Виштынецкие сокровища гномов

199
Создание в небольшом музее программы, интересной и детям, и взрослым. Эволюция идеи, ресурсная база, схема реализации проекта. Возможности для развития идеи...

А.А. Соколов,

директор Калининградского регионального общественного учреждения «Виштынецкий эколого-исторический музей»

Создание в небольшом музее программы, интересной и детям, и взрослым. Эволюция идеи, ресурсная база, схема реализации проекта. Возможности для развития идеи. 

Исходные данные

В небольшом поселке Краснолесье Нестеровского района Калининградской области, где соединятся границы России, Литвы и Польши, расположен Виштынецкий эколого-исторический музей, организованный по общественной инициативе группой единомышленников. Музей существует с 2001 г., но только в 2010 г. он обрел постоянное место – здание, которое было передано общественному учреждению в пользование администрацией района. Музей рассказывает об истории и природе Виштынецкой возвышенности – одного из уникальных уголков Калининградской области и Восточной Пруссии. Здесь располагается знаменитая Роминтская пуща и озеро Виштынецкое, самое большое и глубокое в регионе. Экспозиция музея повествует о природной и культурной истории этой земли: истории формирования рельефа и геологическом прошлом Виштынецкой возвышенности, культуре Каменного и Железного веков, временах Великой пустоши и ее преобразовании человеком, о заповеднике императорской охоты «Роминтер Хайде» и переломе культур конца 40-х гг. XX в., а также о природной уникальности Роминтской пущи и ее сохранении.

Рельеф возвышенности и ее геологическое прошлое являются ключом к пониманию многих ее особенностей. В экспозиции музея существует вполне классическое представление геологической темы, где в витринах представлены различные горные породы, принесенные Валдайским ледником. Конечно, в ходе обзорной экскурсии по музею экскурсовод выстраивает диалог с посетителями о рельефе возвышенности, разнообразии камней и их происхождении. Но, как часто и бывает, всегда хочется чего-то большего. Сотрудники музея уже давно задумывались о том, как более интересно и познавательно представить геологическое прошлое возвышенности. Постепенно сформировалось желание создать некую программу, которая была бы интересна и детям, и взрослым, так как основные посетители музея – это детские и семейные группы. Именно это желание и стало причиной создания проекта, представленного в 2011 г. на VIII-й конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Целевую аудиторию проекта составляют основные посетители музея – детские и семейные группы.

Музей уже несколько лет подавал заявки на участие в конкурсе с различными проектными идеями, но они не проходили в финал. Однако в 2011 г. идея значительно отличалась от всех предыдущих. Она была связана с пространством как самого здания музея, так и всего поселка.

Важно было и то, что задуманный проект был нацелен на решение не только просветительских задач, связанных с отсутствием образовательных программ по краеведению и предполагающих непосредственное знакомство с историко-культурным и природным наследием Калининградской области, но также и поиском выхода из проблемы неблагоприятного социально-культурного положения поселка Краснолесье.

Целями проекта стали:

1) создание на Виштынецкой возвышенности предложения в сфере краеведческого образования, которое было бы привлекательным для детских и семейных групп;

2) оздоровление социально-культурной жизни поселка Краснолесье посредством формирования его положительного имиджа как места активного посещения детскими и семейными группами в образовательных целях, связанных с его историко-культурными и природными особенностями.

Развитие идеи

Идея проекта оформилась не сразу. Первоначальный вариант был значительно более сухим и академичным, чем окончательный. Изначально предполагалось, что участники программы будут участвовать в некой экскурсии, где им будет показано и рассказано о том, как камень использовался в хозяйственных нуждах, о его происхождении на Виштынецкой возвышенности. Одним словом, это напоминало ту же самую музейную экскурсию, но под открытым небом и с экспонатами под ногами. Практически весь материал преподносился, как говорится, на блюдечке. Его оставалось только воспринять и запомнить. Однако в первоначальной заявке были и необычные моменты, связанные с самостоятельной работой участников программы в мастерской, оформленной как жилище гномов: шлифовкой камня, определением его названия, возраста и места происхождения по музейной коллекции.

Надо отметить, что в ходе конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» проектные заявки проходят два этапа. Победители первого тура, прежде чем подать заявку на второй тур, обязательно участвуют в промежуточном семинаре. На нем авторы проектов не только представляют свои идеи, но и дорабатывают их с учетом критических замечаний. Конечно, никто не дает авторам проектов готовых решений и не говорит: «Сделайте именно так». Сама творческая атмосфера семинара, вопросы экспертов и их советы позволяют лучше понять приоритеты конкурса и решить, что необходимо доработать в проекте, как сделать его более интересным и востребованным. Так происходило и с нашим проектом, который мы значительно скорректировали в заявке второго тура. Пришлось изменить его название, что было не так просто. По замыслу авторов проекта, в его названии должна была отражаться и привязка к местности, и содержаться некая интрига, намекающая на необычное приключение. И такое краткое, но емкое название было найдено: «Виштынецкие сокровища гномов».

На смену идеи пассивного внимания пришла идея игры-исследования, когда с самого начала участникам экскурсии необходимо включаться в поиск каких-то скрытых знаний, сокровищ сказочных существ. Главными героями образовательной программы стали гномы с их тщательно оберегаемыми тайнами подземного мира.

Идея сказочных существ появилась неспроста. Дети очень любят играть, разгадывать загадки, искать что-то скрытое. Радость от успешного преодоления того или иного испытания, восхищение чем-то до этого неведомым и невидимым – это те награды, которые подогревают азарт и являются стимулом движения участников от начала программы до ее завершения. Но чтобы все работало как подобает, необходимо было планомерно реализовать задуманное.

Символом проекта стали гномы – сказочные обитатели подземного мира, хранящие его тайны, которые и предстояло разгадать участникам программы.

Радость от успешного преодоления испытаний и положительные эмоции становятся стимулами движения участников от начала программы до ее завершения.

Реализация проекта по шагам

Были запланированы четыре основных этапа проекта:

1. Подготовительный этап включал в себя детальную разработку образовательной программы, создание дизайн-проекта пространства для занятий – «мастерской гномов», планирование интерактивных элементов, разработку маршрута от здания музея к старому карьеру и обратно, а также разработку макета рабочей тетради-путеводителя для участников образовательной программы. Он продлился с сентября по декабрь 2012 г.

2. Этап создания пространства для проведения занятий, который предполагал проведение монтажных работ, изготовление и установку мебели, приобретение необходимой техники и снаряжения для участников программы, издание рабочей тетради-путеводителя. Также на этом этапе была запланирована работа с коллекцией горных пород (ее определение), которая должна была занять свое место в сказочной мастерской. На это потребовалось пять месяцев – с января по май 2012 г.

3. Этап апробации образовательной программы включал проведение ряда занятий для школ Калининградской области и корректировку программы в случае необходимости. В результате апробации корректировать программу практически не пришлось. Было важно увидеть, понимают ли дети, что от них требуется, не сложно ли им пользоваться рабочей тетрадью. Потребовались некоторые изменения в установках ведущего занятия, чтобы участники лучше понимали его задания. Можно сказать, что в большей степени это было необходимо для обретения практического опыта. Весь этап апробации продлился менее месяца.

4. Этап информирования потенциальных участников о возможности участия в образовательной программе предполагал представление информации в СМИ:

■ в Интернете на сайте музея и сайтах партнеров;

■ в региональных периодических изданиях;

■ по телевидению (репортажи на местных телеканалах);

■ издание информационного буклета (тираж – 1000 экземпляров) и его распространение через учреждения дополнительного образования для школьных групп, через информационно-туристический центр в Калининграде для гостей области, а также «лично в руки», т. е. адресно конкретным людям (учителям, посетителям музея), которые выражали свою заинтересованость в участии в программе. 

Ресурсная база

Информирование о проекте

Мероприятия в рамках последнего, информационного этапа, в отличие от мероприятий первых трех этапов, происходивших последовательно, реализовывались с самого начала проекта. В первые месяцы были организованы встречи с учителями. С одной стороны, они проводились с целью информирования педагогов о реализации проекта и возможностях участия в программе, а с другой стороны – с целью выявления особых потребностей участников в транспорте, времени, питании при намерениях участвовать в ней. Для выяснения всех этих нюансов была разработана специальная анкета, состоявшая из двух частей: информационной, содержащей информацию о проекте, которая оставалась у учителя, и опросной – с ответами по организации путешествия в музей и адресом педагога, которая оставалась в музее.

Для выявления специфических запросов аудитории и для сбора информации о ней была составлена специальная анкета.

Таким образом, организаторы проекта с самых первых месяцев его реализации формировали базу данных о школьных группах, которые могли бы участвовать в будущей программе, их возможностях и потребностях.

Кроме того, на сайте учреждения был создан раздел, посвященный проекту. Все новости о его реализации и информация об основных мероприятиях постоянно публиковались в дневнике проекта на сайте конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Также было очень важно проинформировать местных жителей о предстоящей реализации проекта и его ожидаемых результатах. Встреча с жителями поселка и окрестностей прошла с участием представителей фонда В. Потанина, а также районной и сельской администраций.

Открытость перед сообществом, готовность к совместному обсуждению перспектив и предложение сотрудничества особенно важны в формировании доверия к учреждению, и не только у местных жителей, но и у администрации.

Участники: местные жители и представители администрации – делились впечатлениями о проекте и предлагали музею свою помощь: предоставить транспорт, опубликовать информацию на сайте, помочь в организации мероприятий по проекту или показать, где в лесу лежит большой камень или жернов, которые можно было бы использовать в программе.

Взаимодействие с партнерами

Администрация района выступила партнером по проекту, предоставив музею здание и информационные ресурсы.

Вторым партнером стало Калининградское региональное отделение общественной организации «Российское геологическое общество» (КРООО РосГео), которое осуществляло информационную и методическую поддержку при разработке образовательной программы. Также члены организации – специалисты-геологи провели атрибуцию музейной коллекции горных пород Виштынецкой возвышенности. Воспитанники школы «Юный геолог», подразделения КРООО РосГео, участвовали в апробации образовательной программы.

Конечно, каждый партнер видел в реализации проекта важные для него положительные стороны: администрация была заинтересована не только в сохранении переданного здания, но, прежде всего, в том, чтобы в поселке работало социально ориентированное учреждение. У Российского геологического общества появлялась возможность долгосрочного сотрудничества с музеем, использования его базы для проведения занятий и геологических исследований, а также увеличения числа детей, увлеченных геологией.

В процессе реализации проекта значительную помощь и поддержку оказали и другие учреждения, которые не были изначально заявлены как партнеры. Например, Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма активно участвовал в распространении информации о проекте и о возможности участия в образовательной программе. Немецко-русский дом в Калининграде безвозмездно предоставил свой зал для проведения встреч с педагогами и презентации результатов проекта.

Помимо партнеров и других учреждений, в проекте принимали активное участие жители поселка, предоставляя личный транспорт и работая в качестве волонтеров.

Местные жители приняли активное участие в реализации проекта, предоставляя транспорт и работая в качестве волонтеров.

Основную координацию деятельности партнеров и других участников реализации проекта осуществлял сам музей как ответственный исполнитель.

Кадровые ресурсы

В реализации проекта было задействовано трое сотрудников музея.

Сферы ответственности распределялись следующим образом:

■ на руководителе проекта лежало общее руководство, взаимодействие с бухгалтером, партнерами по проекту и с остальными членами проектной команды;

■ координатор проекта отвечал за интернет-ресурсы, заказ и приобретение оборудования;

■ специалист по геологии осуществлял взаимодействие с привлеченными специалистами со стороны партнеров, создавал информационное и методическое содержание образовательной программы.

Волонтерами становились отдельные люди, готовые оказать помощь совершенно безвозмездно. Это были и местные жители, которые предоставляли свой автотранспорт для перевозки оборудования и доставки специалистов, участвовавшие в субботнике, и школьники, помогавшие планировать образовательную программу, и сотрудники местного дома культуры, которые помогали в организации торжественного открытия программы, и дети поселка, которые выступали на открытии. Поэтому волонтеры не были выделены в отдельную группу партнеров, с ними работала вся команда проекта.

Как видно, команда была совсем небольшой, что позволяло оперативно находить ответы на все вопросы. При этом каждый имел свой круг обязанностей, но при необходимости привлекалась помощь и других членов команды.

Часто бывает так, что в ходе реализации проекта приходится дополнить его, сделать то, что не было первоначально запланировано. Наш проект не был исключением. Для создания пространства музейного подземелья, которое требовалось для проведения программы, планировалось задействовать две подвальные комнаты. Но в процессе подготовки стало понятно, что сказочный мир гномов должен начинаться от самого входа в подвальное помещение. Поэтому соответствующее оформление было сделано и в коридорной части, где под лестницей получилось создать небольшой дом гнома, в который теперь дети и взрослые могут украдкой заглянуть. Каменный памятник в центре поселка, от которого был спланирован маршрут, требовал небольшого ремонта и чистки. Эту работу удалось выполнить во время субботника, организованного совместно с администрацией поселка при участии его жителей. Кроме того, был приведен в порядок сквер, в котором установлен памятник.

Оказалось, что результат другого мероприятия, проведенного вне рамок проекта, может дополнить его. Так, например, резная фигура головы дракона, установленная во время «Ночи в музее» в 2012 г., стала ориентиром для участников программы при движении по пути гномов.

Финансовые ресурсы

Бюджет проекта составил 632 785 рублей. 90% этой суммы были получены от Благотворительного фонда В. Потанина. Остальные 10% пришлись на вклад учреждения из средств от приносящей доход деятельности и привлеченные средства меценатов.

Наибольших затрат при реализации проекта потребовали приобретение оборудования и создание специального пространства сказочной мастерской в музейном подземелье.

Следует отметить нефинансовый вклад в реализацию проекта и со стороны самого музея, и со стороны партнеров, местных жителей, волонтеров и дружеских учреждений. Он не был выражен в денежном отношении, но имел огромное значение для успешной реализации проекта.

В результате совместных усилий команды проекта и всех его партнеров проект был реализован, а эксперты Благотворительного фонда В. Потанина признали его одним из самых успешно реализованных проектов 2011−2012 гг. Он был представлен на форуме «Музейный гид» в рамках международного музейного фестиваля «Интермузей−2013» .

Перспективы проекта

В настоящее время образовательная программа «Виштынецкие сокровища гномов» успешно работает в музее. Ее торжественное открытие состоялось в конце июня 2012 г. За это время сотни детей смогли принять в ней участие. Практически все участники программы – это дети из Калининградской области: как близлежащих районов, так и удаленных на сотни километров.

Поначалу участники программы получали информацию о музее и возможностях участия в программе по геологии из средств массовой информации, в основном газет, журналов и интернета. Старт самой программы, а затем номинирование музея и его участие в издании «Музейный гид–2013» стало хорошим информационным подспорьем ее развитию. Кроме того, был издан буклет, посвященный программе. Он распространяется по школам Калининградской области и через информационно-туристические центры. Время от времени музей проводит специальные занятия для педагогов и представителей туристических организаций, на которых происходит их знакомство с возможностями программы, чтобы в дальнейшем организовывать участие в ней детских и семейных групп.

В настоящее время основным источником информации о программе «Виштынецкие сокровища гномов» становятся впечатления взрослых и детей, которые уже посетили музей и стали ее участниками. Участие в программе происходит небольшими группами по 12−15 человек. И, конечно, отзывы участников в своей школе становятся стимулом для посещения музея другими классами.

Число заявок на участие в программе особенно заметно возрастает во время школьных каникул и проведения пришкольных лагерей.

Основным источником информации о программе становятся отзывы тех, кто уже принял в ней участие.

Сейчас сотрудники музея задумываются над расширением программы за счет включения в нее дополнительного цикла занятий, связанных не только с геологией, но и с культурным наследием. Интересными представляются такие темы, как минеральные красители, сказания и легенды о подземных обитателях в фольклоре разных народов, местные поделочные камни, камень и скульптура. Важным продолжением проектной деятельности могла бы стать организация ремесленных курсов и занятий для местных жителей, в т. ч. детей по обработке камня, создание при музее ремесленнических мастерских, открытых для посетителей. Таким образом, реализованный проект – это только начало, первая ступенька, за которой должны последовать следующие.

Реализованный проект – это только начало большого процесса.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×