Интеграция учреждений культуры в правовое пространство применительно к институту интеллектуальной собственности: основания, способы и ответственность за нарушения

201
Как, когда и с какими организациями должно сотрудничать учреждение культуры при использовании музыкальных произведений, авторских текстов и иных объектов авторских и смежных прав для соблюдения требований действующего законодательства...

К.Е. Никонов,

юрист Культурного центра ЗИЛ

Как, когда и с какими организациями должно сотрудничать учреждение культуры при использовании музыкальных произведений, авторских текстов и иных объектов авторских и смежных прав для соблюдения требований действующего законодательства. 

Интеллектуальная собственность – институт гражданского права, с которым так или иначе сталкивается любая организация: результаты интеллектуальной деятельности, используемые субъектом гражданского оборота, могут варьироваться от текстов и рисунков до компьютерных программ и баз данных. Нормы четвертой части Гражданского кодекса РФ, регулирующие правоотношения в названной сфере, особенно актуальны для учреждений культуры досугового типа: реализуя проекты по запуску многочисленных музыкальных кружков, театров (в т. ч. детских коллективов, а также кинотеатров), библиотек, дискотек и вокальных студий, указанные юридические лица используют огромное количество фонограмм, авторских текстов, фильмов, иных произведений и объектов смежных прав. В свою очередь, это порождает обязанность по уплате соответствующего вознаграждения, за исключением случаев свободного использования произведений.

Что имеет право использовать учреждение культуры?

В настоящее время бытует заблуждение о том, что любое некоммерческое использование результатов интеллектуальной деятельности является свободным. Разумеется, это не так. Исчерпывающий перечень случаев свободного использования произведений (т. е. использования, не предполагающего получения согласия и выплату вознаграждения) содержится в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ), но почти все они не распространяются на юридических лиц. Например, ст. 1273 ГК РФ разрешает использование произведения в личных целях, но субъектом данного использования может выступать исключительно физическое лицо.

Немало интерпретационных ошибок вызывает и свободное публичное исполнение музыкального произведения: в соответствии со ст. 1277 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии, в связи с чем в отдельных случаях встречаются попытки выдать корпоративы, субботники и другие подобные мероприятия за «официальные церемонии». Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2009 № 5-В09-45 раз и навсегда опровергает данную позицию, указывая на то, что к официальным относятся церемонии от имени государства, а также субъектов Российской Федерации.

К официальным церемониям согласно Определению ВС РФ относятся церемонии от имени государства, а также субъектов Российской Федерации.

В то же время, для учреждений культуры применимо свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ), при котором допускается цитирование, использование отрывков произведения в иллюстративных целях, в объёме, оправданном поставленной целью (например, при проведении лекций о современном искусстве вполне допустимо использовать примеры, сопровождаемые иллюстрациями, или цитировать труды соответствующих исследователей), с обязательным указанием имени автора и источника. Ряд специальных норм действует в отношении библиотек: например, допустимо репродуцирование экземпляра произведения для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов; также допускается воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

Одним из оснований свободного использования является пародийный жанр. В соответствии с п. 3 ст. 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. Верховный суд РФ совместно с Высшим Арбитражным судом (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009) указал на то, что автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. Если автор оригинального произведения сочтет, что пародия или карикатура порочат его честь, достоинство или деловую репутацию, он может защищать их посредством иных правовых институтов, обратившись в суд уже не по поводу используемого объекта интеллектуальных прав.

Произведение можно использовать свободно после окончания срока действия исключительного права, который составляет:

■ для объектов авторского права – семьдесят лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора;

■ для объектов смежных прав, например, для фонограммы и публичного исполнения произведения, этот срок составляет 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены запись либо исполнение.

Таким образом, в случаях, когда отсутствует основание для свободного использования произведения, а также не истёк срок действия исключительного права, необходимо заключать договор с правообладателем (в противном случае незаконное использование результата интеллектуальной деятельности будет основанием для привлечения гражданина к ответственности). Но учреждение далеко не всегда может заключить авторский договор непосредственно с автором заинтересовавшего его произведения или иными правообладателями. В связи с этим особое внимание следует уделить организациям, осуществляющим коллективное управление интеллектуальными правами.

Коллективное управление интеллектуальными правами

Данная юридическая конструкция создана для случаев, когда осуществление интеллектуальных прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой вознаграждения. На практике возникает ситуация, когда заключать договоры с исходным правообладателем нецелесообразно (например, если танцевальная студия использует в месяц, в среднем, 30-40 различных фонограмм, придётся не только заключать большое количество договоров, но и искать правообладателей самостоятельно, что в случае с зарубежными обладателями смежных прав становится серьёзной проблемой). Тогда более адекватным вариантом станет заключение договора с «организациями-агентами», которые будут осуществлять функции сбора средств. При этом механизм юридической связи пользователя и исходного правообладателя может отличаться в зависимости от сферы, в которой действует названный агент, а также от созданного им механизма. 

Среди указанных организаций прежде всего следует выделить Российское авторское общество и ВОИС.

Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) – это негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. Поэтому выплаты композиторам, авторам сценариев и рассказов, музыкально-драматических произведений, художникам и иным лицам, творческим трудом которых созданы объекты авторского права (произведения), осуществляются преимущественно посредством РАО.  

Модель взаимодействия с РАО сводится к тому, что на длительный промежуток времени (как правило, календарный год с автоматическим продлением на аналогичный период, если ни одна из сторон не заявит об ином) заключается генеральное соглашение, предусматривающее основы взаимодействия сторон, в т. ч. обязанность пользователя авторских прав предоставлять различного вида отчёты (бухгалтерские и по прошедшим мероприятиям). Пользователь заранее, за три месяца до предполагаемого использования произведения указывает все необходимые данные (заполняя справку о премьере или иной документ, идентифицирующий правомерно обнародованное произведение, которое планируется использовать в деятельности учреждения), а РАО на основе полученных данных составляет конкретное лицензионное соглашение. Размер авторского вознаграждения исчисляется в процентном отношении от кассовой выручки за проданные билеты за исключением случаев использования произведения без извлечения прибыли.

Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами “Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности”» специализируется на организации выплаты вознаграждения за использование объектов смежных прав – фонограмм и музыкальных клипов. ВОИС, как и РАО, заключает долгосрочные соглашения, которые в отличие от РАО строятся по принципу ежемесячной оплаты за пользование фонограммами в зависимости от площади, на которой осуществляется исполнение (воспроизведение). В то же время, индивидуальные объекты (фонограммы) меняются и влияют не на стоимость использования, а на то, в каком процентном соотношении и кому из правообладателей будут осуществляться соответствующие выплаты. В случае необходимости проведения разовых мероприятий (например, досуговое учреждение постоянно проигрывает музыку в трёх танцевальных залах, но затем решило провести уличный концерт) заключаются отдельные договоры либо дополнительные соглашения к действующему.

Иные организации, осуществляющие коллективное управление интеллектуальными правами, действуют в сферах, распространяющихся на учреждения культуры лишь опосредованно. 

Некоммерческое партнерство «Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства» (УПРАВИС) осуществляет управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (т. е. актуально для досугового учреждения лишь постольку, поскольку последнее будет осуществлять сделки по отчуждению оригиналов названных произведений). 

Столкнуться по роду деятельности с Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Правообладателей» (РСП) ещё менее вероятно, так как основным направлением деятельности РСП является коллективное управление интеллектуальными правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Названное вознаграждение подлежит уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. 

Учреждение культуры столкнется с некоммерческим партнерством «Российское авторское общество по коллективному управлению правами авторов, издателей и иных правообладателей при репродуцировании, копировании и ином воспроизведении произведений КОПИРУС», если его библиотека предоставляет услуги платного копирования или распечатки на принтере, а также оцифровки произведений. Пользователю результатов интеллектуальной деятельности будет предложено заключить лицензионное соглашение с КОПИРУС, на основании которого он будет производить отчисления в виде процента от соответствующего дохода. Необходимо подчеркнуть, что заключать лицензионный договор необходимо до начала оказания услуг по копированию. 

Когда коллективное управление правами не обязательно

Важно понимать, что наличие вышеописанных организаций не умаляет необходимости работать и вести переговоры непосредственно с правообладателем: в отдельных случаях можно договориться и о безвозмездной передаче права пользования произведением. Кроме того, многие авторы не заключают договоры с коллективными менеджерами по тем или иным причинам.

Нередки ситуации, при которых учреждение культуры выступает лишь площадкой, предоставляющей возможность реализации творческих начинаний иным субъектам гражданского оборота (актёрам, режиссёрам, театральным коллективам, исполнителям, композиторам и т. п.). При данной модели построения правоотношений следует принимать во внимание уже упоминавшееся постановление Пленума Верховного Суда № 5, согласно которому лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в т. ч. при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т. е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение мероприятия.

Поскольку платить за использование результатов интеллектуальной деятельности третьими лицами, по меньшей мере, нецелесообразно, следует применять следующую оговорку в гражданско-правовых договорах: контрагент должен принимать на себя инициативу и ответственность за проведение мероприятия и выплату вознаграждений за использование результатов интеллектуальной деятельности, а также гарантировать самостоятельное и за свой счёт урегулирование претензий третьих лиц по поводу имущественных и личных неимущественных прав на используемые произведения. Только в этом случае учреждение может чувствовать себя в относительной безопасности. 

Следует помнить и о том, что в договорах с организациями, осуществляющими коллективное управление интеллектуальными правами, как правило, предусматривается обязанность пользователя придерживаться принципа открытости и предоставлять по требованию коллективного менеджера документацию, частью которой (в т. ч. для безопасности самого учреждения) могут выступать договоры с контрагентами. Это должно учитываться при составлении таких договоров: часто стороны предусматривают соглашения о конфиденциальности, противоречащие соглашению с РАО или ВОИС, что ставит их в патовую ситуацию.

Наконец, следует обратиться к освещению норм различных отраслей права, предусматривающих ответственность за нарушение интеллектуальных прав иных лиц. Прежде всего, это гражданско-правовая ответственность, которая может выражаться как в применении общих норм о защите гражданских прав (в т. ч. возмещение убытков), так и в виде специального средства – взыскания с организации компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда, или в двукратном размере стоимости экземпляров произведения, или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Но если гражданско-правовая ответственность носит реституционный характер и действует в отношении учреждения, то административная и уголовная ответственность, призванные оказать публично-правовое воздействие, направлены, прежде всего, на директора учреждения как должностное лицо, допустившее определённого вида нарушения. Статья 7.12 предусматривает штраф до 20 тыс. руб. за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, а статьи 146 и 147 УК РФ (для применения наступления уголовной ответственности необходимо выполнение условия материального состава нормы – крупный размер, когда стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 тыс. руб.) – лишение свободы до двух лет в качестве одного из альтернативных наказаний.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×