участникам этих проектов, так и специалистам, кому важен практический опыт работы с одаренными детьми. Большой информативный раздел разделен на несколько направлений: интересные творческие поездки, примеры творческого сотрудничества школ искусств с учреждениями культуры города: филармонией, музыкальным и драматическим театрами, выставочными залами. Специально для этого раздела была подобрана информация, раскрывающая наиболее уникальные решения, позволяющие максимально ярко и полно раскрыть таланты детей. Особое внимание отведено опыту реализации проектов социальной направленности. Этот опыт неоднократно был отмечен на всероссийском уровне Грантами Президента РФ, Благотворительных фондов и достоин быть представленным как образец интересной работы с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации.

Одной из важнейших установок Федеральных государственных требований, согласно которым выстраивается работа школ искусств, является реализация предпрофессиональных образовательных программ. Таким образом, любой практический опыт, направленный на раннюю профессиональную ориентацию одаренных учащихся становится актуальным, востребованным и заслуживающим изучения. Это и работа с семьей, и работа с образовательными учреждениями профессионального звена. В издании уделено значительное место знакомству с данными разработкам.

Информационно-иллюстративное издание «Жизнь в гармонии с искусством» наполнено большим количеством ярких фотографий из архива УКСиМП администрации города Кемерово, архивов школ искусств. Для всех героев публикаций это свидетельство их творческой биографии и уникальная память о детских достижениях. Для работы над материалом издания были приглашены профессиональные дизайнеры. Материал журнала дополнен диском, на котором представлены фрагменты выступлений участников проекта – детских творческих коллективов и солистов, а так же представлены некоторые работы учащихся художественных школ.

2.2. Сайт «Музеон». Формат детского виртуального музея, несмотря на развитие информационно-коммуникативных технологий, оказался достаточно уникальным и востребованным. Культурная жизнь современного города расширяет свою деятельность в область интернет-технологий, что предполагает образование инновационных стратегий для создания новой социокультурной сферы. В современном молодёжном обществе на первый план выходят виртуальные формы проведения свободного времени, это становится важным элементом для самореализации и самовыражения, способом позиционировать себя в культурном пространстве. Доминирующее значение приобретает включенность в процессы виртуальной коммуникации, становится и элементом престижа. Собранная в «Музеоне» виртуальная коллекция может стать, с одной стороны, источником художественного просвещения, а с другой - удобной альтернативой выставочным залам, имеющим ориентацию именно на детское творчество.

Структура «Музеона» создана аналогично разделам классического музея. Экспозиция размещена в шести залах: «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн», «Нарисуйка», что позволяет охватить все направления художественного творчества обучающихся в детских школах искусств и художественных школах города. В каждом зале единовременно выставлено до 30 работ.

В зале «Живопись» представлены работы учащихся художественных школ, выполненные в технике акварель и гуашь. Юные художники пишут натюрморты, как творческие, так и учебные, пейзажи, портреты, станковые и декоративные композиции.

Зал «Графика» представляет собрание детских работ, выполненных различными графическими материалами. Принято считать, что к области графики относят рисунки одноцветные (черно-белые работы) и работы, выполненные в печатной технике. Однако юные авторы в своих рисунках показывают, что в широкое понятие графики входит применение декоративных материалов и техник с использованием цвета: акварель, пастель, сангина, фломастеры, цветные карандаши и т.д. Ведь в своих школах учащиеся осваивают разнообразные приемы работы с графическими материалами и техниками, пробуют себя в работе с печатной графикой, такой как линогравюра, монотипия и др.

Следующий зал «Декоративно-прикладного искусства» можно назвать залом мастеров. Декоративно-прикладное творчество включает в себя самые разнообразные по технике произведения юных художников. Предметы, которые могут украсить любой интерьер и даже быть полезными в хозяйстве, выполнены руками детей. От того, из какого материала выполнено то или иное произведение, зависит то, как называется вид искусства. Из глины – керамика, из ткани – пэчворк, из цветного стекла – витраж, из сухих растений – флористика и т.д.

Достаточно новое направление обучения в детской художественной школе и на художественном отделении школ искусств – художественное проектирование и конструирование, называемое одним словом – дизайн – представлено в отдельном зале. В зале «Дизайн» можно будет познакомиться с различными творческими работами юных художников, создающими новые формы вещей, предметов и даже помещений, с творческими дизайн-проектами учащихся ДХШ и ДШИ в области графического дизайна: открытки, плакаты, афиши, книги и многое другое.

Творчество самых маленьких художников (детей 4-10 лет) представлено в зале «Нарисуйка». Это самый веселый зал в виртуальном музее «Музеон». Здесь собраны работы самых юных художников, о чем говорит и название зала. Непосредственность и фантазия, яркость красок и смелость в создании образов – вот что отличает зал «Нарисуйка» от остальных залов музея.

В музее работает «Сменный» зал, в котором экспонируются выставки на различные темы: лучшие работы по итогам прошедших конкурсов, пленэров, персональные выставки учащихся и преподавателей ДХШ и ДШИ, выставки наших гостей из других городов и еще много интересного.

Создан и архив залов, в котором формируется фонд детских работ.

Наряду с творческими работами учащихся школ искусств г. Кемерово в контент виртуального музея информацию и о самых талантливых авторах этих работ: учащихся, ставших лауреатами международных, всероссийских конкурсов, имеющих звания муниципальных и губернаторских стипендиатов. Эта информация представлена в зале «Галерея имен», в котором гости также найдут информацию о личных творческих профессиональных победах преподавателей-художников школ искусств города.

Современные тенденции развития виртуального пространства музея не останавливаются только на выставочной и конкурсной деятельности. Проект постоянно развивается, в галерею добавляются новые разделы. Так раздел «Методическая копилка» становится местом публикации методического опыта школ города: мастер-классы, методические разработки и другие творческие проекты. Посетители сайта смогут найти на этой странице интересные идеи для творчества и досуга. Идет разработка раздела «Викторина», где все желающие смогут проверить свои знания в области истории искусств.

Обсуждение с детьми работы «Музеона» навело организаторов на мысль о необходимости создания возможности выразить свое отношение к представленным работам - поставить «лайк» на понравившейся работе. Это поднимает самооценку автора работы, придает значимость творчеству, а так же способствует привлечению посетителей к виртуальной галерее.

III. Стратегия и механизм реализации

Реализация проекта включила в себя несколько этапов, заранее разработанных и спланированных:

Подготовительный:

- разработка общей концепции проекта, структуры медиа-продуктов;

-составление предварительной сметы и протокола поручений.

Организационно-внедренческий:

- сбор и работа с информационными материалами,

- сбор иллюстративного материала,

- разработка дизайн-макета;

- подготовка издания.

Публикация результатов:

- проведение презентаций на школьных уровнях, на муниципальном уровне, на всероссийском уровне, размещение пресс-релизов.

Аналитико-обобщающий:

- подготовка аналитико-статистической информации;

- разработка методического материала по итогам реализации проекта.

Ресурсная база проекта:

Несмотря на то, что данный проект является авторской работой, его реализация охватила достаточно много учреждений. Координатором выступило УКСиМП администрации города Кемерово. Для подготовки материалов была сформирована рабочая группа, в задачи которой входило утверждение концепции всей работы. Каждая из 14 школ-участниц проекта получила перечень основных задач, требования к оформлению материалов и согласно этим требованиям готовила информационный материал. Организация коллективной работы над проектом позволила учесть многие пожелания по содержательной части, оптимизировать временные затраты, а так же организовать сотрудничество с издательскими структурами.

IV. Анализ полученных результатов

Результатом реализации проекта стала подготовка двух медиа-продуктов. Согласно плану реализации, были проведены презентации проекта на уровнях школ, на муниципальном уровне. Кроме того основные результаты реализации проекта были озвучены на всероссийской конференции в г. Ярославле в 2014г. В 2015 г. журнал «Жизнь в гармонии с искусством» стал обладателем Золотой медали Всероссийского конкурса руководителей образовательных систем «Управленческий ресурс», прошедший под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА). В проекте приняли участие 14 школ искусств города Кемерово. Материалы, составляющие контент медиа-продуктов, включили в себя более 200 персональных историй успеха юных кемеровчан – учащихся школ дополнительного художественного образования. В разделе «Ведущие творческие коллективы» журнала представлены 27 наиболее интересных коллективов школ города, в составе которых принимают участие более 500 учащихся. 43 выставки виртуального музея за год представили около 600 работ юных художников, количество просмотров сайта составило более 7 000 посещений. Работа более чем 100 преподавателей школ искусств отмечена персональными упоминаниями в информационном материале проекта.

V. Перспективы развития проекта

Использование полученного опыта в подготовке проекта «Облако творческих решений» уже имеет продолжение, так как результаты реализации получили высокую оценку на разных уровнях. Для города Кемерово такой опыт стал уникальным, так как был направлен на конкретную целевую аудиторию и отразил результат работы всего города. В то же время информационные материалы уже сегодня стали качественным методическим материалом, как для самих участников проекта, так и для специалистов других сфер.

Опираясь на концепцию издания, уже возникла идея дальнейшего продолжения подобной практики. Готовится выпуск иллюстрированного издания по материалам художественного конкурса «Что за прелесть эти сказки!», посвященного Году литературы.

Концепция детского виртуального выставочного зала положена в основу нового творческого проекта – детской виртуальной филармонии города Кемерово. Данная творческая площадка готовится к открытию так же в 2015 году.

В условиях современного дефицита педагогических кадров в школах искусств провинциальных городов деятельность, направленная на популяризацию не только детского творчества, но и профессиональной деятельности преподавателя, имеет серьезные перспективы стать актуальной.

Содержательный информационный материал проекта является так же методическим пособием по внедрению в практику интересных творческих начинаний. Сохранение полученного опыта в подобной форме позволяет эффективно его презентовать и популяризировать. Таким образом, использование полученных методических материалов станет так же продолжением функционирования результатов проекта.

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×