Органы управления учреждением культуры

959
Все органы управления учреждения культуры должны быть названы правильно и иметь корректно определенные функции и полномочия. В противном случае принятые ими решения будут считаться незаконными. Проверьте, все ли в порядке в вашем учреждении...

Е.В. Абидуева,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской 

Все органы управления учреждения культуры должны быть названы правильно и иметь корректно определенные функции и полномочия. В противном случае принятые ими решения будут считаться незаконными. Проверьте, все ли в порядке в вашем учреждении. 

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) автономные, бюджетные и казенные учреждения относятся к некоммерческим организациям.

В соответствии со ст. 28 этого же закона, «структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения – также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, − нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления»

В соответствии со статьей 41.1 «Основ законодательства о культуре», «особенности структуры органов управления организации культуры, компетенция этих органов, порядок их формирования и порядок деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации и уставом такой организации… Уставом организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, наблюдательных, художественных советов и других) и могут определяться их функции»

Как следует из изложенного, какие-либо органы управления учреждением культуры не могут создаваться локальными актами учреждений культуры.

Можно выделить два отличия в правовом регулировании статуса автономных учреждений культуры от казенных и бюджетных учреждений культуры:

1) разница в терминах «орган управления учреждения» и «орган учреждения». В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) в уставе автономного учреждения культуры должны содержаться перечисленные в Законе № 7-ФЗ и Законе № 174-ФЗ сведения обо всех органах автономного учреждения, т. е. не только об органах, участвующих в выработке и принятии управленческих решений, но и иных совещательных и представительных органах, таких как Попечительский совет, который не участвует в выработке решений по вопросам основной деятельности автономного учреждения, но рассматривает вопросы, связанные с осуществлением учреждением иной деятельности (благотворительной, посреднической, социальной), или, например, комиссия по определению размеров стимулирующих выплат работникам учреждения, члены которой участвуют в процедурах социального партнерства в сфере труда. 

В отличие от автономных учреждений, уставы бюджетных и казенных учреждений культуры должны предусматривать наличие органов управления. Структура, компетенция и порядок работы органов бюджетных и казенных учреждений, не относящихся к органам управления, могут определяться учреждением самостоятельно;

Бюджетные и казенные учреждения вправе сами определять структуру, компетенцию и порядок работы своих органов, за исключением органов управления.

2) разница в правовом регулировании органов управления автономного и бюджетного или казенного учреждения. Устав автономного учреждения культуры в части определения органов управления (их структуры, компетенции, порядка формирования и срока полномочий) должен соответствовать требованиям федеральных законов. Требования к органам управления автономными учреждениями не могут устанавливаться иными нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. При формировании сведений устава бюджетного или казенного учреждения об органах управления учреждением учету подлежат требования любых нормативных правовых актов, предусмотренных ст. 28 Закона № 7-ФЗ, что значительно сужает возможность оптимизации деятельности органов управления учреждением с учетом практики и особенностей конкретного учреждения.

При формировании сведений устава автономного учреждения об органах управления учитываются только требования федеральных законов, а при формировании сведений устава бюджетного или казенного учреждения – требования любых нормативных правовых актов, предусмотренных ст. 28 Закона № 7-ФЗ.

Органы управления учреждения культуры

В статье 9.2 Закона № 7-ФЗ содержится указание на то, что органом управления бюджетным (казенным) учреждением является руководитель учреждения.

Нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении региональных бюджетных и казенных учреждений), местной администрации муниципального образования (в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений) могут устанавливаться требования к структуре, компетенции, порядку формирования и сроку полномочий органов управления бюджетным или казенным учреждением, порядку принятия ими решений и выступления от имени учреждения иных органов управления бюджетными и казенными учреждениями. 

В случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, требования к структуре, компетенции, порядку формирования и сроку полномочий органов управления бюджетным или казенным учреждением, порядку принятия ими решений и выступления от имени учреждения органов управления бюджетными и казенными учреждениями могут определяться нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (например, приказами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя).

Если орган государственной власти (местного самоуправления) не уполномочен устанавливать требования к структуре, компетенции, порядку формирования и сроку полномочий органов управления бюджетным или казенным учреждением, порядку принятия ими решений и выступления от имени бюджетного или казенного учреждения законом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, то издание им приказов о создании органов управления, определяющих их структуру, компетенцию, порядок формирования и срок полномочий органов управления бюджетным или казенным учреждением, а также порядок принятия ими решений, является незаконным.

Общие требования к правовому статусу бюджетных (казенных) учреждений отражены в статье 9.2 Закона № 7-ФЗ и в главе 19 Гражданского кодекса РФ.

Правовое положение казенных учреждений регулируется ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и главой 19 Гражданского кодекса РФ.

Указанные федеральные законы (БК РФ, ГК РФ, Закон № 7-ФЗ) в настоящее время прямо не определяют органы управления казенного учреждения, но анализ норм Закона № 7-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что руководитель учреждения является обязательным органом управления любым казенным или бюджетным учреждением.

Органы автономных учреждений культуры определяются в соответствии со ст. 8 Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», к ним относятся все органы автономного учреждения, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения, в т. ч.: 

■ руководитель автономного учреждения;

■ наблюдательный совет автономного учреждения;

■ иные органы, например общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.

Повторим: в соответствии со статьей 7 Закона № 174-ФЗ сведения обо всех органах автономного учреждения должны содержаться в уставе автономного учреждения.

Сведения обо всех органах автономного учреждения должны содержаться в уставе автономного учреждения.

В соответствии с Законами № 7-ФЗ и 174-ФЗ, учредитель (орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) не является органом управления бюджетного или казенного учреждения, органом автономного учреждения.

Общая характеристика компетенции руководителя учреждения культуры во многом зависит не столько от типа, сколько от вида деятельности учреждения культуры:

■ руководитель автономного учреждения культуры – ст. 13 Закона № 174-ФЗ.

■ руководитель бюджетного или казенного учреждения культуры – ч. 2 ст. 30 Закона № 7-ФЗ.

Обращаем Ваше внимание на то, что к компетенции руководителя автономного, бюджетного и казенного учреждения отнесено решение всех вопросов, не отнесенных к полномочиям иных органов учреждения, предусмотренных уставом или федеральным законом.

К компетенции руководителя отнесено решение всех вопросов, не отнесенных к полномочиям иных органов учреждения, предусмотренных федеральным законом и уставом.

Если в федеральном законе или уставе прямо не предусмотрено выполнение какой-либо функции иным органом (управления) учреждения, ответственность за ее выполнение несет руководитель. 

Характеристика руководителей по видам деятельности учреждений культуры

Руководитель учреждения, относимого к исполнительскому искусству (театр, музыкальный и танцевальный коллектив, концертная организация, концертный зал, цирк) по должности называется директором или генеральным директором. Общие требования к его компетенции, образованию и навыкам установлены частью 2.1 Квалификационных характеристик должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н (далее – приказ № 251н). 

Разделом III Положения о театре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», предусмотрено, что руководство деятельностью государственного или муниципального театра, имеющего форму учреждения, по выбору учредителя может осуществляться:

■ на основе единоначалия – директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает трудовой договор (контракт);

■ на основе разделения сфер ведения – директором и художественным руководителем, с каждым из которых учредитель заключает трудовой договор (контракт).

Этот подход можно назвать непоследовательным, т. к. в соответствии с утвержденными приказом № 251н Квалификационными характеристиками должностей работников культуры, искусства и кинематографии должность художественного руководителя не отнесена к категории должностей руководители, а также не предполагает наличие каких-либо специальных знаний для управления хозяйственной и административной деятельностью учреждения. В федеральных учреждениях до сих пор сохраняется практика заключения трудовых договоров учредителя с художественным руководителем, но вряд ли она может быть рекомендована к применению с учетом действующих Квалификационных характеристик.

Руководитель музея, зоопарка, других учреждений музейного типа, фильмофонда по должности называется «директор» или «генеральный директор». Общие требования к компетенции, образованию и навыкам установлены частью 3.1 Квалификационных характеристик должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом № 251н.

Типовая инструкция директора музея утверждена приказом Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 № 645 «Об утверждении Типовых должностных инструкций работников музеев». 

Руководитель библиотеки по должности называется «директор», «генеральный директор» или «заведующий». Общие требования к компетенции, образованию и навыкам установлены частью 4.1 Квалификационных характеристик должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом № 251н.

Руководитель культурно-досугового учреждения, центра (дома народного творчества), дворца и дома культуры, парка культуры и отдыха, центра досуга, кинотеатра и других аналогичных учреждений культурно-досугового типа по должности называется директором или заведующим. Общие требования к компетенции, образованию и навыкам установлены пунктом 5.1.1 Квалификационных характеристик должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом № 251н. 

Наблюдательный совет автономного учреждения культуры

Общие требования к структуре, порядку формирования, сроку полномочий членов Наблюдательного совета автономного учреждения установлены статьей 10 Закона № 174-ФЗ.

Схема состава Наблюдательного совета автономного учреждения представлена на рисунке (курсивом выделены члены Наблюдательного совета, включение которых в состав совета не является обязательным). 

В состав Наблюдательного совета автономного учреждения в обязательном порядке включаются представители учредителя и собственника, а также представители общественности.

Минимальное количество членов Наблюдательного совета – 6 человек, исходя из обязанности включения в состав этого совета представителя учредителя и собственника и соблюдения установленных Законом № 174-ФЗ пропорций представительства. Руководитель учреждения, допускаемый в соответствии с частью 4 ст. 10 Закона № 174-ФЗ к участию в заседаниях Наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса, членом наблюдательного совета не является.  

Руководитель автономного учреждения может участвовать в заседаниях Наблюдательного совета, но не является его членом.

В законе не определен статус секретаря Наблюдательного совета (лица, ведущего протокол и оформляющего решения, рекомендации и заключения совета). В соответствии с частью 15 ст. 10 Закона № 174-ФЗ председатель Наблюдательного совета обязан организовать ведение протокола. Он может делать это сам лично, уполномочить члена Наблюдательного совета либо пригласить третье лицо для ведения протокола (как правило, работника учреждения). Способ ведения протокола (назначение или выбор секретаря, приглашение третьего лица) определяется уставом автономного учреждения.

Требования к компетенции Наблюдательного совета установлены статьей 11 Закона № 174-ФЗ и подп. 3 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Формы документов наблюдательного совета

Наблюдательный совет учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции:

■ принимает решения, которые обязательны для исполнения руководителем учреждения; 

■ принимает рекомендации, на основании которых впоследствии учредитель принимает решения;

■ принимает заключения, на основании которых руководитель учреждения принимает решение или копии которых направляются учредителю;

■ утверждает следующие документы: проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения, положения о закупках. Сведения об утверждении документа указываются в протоколе. В грифе на первом (титульном) листе документа делается ссылка на протокол.

Требования к оформлению документов указываются в уставе автономного учреждения.

Общие требования к порядку проведения заседаний и принятия решений наблюдательным советом определены статьей 12 Закона № 174-ФЗ. 

В соответствии со статьей 41.1 Основ законодательства о культуре, «по инициативе автономного учреждения, учредитель может принять решение об упразднении наблюдательного совета автономного учреждения. В этом случае функции наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные федеральным законом об автономных учреждениях, исполняются учредителем». Указанное правило распространяется исключительно на автономные учреждения культуры, в которых Наблюдательный совет был создан и действовал. При создании автономного учреждения культуры учредитель не вправе принять решение об отказе в создании Наблюдательного совета.

Иные органы (управления) учреждений культуры

1. Попечительский совет не является органом управления. Он создается на основании устава учреждения культуры по вопросам реализации мероприятий в рамках частно-государственного партнерства в учреждении, взаимодействия с меценатами, осуществления учреждением иных социальных проектов. Положения о попечительском совете утверждаются руководителями бюджетных и казенных учреждений культуры. В автономных учреждениях культуры сведения о структуре, компетенции попечительского совета, порядок его формирования, сроки полномочий и порядок деятельности включаются в устав автономного учреждения.

2. Художественный совет театра также не является органом управления, т. к. ответственность за художественно-творческие результаты деятельности учреждения возложена в соответствии с Квалификационными характеристиками должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом № 251н, персонально на художественного руководителя. Он создается в соответствии с уставом учреждения. В автономных учреждениях культуры сведения о структуре, компетенции художественного совета, порядок его формирования, сроки полномочий и порядок деятельности включаются в устав автономного учреждения.

К функциям Художественного совета театра относят:

1) утверждение (одобрение, согласование) художественных проектов сценического оформления, включая эскизы декораций (приказ № 251н);

2) обсуждение перспективного репертуарного плана новых постановок («Инструкция о порядке планирования и учета затрат на новые и капитально возобновляемые постановки в театрах системы Министерства культуры СССР», утв. Минкультуры СССР 13.11.1978 № 34);

3) участие в переизбрании творческих работников на новый срок (приказ Минкультуры СССР от 10.03.1986 № 95 «О введении нового порядка формирования творческих составов театров, концертных организаций и художественных коллективов»).

 Попечительский и художественный советы не являются органами управления.

3. Реставрационный совет музея является органом управления музея, имеющего реставрационные мастерские или отдельных штатных реставраторов. Сведения о структуре, компетенции, порядке формирования и сроке полномочий, порядке принятия советом решений заносятся в устав учреждения с учетом требований раздела I «Общие положения», подраздела «Организация работы по консервации и реставрации музейных ценностей» Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 № 290.

4. Ученый совет музея является органом музея. Министерство культуры Московской области утвердило Типовое положение об ученом совете музея в Московской области, которое может быть использовано в качестве примерного при создании ученых советов музеев.

5. Методический совет музея является органом управления в музеях, осуществляющих методическую работу на определенной территории (как правило, федеральных и региональных) с учетом требований Положения о научно-методическом совете по художественным музеям РСФСР, утвержденного приказом Минкультуры РСФСР от 01.03.1974 № 178 «Об улучшении организации научно-исследовательской работы по изобразительному искусству и деятельности художественных музеев РСФСР».

Ученый, реставрационный и методический советы музея являются органами управления.

6. Фондово-закупочная комиссия музея (ФЗК) не является органом управления. Она создается с учетом приказа Минкультуры СССР от 20.04.1987 № 170 «О Положении о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР».

Фондово-закупочная комиссия музея является совещательным органом, но не органом управления.

Учредитель бюджетного или казенного учреждения культуры, в соответствии с приказом Минкультуры СССР № 170, утверждает составы ФЗК (по представлению руководителей музеев). В качестве органа автономного учреждения сведения о ФЗК музея указываются в уставе в соответствии с требованиями Закона № 174-ФЗ.

7. Издательский совет создается в качестве органа управления в учреждениях, в состав основной или иной деятельности которых включена издательская деятельность. Сведения о нем включаются в устав только в тех случаях, когда на основании решения издательского совета (заключения, рекомендации, одобрения) руководителем учреждения принимаются обязательные для исполнения решения в рамках осуществления основной деятельности учреждения.

Издательский совет является органом управления, если издательская деятельность входит в состав основной деятельности учреждения.

8. Закупочная комиссия автономного учреждения является органом автономного учреждения, образуемым на основании Положения о закупках. Закон № 223-ФЗ не предусматривает создание отдельного уполномоченного органа по проведению конкурсных процедур и принятию решений о совершении сделок. Информация о закупочной комиссии подлежит обязательному включению в устав учреждения. В случае отсутствия в уставе автономного учреждения сведений о закупочной комиссии, юридически ответственным лицом за совершение всех сделок автономным учреждением будет являться руководитель учреждения (в отношении крупных сделок – наблюдательный совет учреждения).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×