Привет, Краевед!

184

Название проекта

« Привет, Краевед!»

Информация об авторе

(Ф. И. О., должность)

Кавнатская Нина Григорьевна, заведующая ЦГДБ

 им. С.Я. Маршака, Заслуженный работник культуры РФ

Какую проблему решает проект

Предмет «Краеведение» отсутствует в программе школьного образования г. Воронежа, лишь в некоторых школах уроки краеведения проходят факультативно и в ограниченном количестве, в связи с этим основная тема проекта – краеведение.

Цель проекта

Расширение знаний подрастающего поколения по всем аспектам краеведческой культуры через Игру.

Организатор

ЦГДБ им. С.Я. Маршака

Целевая аудитория проекта

Для участия в рамках данного проекта были приглашены дети-жители нашего города, в возрасте 10-14 лет. Для детей этой возрастной категории и был проведен опрос на знание истории родного края.

Основные мероприятия

Игра «Кладоискатели», Игра «Следопыты», игра «Парад – листопад», Игра «Вип – парад»

Период реализации

 Игровая образовательная программа «Привет, Краевед!», состоящая из 4-х Игр была рассчитана на  1 год: с января по декабрь 2011 года.

Итог (ожидаемый итог)

Расширение знаний подростков по всем аспектам краеведческой культуры через Игру, поставленная библиотекарями, была достигнута, т.к. во всех конкурсных программах приняли участие – 570 человек.

Игровая образовательная программа «Привет, Краевед!»

Ознакомление детей и подростков с историей родного края посредством серии игр

Тема проекта выбрана неслучайно: краеведческая работа в библиотеке является одним из важных факторов патриотического, эстетического, экологического воспитания детей. Развивая это направление, коллектив Центральной городской детской библиотеки им. С.Я. Маршака столкнулся с тем, что предмет «Краеведение» отсутствует в программе школьного образования г. Воронежа. Только лишь в нескольких школах города уроки краеведения проходят факультативно и в ограниченном количестве.

Проводя уроки внеклассного чтения с детьми, мы убедились, что знания истории родного края у учащихся более чем скромные. Работники библиотеки провели опрос среди подростков 10−14 лет, в котором приняли участие 300 человек. По результатам опроса выяснилось, что лишь 5% из них знают дату основания Воронежа, а 8% имеют представление о важнейших исторических событиях, связанных с краем, знаменитых людях, которые прославили его (достаточно уверенно опрошенные называли только поэтов А.В. Кольцова и И.С. Никитина). Учитывая сложившуюся ситуацию, мы разработали игровую образовательную программу «Привет, Краевед!».

Основная идея программы – в игровой форме познакомить детей с историей, культурой, природой родного края. Поэтому девизом программы стали слова«Играя – познавай!».

Программа включала в себя комплекс необычных, разноплановых игр. Ее участники искали «клад» в Воронежском краеведческом музее, попробовали свои силы в качестве гидов – экскурсоводов по родному краю; стали следопытами и нашли ответы на вопросы, путешествуя по городу; собрали гербарий из листьев деревьев, растущих в городе. Задания игр были разработаны таким образом, что территорией осуществления проекта, кроме библиотеки, стал весь город Воронеж.

Каждая игра была автономной, поэтому ребенок мог участвовать в нескольких играх. В каждой игре были выявлены свои победители и призеры. Награждение проходило в торжественной обстановке на заключительном мероприятии – празднике «Привет, Краевед!», куда были приглашены победители и призеры всех игр, представители партнерских организаций, представители средств массовой информации. Местные газеты сообщали о прошедшем конкурсе.

Цель проекта– расширение знаний подрастающего поколения по всем аспектам краеведческой культуры через игру.

Задачи проекта:

1) привлечение как можно большего числа детей для участия в играх по программе;

2) развитие творческих и познавательных способностей участников программы через игру;

3) повышение статуса библиотеки, привлечение к ней внимания со стороны разных групп общества.

Проект был реализован силами работников библиотеки в 2011 г. Руководитель проекта – заведующая ЦГДБ им. С.Я. Маршака Н.Г. Кавнатская, заслуженный работник культуры РФ.

Ресурсная база

Для реализации данной программы были использованы следующие ресурсы:

информационные – книжный фонд, справочно-библиографический аппарат.Для реализации проекта использовался раздел книжного фонда «Краеведение» − 96 экземпляров книг. Из справочно-библиографического аппарата, представленного краеведческой картотекой, было задействовано 46 газет и журналов по данной теме. Материал был подобран библиографом-профессионалом Н.А.Моховой;

технические: компьютеры, принтеры, сканеры, проектор. Вся необходимая техническая аппаратура для проведения мероприятий по проекту имелась в библиотеке. Приобретать пришлось расходные материалы в виде картриджей, которые были куплены за счет средств ЦБС;

квалифицированные кадры:

- Кавнатская Н.Г. – заведующая Центральной городской детской библиотекой им. С.Я. Маршака, заслуженный работник культуры РФ. Разработчик программы. Осуществляет руководство проектом, координирует работу с партнерами, отчитывается о деятельности библиотеки;

- Мальцева О.В. – главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. С.Я. Маршака. Является создателем программы, осуществляет разработку игр и условий их проведения;

- Мохова Н.А. – главный библиограф Центральной городской детской библиотеки им. Маршака. Осуществляет информационно-библиографическую поддержку проекта, занимается связями со СМИ;

- Иванова Н.В. – главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. С.Я. Маршака. Разработчик программы, осуществляет координацию работы с участниками проекта, разрабатывает сценарии игр и занимается их проведением;

- Ведерникова Н.А. – библиотекарь I категории Центральной городской детской библиотеки им. С.Я. Маршака (с 1 августа 2011 г. не работает в библиотеке и системе ЦБС). Разработчик программы. Занималась индивидуальной работой с участниками проекта, проводила игры, подготавливала информацию для сайта ЦБС;

репутация библиотеки;

связи с общеобразовательными и общественными организациями.

Кроме этого, для реализации проекта были выделены средства из Благотворительного фонда Михаила Прохорова в размере 136 380 руб. Был создан призовой фонд, куплена документ-камера, приобретено 200 билетов в музей для участников игры «Кладоискатели», библиотека дала рекламу проекта в СМИ.

Социальные группы: для участия в данном проекте были приглашены 10−14-летние жители Воронежа. Для детей этой возрастной категории и был проведен опрос на знание истории родного края.

Популяризация проекта

Информация о проекте регулярно появлялась в городских средствах массовой информации: публиковались реклама, анонсы мероприятий, информационные статьи. Информация о работе библиотеки регулярно размещались на сайте библиотеки и сайте МБУК ЦБС г. Воронежа. «Краткие сводки» о каждом этапе игры передавало областное радио и телевидение, сведения появлялись в газетах. Например, областная детская газета «Ворон и Еж», являясь нашим партнером, бесплатно публиковала информацию обо всех играх.

Партнерские отношения

Для того чтобы реализовать программу, библиотеке потребовалась помощь партнеров, а именно Воронежского областного краеведческого музея, Ботанического сада Воронежского Государственного университета, Воронежского экскурсионного бюро и областной детской газеты «Ворон и Еж» (приложение к общественно-политическому изданию Воронежской области «Молодой коммунар»). Все они были ознакомлены с проектом. С каждой партнерской организацией заключалось гарантийное соглашение, в котором указывалось, какую именно помощь они оказывают при реализации проекта, в чем состоит их ответственность.

Важно отметить, что партнеры принимали участие и в реализации проекта, и в оценке работ, представленных на конкурс. Все отнеслись к делу с большой ответственностью и пониманием. Все детские работы, представленные на конкурс, были рассмотрены профессионалами из партнерских организаций.

Сроки реализации проекта

Игровая образовательная программа «Привет, Краевед!», состоящая из четырех игр, была рассчитана на год – с января по декабрь 2011 г.

Основная идея этой программы – в игровой форме познакомить детей с историей, культурой, природой родного края. В рамках проекта было проведено четыре независимые игры, каждая из которых была рассчитана на два месяца. За этот срок была дана реклама и были определены участник игр. Кроме этого, каждый желающий получил информацию по темам игр.

Информация о том, как можно заявить свою кандидатуру на участие в играх, и Положение о проведении конкурса были размещены на сайтах МБУК ЦБС и ЦГДБ, в каждой из 48 библиотек ЦБС, были переданы по областному радио и опубликованы на страницах местных и областных газет «Коммуна», «Воронежский курьер», «Берег», «Молодой коммунар» и в областной детской газете «Ворон и Еж». Основным центром распространения информации о конкурсе стала библиотека. Были выпущены флаеры и листовки. Также к информационной работе были подключены волонтеры из числа читателей. Информация о проведении конкурса была полной, что дало возможность заинтересовать всех, кто с ней ознакомился.

Работу по программе можно подразделить на три этапа:

■ разработка сценариев всех игр и условий их проведения;

■ проведение игр;

■ организация и проведение заключительного мероприятия.

Первая игра «Кладоискатели» была проведена в феврале-марте 2011 г. Участники игры искали самый интересный с их точки зрения экспонат музея, относящийся к истории Воронежа и Воронежской области. О найденном «кладе» каждый участник приготовил рассказ, который он представлял на суд независимого жюри из работников краеведческого музея. Участники этого конкурса очень серьезно подошли к выбору понравившихся им в музее экспонатов. Вместе с детьми в музее побывали и их родители. Для детей было закуплено 200 билетов на посещение музея – по количеству участников первого тура конкурса «Кладоискатели». Лучшие работы были отмечены грамотами администрацией музея. Работники музея были приятно удивлены серьезности и ответственности, с которыми участники проекта подошли к работе над ним.

Вторая игра «Следопыты»проходилав апреле – мае. Дети получили задания – вопросы, ответить на которые было невозможно без предварительного чтения книг по краеведению и дальнейшего путешествия по улицам родного города. В помощь детям библиотекари разработали иллюстрировано-информационную книжную выставку «С чего начинается Родина», которая включала в себя следующие подразделы: «Летопись родного города», «Воронеж – жемчужина России», «Наши земляки». Оригинальность и точность ответов оценивали библиотекари.

Третья игра «Парад – листопад» продолжалась с августа по сентябрь. Участники собирали гербарий из листьев деревьев, растущих в Воронеже. Многие гербарии сопровождались рисунками и фотографиями. К каждому гербарию необходимо было подготовить текстовое сопровождение и справочный материал. Полноту и грамотность представленных работ оценивали специалисты Ботанического сада Воронежского Государственного университета – партнеры проекта.

Четвертная игра «Вип–парад»прошла в октябре – ноябре 2011 г. В этой игре каждый участник смог попробовать себя в качестве гида-экскурсовода. Дети разрабатывали свой маршрут экскурсии по городу для важного гостя, включая в него посещение различных местных достопримечательностей. Работы участники представили в виде буклетов, путеводителей, слайд–презентаций и просто в виде рассказа. Оценивали их представители туристического бюро.

Слет-праздник «Привет, Краевед!» прошел 14 декабря в торжественной, праздничной обстановке в библиотеке. Были приглашены победители и призеры всех игр. На празднике присутствовали представители всех партнерских организаций, коллеги – библиотекари, представители радио и телевидения, родители участников игр и просто все желающие.

Все победители были награждены специальными призами: за первое место – 1000 руб., за второе – 800 руб., за третье – 500 руб. На эти суммы были приобретены книги энциклопедического характера.

Существовали и поощрительные призы в размере 200 руб. На эти деньги были приобретены развивающие игры. Всего награды получили 40 человек.

Оценка проведенной работы

Все конкурсные работы были представлены в библиотеке на выставках. Портреты победителей появились на специальном стенде: «Привет, Краевед!». Итоги игр были опубликованы в СМИ и размещены на сайте библиотеки и сайте МБУК ЦБС. По итогам работниками библиотеки была подготовлена презентация и выпущен диск «Привет, Краевед!».

Результатом деятельности по проекту мы считаем расширение участниками игр знаний по истории, культуре, экологии родного края. Участие в таких играх помогает стимулировать интерес детей и подростков к теме краеведения, их самостоятельную работу в этом направлении. Важно и то, что работникам библиотеки удалось привлечь ребят к организации проекта – многие из них стали волонтерами.

Благодаря материалам о проекте, которые постоянно появлялись в СМИ, он получил известность и вызвал резонанс, что помогло укрепить репутацию библиотеки.

Анализируя проведенную работу и подводя ее итоги, работники библиотеки сделали вывод, что привлекли и новых читателей. Опыт, накопленный при реализации проекта, позволит нам в дальнейшем использовать игровые формы и методики в работе с детьми по разным направлениям.

Цель проекта – расширение знаний подростков по всем аспектам краеведческой культуры через игру, поставленная библиотекарями, была достигнута. Во всех конкурсных программах приняли участие 570 человек.

Представив программу «Привет, Краевед!», сотрудники библиотеки заинтересовали своей работой представителей образовательных организаций и учреждений, а также коллег – библиотекарей, достигнув тем самым одной из главных своих целей. Удалось привлечь родителей, которые принимали активное участие и оказывали помощь и поддержку в реализации этого проекта. Родители по-новому оценили роль библиотеки в образовательном процессе своих детей. Кроме того, ценность книги существенно возросла в глазах юных участников проекта – им приходилось перерабатывать огромный объем информации для того, чтобы найти ответ на нужный вопрос.

Так как девизом программы являлись слова «Играя – познавай!», по окончании проекта библиотека продолжает популяризовать краеведческие знания через игру, разрабатывает новые задания и модифицирует уже проведенные игры, старается привлечь внимание спонсоров и меценатов.

Заключение

По итогам конкурса «Новая роль библиотек в образовании», организованного благотворительным Фондом Михаила Прохорова, проект «Привет, Краевед!» вошел в число лучших проектов для детей. Руководитель проекта Н.Г. Кавнатская приняла участие в образовательной стажировке, которая прошла в библиотеках Великобритании в декабре 2012 г., и посетила крупнейшие библиотеки Лондона, Эдинбурга и Глазго.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×