Наши фишки – новые книжки!

763

Название проекта

Наши фишки – новые книжки!

Какую проблему решает проект

Согласно результатам анализа комплектования фондов в 2013 году, обновляемость фонда в муниципальном бюджетном учреждении культуры г.о. Тольятти "Объединение детских библиотек" (МБУК "ОДБ") составляет 1,7% при рекомендованных международным стандартом ИФЛА – 5%, объем новых поступлений 2,9% против рекомендуемых 10%.

Анализ книжного фонда показывает, что в детских библиотеках Тольятти особо остро ощущается недостаток современной художественной детской литературы. Неподвижный устоявшийся комплект книг детских классиков XX века уже не может (да и не должен) удовлетворять читательские потребности детей, родившихся в век новых технологий и развития Интернета.

Неудовлетворительное комплектование – результат ограниченного и нестабильного финансирования. Ситуация, сложившаяся с формированием фондов детских библиотек, приводит к тому, что детское население Тольятти не имеет доступа к лучшим книгам современных авторов, что вызывает неудовольствие читателей и препятствует повышению интереса к чтению.

Снижение актуальности книжного фонда является причиной того, что библиотекарь перестаёт быть для читателей книжным экспертом. Библиотекарь, незнакомый с современными изданиями, не в состоянии сориентировать юных читателей и их родителей в огромном потоке новых авторов и произведений

Цель проекта

Создание условий для привлечения детей и подростков Тольятти к чтению современной литературы, формирование читательского вкуса через представление произведений лучших современных авторов

Организатор

Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Тольятти "Объединение детских библиотек"

Целевая аудитория проекта (для кого он предназначен)

Дети и подростки

Основные мероприятия

1.Доукомплектование библиотечного фонда изданиями современных авторов

2.Проведение Дней новых книг

3.Работа сетевой выставки "Книжные киты – летние хиты"

4.Подготовка электронного библиографического обзора "Литературная тусовка: детские писатели XXI века"

5.Подготовка рекламно-информационных материалов (афиши, лифлеты, приглашения, закладки и т.п.)

6.Организация презентаций книг современных детских писателей в детских библиотеках

7.Творческий конкурс читательских дневников, выполненных в форме смэшбука

8.Акция "Сэлфи с новой книгой"

9.Организация информационного сопровождения проекта

10.Мониторинг проекта

Период реализации

Апрель – сентябрь 2014 года

Итог (ожидаемый итог)

1.Пополнение библиотечного фонда - не менее 100 экземпляров книг современных детских писателей

2.Повышение интереса к чтению современной детской литературы, что положительно повлияет на увеличение книговыдачи учреждением на 1000 экземпляров за год

3.В презентационных мероприятиях, посвящённых новым книгам, примут участие не менее 1000 детей и подростков

Причина значимости проекта

Статус и роль детской библиотеки как социального института напрямую зависит от качества выполнения ею задач по отношению к читателям (реальным или потенциальным), от того, как библиотека удовлетворяет потребности детей в духовном и интеллектуальном росте, от того, какое место занимает детская библиотека в процессе интеграции ребёнка в социокультурную среду через чтение, от того, как детская библиотека обеспечивает доступ к информации, к книге, к достижениям мировой и отечественной культуры. Степень удовлетворения и развития информационных потребностей детей-читателей определяется содержанием и качеством фонда детской библиотеки. Одним из ведущих направлений "Национальной программы поддержки и развития чтения" (2007-2020 гг.) была определена модернизация библиотечных фондов. По словам директора Российской государственной детской библиотеки Веденяпиной Марии Александровны, "начинать надо с базиса – с книжного фонда. Не будет книг в библиотеках – не будут читать, не будет и читающей страны".

Согласно результатам анализа комплектования фондов в 2013 году, средний показатель обеспеченности новыми поступлениями на одного читателя в детских библиотеках муниципальных образований Самарской области составляет 0,2 экз., что ниже среднего показателя обеспеченности новыми поступлениями на одного читателя в муниципальных детских библиотеках России (0,4 экз.). В рейтинге по данному показателю Самарская область на 6-ом месте по России и на последнем месте по Приволжскому Федеральному округу. Такие показатели, как обновляемость и объём новых поступлений в муниципальном бюджетном учреждении культуры г.о. Тольятти "Объединение детских библиотек" (МБУК "ОДБ") ниже рекомендуемых: обновляемость составляет 1,7% при рекомендованных международным стандартом ИФЛА – 5%, объем новых поступлений 2,9% против рекомендуемых 10%.

Анализ книжного фонда показывает, что в детских библиотеках Тольятти особо остро ощущается недостаток современной художественной детской литературы. Неподвижный устоявшийся комплект книг детских классиков XX века уже не может (да и не должен) удовлетворять читательские потребности детей, родившихся в век новых технологий и развития Интернета.

Снижение актуальности книжного фонда является причиной того, что библиотекарь перестаёт быть для читателей книжным экспертом. Библиотекарь, незнакомый с современными изданиями, не в состоянии сориентировать юных читателей и их родителей в огромном потоке новых авторов и произведений.

Неудовлетворительное комплектование – результат ограниченного и нестабильного финансирования. Ситуация, сложившаяся с формированием фондов детских библиотек, приводит к тому, что детское население Тольятти не имеет доступа к лучшим книгам современных авторов, что вызывает неудовольствие читателей и препятствует повышению интереса к чтению.

Для поддержки статуса востребованных учреждений культуры детские библиотеки Тольятти ведут активную работу по привлечению внебюджетных средств. Привлечение спонсоров, благотворительные акции, дары от писателей – это традиционные способы улучшения качественного состава библиотечных фондов. В 2014 году детские библиотеки Тольятти приняли участие в Международном дне дарения книг, который проводится 14 февраля. В результате мы получили в свой фонд значительное количество изданий, из которых более половины были новыми книгами.

Проблемы комплектования пытались решаться и путём сотрудничества с компанией ЛитРес. 45 % детских библиотек города подключены к проекту "ЛитРес: Библиотека". Однако, если для юношества и подростков чтение электронных книг и аудиокниг является приемлемым фактом, то для дошкольников и детей младшего школьного возраста необходимы печатные издания.

Стабильным вариантом пополнения книжных фондов наших библиотек является участие в издательских проектах: Международный день чтения издательства "Розовый жираф" (за 2011-2013 годы библиотеки безвозмездно получили 33 книги популярных авторов), конкурс "Книжная авоська" детского книжного проекта "Настя и Никита" (19 книг за два сезона). За участие в общеевропейской ежегодной Акции "Выходи в интернет!" МБУК г.о. Тольятти "Объединение детских библиотек" получило подарочный сертификат интернет-магазина OZON.ru на 1500 рублей. На эту сумму было приобретено пять ценных изданий.

Между тем, проблема низкого ассортимента новинок в детских библиотеках остаётся актуальной. Объединение детских библиотек Тольятти – это Центральная детская библиотека и 23 детских библиотеки, расположенные во всех трёх районах города. При очевидном удобстве размещения детских библиотек (библиотечное обслуживание предоставляется населению в пределах шаговой доступности) перед нами возникает задача обеспечить все структурные подразделения новыми книгами. С целью расширения репертуара детской литературы, мы вынуждены снижать экземплярность приобретаемых документов. А это ведёт к увеличению обращаемости и, как следствие, к более быстрой изнашиваемости изданий.

С учётом вышеуказанных проблем, а также в целях реализации отдельных положений стратегии развития МБУК г.о. Тольятти "Детские библиотеки города – интерактивная Территория Творческого Чтения" (в частности, оптимизация специализированного фонда детской литературы) был разработан проект "Наши фишки – новые книжки!", направленный на знакомство читателей с настоящими "китами" современной детской литературы

Цель проекта

Создание условий для привлечения детей и подростков Тольятти к чтению современной литературы, формирование читательского вкуса через представление произведений лучших современных авторов.

Задачи проекта

Пополнение фонда детской художественной литературы произведениями современных авторов

Знакомство детей и подростков с новинками современной детской литературы

Проведение творческого конкурса, стимулирующего развитие активной читательской позиции – создание дневников летнего чтения в форме смэшбука

Целевая аудитория проекта

Дети и подростки

Когда и чьими силами он был реализован

Проект реализовывался с апреля по сентябрь 2014 года на базе иуниципального бюджетного учреждения культуры г.о. Тольятти "Объединение детских библиотек"

Ресурсы, использованные для реализации проекта

Финансовые ресурсы

Смета расходов проекта

Наименование расходов

Коли-чество

Сумма, руб.

Приобретение книг на средства, предоставленные Городским благотворительным фондом "Фонд Тольятти" в рамках проекта "Книжные хиты"

1.

Бауэр Ю. Однажды мама ругалась

1

290,00

2.

Бекеш П. Барсук с нашего двора

2

660,00

3.

Бекеш П. Мудрый исправитель недостатков

1

380,00

4.

Бекеш П. Победитель страха

1

370,00

5.

Бемельман Л. Мадлен в Лондоне

1

250,00

6.

Бернер С. Летняя книга

1

650,00

7.

Бершадская М. Большая маленькая девочка. История третья. Вышел зайчик погулять

1

360,00

8.

Бородицкая М. Амур на подоконнике

1

340,00

9.

Бородицкая М. Бумажный зонтик

2

770,00

10.

Бородицкая М. Королевская считалка

2

710,00

11.

Бородицкая М. Телефонные сказки Маринды и Миранды

1

480,00

12.

Бренифье О. Зачем я хожу в школу?

1

200,00

13.

Бренифье О. Любовь и дружба

2

600,00

14.

Бренифье О. Смысл жизни

1

320,00

15.

Броуч Э. Шедевр

1

390,00

16.

Гиваргизов А. Когда некогда

1

280,00

17.

Гиваргизов А. Космонавты

2

740,00

18.

Гиваргизов А. Такие разные Оли

1

360,00

19.

Доннер К. Тайны анатомии

1

470,00

20.

Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее

2

560,00

21.

Жвалевский А., Пастернак Е. Гимназия №13

1

390,00

22.

Жвалевский А., Пастернак Е. Правдивая история Деда Мороза

1

390,00

23.

Жвалевский А., Пастернак Е. Я хочу в школу!

1

280,00

24.

Каняди Ш. Мышонок, повидавший свет

1

350,00

25.

Карл Э. Очень голодная гусеница

1

390,00

26.

Книга о правах человека

2

560,00

27.

Лобел А. Мышиный суп

1

310,00

28.

Мебс Г. Бабушка и Фридер - друзья навек!

1

280,00

29.

Мебс Г. Бабушка! -кричит Фридер

5

1400,00

30.

Мебс Г. В школу! - кричит бабушка и Фридер

1

280,00

31.

Москвина М. Моя собака любит джаз. Крокодил

1

300,00

32.

Нестлингер К. Рассказы про Франца и школу

1

280,00

33.

Ольтен М. Быстро в кровать

1

170,00

34.

Пушкин А. Интерактивная классика. Капитанская дочка

1

360,00

35.

Рейнольдс П. Точка

2

690,00

36.

Ремез А. Приключения Пеленыша

1

280,00

37.

Ремез А. Стражи белых ночей

1

330,00

38.

Седов С. Сказки про Мальчика Лешу

1

440,00

39.

Седов С. Сказки про мам

1

310,00

40.

Тасиес Х. Украденные имена

1

330,00

41.

Толстая К. Истории о маленьком кролике

1

290,00

42.

Тор А. Глубина моря

1

320,00

43.

Тор А. Маяк и звезды

1

290,00

44.

Хокинг С. Джордж и большой взрыв

1

470,00

45.

Хокинг С. Джордж и сокровища вселенной

1

370,00

46.

Хокинг С. Джордж и тайны вселенной

1

450,00

47.

Хуб У. Ковчег отходит ровно в восемь

1

310,00

48.

Явецкая Е. Мой дедушка-Вундеркинд

1

200,00

ИТОГО:

60

20000,00

Расходные материалы для печати информационно-рекламных материалов – из собственных средств учреждения

Временные ресурсы

Реализация проекта заняла 6 месяцев. Основные мероприятия проводились с апреля по август 2014 года – в течение пяти месяцев. Важным моментом при реализации проекта являлась оперативность обработки книг. Специалисты отдела комплектования и обработки не допускали задержек в процессе предоставления доступа к новым книгам. Поэтому презентации книжных новинок стало возможным проводить уже в апреле

Кадровые ресурсы

В организации подготовки и проведения проекта участвовали специалисты "Объединения детских библиотек" Тольятти.

Основные участники проекта:

Руководитель и исполнители проекта

Деятельность в рамках проекта

1

Боровкова Тамара Леонидовна, заведующая отделом инновационного продвижения чтения ЦДБ им. А.С.Пушкина

Руководитель проекта, координирование деятельности в рамках проекта, работа со СМИ, мониторинг проекта, составление отчётов

3

Полякова Ольга Викторовна, заведующая отделом комплектования и обработки ЦДБ им. А.С.Пушкина

Исполнитель проекта. Доукомплектование библиотечного фонда

Бударина Ольга Александровна, заведующая сектором развития программ и проектной деятельности ЦДБ им. А.С.Пушкина

Исполнитель проекта. Создание пакета рекламно-информационных материалов, курирование презентационных мероприятий

4

Трошина Ольга Ивановна, главный библиограф отдела информационно-библиографического сервиса

Исполнитель проекта. Создание библиографических пособий

4

Кормакова Татьяна Александровна, главный бухгалтер

Исполнитель проекта. Ведение бухгалтерской документации в процессе реализации, составление финансового отчёта

Разработка и проведение интерактивных занятий по книгам осуществлялось в каждом из подразделений МБУК "Объединение детских библиотек". Список ответственных:

1. Ананьева Елена Николаевна, заведующая отделом обслуживания ЦДБ им. А.С.Пушкина

2. Гордеева Нина Ивановна, заведующая отделом редких книг ЦДБ им. А.С.Пушкина

3. Андросова Наталья Александровна, заведующая детской библиотекой №1

4. Кучук Ирина Викторовна, заведующая детской библиотекой №2

5. Михайленко Светлана Николаевна, заведующая детской библиотекой №3

6. Макаренко Надежда Анатольевна, заведующая детской библиотекой №4

7. Владимирова Галина Георгиевна, заведующая детской библиотекой №5

8. Круглова Маргарита Владимировна, заведующая детской библиотекой №6

9. Романова Валентина Леонидовна, заведующая детской библиотекой №7

10. Савинова Любовь Владимировна, заведующая детской библиотекой №8

11. Береснева Ольга Викторовна, заведующая детской библиотекой №9

12. Снеда Ольга Павловна, заведующая детской библиотекой №10

13. Березницкая Валентина Петровна, заведующая детской библиотекой №11

14. Капшукова Инесса Николаевна, заведующая детской библиотекой №12

15. Соломатина Людмила Викторовна, заведующая детской библиотекой №13

16. Кучина Вера Васильевна, заведующая детской библиотекой №14

17. Чугунова Ольга Юрьевна, заведующая детской библиотекой №15

18. Лаптева Татьяна Юрьева, заведующая детской библиотекой №16

19. Сизова Елена Алексеевна, заведующая детской библиотекой №17

20. Кривощёкова Надежда Анатольевна, заведующая детской библиотекой №18

21. Ананьева Эльмира Асхатовна, заведующая детской библиотекой №19

22. Исаёнкова Валентина Сергеевна, заведующая детской библиотекой №20

23. Шайдуллова Ильмира Рашитовна, заведующая детской библиотекой №21

24. Краснова Елена Алексеевна, заведующая детской библиотекой №22

25. Тралкова Лидия Михайловна, заведующая детской библиотекой №23

Принцип привлечения партнёров к реализации проекта

Основным принципом привлечения партнеров к реализации проекта стали добровольность и безвозмездность.

Доукомплектование фонда осуществлялось на средства, предоставленные Городским благотворительным фондом "Фонд Тольятти", а также в рамках добровольческой акции "БлагоДАРные новинки", в которой принимали участие наши друзья и партнёры (юридические и физические лица). В частности, внушительный комплект книг современных авторов мы получили в подарок от Благотворительного фонда "Культура детства" и детского книжного автобуса "Бампер" в рамках передвижного детского книжного фестиваля "Книжка под подушку", который проходил в Тольятти в апреле 2014 года. Книги в дар от неравнодушных тольяттинцев – родителей наших читателей - мы получали в ходе проведения акций в поддержку чтения. Например, к Международному дню чтения, который придумало и ежегодно проводит детское издательство "Розовый жираф", родители купили и подарили детским библиотекам книги Л.Бемельманса "Мадлен в городе" и "Мадлен и собака". Для проведения творческих площадок в рамках Библиосумерек (Библионочь-2014) также родителями в дар библиотекам были преподнесены популярные книжные новинки. Нам очень приятно, что в Год культуры – год, когда были отменены межбюджетные трансферты на комплектование фондов муниципальных библиотек, нас поддержали наши читатели – горожане. Бескорыстные поступки обычных людей вызывают у сотрудников и читателей детских библиотек Тольятти безмерное уважение и благодарность.

Для примера приводим список изданий, полученных в дар за апрель-май 2014 года

Название

Количество

Библиотека-благополучатель

1.

Анисимова А. Невидимый слон

1

Детская библиотека № 21

2.

Арру-Виньо Ж.-Ф. Летающий сыр. Приключения семейки из Шербура

1

Детская библиотека № 21

3.

Арру-Виньо Ж.-Ф. Омлет с сахаром. Приключения семейки из Шербура

1

Детская библиотека № 21

4.

Арру-Виньо Ж.-Ф. Суп из золотых рыбок. Приключения семейки из Шербура

1

Детская библиотека № 21

5.

Арру-Виньо Ж.-Ф. Шоколадные каникулы. Приключения семейки из Шербура

1

Детская библиотека № 21

6.

Арсеньева Д. Кому мороженого?

1

Детская библиотека № 21

7.

Бемельманс Л. Мадлен в Лондоне

5

Детская библиотека № 4

Детская библиотека № 13

Детская библиотека № 14

Детская библиотека № 21

Детская библиотека № 22

8.

Бемельманс Л. Мадлен и собака

3

Детская библиотека № 4

Детская библиотека № 8

Детская библиотека № 22

9.

Бемельманс Л. Мадлен и собака

1

Детская библиотека № 8

10.

Бершадская М. "Большая маленькая девочка (комплект из шести книг)

6

Детская библиотека № 21

11.

Блум Д. Питер Обыкновенный, или Младших братьев не выбирают

1

Детская библиотека № 8

12.

Блум Д. Питер Обыкновенный, или Младших братьев не выбирают

1

Детская библиотека № 8

13.

Бородицкая М. Королевская считалка

1

Детская библиотека № 8

14.

Бородицкая М. Лунный заяц

1

Детская библиотека № 21

15.

Бородицкая М. Щенок Мартын и другие

1

Детская библиотека № 21

16.

Бортон Т.Э. Я, Хуан де Пареха

1

Детская библиотека № 8

17.

Браун У.М. Как зайчонок убегал

1

Детская библиотека № 13

18.

Броуч Э. Шедевр

1

Детская библиотека № 8

19.

Броуч Э. Шедевр

1

Детская библиотека № 8

20.

Буйе Р. Всё из-за мистера Террапта

1

Детская библиотека № 8

21.

Буйе Р. Всё из-за мистера Террапта

1

Детская библиотека № 8

22.

Бэббит Н. Вечный Тук

1

Детская библиотека № 8

23.

Бэббит Н. Вечный Тук

1

Детская библиотека № 8

24.

Вильке Д. Грибной дождь для героя

1

Детская библиотека № 21

25.

Гиваргизов А. Непослушный пират

1

Детская библиотека № 21

26.

Громова О. Сахарный ребёнок

1

Детская библиотека № 21

27.

Даль Р. Матильда

1

Детская библиотека № 21

28.

Джайлз А. Танцующий жираф

2

Детская библиотека № 13

Детская библиотека № 8

29.

Джон Д.У. Ходячий замок

1

Детская библиотека № 21

30.

Додд Л. Храбрый пушок ростом с вершок

1

Детская библиотека № 8

31.

Додд Л. Храбрый пушок ростом с вершок

1

Детская библиотека № 8

32.

Дональдсон Д. Улитка и кит

1

Детская библиотека № 21

33.

Дональдсон Д. Хочу к маме

1

Детская библиотека № 13

34.

Доннелли Д. Революция

1

Детская библиотека № 8

35.

Евдокимова Н. Конец света

1

Детская библиотека № 21

36.

Евдокимова Н. Лето пахнет солью

1

Детская библиотека № 21

37.

Жвалевский А., Пастернак Е. 52-февраля

1

Детская библиотека № 21

38.

Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее

1

Детская библиотека № 14

39.

Жвалевский А., Пастернак Е. Шекспиру и не снилось

1

Детская библиотека № 21

40.

Жвалевский А., Пастернак Е. Я хочу в школу!

2

Детская библиотека № 14

Детская библиотека № 21

41.

Зоннтанг Р. Сканеры

1

Детская библиотека № 21

42.

Карл Э. Мечтательный хамелеон

1

Детская библиотека № 8

43.

Карл Э. От головы до ног

1

Детская библиотека № 8

44.

Карл Э. Очень голодная гусеница

1

Детская библиотека № 8

45.

Каста С. Зелёный круг

1

Детская библиотека № 21

46.

Каста С. Лето Мари-Лу

1

Детская библиотека № 21

47.

Каста С. Притворяясь мёртвым

1

Детская библиотека № 21

48.

Корниенко О. Декоративный Зяка

1

Детская библиотека № 21

49.

Лобел А. Воздушный змей

1

Детская библиотека № 8

50.

Лобел А. Квак и Жаб круглый год

1

Детская библиотека № 8

51.

Лобел А. Квак и Жаб снова вместе

1

Детская библиотека № 8

52.

Лобел А. Кузнечик на дороге

1

Детская библиотека № 8

53.

Лоури Л. Дающий

1

Детская библиотека № 8

54.

Макки Д. Снова Элмер

1

Детская библиотека № 21

55.

Макки Д. Элмер

1

Детская библиотека № 21

56.

Макки Д. Элмер и пропавший мишка

1

Детская библиотека № 21

57.

Макки Д. Элмер и Уилбур

1

Детская библиотека № 21

58.

Мебс Г. Бабушка и Фридер – друзья навек

1

Детская библиотека № 21

59.

Мебс Г. Бабушка! – кричит Фридер

2

Детская библиотека № 13

Детская библиотека № 21

60.

Мебс Г. Бабушка! - снова кричит Фридер

2

Детская библиотека № 13

Детская библиотека № 21

61.

Мебс Г. В школу! – кричат бабушка и Фридер

1

Детская библиотека № 21

62.

Михеева Т. Асино лето

1

Детская библиотека № 21

63.

Мурлева Ж.-К. Горе мёртвого короля

1

Детская библиотека № 21

64.

Назаркин Н. Мандариновые острова

1

Детская библиотека № 21

65.

Нестлингер К. Рассказы про Франца и каникулы

1

Детская библиотека № 21

66.

Парр М. Вафельное сердце

1

Детская библиотека № 21

67.

Парр М. Тоня Глиммердал

1

Детская библиотека № 21

68.

Питцорно Б. Послушай моё сердце

1

Детская библиотека № 21

69.

Раскина Л.П. Былое и думы собаки Диты

1

Детская библиотека № 8

70.

Ратман П. Спокойной ночи, Горилла!

1

Детская библиотека № 8

71.

Рей М. Любопытный Джордж и воздушный змей

1

Детская библиотека № 8

72.

Рей М. Любопытный Джордж попадает в больницу

1

Детская библиотека № 8

73.

Рей Х.А. Любопытный Джордж

1

Детская библиотека № 8

74.

Рей Х.А. Любопытный Джордж и велосипед

1

Детская библиотека № 8

75.

Рей Х.А. Любопытный Джордж находит работу

1

Детская библиотека № 8

76.

Рей Х.А. Любопытный Джордж получает медаль

1

Детская библиотека № 8

77.

Рихтер Ю. Щучье лето

1

Детская библиотека № 21

78.

Сабитова Д. Три твоих имени

1

Детская библиотека № 8

79.

Седов С. Геракл. 12 великих подвигов: как это и было на самом деле. Рассказ очевидца

1

Детская библиотека № 21

80.

Седов С. Сказки про мальчика Лёшу

1

Детская библиотека № 17

81.

Седов С. Сказки про мам

2

Детская библиотека № 21

Детская библиотека № 17

82.

Хуб У. Ковчег отходит ровно в семь

1

Детская библиотека № 21

83.

Шмидт А. Мурли. История необыкновенного превращения

1

Детская библиотека № 21

84.

Шмидт А. Саша и Маша (комплект из пяти книг)

5

Детская библиотека № 21

ИТОГО:

104 экз.

В ходе проведения творческого конкурса для проведения мастер-классов были привлечены волонтёры из числа читателей детских библиотек. Создание смэшбуков – сравнительно недавнее направление среди творческих увлечений. Поэтому так важен опыт людей, которые занимаются созданием рукописных альбомов. В тематических группах, посвящённых смэшбуку, в социальной сети ВКонтакте мы нашли своих читательниц и предложили им провести занятия для сверстников. В сопровождении библиотекаря девочки объехали несколько детских библиотек и показали на мастер-классах, как правильно и красочно оформить своё "книжное путешествие". Материалы для творчества ребята приносили из дома, а ведущие мастер-классов демонстрировали свои работы, а также приёмы украшения смэш-альбомов

Популяризация проекта

Анонсы презентационных мероприятий еженедельно публиковались на портале мэрии г.о. Тольятти, на сайте МБУК "ОДБ", на страницах детских библиотек в социальных сетях, новостных городских интернет-порталах. Информационные акции проводились на улицах города с привлечением волонтёров (раздача приглашений, флайеров, визиток детских библиотек)

Ход реализации проекта

Для формирования полноценного книжного фонда было проведено исследование, в задачи которого, в частности, входило создание модели-проспекта фонда художественной литературы МБУК "ОДБ", в которой были отражены желаемые качественные и количественные параметры. При составлении библиографического списка мы ориентировались на следующие материалы:

- Ядро фонда региональной детской библиотеки. Списки литературы для библиотекарей / Российская государственная детская библиотека; сост.: М. Н. Жукова, ред.: С. В. Юрманова; отв. за вып. О. П. Мезенцева. — Москва, 2013. — 46 с.

- Аннотированный рекомендательный каталог "Детям и о детях: издательства России сегодня"

В формировании списка необходимых изданий принимали участие все специалисты "Объединения детских библиотек" Тольятти (путём заполнения гугл-формы "Список докомплектования"), а также наши читатели (путём очных обращений, а также заявок, отправляемых в свободной форме по телефону, электронной почте, на страницах детских библиотек в социальной сети ВКонтакте).

В условиях недостаточной экземплярности новых книг нами было принято решение активизировать работу по внутрисистемному обмену. В детских библиотеках сформированы комплекты литературы с методическими приложениями – сценариями занятий и соответствующими оформительскими материалами. Комплекты выдаются по запросу в библиотеки для проведения интерактивных чтений с целью познакомить читателей с новинками художественной литературы.

Для формирования активной читательской деятельности были разработаны рекомендации по кругу чтения для разных возрастных групп читателей детских библиотек, создан комплект библиографических пособий "Литературная тусовка: детские писатели XXI века" (в печатной и электронной формах). С апреля по август в библиотеках проходили Дни новых книг. В июне во всех библиотеках МБУК "ОДБ" в рамках ежегодных летних чтений свою работу начали выставки книжных новинок – "Книжные ″киты″ – летние хиты". Участникам летних чтений предлагалось читать книги из списков, предложенных библиотекарями; участвовать в мероприятиях детских библиотек Тольятти по презентации книг современных авторов, а также выполнить конкурсное задание: подготовить личный читательский дневник "Моё книжное лето-2014", выполненный в форме смэшбука (смэшбук - тематический альбом, посвященный какому-либо событию и вмещающий мысли, идеи, события и воспоминания: памятные вещи, вырезки, статьи, фотографии, билеты и проч.). Со 2 июня по 15 августа специалисты детских библиотек регистрировали участников, проводили часы знакомства с новыми книгами, собирали конкурсные работы, определяли лучшие для участия в финальном туре конкурса. Критерии оценки читательских дневников:

1) раскрытие темы "Моё книжное лето-2014"

2) качество оформления

3) оригинальность подачи материала.

Итоги конкурсной программы будут объявлены на заключительном мероприятии, которое состоится в конце августа 2014 года. Победителям будут вручены дипломы и ценные подарки. Наиболее интересные читательские дневники будут представлены на выставках в детских библиотеках и опубликованы на сайте МБУК "ОДБ". По итогам программы летних чтений будет оформлено электронное досье читательских портретов "Наши лучшие читатели".

В каждой детской библиотеке состоялись мероприятия по представлению имён современных писателей, громкие чтения книжных новинок, включающие игровые приёмы работы с текстом. В рамках проекта дети включались в разные формы интерактивного общения с другими участниками. Например, принимали участие в создании виртуальных досок, посвящённых новым книгам, самостоятельно формировали виртуальную выставку-рейтинг "Book-симпатия", делали сэлфи с книжными новинками. В рамках летних чтений в детской библиотеке №14 открыла свою работу летняя "Мастерская буктрейлеров". Ребята под руководством специалиста зала электронных ресурсов учатся создавать буктрейлеры - небольшие рекламные ролики, рассказывающие о книгах (в том числе произведениях современных авторов)

Календарный план проекта

Действия, мероприятия

2014 год

04

05

06

07

08

09

Доукомплектование библиотечного фонда изданиями современных авторов

Проведение Дней новых книг

Работа сетевой выставки "Книжные киты – летние хиты"

Подготовка электронного библиографического обзора "Литературная тусовка: детские писатели XXI века"

Подготовка рекламно-информационных материалов (афиши, лифлеты, приглашения, закладки и т.п.)

Организация презентаций книг современных детских писателей в детских библиотеках

Творческий конкурс читательских дневников, выполненных в форме смэшбука

Акция "Сэлфи с новой книгой"

Организация информационного сопровождения проекта

Мониторинг проекта

График проведения презентационных мероприятий

Название мероприятия

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

1.

Дни новых книг

Все библиотеки

2.

Сетевая выставка-презентация "Книжные ″киты″ – летние хиты"

Все библиотеки

3.

Книжная выставка-рейтинг "Book-симпатия", самостоятельно формируемая читателями (с использованием интернет-сервиса Padlet)

ДБ №14

4.

Громкое чтение "Весёлые приключения Паддингтона" (Бонд М. "Всё о медвежонке Паддингтоне")

ДБ №21

5.

Скетч-шоу "Новые детские классики" (весёлые книги современных российских писателей)

ДБ №8

6.

Портрет-зарисовка "Большой специалист по влюблённости в жизнь" (Марина Москвина)

ОО ЦДБ

ДБ №4

7.

Час знакомства "Просто настоящая Волшебница" (М.Я. Бородицкая)

ОО ЦДБ

ДБ №7

ДБ №15

ДБ №21

ДБ №11

ДБ №14

ДБ №5

8.

Библио-кросс "Про девчонок и мальчишек" (рассказы С.Георгиева)

ДБ №18

ДБ №21

9.

Литературные чепушинки с "Розовым жирафом" (Ш. Сильверстайн "Полтора жирафа", Х. А. Рей "Любопытный Джордж", Л. Бемельманс "Мадлен в Лондоне" и др.)

ДБ №4

ДБ №13

ДБ №14

ДБ №21

ДБ №22

ДБ №4

ДБ №22

ДБ №1

ДБ №10

ДБ №23

ОРК

ОО ЦДБ

ДБ №8

10.

Виртуальная прогулка "По Третьяковской галерее с поэтом А.Усачевым"

ДБ №12

11.

Творческо-игровая программа "Слон необычный и очень симпатичный" (книги Д. Макки)

ДБ №21

ДБ №22

ДБ №21

12.

Литературный круиз "По родным морям: в гости к российским писателям" (С.Седов, А.Гиваргизов, М.Москвина, М.Бородицкая, А.Жвалевский, Е.Пастернак)

ДБ №3

13.

Литературный круиз "Заграничные широты: к иностранным мастерам литературы" (П.Бекеш, Г.Мебс, П.Рейнольдс и др.)

ДБ №3

14.

Литературные посиделки "Моя летняя находка". Презентация книг М.Бершадской "Большая маленькая девочка"

ДБ №21

ДБ №2

15.

Громкое чтение книги Д.Дональдсон "Улитка и кит"

ДБ №18

16.

Литературное знакомство со сказками С. Седова "Сказки про королей, мам и мальчика Лёшу"

ДБ №4

ДБ №17

ДБ №4

ДБ №5

ДБ №2

17.

Интерактивное чтение повести-сказки А.Ремез "Приключения Пелёныша"

ДБ №13

18.

Час знакомства с "Летней книгой" Ротраут Сузанны Бернер (интерактивное занятие с дошкольниками, консультации для педагогов)

ДБ №12

19.

Презентация книг О. Бренифье О. "Все ответы на важные вопросы"

ДБ №18

20.

Презентация книги А. Гиваргизова "Такие разные Оли"

ДБ №6

21.

Территория творчества. Интерактивное чтение книги П.Рейнольдса "Точка"

ДБ №3

ДБ №7

ДБ №9

22.

Презентация "Книги о правах человека" (КомпасГид)

ДБ №19

23.

Занимательные дегустации книг Д.Арсеньевы "Кому мороженого?" и Ю.Ивановой "Шоколадно-аппетитная история"

ДБ №7

ДБ №12

ДБ №14

ДБ №20

ДБ №21

ДБ №22

ОО ЦДБ

ДБ №21

24.

Слайд-викторина "Путешествие литературного кита" (вопросы по прочитанным книгам-новинкам)

ДБ №19

25.

Откровенный разговор. Презентация книги Ю.Рихтер "Щучье лето"

ДБ №21

26.

Литературное знакомство "Уинн-Дикси, Десперо и другие" (К.Ди Камилло)

ДБ №17

27.

Презентация книги А.С.Пушкина "Капитанская дочка" из серии "Интерактивная классика"

ОО ЦДБ

28.

Литературное знакомство. Книга Кати Толстой "Истории о маленьком кролике"

ДБ №15

29.

Литературная посиделки "Моя летняя находка". Презентация книг А.Шмидт "Саша и Маша"

ДБ №21

30.

Литературная посиделки "Моя летняя находка". Презентация книг Г. Мебс "Бабушка! – кричит Фридер" и др.

ДБ №21

ОРК

ДБ №6

ДБ №4

31.

Презентация "Обаятельные герои сказок А.Лобела"

ДБ №8

32.

Библиотечная премьера "Книжки-игрушки" (книги Э. Карла)

ДБ №8

ДБ №21

33.

Обзор "На краю войны". Тетралогия А.Тор

ДБ №21

Результаты проекта

В результате проведения проекта полнился и продолжает обновляться библиотечный фонд. Большая часть поступлений – издания современных отечественных и зарубежных авторов. Дети и подростки получили доступ к лучшей современной художественной литературе.

Количество фонда на 1.07.2014 года составило 692554 экз., увеличение - на 0,1% от плана (688000 экз.). Дары от благотворителей, а также закупка книг на средства ГБФ "Фонд Тольятти" составили 3452 экземпляра (первоначально нами закладывалась цифра в 100 единиц). Это количество новых поступлений в условиях отсутствия финансирования на приобретение книжного фонда можно считать удовлетворительным результатом нашей работы.

По итогам первого полугодия 2014 года (в частности, это 3 месяца из проекта) МБУК "ОДБ" выполнило основные плановые показатели муниципального задания: "количество зарегистрированных пользователей" на 70 % (процент выполнения к годовому плану), "посещения" на 58 % (процент выполнения к годовому плану), "посещение на мероприятиях" на 86 % (процент выполнения к годовому плану), "выдано экземпляров" на 56 % (процент выполнения к годовому плану).

За четыре месяца проекта увеличилась востребованность информационных, культурно-просветительских библиотечных услуг. Произошёл рост читательской активности (охвата и интенсивности) читателей – детей и подростков. Благодаря широкой системе информирования о мероприятиях (социальные сети, индивидуальные приглашения, раздача флайеров и т.д.), презентационные программы проходили при значительном количестве участников. Дети и подростки выступали инициаторами повторения мероприятий для своих друзей. Вместо запланированных 1-2 мероприятий в библиотеках проходили повторы для новых участников проекта. Всего за четыре месяца проекта в мероприятиях по популяризации современных изданий приняло участие более 4500 читателей – детей, подростков и их родителей.

Важным критерием эффективности проекта станет увеличение спроса на современную детскую художественную литературу, увеличение книговыдачи современной детской литературы. В связи с тем, что проект ещё продолжается, точные количественные данные предоставить пока невозможно. Однако, следует отметить, что новые издания пользуются огромной популярностью у читателей.

По завершении проекта планируется провести анкетирование читателей. Анализ анкет также позволит нам оценить эффективность проекта

Варианты развития проекта

В качестве дополнительного источника по комплектованию книгами нами планируется организация и проведение благотворительной акции на базе книготорговых компаний "Подвешенные книги" (по аналогии движения, возникшего в зарубежных кафе, а теперь набирающего ход в России – "Подвешенный кофе". Когда покупатель приходит в кафе, он оплачивает ещё одну или несколько чашечек кофе, о чём делается отметка на специальной доске. А потом любой посетитель может выпить этот кофе совершенно бесплатно). Покупатель может приобрести любую детскую книгу и оставить её в книжном магазине, который затем передаст её в фонд МБУК "ОДБ". По желанию, покупатель может оставить в книге дарственную надпись, а в подарок получить яркий стикер. В настоящее время движение "Подвешенные книги" распространяется в отношении воспитанников детских домов и малообеспеченных семей. Но его можно и применить для детских библиотек, особенно в условиях отсутствия финансовых средств на комплектование. Специалисты МБУК г.о. Тольятти "Объединение детских библиотек" активно осуществляют развлекательно-просветительскую деятельность в детских домах, интернатах и реабилитационных центрах, т.е. книги, полученные в дар от покупателей, будут адресованы, в частности, социально незащищенной категории населения

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×