Мультимедиа – новая форма продвижения классики

474
В настоящий момент мы наблюдаем системный кризис читательской культуры: интерес к высокохудожественной литературе снизился; классика, к сожалению, вытесняется из круга читательских интересов, особенно в молодежной среде. Одновременно снижается и культурный уровень подростков и юношества: в их жизнь ...

Агапова И.Н.,

заведующая Чернавской сельской библиотекой (МБУК “Чернавский поселенческий Центр культуры и досуга”)

Князева Л.В.,

библиотекарь I категории Чернавской сельской библиотеки 

Предпосылки создания проекта

В настоящий момент мы наблюдаем системный кризис читательской культуры: интерес к высокохудожественной литературе снизился; классика, к сожалению, вытесняется из круга читательских интересов, особенно в молодежной среде. Одновременно снижается и культурный уровень подростков и юношества: в их жизнь стремительно входят современные технологии, не оставляя времени и желания читать.

Задача формирования художественного вкуса и воспитания любви к отечественной классике у подрастающего поколения остро стоит перед библиотеками, равно как и перед школами в процессе преподавания литературы. Залог ее успешного решения – в объединении усилий и использовании информационных технологий.

Сотрудники Чернавской сельской библиотеки нашли наиболее эффективную форму разрешения проблемы отсутствия внимания или даже отторжения подрастающим поколением классического наследия в трансформации и слиянии инновационных и традиционных форм. 

Суть проекта. Следуя данной схеме, библиотекари разработали проект “Мультимедиа – новая форма продвижения классики”. Его идея заключается в создании мультимедийных сообщений о жизни и творчестве русских писателей-классиков в качестве методических пособий при изучении литературы в школе и как неотъемлемого элемента библиотечных медиауроков, направленных на популяризацию чтения классический литературы в школьной среде, формирование у подростков высокохудожественного читательского вкуса и развитие навыков качественного чтения.

Идея проекта заключается в создании мультимедийных сообщений о жизни и творчестве классиков, которые могут использоваться как методические пособия в школе и библиотеке

Почему именно библиотекари должны заняться непосредственным выпуском означенных электронных продуктов? Чернавская библиотека сегодня – это расширенный институт информационных услуг, использующих как документально-книжный фонд учреждения, так и мультимедийные ресурсы и сеть Интернет. А сотрудники библиотеки – грамотные, квалифицированные, осваивающие современные информационные технологии специалисты, для которых создание новых продуктов и услуг станет не только еще одной попыткой привлечения читателей к качественному чтению и популяризации оного, но и новым этапом развития учреждения.

Цели и задачи проекта

Проект призван заинтересовать школьников чтением путем внедрения в работу по популяризации классической литературы новых информационных технологий. Перед ним поставлены следующие цели

■ углубить и закрепить посредством использования наглядных методов обучения знания о жизни и деятельности писателей и поэтов, полученные учениками на уроках литературы;

■ посредством аудиовизуальной подачи отдельно взятых произведений представить классику как важный источник познания человеком самого себя и окружающего мира;

■ приобщить подростков к качественному, осмысленному чтению, к творчеству русских писателей и поэтов через инновационные библиотечные формы работы.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач

1) содействовать школьному учебно-воспитательному процессу, повысить эффективность и качество знаний, получаемых на уроках литературы;

2) сформировать у подростков высокохудожественный читательский вкус;

3) воспитать любовь к русской классике и гордость за литературное наследие своей страны;

4) раскрыть потенциал информационных ресурсов библиотеки, создать максимально благоприятные условия для получения ценной и социально значимой информации;

5) создать новые библиотечные продукты и услуги, продвигать их и доводить до потребителя.

Проект имеет ряд несомненных преимуществ

■ новизна формы библиотечного обслуживания;

■ наглядность и эстетическая привлекательность мультимедийных сообщений, которая достигается благодаря сочетанию в их композиции выразительного чтения избранных произведений, классической музыки и видеофрагментов документальных и художественных фильмов;

■ актуальность темы и метода: ненавязчивое влияние на читательский интерес подростков с помощью заключения информации в электронную оболочку, которая позволяет быстрее и доступнее донести предлагаемый материал.

Целевая аудитория проекта – учащиеся средних и старших классов общеобразовательных школ села. 

Организационная деятельность и мероприятия по осуществлению проекта

Осенью 2007 г. коллектив библиотеки получил от преподавателя литературы МОУ СОШ № 1 В.Р. Косыгиной приглашение принять участие в открытом уроке, посвященном 115-летию М. Цветаевой. Библиотекари решили подойти к своему выступлению нестандартно и, уже обладая навыками работы в программе Windows Movie Maker, создали мультимедийное сообщение, представленное перед учениками школы к означенной дате. И задумка, и сам продукт одинаково понравились всем участникам мероприятия: детям, педагогам, библиотекарям. Успех первого сообщения послужил толчком к дальнейшему сотрудничеству с коллективами школ и созданию целого проекта, определил его команду и обозначил заинтересованных лиц – будущих участников и партнеров.

Команда проекта из 8 человек была образована в декабре 2007 г. В нее вошли представители Центра культуры и досуга и педагогических коллективов школ Чернавы:

■ работники библиотеки (заведующая, библиотекарь, библиограф) – ответственные за поиск содержательного материала сообщений, составители сценария мероприятий и текста сообщений, создатели видеопродукта;

■ техник звукозаписи ПЦКД – ответственный за создание звукового сопровождения сообщений;

■ заведующие по воспитательной работе школ – координаторы соответствия проектных мероприятий учебному плану и расписанию;

■ учителя литературы школ – ответственные за определение числа и времени проектных мероприятий, выбор требующих освещения юбилейных дат и тем сообщений, исходя из степени сложности учебного материала.

Команда составила план своих действий, в который вошли основные мероприятия по реализации проекта. Так, работникам библиотеки предстояло: 

1. Приобрести ноутбук для создания видеопродукта.

2. Перед началом каждого нового учебного года (с 2008 г. по 2010 г.) совместно с педагогами школ исходя из учебного плана определить имена писателей-классиков, освещение жизни и творчества которых требует наиболее пристального внимания, и назначить сроки проведения совместных мероприятий согласно школьной программе.

3. Подготовить фото-, видео- и аудиоматериалы (найти, изучить и обработать), записать аудиотекст и создать в программе Windows Movie Maker мультимедийные сообщения в DVD-формате к обозначенному сроку; разработать сценарии и подготовить медиауроки для закрепления полученного материала.

4. Представить и продемонстрировать электронное методическое пособие в указанный срок на уроке литературы в общеобразовательном учреждении. Демонстрация происходила в ходе библиотечного мультимедийного урока-викторины на соответствующую тему.

5. В конце каждого учебного года совместно с педагогическим коллективом и учащимися подвести итоги деятельности библиотеки в рамках настоящего проекта. Исходя из результатов и предложений его участников, определить перспективы дальнейшего сотрудничества.

Календарный план мероприятий по проекту  

п. п.

Название мультимедийного сообщения

и массового мероприятия

Квартал

Год

Ответственный

1

“Роман ее души” − медиасообщение о М. Цветаевой.

“Поэт она во всем значеньи слова” − библиотечный медиаурок, посвященный М. Цветаевой

I

2008

Агапова И.Н.

2

“С огнем поэзии в сердцах” − медиасообщение о

Ф.И. Тютчеве и А.А. Фете.

“Их лирики чудесные мотивы” − библиотечный медиаурок

II

2008

Князева Л.В.

3

“Руси певец златоволосый” − медиасообщение о С.А. Есенине.

“Быть поэтом – значит петь раздолье” − медиаурок

III

2008

Князева Л.В.

4

“Поэма в каждом его слове” − медиасообщение и медиаурок об А.Н. Толстом

IV

2008

Агапова И.Н.

5

“И жизнь, и проза мистикой объяты” − медиасообщение о Н.В. Гоголе.

“Этот загадочный Гоголь” − медиаурок, посвященный Н.В. Гоголю

I

2009

Князева Л.В.

6

“Творила, любила, мечтала, жила” − медиасообщение и медиаурок об А.А. Ахматовой.

II

2009

Агапова И.Н.

7

“Странник с русскою душой” − медиасообщение о

М.Ю. Лермонтове.

“Что без страданий жизнь поэта?” − библиотечный медиаурок, посвященный М.Ю. Лермонтову

III

2009

Агапова И.Н.

8

“Женщина ручной выделки” − медиасообщение о З.Н. Гиппиус.

“Зеленоглазая наяда” − библиотечный медиаурок

IV

2009

Князева Л.В.

9

“Нет, весь я не умру” – медиасообщение об А.С. Пушкине.

“Бессмертный гений Пушкина − библиотечный медиаурок

I

2010

Агапова И.Н.

10

“В поисках истины человеческого счастья” − медиасообщение и медиаурок о Л.Н. Толстом

II

2010

Агапова И.Н.

11

“Мудрый учитель жизни” – медиасообщение и медиаурок о И.С. Тургеневе

III

2010

Князева Л.В.

1

“Божий ратник” − медиасообщение и медиаурок о Ф.М. Достоевском

III

2010

Князева Л.В.

13

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской” − медиасообщение и медиаурок об А.С. Грибоедове

IV

2010

Агапова И.Н.

14

“История таланта и воли, преодолевающих все препятствия” − медиасообщение и медиаурок об А.П. Чехове

IV

2010

Агапова И.Н.

15

“Певец страданья и полей” − медиасообщение об А.В. Кольцове.

“Любовь – надежда на спасенье” − библиотечный медиаурок

IV

2010

Князева Л.В.

Социальные партнеры

■ Администрация Чернавского сельского совета;

■ МОУ СОШ № 2 с. Чернава;

■ МОУ ООШ № 1 с. Чернава.

Партнеры были привлечены к участию в проекте по причине общности целей и задач: формирования у молодежи высокохудожественного вкуса, повышения качественного чтения и общекультурного уровня подрастающего поколения.

Задачи каждого из партнеров состояли в следующем:

■ Администрация Чернавского сельского совета, как учредитель МУК “Чернавский ПЦКД”, взяла на себя покупку необходимой компьютерной техники;

■ Школы села обязались предоставлять для создания мультимедиа-продуктов методические материалы, учебное время и ученический состав для проведения мероприятий в рамках общего учебного процесса, а также школьное помещение и оборудование для просмотра сообщений и проведения медиауроков.  

Организация-партнер

Мотивация участия в проекте

Администрация Чернавского сельского совета

■ Престижное партнерство в поддержании статуса учреждений культуры и образования села, повышении их роли в решении проблем общекультурного уровня молодежи.

■ Опыт продвижения инновационных проектов в обеспечении культурного качества предоставления досуговых услуг населению

МОУ СОШ № 1 с. Чернава

МОУ ООШ № 2 с. Чернава

■ Совершенствование методов преподавания литературы в школе.

■ Престижное партнерство в решении проблемы высокохудожественного чтения

Взаимодействие с партнерами велось на основании устной договоренности.

Бюджет проекта

Финансирование проекта осуществляла администрация Чернавского сельского совета и МУК “Чернавский ПЦКД”, структурным подразделением которого является библиотека.

Бухгалтерия МУК “Чернавский ПЦКД” сразу по началу действия проекта составила смету расходов для его реализации на основании разработанных методик расчетов и тарифов и исходя из того, что на создание одного сообщения требуется 30 часов рабочего времени.

№ п. п.

Наименование

операции

Калькуляция

Сумма расходов

1

Амортизация

сканера (040032)

 444 руб. в год

 444/12 = 37 руб. в месяц

 37/30 = 1,23 руб. в день

 1,23/8 = 0,15 руб. в час

0,15 руб. х 30 ч. = 4,4 руб.

4,4 руб. х 12 шт. = 52,8 руб.

2

Амортизация

системного блока (040009)

 3396 руб. в год

 3396/12 = 283 руб. в месяц

 283/30 = 9,43 руб. в день

 9,43/8 = 1,18 руб. в час

1,18 руб. х 30 ч. = 35,4 руб.

35,4 руб. х 12 шт. = 424,8 руб.

3

Амортизация

Монитора (040015)

 2532 руб. в год

 2532/12 = 211 руб. в месяц

 211/30 =7,03 руб. в день

 7,03/8 = 0,82 руб. в час

0,82 руб. х 30 ч.=24,6 руб.

24,6 руб. х12 шт.=295,2 руб.

4

Амортизация

Принтера (040020)

 2736 руб. в год

 2736/12 = 228 руб. в месяц

 228/30 = 7,60 руб. в день

 7,60/8 = 0,95 руб. в час

0,95 руб. х 30 ч.=28,5 руб.

28,5 руб. х 12 шт.=342 руб.

5

Расход печатных листов

Стоимость одного листа бумаги: 150/500 = 0,30 руб.

0,30 руб. х 120 шт. = 36 руб.

6

Расход трафика Интернет

1500/30 = 50 руб. в день

50/8 = 6,25 руб. в час

6,25 руб. х 30 ч. = 187,5руб.

187,5 руб. х 12 шт. = 2250 руб.

7

Расход электроэнергии

500/30 = 16,7 руб. в день

16,7/8 = 2,08 руб. в час

2,08 руб. х 30 ч. = 62,4 руб.

62,4 руб. х 12 шт. =748,8 руб.

8

Расход магнитных носителей

-

15 руб. х 24 шт. = 360 руб.

9

Приобретение ноутбука

-

15 000 руб.

ИТОГО:

19 509,6 руб.

Прочие ресурсы

Помимо денег, необходимых для покупки ноутбука и оплату таких расходов, как Интернет-трафик, электроэнергия, амортизация оборудования, использование писчей бумаги и DVD-дисков, библиотека к началу действия проекта обладала всеми необходимыми для его реализации ресурсами, как информационными, так и техническими.

Информационные ресурсы. Медиауроки в рамках проекта проходили по графику учебных занятий. В публикации в СМИ информации о дате проведении мероприятий не было необходимости, поскольку постоянная аудитория уроков – школьники – получала информацию о занятиях от педагогов в устной форме.

Методические ресурсы. Программы мероприятий и сценарии сообщений разрабатывали непосредственно авторы проекта – Л.В. Князева и И.Н. Агапова. Они же в течение рабочего дня, на своих рабочих местах, с использованием специально приобретенного ноутбука, создавали электронные продукты.

Материалы для медиапродуктов получали из различных источников: фонда библиотеки, методических ресурсов образовательных учреждений. Также для этих целей использовалась проверенная информация, размещенная в свободном доступе сети Интернет. 

Результаты проекта

Ожидаемые результаты

Мероприятия, проведенные в рамках проекта, с одной стороны, были направлены на повышение культурного и образовательного уровня школьников, а с другой – предполагали участие в них самого широкого круга читателей. 

Авторы проекта изначально определяли его альтернативным источником пополнения медиафонда библиотеки, а электронные продукты – неотъемлемыми компонентами культурно-массовых мероприятий учреждения, рассчитанных на многочисленную пользовательскую аудиторию.

Перед началом реализации проекта предполагалось, что в ходе работы над каждым новым сообщением и медиауроком будет накапливаться большое количество документальных и фото-, видео-, аудиоматериалов, на использовании всего массива которых строится учебная часть проекта. Все это позволяло ожидать от его реализации следующих результатов:

■ популяризация классической литературы среди подростков, возрождение их интереса к книге и чтению высокохудожественной литературы; акцентирование внимания молодежи при выборе визуальных средств получения информации в пользу эстетики, нравственности и духовности;

■ формирование у подростков и юношества высоких нравственно-моральных жизненных установок посредством формирования книжной культуры;

■ появление у подростков и юношества стремления к самостоятельному изучению и дальнейшему знакомству с произведениями русской классической литературы;

■ укрепление связи библиотеки со своими пользователями в лице учительского и ученического состава местных школ, рост их читательской активности.

Критериями достижения запланированных результатов проекта для школ являлись повышение качества знаний, успеваемости и активности на уроках литературы, а для библиотеки – увеличение читательского спроса на высокохудожественную литературу, посещаемости школьниками библиотеки и ее мероприятий, заметное улучшение качества чтения.

Достигнутые результаты

Действие данного проекта была начато в январе 2008 г. Административные и текущие расходы по его реализации взял на себя МУК “Чернавский поселенческий Центр культуры и досуга”. Покупку необходимой компьютерной техники осуществил социальный партнер проекта – администрация Чернавского сельского совета, как никто заинтересованная в формировании культурного самосознания молодежи села, от которой зависит его будущие рост и процветание. 

С целью подведения итогов деятельности проекта перед его запуском и по окончании реализации среди старшеклассников школ села Чернава был проведен опрос, в котором участвовало 74 ученика.

Полученные сведения были оформлены в виде таблиц и диаграмм, проанализированы.

Результаты опроса представлены ниже:

1. Как часто ты посещаешь сельскую библиотеку?

Варианты ответа

Число ответов

2008 г., шт.

2010 г., шт.

2008 г., %

2010 г., %

часто

50

58

68

78

иногда

18

15

24

20

никогда

6

1

8

2

2. Чтение книги для тебя – это…

Варианты ответа

Число ответов

2008 г., шт.

2010 г., шт.

2008 г., %

2010 г., %

Источник знаний

35

40

46

54

Вид досуга

25

24

34

32

Часть школьной программы

14

10

20

14

 3. Какие книги ты любишь читать?

Варианты

ответа

Число

ответов

%

2008 г., шт.

2010 г., шт.

2008 г., %

2010 г., %

фантастика

26

21

35

28

детектив

19

17

26

24

приключения

17

15

23

20

классика

12

21

16

28

4. Изменилось ли твое отношение к классической литературе под влиянием мультимедиа-фильмов?

Варианты ответа

Число ответов, шт.

%

да

56

76

отчасти

16

21

нет

2

3

Исследование показало, что новая библиотечная форма продвижения классики по достоинству оценена старшеклассниками. Реализация проекта возымела действие, что отразилось на повышении интереса подростков к классической литературе и на посещаемость библиотеки этой категорией читателей.

За время действия проекта библиотека выпустила 15 мультимедийных продуктов длительностью от 10 до 20 минут, демонстрация которых на уроках литературы для старшеклассников, несомненно, достигла своей цели.

Первое сообщение, “Роман ее души”, созданное к 115-летнему юбилею поэтессы М.И. Цветаевой в октябре 2007 г., стало отправной точкой для инициации данного проекта и затем вошло в состав его мультимедийных продуктов. Перед премьерным показом работники библиотеки выступили перед школьниками на уроке литературы и рассказали о значении творчества М. Цветаевой для мировой литературы, после чего было представлено само медиасообщение о поэтессе. Из него школьники не только узнали много новых фактов из жизни М. Цветаевой, но и увидели большое количество фотографического материала, прослушали ее произведения, положенные на музыку.

Следующая встреча состоялась в апреле 2008 г., когда работниками библиотеки был проведен урок поэзии на основе мультимедийного сообщения на тему жизни и творчества поэтов Ф. Тютчева и А. Фета “С огнем поэзии в сердцах…”.

При создании этого продукта его авторы учитывали читательскую категорию и психологические особенности возраста его информационного потребителя. Соответственно, продукт был композиционно построен таким образом, чтобы на сравнительном рассказе о поэтах явственнее выступали точки созвучия и расхождения в их поэтических мотивах и жизненных вехах. Поэтому до начала просмотра сотрудники библиотеки поставили перед старшеклассниками обучающую задачу – найти сходства и в жизненном пути Фета и Тютчева, и в их поэтических мотивах.

Благодаря этому заданию просмотр сообщения являл собой не просто увлекательное зрелище, но стал источником важной, интересной и полезной информации. Особую благодарность выразили учителя литературы, т. к. преподавание поэзии вообще, а сложной философской поэзии Тютчева в особенности – непростая учебная задача. Мультимедиа-продукт решил эту проблему, превратив учебный материал в увлекательное зрелище, полное назидательной содержательности, яркой наглядности, положительных впечатлений и позитивных эмоций. Все участники проекта получили настоящее удовлетворение от проделанной работы и желали ее продолжения.

В том же году один из сентябрьских уроков литературы по жизни и творчеству С. Есенина открылся очередным библиотечным продуктом – сообщением “Руси певец златоволосый”.

Следующая встреча состоялась в декабре 2008 г. и была приурочена к юбилею писателя А.Н. Толстого. В мультимедийном сообщении “Поэма в каждом его слове” преподносились малоизвестные факты из жизни графа Толстого.

Не описывая далее каждую премьеру вновь созданного проектного продукта на уроках литературы, следует отметить динамику роста активности учеников на таких медиауроках, их искренний интерес к зрелищному видеорассказу, а значит, и интерес и к судьбе человека, представленной в нем. За 15 минут подростки успевали узнать о деятельности отдельно взятого классика, увидеть тематические фотоматериалы, познакомиться с экранизациями и услышать аудиофрагменты знаменитых произведений. Впечатление от такого всеобъемлющего материала невозможно сравнить с сухими фактами, которые подросток мог получить из учебника.

И школьники, и учителя остались довольны сотрудничеством с библиотекой. Это доказывают положительные отклики учеников, благодарственные письма администраций школ, статьи педагогов в районную газету “Сельский Восход” о большой познавательной ценности библиотечных медиауроков.

Эффективность нового библиотечного продукта привлекла к проекту внимание не только учащихся и учителей, но и их родителей. Работникам библиотеки это было только на руку, а результаты не заставили себя долго ждать: число посещений читателями учреждения возросло с 7462 до 8085 человек, библиотечные мероприятия стали более массовыми, возрос авторитет библиотекаря в глазах односельчан, но главное – произведения великих классиков стали чаще покидать свои места на полках.

Еще одним немаловажным положительным результатом проекта стал профессиональный рост коллектива библиотеки, самостоятельно освоившего новые компьютерные программы для успешной инновационной работы.

Использование в своей работе новых информационных технологий создает позитивный имидж библиотеки в глазах общественности и повышает престиж учреждения среди молодежи. С помощью мультимедийных сообщений Чернавская библиотека открыла новый путь в молодежную сферу, который позволил ей не только найти общий язык с этой категорией читателей, но и ненавязчиво влиять на их читательский интерес.

С истечением срока реализации проекта созданные в его рамках мультимедийные сообщения не утратили своей актуальности: уже более трех лет после завершения основного цикла проекта в библиотеку продолжают обращаться специалисты общеобразовательных учреждений с просьбой показать фильм о том или ином классике. Применяются сообщения и не только как методические пособия на уроках литературы: став частью информационного фонда библиотеки, они являются не только аудиовизуальным компонентом массовых мероприятий, но и отдельным источником удовлетворения информационных запросов местных читателей, а также пользователей в сети Интернет на сайте Чернавской библиотеки. Сообщения пользуются популярностью у посетителей сайта, о чем свидетельствуют отзывы, оставленные в “Гостевой книге” онлайн.

Все это показало, что библиотека выбрала правильную форму пропаганды классической литературы и верную стратегию привлечения читателей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×