Концертный зал имени Арнольда Каца: новая эпоха в музыкальной жизни Новосибирска

248
11 сентября 2013 года в Новосибирске состоялось открытие Государственного концертного зала имени Арнольда Каца. Впервые за свою 75-летнюю историю филармония получила зал, построенный специально для нее, иными словами – для концертов академической музыки. Однако для руководителя учреждения это радостное событие – только середина пути создания и реализации концепции развития филармонии...

М.В. Монахова,

руководитель пресс-службы Новосибирской государственной филармонии

11 сентября 2013 года в Новосибирске состоялось открытие Государственного концертного зала имени Арнольда Каца. Впервые за свою 75-летнюю историю филармония получила зал, построенный специально для нее, иными словами – для концертов академической музыки. Однако для руководителя учреждения это радостное событие – только середина пути создания и реализации концепции развития филармонии.

Предыстория. Где жили коллективы

В 2012 г. Новосибирской филармонии исполнилось 75 лет, и ее история все эти годы была историей скитаний из здания в здание. Именно поэтому в сознании новосибирцев представление о соответствующем топониме предельно размыто: на вопрос, где в Новосибирске находится филармония, можно получить три-четыре разных ответа. Относительная стабильность в истории частых переездов с места на место настала в начале 1990-х гг., когда здание Дома политического просвещения, в силу произошедших в стране событий утратившее актуальность, было передано концертной организации и получило новое имя – Большой зал филармонии. И здание, и зал, созданный когда-то для проведения партсобраний, не очень подходили для проведения концертов. Если с их внешним видом еще можно было смириться и исправить его подручными средствами, то проблемы с акустикой представлялись намного более серьезными. Разрешить их полностью, при имевшихся у филармонии средствах, было невозможно. Руководству и коллективу учреждения оставалось обеспечивать подзвучку, устанавливать отражающие звук панели, но результат все равно оставался далек от желаемого. Это был не идеальный, но – свой зал, в котором выступал титульный коллектив филармонии – Новосибирский академический симфонический оркестр, созданный в 1956 г. и работавший в те годы под руководством самого Арнольда Михайловича Каца, а также Камерный хор и вошедшие в состав филармонии в начале 1990-х гг. Камерный оркестр, квартет Filarmonica, ансамбль ранней музыки Insula magica, созданные в это время ансамбль «Маркелловы голоса», Вокальный ансамбль Павла Шаромова, Концертный духовой оркестр и ансамбль солистов «Новосибирская камерата».

Филармонии достался зал, созданный для проведения партсобраний, но по имевшейся акустике слабо пригодный для концертов.

В январе 2007 г. Арнольда Михайловича Каца не стало. Уход маэстро из жизни стал тяжелейшим ударом для симфонического оркестра и филармонии. В этот сложный момент участие в судьбе коллектива принял губернатор Новосибирской области В.А. Толоконский. Была организована встреча с творческим коллективом, на которой, помимо обсуждения ряда оперативных задач и проблем, был поднят вопрос об увековечивании памяти А.М. Каца. Тогда и прозвучала мысль о том, что самой дорогой и важной данью памяти стало бы воплощение мечты маэстро о новом, достойном оркестра зале. Речь о нем шла много лет, но никаких принципиальных сдвигов не происходило. Глава региона заявил, что принимает на себя обязательства в кратчайший срок приступить к строительству этого зала. Тогда же и прозвучало предложение дать новому залу имя А.М. Каца.

В апреле 2008 г. Новосибирская филармония попрощалась с Домом политического просвещения концертной программой «Прощание с Большим», и вскоре начался демонтаж здания. К тому времени часть многочисленных филармонических коллективов располагалась и выступала в Камерном зале: переданное филармонии в 1980-е гг. историческое здание Дом Ленина было отремонтировано к началу 2000-х гг. и начало функционировать как концертный зал. Площадка идеально подходила для концертов камерной музыки и для выступлений небольших коллективов, но располагала сценой довольно скромных размеров и залом всего лишь на 440 мест.

После демонтажа Дома политпросвещения часть коллективов, базировавшихся в нем, переехала в здание Камерного зала. Итого к концу 2008 г. в Камерном зале работали: джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», квартет Filarmonica, ансамбль «Маркелловы голоса», Вокальный ансамбль Павла Шаромова, Камерный оркестр, Камерный хор, фортепианный дуэт Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов, ансамбль ранней музыки Insula magica, отдел детско-юношеских программ, Эстрадный оркестр и музыкальный лекторий. После демонтажа Большого зала крупным филармоническим коллективам были предложены репетиционные помещения в разных точках города:

■ Новосибирский академический симфонический оркестр и его «дочерние» коллективы (Концертный духовой оркестр и Ансамбль солистов «Новосибирская камерата») переехал в ДК «Строитель», где проходили репетиции и редкие концерты, но в основном коллектив выступал на сцене Дворца культуры железнодорожников;

■ Русский академический оркестр репетировал в Доме радио – помещении, принадлежащем ВГТРК Новосибирск, к которому оркестр был «приписан» до включения в штат филармонии;

■ Камерный хор расположился в здании Министерства культуры Новосибирской области (репетиции коллектива проходили в Камерном зале филармонии);

■ Биг-бэнд Владимира Толкачева сначала располагался в Центре культуры Новосибирского государственного технического университета, а затем переехал в ДК «Строитель».

Отсутствие собственного большого зала, с одной стороны, спровоцировало освоение новых концертных площадок (районных ДК), но, с другой – еще больше размыло в массовом сознании представление о месте, где находится филармония.

Создание новой площадки

До начала проектирования нового зала было сформулировано техническое задание, в разработке которого специалисты филармонии приняли активное участие. Все пожелания концертной организации были учтены и воплощены в проекте зала. На сегодняшний день не реализована лишь установка органа, которая запланирована на ближайшие годы. И архитектура зала, и его акустические параметры были разработаны с учетом монтажа органа. 

Специалисты филармонии участвовали в формулировании технического задания на проектирование нового зала.

Архитектурный проект нового зала, который получил имя «Государственный концертный зал имени Арнольда Каца», был разработан ООО «Н-ск Градострой-2002» (руководитель Владимир Ермишкин) и впервые представлен губернатору Новосибирской области В.А. Толоконскому в марте 2009 г. Проект подвергся критике со стороны архитектурного сообщества, в первую очередь в связи с внешним видом здания, и был отправлен на доработку. Проектные решения фасадов были существенно переработаны авторами первоначального проекта. В результате проведенной работы окончательные решения фасадов здания были утверждены в конце 2009 г.

Строительные работы уже были начаты, однако вопрос с акустикой зала еще не был решен. Первоначально акустика была рассчитана проектировщиками в соответствии с российскими стандартами и СНиПами. Но надежд на то, что она получится хорошей без специальной разработки отдельного акустического проекта, было немного. Директор Новосибирской государственной филармонии А.Г. Назимко вспоминает, что настоять на необходимости создания такого проекта и убедить представителей власти и строительной организации в том, что акустика – характеристика первостепенной важности, и к этому вопросу нужно вернуться уже на этапе строительства, было очень сложно. Однако это удалось, и губернатор В.А. Толоконников принял решение о необходимости разработки самостоятельного акустического проекта. 

Решение о необходимости разработки самостоятельного акустического проекта было принято уже в процессе проведения строительных работ.

Победителем конкурса на создание акустического проекта стало ООО «Акустический Дизайн, Индлин». Разработанный им акустический проект потребовал коренных изменений в проекте архитектурном: стоит сказать лишь, что изменились габариты – как собственно концертного зала, так и всего здания. В частности, требовалось внести изменения в уже выполненные фундаменты. Ситуация вызвала немало возмущения, но команда, работавшая над акустическим проектом, была непреклонна.

В декабре 2009 г. контракт на строительство нового зала сумму около 1 млрд руб. выиграла компания ЗАО ИСК «Заельцовская», которая должна была построить здание в 2010 г. Однако новосибирское управление Федеральной антимонопольной службы, а за ним и три инстанции арбитражного суда признали контракт застройщика с государственным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства» незаконным из-за нарушений при проведении торгов. Повторный контракт, уже на 775 млн руб. (с учетом сделанных вложений), в декабре 2010 г. выиграла та же компания. Срок сдачи объекта был перенесен на конец 2011 г., но застройщик в него не уложился. В середине мая 2012 г. к выполнению субподряда приступил «Стройтрест № 43», который в августе 2012 г. стал победителем аукциона на выполнение подрядных работ по завершению строительства концертного зала.

Проектирование и строительство Государственного концертного зала имени Арнольда Каца полностью финансировалось из бюджета Новосибирской области. 

Даже когда из-за финансовых затруднений все проекты по реконструкции, получавшие финансирование из бюджета области, были заморожены, Государственный концертный зал единственный в регионе продолжил получать финансирование в полном объеме. Это позволяет судить о важности проекта для областного правительства.

В сентябре 2012 г. стройка была взята под личный контроль новым губернатором Новосибирской области В.А. Юрченко. Окончание строительства в течение 2012 г. было принципиальным потому, что филармония в этом году отмечала 75-летие, юбилейные мероприятия проводились в течение всего года, и открытие нового концертного зала было ожидаемым и логичным их завершением.

Сдача и освоение зала

Кульминацией юбилейного года филармонии стал международный фестиваль «Классика», концерты которого шли весь декабрь. Вершиной фестиваля стал юбилейный концерт 25 декабря 2012 г., в котором выступил известный скрипач – уроженец Новосибирска Вадим Репин в сопровождении Новосибирского академического симфонического оркестра, а также коллективы филармонии. Провести юбилейный концерт в новом зале не удалось – он прошел на сцене Дворца культуры железнодорожников, но в тот же день Государственный концертный зал имени Арнольда Каца впервые открыл двери для публики. На новой площадке в формате акустической пробы впервые выступили Новосибирский академический симфонический оркестр и Русский академический оркестр. Проба состоялась в присутствии первых лиц региона, дирекции филармонии, Вадима Репина, представителей федеральных и новосибирских СМИ, работников учреждений культуры. Мероприятие носило закрытый характер, приглашения на него распространялись исключительно среди сотрудников учреждений культуры и по базе СМИ. После выступления Новосибирского академического симфонического оркестра Вадим Репин поделился своими ощущениями с прессой, высоко оценив акустику зала.

Но все же в декабре 2012 г. здание было готово не полностью – слушатели могли попасть в зал, подняться на балкон, прогуляться по фойе первого этажа, спуститься на нулевой этаж в гардероб, но фойе второго этажа было закрыто.

14 мая 2013 г. состоялась церемония передачи Государственного концертного зала от строителей – филармонии. В этот день в новом зале выступил Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением ученика Арнольда Каца, дирижера Марка Горенштейна и новосибирский скрипач Илья Коновалов.

 Церемония передачи Государственного концертного зала от строителей – филармонии состоялась 14 мая 2013 г.

Вскоре после торжественной передачи начался переезд коллективов филармонии в новое здание. На первом этапе в здании работали инженеры, отвечающие за монтаж и работу эксплуатационных служб: вентиляции, кондиционирования, пожаротушения, охранной сигнализации. Все системы монтировались с участием специалистов филармонии, поэтому к моменту передачи здания принимающей стороне объект был в целом понятен. Далее в согласовании с представителями филармонических коллективов были созданы проекты каждой комнаты, где было зафиксировано расположение мебели, розеток, кондиционеров, точек доступа в Интернет. К моменту переезда музыкальных коллективов все было готово в точном соответствии с их пожеланиями.

По состоянию на сентябрь 2013 г. в Государственном концертном зале располагаются Новосибирский академический симфонический оркестр, Концертный духовой оркестр, ансамбль солистов «Новосибирская камерата», Камерный хор, Русский академический оркестр, Биг-бэнд Владимира Толкачева и квартет Filarmonica.

Характеристики нового помещения

Войдя на первый этаж, зрители по парадной лестнице попадают в подвальный этаж, где расположен гардероб. Подвальный этаж поделен на две зоны: первая – непосредственно гардероб, где располагается гардеробная стойка, идущая вдоль стены и отгораживающая вешалки; вторая – где зрители одеваются и приводят себя в порядок. Здесь для удобства переодевания предусмотрена зеркальная галерея, где установлены банкетки. В этой же зоне расположены входы в туалеты, а также две па­радные открытые лестницы на первый этаж в фойе концертного зала.

Вертикальная связь с этажами концертного зала обеспечивается при помощи от­крытых парадных лестниц, двух пассажирских лифтов и одного лифта для инвалидов, грузоподъемностью по 1000 кг каждый.

Фойе первого этажа объединено с фойе второго этажа и подвальным этажом при помощи двух открытых парадных лестничных клеток.

В торце фойе первого этажа расположен буфет, который обслуживает зрителей во время концертов и коллектив филармонии в рабочие дни.

Фойе второго этажа многофункционально, здесь могут располагаться художественные выставки, площадь позволяет проводить в фойе концертные выступления, торжественные собрания, «венские балы», кинопоказы.

При разработке интерьера фойе особое внимание было уделено акустике, так как проведение общественных мероприятий с большим количеством людей невозможно без хорошего звука.

Общая площадь фойе – 1080 кв. м., в т. ч. балкон – 115 кв. м.

Кафе второго этажа предлагается использовать как во время проведения концерта, так и отдельно, проводя самостоятельные мероприя­тия – концерты и творческие встречи.

Главной идеей интерьера кафе второго этажа является создание дополнительной кон­цертной площадки – «малого» зала примерно на 120 зрителей. В центре помещения размещена круглая эстрада с роялем. По периметру помещения расположен балкон, на котором дополнительно уста­новлены столы и стулья для зрителей.

Главная идея интерьера кафе второго этажа – создание дополнительной кон­цертной площадки.

Решение интерьеров концертного зала подчинено созданию архитек­турно-строительной акустики, разработанной по отдельному проекту фирмой «Акустический дизайн, Индлин» в 2010 г.

Общая площадь концертного зала составляет 21,5 тыс. кв. м. Вместимость большого концертного зала – 1090 мест, в т. ч. 12 мест для инвалидов. Вместимость малого концертного зала (помещение кафе 2 этажа) – примерно 120 мест. Вместимость фойе 2 этажа для проведения праздничных мероприятий – 1200 человек. Вместимость гардероба – 1400 человек. Вместимость буфета и кафе – примерно 180 посадочных мест. Общая площадь кафе 2 этажа – 460 кв. м., в т. ч. балкон – 110 кв. м.

Подсобные помещения (служебная часть здания, не предназначенная для зрителей) расположены в трехэтажной и в шестиэтажной частях здания.

В шестиэтажной части располагаются: под сценой – помещение для хранения инструментов примерной площадью 80 кв. м.; на первом этаже – зал; на втором этаже конференц-зал 24 кв. м., три VIP-гримерки по 9 кв. м. каждая; на третьем этаже – помещения Новосибирского академического симфонического оркестра: кабинет главного дирижёра, кабинет директора, постановочная часть, библиотека, три гримерки по 12 кв. м.; на четвертом этаже – Музей Арнольда Каца 15 кв. м., а также помещения Камерного хора: репетиторий 60 кв. м., гримерки, костюмерная, библиотека, офисные помещения; на пятом этаже – помещения Русского академического оркестра: репетиторий 60 кв. м., гримерки 15 кв. м., помещение для хранения инструментов, офисные помещения; шестой этаж – технический.

В трехэтажной части здания располагаются: на первом этаже – артистическая за сценой, помещение для хранения ударных инструментов, помещение для хранения контрабасов; на втором этаже – помещения Биг-бэнда по 9 кв. м. каждое, три класса для занятий музыкантов симфонического оркестра по 12 кв. м. каждый; на третьем этаже – помещения Биг-бэнда: четыре комнаты по 9 кв. м. каждая.

Планы заполнения зала

Концепция творческого «заполнения» Государственного концертного зала складывается из следующих направлений. 

Программы филармонических коллективов

В Государственном концертном зале в первую очередь планируется проводить концерты таких филармонических коллективов, как Новосибирский академический симфонический оркестр, Русский академический оркестр, Камерный хор, Биг-бэнд, ансамбль медных духовых «Сибирский брасс», джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», Концертный духовой оркестр, ансамбль солистов «Новосибирская камерата». Предполагаются как «сольные» выступления данных коллективов, так и совместные проекты – например, Эстрадного оркестра и Вокального ансамбля Павла Шаромова («Абба-мания»), Концертного духового оркестра и ансамбля солистов «Новосибирская камерата» с приглашением различных солистов, Биг-бэнда Владимира Толкачева и Вокального ансамбля Павла Шаромова («Поезд на Чаттанугу»). 

Программы приглашенных музыкантов (гастролеров)

Долгие годы филармония была лишена возможности предложить ведущим мировым солистам достойную концертную площадку. По этой причине некоторые из них не соглашались выступать в Новосибирске, а те, кто приезжал в последние годы, выступали или в далеком от акустического идеала зале Дворца культуры железнодорожников, или в Камерном зале филармонии, способном вместить 440 слушателей. В новом зале получит развитие и продолжение традиционный для Новосибирской филармонии формат сотрудничества с приглашенными музыкантами из России и из-за рубежа: планируются как «сольные» концерты музыкантов и коллективов, так и совместные выступления с коллективами Новосибирской филармонии.

Работа с гастролерами предполагает не только их единичные выступления, но и организацию крупных международных фестивальных проектов, являющихся неотъемлемой частью как концертной политики Новосибирской филармонии, так и музыкальной жизни всего региона.

Концерты джазового фестиваля Sib Jazz Fest, гитарного фестиваля «ГитАрт», Рождественского фестиваля искусств традиционно собирают слушателей не только из Новосибирска, но и из Томска, Кемерово, Барнаула. На выступления Джона МакЛафлина в рамках Sib Jazz Fest в 2012 г. слушатели специально прилетали из Москвы. С открытием зала и без того интенсивное и успешное развитие этого направления получит новый импульс и новые возможности.

Новосибирская филармония планирует возродить многолетнюю традицию работы с эстрадными звездами. Речь идет о сотрудничестве, например, с Ларой Фабиан и Сарой Брайтман. Не останутся без внимания и звезды российской эстрады, но, конечно, лишь отвечающие высоким требованиям филармонической художественной концепции. Решение о приглашении той или иной звезды, равно как и решения относительно всего концертного плана, в Новосибирской филармонии принимаются художественным советом совместно с маркетинговой службой. Государственный концертный зал готов принимать любые классические проекты. В сентябре 2013 г. Владимир Спиваков выступил в Государственном концертном зале дважды – 11 сентября дирижировал Новосибирским академическим симфоническим оркестром на открытии ГКЗ, и 23 сентября – камерным оркестром «Виртуозы Москвы». Обсуждается приезд Дениса Мацуева.

В отношениях с эстрадными звездами проблему составляет неполная – по состоянию на осень 2013 г. – комплектация звукоусиливающего оборудования, требования к которому составляют важнейшую часть райдера любого эстрадного исполнителя. Оборудование на данный момент находится в процессе поставки, в ближайшее время оно будет получено полностью.

Размер сцены и техническое оснащение зала позволит пригласить танцевальные коллективы – например, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Московский государственный академический театр танца «Гжель» и другие коллективы.

Продолжатся гастроли в Новосибирске оркестров мирового уровня. В предыдущие годы филармония была вынуждена проводить выступления таких коллективов, как Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова или Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева на сцене Новосибирского академического театра оперы и балета, что было связано с организационными трудностями и необходимостью оплачивать аренду зала. Теперь реализация подобного рода проектов будет проходить на порядок легче, можно ожидать учащения визитов в Новосибирск ведущих оркестров. 

Новые филармонические проекты – интерактивные программы и общедоступные концерты

Неотъемлемой частью деятельности филармонии и основой ее миссии является просветительская деятельность. В основном концерты данной направленности проходят на сцене Камерного зала филармонии, однако и на большой сцене запланировано несколько новых просветительских проектов. С января в новом формате стартует «Молодежный музыкальный портал» – разработанный для молодежи абонемент, отмеченный разного рода наградами, с переходом на новую сцену обретает качество интерактивности не только оффлайн, но и онлайн: планируется привлечение в ходе концертов интернет-технологий.

Совершенно новый, просветительский и социально значимый проект филармонии – цикл «Дневные общедоступные концерты». Раз в месяц публике будут предложены выступления филармонических коллективов в дневное время и по умеренной цене.

Новым направлением станет и проведение детских программ на большой сцене: в сезоне 2013-2014 детский абонемент в ГКЗ запускает Русский академический оркестр.

Виртуальный концертный зал

Запланирована организация трансляций концертов филармонии через Интернет. Расширение аудитории за счет привлечения новых технологий представляется естественным, оправданным и современным. И за рубежом, и в России существуют многочисленные примеры осуществления подобных проектов, Новосибирская филармония планирует, учитывая опыт коллег, реализовать подобный на своей новой площадке.

Интернет-трансляции поможет организовать стратегический партнер Новосибирской филармонии – один из новосибирских интернет-провайдеров. На данный момент обе стороны пока технически не готовы к началу трансляций. Но у руководства филармонии и компании-партнера есть договоренность об установке в ГКЗ трех камер и всего сопутствующего оборудования в самое ближайшее время.

Наряду с интернет-трансляциями запланирован и уже осуществляется совместный с ВГТРК «Новосибирск» проект трансляций филармонических концертов по телевидению. Запись выходит в эфир вскоре после окончания концерта.

Первым подобным опытом стала трансляция открытия Государственного концертного зала, на котором под управлением Владимира Спивакова выступил Новосибирский академический симфонический оркестр, солировал Вадим Репин.

Аудитории интернет-трансляций и телевизионных трансляций разнятся, но так или иначе это потенциальная публика концертов Новосибирской филармонии, которая получает первый импульс и первое представление об уровне концертов дистанционно, посредством привлечения современных технологий.

Центр политической и культурной жизни

Государственный концертный зал в силу значимости для региона представляется подходящей и престижной площадкой для проведения политически важных государственных мероприятий – День Победы, День России, День урожая и т. д. 

Ключевые мероприятия сезона 2013 – 2014

С концертного сезона 2013–2014 гг. в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца будут проходить концерты следующих абонементов: Абонементы №1 (12 концертов), № 1а (6 концертов) – Новосибирский академический симфонический оркестр, абонемент № 11 (5 концертов) – Биг-бэнд Владимира Толкачева, джаз-оркестр «Сибирский диксиленд», абонемент № 20а – Русский академический оркестр.

С открытием Государственного концертного зала откроется цикл ежемесячных дневных общедоступных концертов. Также в течение сезона на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца будут проходить отдельные (не включенные в абонемент) концертные программы филармонических коллективов, а также гастролирующих музыкантов из России и из-за рубежа.

Среди наиболее значимых событий, уже состоявшихся и запланированных в сезоне 2013-2014 гг., можно назвать:

■ открытие зала – Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Спивакова (11 сентября);

■ выступление Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова (23 сентября);

■ концерты Международного рождественского фестиваля искусств (4-19 декабря 2013 г.);

■ концерты Международного ТрансСибирского АртФестиваля, художественный руководитель – Вадим Репин (31 марта – 12 апреля 2014 г.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль