Социально-ориентированный проект для обучающихся начальных классов общеобразовательных и коррекционных школ «Пусть картины говорят…»

271

Название проекта

Социально-ориентированный проект

для обучающихся начальных классов общеобразовательных

и коррекционных школ «Пусть картины говорят…»

Информация об авторе (Ф.И.О., должность)

Степаненко Вера Николаевна, заместитель директора

Какую проблему решает проект

Проблема, на решение которой направлен проект «Пусть картины говорят…», состоит в противоречии между имеющимся образовательным потенциалом музеев, центров и других учреждений культуры и недостаточностью форм использования данного потенциала учреждениями системы образования с одной стороны, и низким уровнем мотивации к освоению культурных ценностей обучающихся, с другой.

Цель проекта

Цели проекта:

-     популяризация русского искусства посредством художественных репродукций картин;

-     повышение престижа профессии экскурсовода среди подрастающего поколения;

-     предоставление возможности образовательным учреждениям осуществлять внеурочную деятельность младших школьников на основе модели дополнительного образования;

-     создание условий для освоения культурного пространства современного мира младшими школьниками.

Организатор

Саратовская региональная общественная организация «Центр Духовной Культуры»

Целевая аудитория проекта (для кого он предназначен)

Обучающиеся начальных классов общеобразовательных

и коррекционных школ г. Саратова

Основные мероприятия

Экскурсии, конкурсы.

Период реализации

Для обучающихся 1 классов – 4 года.

Для обучающихся 2 классов – 3 года.

Для обучающихся 3 классов – 2 года.

Для обучающихся 4 классов – 1 год.

Итог (ожидаемый итог)

Качественные результаты:

-     повышение качества организации внеурочной деятельности младших школьников на основе модели дополнительного образования;

-     обеспечение доступности в процессе ознакомления обучающихся младших классов с русским искусством посредством художественных репродукций картин;

-     создание условия для выявления и поддержке творчески работающих педагогов.

Количественные результаты:

-     увеличение репродукционного фонда картин для использования в работе с общеобразовательными учреждениями на 20%;

-     повышение процента охвата обучающихся начальных  классов экскурсионной работой с 10% до 60%;

-     рост количества младших школьников – участников проекта, желающих в будущем стать работниками культуры до 60%.

 

Описание проекта

Цели проекта:

-          популяризация русского искусства посредством художественных репродукций картин;

-          повышение престижа профессии экскурсовода среди подрастающего поколения;

-          предоставление возможности образовательным учреждениям осуществлять внеурочную деятельность младших школьников на основе модели дополнительного образования;

-          создание условий для освоения культурного пространства современного мира младшими школьниками.

Задачи проекта:

-         создание тематических выставок художественных репродукций картин;

-         разработка экскурсионных материалов;

-         активизация исследовательской, познавательной, творческой деятельности подрастающего поколения и учительства;

-         распространение результатов проекта на территории г. Саратова.

На социальную значимость проекта указывает ряд показателей. Во-первых, большинство учреждений культуры направляют свои устремления на решение задачи популяризации русского искусства среди подрастающего поколения, привлекая его в музеи, галереи и выставочные залы. Во-вторых, основной вектор воспитательной работы образовательных учреждений г. Саратова направлен на организацию внеурочной деятельности. В-третьих, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей. В-четвертых, реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). В нем сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Проблема, на решение которой направлен проект «Пусть картины говорят…», состоит в противоречии между имеющимся образовательным потенциалом музеев, центров и других учреждений культуры и недостаточностью форм использования данного потенциала учреждениями системы образования с одной стороны, и низким уровнем мотивации к освоению культурных ценностей обучающихся, с другой. 

Одним из путей решения выше обозначенной проблемы может стать деятельность Саратовской региональной общественной организации «Центр Духовной Культуры» (далее СРОО «ЦДК»), которая предоставляет возможность подрастающему поколению, используя пространство центра, наполненное высококачественными репродукциями шедевров мировой живописи, развиваться посредством участия в мероприятиях различных форматов, в том числе конкурсных, проектных и экспериментальных.

Уникальность проекта с одной стороны определяется тематическими выставками художественных репродукций картин, оригиналы которых хранятся в различных музеях мира, и, с другой - выездным характером экспонирования картин.

Данный проект реализуется силами экскурсоводов центра с начала 2012 года путем проведения экскурсий с использованием приемов развивающего обучения по семи передвижным выставкам художественных репродукций картин, а так же стационарным выставкам, которые экспонируются в залах центра в течение года. К одной из картин в каждой экскурсии разработано мультимедийное сопровождение, которое для большей наглядности представлено в таблице на стр.7.

В проекте принимают участие педагоги и обучающиеся начальных классов образовательных учреждений всех видов и типов.

Сроки реализации проекта

Для обучающихся 1 классов – 4 года.

Для обучающихся 2 классов – 3 года.

Для обучающихся 3 классов – 2 года.

Для обучающихся 4 классов – 1 год.

В ходе реализации проекта детям предоставляется возможность принимать участие в открытиях выставок, конкурсных мероприятиях, а также по желанию организовывать и проводить экскурсии для родителей и педагогов в выходные дни.

Формой подведения итогов реализации проекта является городской конкурс юных экскурсоводов «История одной картины».

Информация по экспонированию выставок, проведению конкурсов размещается на сайте КВЦ «Радуга» http://www.radugasar.ru и обновляется в течение учебного года.

Для реализации проекта были использованы следующие ресурсы:

-          административный: взаимодействие органов управления образованием, директоров школ с администрацией СРОО «ЦДК» ориентированное на созидательные цели в рамках закона «Об образовании»;

-          нормативный: закон «Об образовании», методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, приказы местных органов управления и др.;

-          материально-технический: специальное демонстрационное оборудование, художественные репродукции картин, ТСО;

-          интернет-ресурсы: WWW, электронная почта, файлообменные сети, поисковые системы.

Партнеры проекта

К реализации проекта были привлечены сторонние организации на условиях принципа социального партнерства. Именно этот принцип позволяет соблюдать нормы законодательства, устанавливать полномочность и равноправие представителей сторон, придерживаться добровольности принятия обязательств, выстраивать систему контроля и выполнения взятых обязательств.

Все партнерские отношения строятся на условиях договора. Разграничение сфер деятельности партнеров в рамках реализации проекта для наглядности представлено в таблице 1.

Таблица 1.

№ п.п.

Организация

Сфера ответственности

1.               

Издательский дом «Агни» г. Самары

Изготовление художественных репродукций картин

2.               

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» г. Саратов

Оформление художественных репродукций картин в багет

3.               

Министерство образования Саратовской Области

Осуществление информационной поддержки реализации проекта

4.               

Культурно-выставочный центр «Радуга»

Предоставление выставочных залов для экспонирования выставок

Содержание проекта

Репродукции картин

Цель

Содержание

1.                  «Первая встреча»

Картины, размещенные в залах центра.

Развитие у детей умений применять имеющиеся знания о правилах поведения в учреждениях культуры на практике.

Форма проведения: экскурсия-путешествие по КВЦ «Радуга».

Детям даются понятия: репродукции картин, выставочные залы, анфилада, экспонирование выставок, экскурсовод, багетная мастерская, восприятие картин.

Итог: фиксация в речи детей новых знаний посредством ответа на вопрос: что узнали нового?

2.      «Осенняя пора»

Горавский А.Г. «Грибы»,

Грицай А.М. «Прошел легкий дождь», Жуковский С.Ю. «Княжеский дом осенью»,

Жуковский С.Ю. «Последние астры»,

Крыжицкий К.Я. «Ранний снег»,

Левитан И.И. «Осень. Усадьба»,

Остроухов И.С. «Золотая осень»,

Поленов В.Д. «Золотая осень»,

Репин И.Е. «Осенний букет»,

Сычков Ф.В. «Алма-атинские яблоки»,

Четвериков А.А. «Осенняя пора»

Создание условий для реализации имеющихся знаний у детей о картинах и формирование у них стремления к открытию новых знаний.

Форма проведения: экскурсия-открытие.

Детям даются понятия: пейзаж, натюрморт, художник, передний и задний планы, композиция, колорит.

Итог: фиксация в речи детей новых знаний посредством ответа на вопрос: где можно использовать полученные знания?

3.      «Зима-чародейка»

Крыжицкий К.Я. «Ранний снег»,

Шишкин И.И. «Первый снег»,

Шишкин И.И. «Зима в лесу»,

Сычков Ф.В. «Катание с гор»,

Смирнов-Русецкий Б.А. «Иней»,

Комаров А.Н. «Бегущий лось», Дубовской Н.Н. «Троице-Сергиева Лавра»,

Чорос-Гуркин «Юрта в саду художника»,

Саврасов А.К. «Зима»,

Кустодиев Б.М. «Морозный день», Клевер Ю.Ю. «Зимний закат в еловом лесу»,

Бродская Л.И. «Морозное утро»

Формирование у детей эмоционально осознанного отношения к художественному образу зимы, воплощенного на полотнах великих художников.

Форма проведения: экскурсия-любование.

Детям даются понятия: замысел художника, воплощение образа, выразительность, поэтичность.

Итог: фиксация в речи детей новых знаний посредством ответа на вопрос: как услышать о чем говорит картина?

4.      «Страна Кустодия»

Кустодиев Б.М. «Загородная прогулка»,

«Купец-сундучник»,

«Купчиха, пьющая чай»,

«Масленица»,

«Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»,

«Троицын день»,

«Яблоневый сад»

Формирование патриотических чувств на примере творчества советского живописца, графика и театрального художника.

Форма проведения: экскурсия-путешествие в страну «Кустодию».

Детям даются понятия: жанр портрет-картина, бытовой жанр, интерьер, модель, творчество, любовь к жизни, к Родине.

Итог: фиксация в речи детей новых знаний посредством ответа на вопрос: чему можно научиться в стране «Кустодии»?

5.      «Жизнь среди звезд»

Леонов А.А. Возвращение «Востока»,

«Восход-2» на орбите»,

«Союз» - «Аполлон»,

Петров Н.Г. «В центре подготовки космонавтов»,

Плотнов А.И. «Ю.А. Гагарин»,

Соколов А.К. «Домой»,

«Над Черным морем», «Перед стартом», «Свершилась стыковка», «Свершилось», «Стартует «Союз-9», «Фобос» исследует Фобос».

Ознаменование Международного дня космонавтики

Форма проведения: экскурсия-путешествие.

Детям даются понятия: космический пейзаж, художник-космист, космический реализм.

Итог: фиксация в речи детей новых знаний посредством ответа на вопрос: о чем рассказали картины?

6.      «Двенадцать мгновений весны»

Нестеров М.В. «Два лада», «Ранняя весна»,

Горюшкин-Скоропудов И.С. «Московская слобода»,

Саврасов А.К. «Весенний вечер»,

Федоров В.А. «Весна в Терпигореве»,

Жуковский С.Ю. «Подснежники»,

Сергеев Н.А. «Яблони в цвету. В Малороссии»,

Герасимов М.А. «Окно»,

Маковский К.Е. «Девушка в костюме Флоры».

Формирование у детей эмоционально- осознанного отношения к художественному образу весны, воплощенного на полотнах великих художников.

Форма проведения: экскурсия с использованием дискуссионных ситуаций.

Детям даются понятия: этюд, пейзаж, пленэр, светотень, художественная техника, цветовой контраст.

Итог: фиксация в речи детей новых знаний посредством ответа на вопрос: о какой картине хотелось бы узнать больше?

Творческое задание детям: подготовить рассказ о картине.

7.      «Образы, рожденные войной»

Боим С.С. «Дорога жизни – Ладога»,

Корин П.Д. «Портрет маршала Г.К. Жукова»,

Костецкий В.Н.«Возвращение»,

Кривоногов П.А «Защитники Брестской крепости»,

Кривоногов П.А. «На Курской дуге»,

Лактионов А.И. «Письмо с фронта»,

Мочальский Д.К.  «Подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев»,

Непринцев Ю.М. «Отдых после боя»,

Самсонов М.И. «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года»,

Самсонов М.И. «Сестрица»,

Харламов В.М. «Победа»,

Яковлев В.Н. «Портрет Героя Советского Союза генерал-майора

И.В. Панфилова».

Ознаменование Дня Победы

Форма проведения: экскурсия.

Детям даются понятия: портрет, исторический  жанр, художник-баталист, подвиг, чувство долга, любовь к Родине.

Итог: фиксация в речи детей новых знаний посредством ответа на вопрос: почему экскурсия получила название «Образы, рожденные войной»?

 

Мультимедийное сопровождение проекта

№ п.п.

Тема

занятия-эксурсии

Название картины

Задачи

презентации power point

1.       

Дивные краски осени

Горавский А.Г.

«Грибы» этюд

Показать портрет художника.

Рассказать детям, что такое этюд.

Продемонстрировать детям картину художника «Пейзаж с рекой и дорогой», внимательно рассмотрев ее, найти ответ на вопрос: Могла ли быть работа «Грибы» этюдом к этой картине?

 

2.       

Зима-чародейка

Саврасов А.К. «Зима»

Показать портрет художника.

Продемонстрировать картину без багета и предложить детям, образно, раздвинув границы картины, придумать продолжение ее сюжета.

Представить один из возможных вариантов.

3.       

Весны очарованье

Сергеев А.С.

«Яблони в цвету»

Показать картину, «зайти» в нее и по дороге подойти к домикам (приблизить изображение домов).

Предложить детям представить себя внутри дома и описать вид из окна.

Продемонстрировать картину Герасимов А.М. «Окно».

4.       

В мире сказок и былин

Васнецов В.М. «Витязь на распутье»

Показать портрет брата художника, с которого был написан образ витязя, показать его эскиз.

 Продемонстрировать первый вариант картины, затем саму картину, с фрагментом аудиозаписи былины «Три поездки Ильи Муромца».

5.       

Морская стихия И.К.Айвазовского

Айвазовский И.К.

«Ниагарский водопад»

Показать портрет художника, картину «Ниагарский водопад».

Продемонстрировать видео Ниагарского водопада.

Дать детям возможность сравнить реальное и нарисованное.

6.       

В гостях у И.И.Шишкина

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу»

Показать набросок к картине.

Рассказать об истории создания образов медведей, показать, как бы выглядел сюжет картины без медведей.

Представить два фрагмента картины: поваленная сосна и дерево с обрезанной верхушкой.

7.       

Натюрморт

Грабарь И.Э. «Яблоки»

Показать портрет художника.

Рассказать, что оригинал картины находится в г. Саратове и показать зал Радищевского музея, где экспонируется картина.

8.       

Детские образы в живописи

Маковский К.Е. «На попечении у бабушки»

Показать портрет художника.

Продемонстрировать картину, открывая ее по частям:

1.   сидящий на столе мальчик,

2.   две девочки,

3.   бабушка.

Предложить детям описать увиденное, добавляя новую информацию после появления следующего фрагмента.

9.       

И ныне живы русские традиции

Кустодиев Б.М. «Купчиха за чаем»

Показать портрет художника.

Продемонстрировать детям картину выделяя 7 фрагментов путем их увеличения: мостовая, купеческий дом, натюрморт, ларец, подпись художника, брошь, ветка дуба.

Сопроводить каждый фрагмент рассказом.

10.   

Кем работать

мне тогда, чем мне заниматься

Фирсов И.И.

«Юный живописец»

Показать портрет художника.  Представить детям картину выделяя 2 фрагмента путем их увеличения:

1.   натурщица;

2.   портрет в овальной раме.

Продемонстрировать фрагмент образовательного видеофильма  «Рождение картины. В мастерской художника» из серии «Русский музей детям».

 

Ход реализации проекта

№ п.п.

Мероприятие

Сроки

Исполнитель

Подготовительный этап

1.      

Формирование тематических выставок художественных репродукций картин

Январь 2012 г.

СРОО «ЦДК»

2.      

Оформление художественных репродукций картин в багет

Февраль-апрель 2012 г.

ООО «Орион»

3.      

Проведение родительских собраний «Организация внеурочной деятельности младших школьников»

Май 2012 г.

Общеобразовательные учреждения

4.      

Разработка экскурсий

Июнь-август

2012 г.

СРОО «ЦДК»

5.      

Разработка мультимедийного сопровождения к экскурсиям

Июнь-август

2012 г.

СРОО «ЦДК»

Основной этап

1.      

Информационная встреча для педагогов ОУ – участников проекта «Особенности реализации проекта «Пусть картины говорят…»

Сентябрь

2012 г.

СРОО «ЦДК»

2.      

Планирование работы по реализации проекта

Сентябрь 2012 г.

Общеобразовательные учреждения

3.      

Проведение экскурсий по тематическим выставкам согласно учебно-тематическим планам

В течение учебного года

Экскурсоводы СРОО «ЦДК»

Заключительный этап

1.      

Размещение информации о ходе и результатах проекта в системе Интернет

В течение года

СРОО «ЦДК»

2.      

Городской конкурс юных экскурсоводов «История одной картины»

По окончании реализации проекта

СРОО «ЦДК»

3.      

Анкетирование школьников с целью выявления профессиональных предпочтений «Кем я хочу стать?»

Обработка результатов анкетирования.

По окончании реализации проекта

Общеобразовательные учреждения

 

Риски проекта

 

№ п.п.

Возможные риски

Способы коррекции

1.    

Отрицательное влияние на учителей начальных классов сложившихся профессиональных стереотипов.

Проведение педагогических бесед, с целью разъяснения специфики реализуемого проекта.

2.    

Рассогласованность действий учителей начальных классов и музейных работников в условиях проектной деятельности.

Совместная выработка учебно-тематических планов.

3.    

Появление профессиональных затруднений у участников проекта.

Участие учителей в информационных встречах, музейных работников в педагогических советах.

Результаты проекта

Качественные:

-     повышение качества организации внеурочной деятельности младших школьников на основе модели дополнительного образования;

-     обеспечение доступности в процессе ознакомления обучающихся младших классов с русским искусством посредством художественных репродукций картин;

-     создание условий для выявления и поддержки творчески работающих педагогов.

Количественные:

-     увеличение репродукционного фонда картин для использования в работе с общеобразовательными учреждениями на 20%;

-     повышение процента охвата обучающихся начальных  классов экскурсионной работой с 10% до 60%;

-     рост количества младших школьников – участников проекта, желающих в будущем стать работниками культуры до 60%.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×