Национальные лотереи как дополнительный источник финансирования культуры

273
В 26 европейских странах проводятся национальные лотереи, часть выручки от которых успешно направляется на финансирование нужд сферы культуры. Рассмотрим логику развития и механизм действия таких лотерей и сопоставим их с российским опытом для того, чтобы понимать, на какие результаты могут надеяться учреждения культуры, если инициатива Министра культуры РФ по проведению пяти государственных лотерей найдет поддержку у Правительства...
В.Ю. Музычук,

канд. экон. наук, заведующая сектором Института экономики РАН 

В 26 европейских странах проводятся национальные лотереи, часть выручки от которых успешно направляется на финансирование нужд сферы культуры. Рассмотрим логику развития и механизм действия таких лотерей и сопоставим их с российским опытом для того, чтобы понимать, на какие результаты могут надеяться учреждения культуры, если инициатива Министра культуры РФ по проведению пяти государственных лотерей найдет поддержку у Правительства. 

Финансирование культурных проектов за счет средств национальных лотерей приобретает все большую популярность в современном мире. Данный механизм поддержки культуры имеет много различных вариаций, обусловленных спецификой страны, в которой проводятся лотереи. Однако в целом он сводится к следующему: часть средств, получаемых от продажи лотерейных билетов, направляется в специальный фонд лотереи, откуда определенный их процент поступает в распоряжение министерства (департамента) культуры или в совет по делам искусств, действующий по принципу «вытянутой руки». Как правило, оператором национальной лотереи выступает частная компания, которая на конкурсной основе утверждается правительством. ВЫНОС НА ПОЛЯ: Часть поступлений от продажи лотерейных билетов направляется в фонд лотереи, откуда определенный процент этих средств поступает в распоряжение органа управления культуры.

Часть поступлений от продажи лотерейных билетов направляется в фонд лотереи, откуда определенный процент этих средств поступает в распоряжение органа управления культуры.
 
Финансирование культуры через проведение национальных лотерей осуществляется в Италии, Швейцарии, Голландии, Ирландии, Германии, скандинавских и прибалтийских странах, Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Словакии, Польше, Венгрии, Болгарии и др.

В ноябре 2002 г. в Риме состоялось 15-е заседание круглого стола международной ассоциации CIRCLE Network (Cultural Information and Research Centers Liaison in Europe), которое было посвящено исследованию роли национальных лотерей в государственной поддержке культуры и искусства (“Gambling on Culture. State Lotteries as a source of funding for culture – the arts and heritage”). Оказалось, что подконтрольные государству лотереи проводятся в 26 странах из общего числа стран, принявших участие в исследовании, причем в 16 странах определенная доля средств направляется на поддержку культуры и искусства. Как отмечают авторы доклада, только в трех странах (Андорре, России и Литве) институт поддержки культуры на основе проведения национальных лотерей отсутствует как таковой.  Из истории проведения лотерей
Финансирование общественных проектов за счет средств национальных лотерей имеет давнюю историю. Например, первое сохранившееся письменное упоминание о лотерее относится к Древнему Китаю во времена правления династии Тан между 205 и 187 гг. до н.э. Известно, что лотереи организовывались для финансирования крупных государственных проектов. В частности, средства, вырученные от организации лотереи, пошли на строительство Великой Китайской стены.

Первые европейские лотереи появились в Древнем Риме. Как правило, богатые патриции одаривали подарками своих гостей на различных увеселительных мероприятиях с использованием лотерейных билетов. Однако известно, что при римском императоре Октавиане Августе была организована лотерея с публичной продажей билетов, а вырученные средства пошли на ремонтные работы в центре Рима.

Первая лотерея с продажей билетов и выигрышами в виде денежных средств была организована в XV в. в Нижних землях (Low countries), ныне известных как страны Бенилюкс. Известно, что в таких средневековых нидерландских городах как Брюгге, Гент и Утрехт проводились лотереи, средства от которых направлялись на строительство оборонительных укреплений или помощь беднякам. В XVII в. в Нидерландах стало обычной практикой проведение лотерей с целью финансирования общественных работ. Голландская государственная лотерея (Staatsloterij) является одной из старейших национальных лотерей.

В истории сохранились сведения о том, что 24 февраля 1466 г. в 25-ю годовщину со дня смерти известного фламандского художника Яна ван Эйка его вдова организовала в Брюгге лотерею для малоимущих горожан.

В истории США лотереи имели большой успех. Между 1744 и 1776 гг. было проведено более 200 разнообразных лотерей, вырученные средства от которых были направлены на строительство дорог, мостов, церквей, публичных библиотек, колледжей. Известно, что в 1740-е гг. основание Принстонского и Колумбийского университетов происходило за счет средств лотерей. А специальная Академическая лотерея 1755 г. сделала возможным создание Пенсильванского университета.

Лотереи имеют давнюю историю в Великобритании. По одной из версий, при восшествии на английский престол Елизаветы I государственная казна была опустошена, поэтому влиятельные лорды настоятельно советовали королеве вступить в брак с каким-нибудь богатым монархом. Молодая королева заявила, что не хочет выходить замуж за кого попало, но знает верный способ наполнения государственной казны. Первая лотерея была учреждена Елизаветой I в 1569 г. для сбора средств на ремонт портов в Кенте и Сассексе. Как правило, подобного рода лотереи организовались конкретно под определенный общественный проект, как это, например, было с Вестминстерским мостом. Строительство здания знаменитого Британского музея, созданного в 1753 г., также было осуществлено на средства национальной лотереи.

Однако в XVIII в. в Великобритании появилось и в дальнейшем стало укрепляться предубеждение в отношении лотерей, связанное с нездоровым воздействием игр на общество и неэффективным использованием собранных средств. В 1826 г. в Соединенном королевстве была проведена последняя лотерея, после чего почти на 100 лет этот механизм финансирования общественных проектов был предан забвению.

В России аналог первых лотерей появился при Петре I. В 1764 г. Екатерина II объявила их проведение государственной монополией, впечатлившись размерами доходов частных лиц, устраивавших эти лотереи. Правда, в царствование Екатерины II в лотереях могли участвовать только состоятельные люди.

Впоследствии в России стали проводиться как общероссийские, так и губернские лотереи, доступные для представителей всех сословий. Известно, что в 1892 г. были собраны 9,6 млн руб. для помощи пострадавшим от неурожая за счет средств государственной лотереи. Проводились также различные лотереи для помощи раненым во время Первой мировой войны.

Пришедшее к власти в 1917 г. правительство большевиков запретило лотереи как «буржуазный пережиток». Однако уже с 1921 г. этот механизм сбора общественных средств стал возвращаться в отечественную практику. Следует отметить, что в условиях плановой экономики лотереи стали активно использоваться не столько для пополнения бюджета, сколько для изъятия у населения излишней наличности в целях уменьшения нагрузки на дефицитный потребительский рынок. Причем зачастую в качестве розыгрыша выплачивались не столько денежные средства, сколько дефицитные товары, включая автомобили.

В октябре 1970 г. состоялся первый розыгрыш лотереи «Спортлото», целью которой была заявлена поддержка советского спорта (34% от собранных средств направлялись на строительство и реконструкцию спортивных сооружений). В значительной мере именно на вырученные средства от «Спортлото» было профинансировано проведение Московской олимпиады 1980 г. Однако колоссальный потенциал лотерей в части поддержки различных культурных проектов и инициатив в России все-таки не был задействован. Национальная лотерея Великобритании
Великобритания является классическим примером страны, в которой при проведении национальной лотереи вырученные от продажи лотерейных билетов средства направляются на так называемые «благие цели» («good causes»).

В 1992 г. в Великобритании решили возобновить лотереи. В течение 1992−1993 гг. шли соответствующие подготовительные мероприятия, связанные с законодательным урегулированием данного института и поиском партнеров. В 1993 г. Закон о Национальной лотерее был одобрен Парламентом, а затем получил королевскую санкцию. Первый розыгрыш был проведен в ноябре 1994 г.

Администраторами Национальной лотереи выступают негосударственные независимые агентства (их число за все время существования Национальной лотереи неоднократно менялось), которые действуют в пяти областях:

■ искусство,

■ культурное наследие,

■ спорт,

■ благотворительность и добровольчество,

■ образование, здравоохранение и окружающая среда.

Первоначально средства распределялись в равных долях по пяти основным направлениям (по 20% на каждое): искусство, спорт, наследие, благотворительность и новое тысячелетие (millennium). Причем средства между четырьмя странами Великобритании (Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия) распределяются пропорционально численности населения.

После очередной реорганизации распределителями средств стали Большой Фонд лотереи (Big Lottery Fund), который аккумулирует 50% совокупной выручки, Фонд наследия (Heritage Lottery Fund) и Совет по делам искусств Англии.

По данным Национального аудиторского бюро Великобритании, только за четыре года существования Национальной лотереи было удовлетворено 2055 заявок на финансирование крупных инфраструктурных проектов в области культуры и искусства с совокупным объемом средств, полученных от лотереи, в размере 1 млрд фунтов стерлингов.

  Среди самых крупных проектов следует выделить: Королевскую оперу (Royal Opera House) – 78,5 млн фунтов, Королевский национальный театр (Royal National Theatre), Королевскую академию драматического искусства (Royal Academy of Dramatic Art), Королевский Альберт-холл (Royal Albert Hall), Шекспировский театр Глобус и т. д.

По данным на 1 августа 2012 г. в Великобритании было продано билетов всего на сумму 88 млрд фунтов стерлингов с момента основания Национальной лотереи. С каждого фунта, потраченного обществом на покупку лотерейного билета, 28 пенсов идет на финансирование «благих целей».

На проекты в области культуры (искусство и культурное наследие) в течение 2000–2010 гг. выделялось 33,3% средств Национальной лотереи (из общей суммы на каждое направление приходилось по 16,66% отчислений).

В ноябре 2010 г. Департамент культуры, СМИ и спорта инициировал процесс изменения порядка распределения денежных средств, поступающих на благие цели от проведения Национальной лотереи. С 1 апреля 2011 г. по распоряжению правительства была утверждена новая схема распределения средств. Доля средств, направляемых на поддержку искусства, наследия и спорта, была увеличена с 16,66% до 18%, а доля, направляемая в Большой лотерейный фонд, средства которого идут на финансирование проектов в области образования, здравоохранения и окружающей среды, а также поддержку местных сообществ, наоборот, сокращена с 50% до 46%.

С 1 апреля 2012 г. доля средств, направляемых на поддержку искусства, наследия и спорта увеличена с 18% до 20%, а доля, направляемая в Большой лотерейный фонд, сокращена с 46% до 40%. Таким образом, правительство вернулось к схеме распределения денежных средств Национальной лотереи, действовавшей на момент ее основания в 1994 г.

Доходы от продажи лотерейных билетов поступают в Фонд распределения Национальной лотереи (National Lottery Distribution Fund). С каждого фунта, потраченного на покупку лотерейных билетов:

■ 50% выплачивается в виде выигрышей;

■ 28% направляются на «благие цели»;

■ 12% направляются в Казначейство;

■ 5% составляет комиссия продавцам лотерейных билетов;

■ 4,5% идут на покрытие операционных издержек оператора Национальной лотереи;

■ 0,5% является прибылью оператора Национальной лотереи.

В 2012 г. 6 агентств, действующих по принципу «вытянутой руки», стали основными дистрибьюторами средств Национальной лотереи, направляемых на культуру (искусство и культурное наследие):

■ Совет по делам искусств Англии (Arts Council England);

■ Совет по делам искусств Уэльса (Arts Council of Wales);

■ Совет по делам искусств Северной Ирландии (Arts Council of Northern Ireland);

■ Британский институт кинематографии (British Film Institute);

■ Креативная Шотландия (создан в 2010 г. путем слияния Шотландского Совета по делам искусств с Шотландским Советом по кинематографии) (Creative Scotland);

■ Лотерейный фонд по делам наследия (Heritage Lottery Fund).

В результате, доля средств на поддержку искусства и культурного наследия за счет Национальной лотереи Великобритании увеличилась с 1 апреля 2012 г. с 33,3% до 40%. По мнению Джереми Ханта, государственного секретаря по вопросам культуры, Олимпийских игр, СМИ и спорта, такие меры позволят привлечь дополнительные 100 млн фунтов стерлингов ежегодно на финансирование проектов в сфере культуры (по 50 млн фунтов на искусство и культурное наследие).

Следует отметить, что изменение порядка распределения средств Национальной лотереи является своего рода компенсацией за резкое сокращение государственных расходов на культуру и искусство, которое последовало сразу же после выборов нового коалиционного правительства в конце 2010 г. В отношении финансирования культуры и искусства новое правительство объявило о необходимости повышения частных благотворительных пожертвований.

Однако в истории функционирования Национальной лотереи Великобритании не обошлось без проблем: некоторые проекты не были завершены в срок, некоторые требовали дополнительного финансирования, по некоторым проектам отсутствовали своевременные отчеты о ходе строительных работ и т. д.

Отдельное недовольство результатами распределения денег Национальной лотереи было связано с тем, что они направлялись на широкомасштабные капитальные проекты в крупных городах. Так, львиная доля средств в течение первой декады проведения Национальной лотереи пошла на финансирование работ в Лондоне. Поэтому в последующие годы произошла смена ориентиров в распределении средств в направлении поддержки проектов, связанных с улучшением инфраструктуры в местных сообществах.

Правительство прислушалось к общественной критике в отношении распределения средств Национальной лотереи и в октябре 2007 г. инициировало Программу по поддержке местных библиотек, в соответствии с которой из Большого Фонда Лотереи через Совет по делам музеев, библиотек и архивов были выделены гранты в размере от 250 тыс. до 2 млн фунтов стерлингов на реставрацию, обновление, расширение и строительство зданий библиотек в местных сообществах. Итогом Программы стало обновление 58 местных библиотек с суммарным бюджетом в размере 80 млн фунтов стерлингов. Кроме того, каждая общественная библиотека в Великобритании получила доступ в Интернет благодаря средствам, полученным от Национальной Лотереи.

В среднем из совокупного объема финансового обеспечения сферы культуры и искусства в Великобритании (включая государственное финансирование, собственные доходы и благотворительные средства), 2% средств поступают за счет средств Национальной лотереи. Опыт европейских стран
Практика финансирования культурных проектов и инициатив за счет средств национальной лотереи получила широкое распространение в Финляндии. В 1993 г. в Финляндии было принято специальное Постановление о тотализаторах и букмекерской деятельности (Pool Betting Decree), в соответствии с которым государство устанавливало государственную монополию на букмекерскую деятельность и разного рода спортивные тотализаторы, казино и проч.
разновидности азартных игр, а полученные доходы направлялись государством на разные социальные проекты и инициативы.

В 2001 г. в Финляндии был принят Закон о лотерее (Lottery Act), в соответствии с которым была установлена монополия государства на проведение лотерей. Тогда же был принят специальный закон о распределении полученных денежных средств, в соответствии с которым поступления от лотерей, букмекерской деятельности и спортивных тотализаторов распределяются следующим образом: 25% − на спорт, 9% − на молодежную политику, 17,5% − на научные исследования, 38,5% − на культуру и искусство. Оставшиеся 10% остаются в ведении букмекерских контор и структур, являющихся операторами лотерей.

В Италии в 1990-е гг. правительство стало активно искать альтернативные источники для поддержки культуры и искусства. Было принято решение направить дополнительные средства для финансирования культуры за счет проведения национальной лотереи. В 1996 г. была введена специальная правовая норма в Закон о бюджетеa, в соответствии с которой к действующей Национальной лотерее с розыгрышем по средам добавили еще один день для розыгрыша – субботу. Средства от субботнего розыгрыша было решено направлять на финансирование культурных проектов, точнее говоря, в Министерство наследия и культурной деятельности Италии для «реставрации и сохранения культурных, археологических, художественных, архивных и библиотечных благ».

Распределение средств национальной лотереи проводится на основе трехлетнего планирования деятельности Министерства. Первая лотерея состоялась в 1998 г. К концу второго трехлетнего плана в 2003 г. за счет средств национальной лотереи было отреставрировано более 300 объектов культурного наследия.

Совокупный объем денежных средств от субботнего розыгрыша дважды достигал своего максимума в 154,1 млн евро – в 2005 г. и 2006 г. Однако с 2007 г. доля средств национальной лотереи, направляемых на поддержку культуры и искусства в Италии, стала постепенно снижаться, составив в 2009 г. почти половину от первоначальной – 79 млн евро, в 2010 г. – 61 млн евро. На 2011 г. было запланировано получение всего 47 млн евро.

Из-за сокращения расходов на кинематографию и сценические виды искусства в 2003 г. в Италии были введены изменения в порядок распределения средств национальной лотереи, включив туда и эти сферы. С 2004 г. несколько крупнейших кинокомпаний и оперных компаний, включая Ла Скала, стали получать финансовые средства, вырученные за счет проведения национальной лотереи. В 2009 г. доля исполнительских искусств составила 15,4% от совокупных денежных средств национальной лотереи, направляемых в культурный сектор.

В целом, средства национальной лотереи составляют 2% в совокупном объеме финансового обеспечения сферы культуры и искусства в Италии.
Как с тревогой отмечают итальянские исследователи, финансирование культуры за счет средств национальной лотереи постепенно начинает рассматриваться в Италии не в качестве дополнительного источника поддержки культурного сектора, а как ресурс, замещающий государственное финансирование.   Проведение лотерей в России
Проведение лотерей в России регламентируется федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». Однако, как уже отмечалось выше, в нашей стране не используется как таковой механизм финансовой поддержки культуры за счет средств национальной лотереи.

Тем не менее, в сфере культуры на протяжении нескольких лет проводились негосударственные лотереи. Прежде всего речь идет о лотереях, организованных некоммерческой организацией «Российский фонд культуры», целевые поступления от которых направляются на реализацию различных культурных проектов и инициатив.

Так, в 2010−2011 гг. проводилась Всероссийская негосударственная бестиражная целевая денежно-вещевая лотерея «Пари-Париж» серии «Искусство». Цель проведения лотереи заключалась в финансировании «социально-значимых российских и международных проектов и программ в области культуры и искусства, направленных на сохранение и умножение культурного достояния России». В 2011 г. было выпущено 2,5 млн билетов. Из почти 100 млн руб., полученных от проведения лотереи, 51 млн был выплачен в качестве призового фонда, 38 млн пошли на компенсацию затрат, связанных с проведением лотереи, а 10 млн руб. были направлены на финансирование утвержденных целевых мероприятий. Таким образом, в соответствии с условиями проведения лотереи, только 10% полученных средств были направлены на финансирование конкретных культурных проектов.

Российский фонд культуры также проводил лотереи в серии «Наследие» и «Танец». В рамках проведения лотереи «Наследие» в 2011 г. было собрано 9,5 млн руб., из которых 950 тыс. руб. были перечислены в качестве финансирования целевых мероприятий, предусмотренных условиями проведения лотереи. Серия «Танец» принесла организаторам почти 39 млн руб., из которых 3,9 млн руб. были выплачены в качестве финансирования целевых мероприятий.

В качестве еще одного примера поддержки культуры за счет средств негосударственных лотерей можно привести деятельность Фонда поддержки авторского фильма. Однако данный сюжет имеет негативную окраску. По данным Счетной палаты РФ, в период с 2009 г. по январь 2012 г. Фонду поддержки авторского фильма было перечислено 131 млн руб. целевых поступлений от проведения лотерей «Русское лото» (88,4% об общих поступлений Фонда) на «социально значимые проекты в области кинематографии, поддержку культуры и искусства, развитие авторского кино». Однако в ходе проверки было установлено нецелевое расходование целевых отчислений в размере 80 млн руб. (или 61% от общего объема).

В последние годы был отмечен определенный интерес представителей органов государственной власти к тому, чтобы задействовать потенциал лотерей для финансирования общественных проектов.

  По данным некоторых СМИ, российское правительство намерено с 2014 г. запретить частные лотереи. Кроме того, региональные и муниципальные власти также будут лишены права проводить лотереи. Такое решение было принято 16 ноября 2012 г. на совещании у первого вице-премьера правительства И. Шувалова. В случае если данная норма будет законодательно утверждена, в России сохранится возможность проведения только всероссийских лотерей по решению правительства, а полномочия организаторов таких лотерей будут у Министерства финансов и Министерства спорта России.

В феврале 2013 г. Министр культуры РФ В.Р. Мединский обратился с просьбой к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву предоставить Минкультуры России право на проведение пяти всероссийских государственных лотерей, с помощью которых за пять лет предполагается привлечь порядка 5 млрд руб. целевых поступлений на финансирование различных культурных проектов и инициатив. Однако о судьбе этого обращения министра до сих пор ничего не известно.

В заключение следует отметить, что большая часть проводимых в России негосударственных лотерей занимается, по сути, исключительно коммерческой деятельностью. Их социальная составляющая носит скорее формальный характер. Поэтому доля целевых отчислений на поддержку социально значимых мероприятий гораздо ниже по сравнению с зарубежными аналогами, а вот издержки на проведение лотереи и прибыль оператора выше. Следует также отметить и непрозрачность финансовой отчетности как организаторов, так и операторов лотерей.

Введение института национальных лотерей требует постановки социально значимых целей их проведения. При этом во главу угла должна быть поставлена не коммерческая выгода организаторов лотереи, а объем целевых поступлений, предназначенный для проведения социально значимых мероприятий.

Состояние сферы культуры и искусства в России, с учетом ее хронического недофинансирования на протяжении последних десятилетий, требует введения такого механизма общественной поддержки культуры как национальные лотереи. Другой вопрос, что средства национальных лотерей должны расцениваться исключительно как дополнительной ресурс финансовой поддержки культуры, а не как альтернатива государственному финансированию.

Пока же говорить о возможности финансирования различных культурных проектов и инициатив в России за счет средств национальной лотереи преждевременно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль