Использование ресурсов домов (центров) народного творчества в реализации программ этнотуризма в Российской Федерации

153
Предлагаем вам рекомендации по реализации программ этнического туризма на базе и с использованием ресурсов домов народного творчества. Рекомендации разработаны директором Государственного Российского Дома народного творчества на основе обзора перспективных направлений деятельности (домов) народного творчества в Российской Федерации по развитию и совершенствованию культурно-познавательного и событийного туризма...

Т.В. Пуртова,

директор Государственного Российского Дома народного творчества, кандидат искусствоведения, профессор

Предлагаем вам рекомендации по реализации программ этнического туризма на базе и с использованием ресурсов домов народного творчества. Рекомендации разработаны директором Государственного Российского Дома народного творчества на основе обзора перспективных направлений деятельности (домов) народного творчества в Российской Федерации по развитию и совершенствованию культурно-познавательного и событийного туризма

Одним из основных направлений государственной культурной политики на ближайшие восемь лет становится развитие культурно-познавательного (событийного) туризма в Российской Федерации. Это зафиксировано в самом названии принятой Правительством РФ 27 декабря 2012 г. государственной программы, определяющей приоритеты культурного развития страны на 2013−2020 гг.

Две главные задачи Государственной программы “Развитие культуры и туризма”:

■ сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;

■ повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма, развитие туризма как эффективного воспитательного средства приобщения граждан к национальному культурному и природному наследию, практически тождественны задачам методической службы народного творчества и основным направлениям деятельности Ц(Д)НТ субъектов Российской Федерации.

Неслучайно в разделе 1.3. государственной программы указано: “В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном российском государстве”

Безусловно узнаваемым в мире позитивным брендом России всегда была российская культура, в которой одним из наиболее ярких и выигрышных для позиционирования современного российского общества является богатейший пласт народных традиций. Общепризнанно, что традиционная народная культура способна стать единственным средством сохранения культурного разнообразия в борьбе с глобализацией и ассимиляцией. Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозит не только распадом этнокультурных связей (в первую очередь − межпоколенных), потерей национального иммунитета, но и образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества, подчас имеющих тяжелые необратимые последствия. Многие элементы этнических культур, вытесненные из жизни общества как пережитки прошлого, сегодня завоевывают свое место как в современном культурном пространстве, так и непосредственно в жизни народов – носителей этих традиций. Все отчетливее осознается задача как восстановления и стимулирования естественного механизма передачи, воспроизведения, сохранения культурного традиционного материала, так и его дополнения современными технологиями поддержки и пропаганды. В этом смысле направление развитие этнотуризма является благодатной почвой для нашей сферы деятельности.

В том же разделе 1.3. подчеркивается, что “наиболее яркой и привлекательной формой проявления народного творчества являются фестивали и праздники народного творчества, проводимые во всех регионах России. Они бывают многожанровыми, ориентированными на народный календарь, или специальными: фестивали народного танца, песни, костюма, ремесла и др. В любом случае эти акции преследуют цели духовного возрождения, пропаганды народных традиций.

Система пропаганды народного творчества включает в себя десятки международных, всероссийских и региональных фестивалей, проводимых под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, а также праздники и конкурсы по различным жанрам любительского художественного творчества.

Отдельной строкой выделяются проекты, направленные на сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства. Помимо десятков традиционных фестивалей и праздников народного творчества, включению народных традиций в современное социокультурное пространство служат новые формы фестивальной практики – этнофутуристические проекты. В своем большинстве, данные проекты объединяют различные жанры традиционной и современной культуры различных этнических групп и национальностей…”

Все перечисленные формы работы являются продуктами деятельности центров (домов) народного творчества субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о возможностях самого активного участия нашей сферы в развитии этнотуризма.

I. Пропаганда традиционной культуры народов России

1.1. Среди различных направлений нашей деятельности в сфере поддержки традиционной культуры самым привлекательным являются фестивали, выставки, конкурсы народного искусства, регулярно проводимые Ц(Д)НТ во всех территориях России. Среди таких фестивалей, завоевавших заслуженный авторитет, можно назвать в т. ч. международный фестиваль фольклора и ремесел “Садко” в Великом Новгороде, Международный фестиваль фольклора в День города в Москве, международные фестивали народного творчества “Золотое кольцо” во Владимирской области, “Двенадцать ключей” в Тульской области, “Бердемлек” в Башкирии и “Содружество” в Ростовской области, “Горцы” в Республике Дагестан; масштабные общероссийские художественные акции – Всероссийский праздник русского танца на приз Т.А. Устиновой во Владимире, Всероссийский фестиваль-конкурс народно-певческих ансамблей “Поет село родное” в Кирове, Кемерово, Челябинске; Всероссийские фестивали-конкурсы ансамблей и оркестров национальных народных инструментов “Многоликая Россия”, ансамблей и оркестров русских народных инструментов на приз имени Н.Н. Калинина, юных исполнителей народной музыки “У Лукоморья” в Пскове, “Играй, гармонь!” в Иванове, Всероссийский конкурс оркестров русских народных инструментов, Всероссийские конкурсы “Голоса России” в Смоленске, русской песни имени Л. Руслановой в Саратове, русской частушки в Брянской области, Российская детская фольклорная Ассамблея в Великом Новгороде и Томске, “Родники России” в Чебоксарах, Всероссийскую выставку-конкурс “Русь мастеровая” в Чебоксарах, Иркутске, Челябинске, проект “Русский костюм на рубеже веков” в Ярославле, Всероссийскую выставку “Лоскутная мозаика” в Иваново, всероссийские проекты – выставки народных мастеров “Гончары России”, “Глиняная игрушка”, “Береста России”, “Вышитая картина” и другие.

1.2. Все более интересуют туристический бизнес календарные обрядовые праздники: Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Спас, Покров, Сретенье, Сороки, Вербное воскресенье, Петров день, Ивана Купала в регионах Центральной России, Северо-запада, Сибири и Урала, а также красочные праздники народного календаря в республиках России, такие как “Сабантуй” в Татарстане и Башкирии, “Акатуй” в Чувашии, “Обряд первой борозды” в Дагестане и десятки других для почти 180 наций и народностей нашей страны, которые традиционно находятся в сфере деятельности центров народного творчества. 

1.3. Большое будущее для туристической привлекательности регионов имеют наши новые формы фестивальной практики – этнофутуристические проекты и сельские фестивали на открытых площадках. Это масштабные акции “Мир Сибири” в селе Шушенском Красноярского края, “Русь песенная, Русь мастеровая” в селе Воробьевка Воронежской области, Бажовский фестиваль в селе Непряхино Челябинской области, Коренская ярмарка в селе Малая Свобода Курской области, “Усть-Цилемская горка” в селе Выльчегорт Республики Коми, этнофутуристический фестиваль “Воршуд” (Святыня рода) на территории музея-заповедника “Лудорвай” в Удмуртии, “Эль – Ойын” в Горном Алтае, “Зов Пармы” в селе Камгорт Чердынского района Пермского края, “Шумбрат, Мордовия!” в Саранске, “Сетомаа” в деревне Сигово Печорского района Псковской области, “Каравон” в Татарстане. Каждая из этих акций собирает на открытых площадках от 2−3 до 50 тысяч зрителей. Перспективный проект “Свадьба в Обломовке”, рожден нашими коллегами в Ульяновске, где показывается общее и особенное в свадебных обрядах разных народов, что сегодня становится одной из самых востребованных у молодежи тем.

Все это, в большинстве своем, мультикультурные проекты, объединяющие различные жанры традиционной и современной культуры различных этнических групп и национальностей. Целями и задачами таких фестивалей являются не только популяризация новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством, выявление и поддержка самобытных авторов-исполнителей и коллективов, но и интеграция народных традиций в современное культурное пространство, а главное, привлечение в качестве соучастников большого количества зрителей. Часть из упомянутых проектов, уже сегодня представляет собой туристические бренды регионов, как например, новая жизнь села Шушенского за счет “Мира Сибири”, “Бердемлек” в Башкирии, “Садко” в Великом Новгороде. Например, Международный фестиваль фольклора в Москве, проводимый Государственным Российским Домом народного творчества по распоряжению Президента РФ от 2005 г. Комитет по туризму Москвы с 2013 года включил в перечень приоритетных событий для туристов, посещающих нашу столицу, а в проекте Пермского края “59 фестивалей 59 региона” каждый фестиваль включен в туристические маршруты.

Следует учитывать все возрастающий интерес публики к выставкам-ярмаркам изделий декоративно-прикладного искусства, особенно сопровождаемым мастер-классами того или иного ремесла, открытыми уроками изготовления изделий. Они привлекательны для туристов как сами по себе, так и внутри масштабных фестивалей и праздников. 

Основная задача Ц(ДНТ) по трем вышеназванным формам работы – информирование туристических организаций, государственных и коммерческих структур, занимающихся туристическими услугами, о традиционно проводимых в регионе акциях, способных привлечь в качестве зрителей зарубежных и российских туристов.

Информация должна быть насыщена фактами, цифрами, интересными для рядового зрителя подробностями, носить рекламный характер, то есть быть яркой, красочной и доступной для восприятия.

Не менее перспективным аспектом нам представляется реализация туристических программ в сфере любительского творчества, как, например, известный Грушинский фестиваль авторской песни в Самарской области, собирающий десятки тысяч туристов – поклонников авторской песни, или появившийся в 1999 г. масштабный рок-фестиваль “Нашествие” в Тверской области. Создание и проведение таких туристических программ может стать еще одним направлением работы центров народного творчества.

II. Создание специальных туристических программ

2.1. На основе обычаев и обрядов, уникальных традиций и секретов ремесла многие Центры народного творчества внедряют специальные программы по обслуживанию внутреннего и международного культурно-познавательного и событийного туризма.

Как один из наиболее удачных примеров сотрудничества Ц(Д)НТ с туристической отраслью можно привести Новгородскую область. Здесь Областной центр народного творчества специально для туристов проводит на своей территории фестиваль раннесредневековой ремесленной культуры на базе дружинного дома богатого новгородского купца, а также “Новгородскую масленицу”, “Новгородское вече” или разыгрывает для зрителей–туристов уникальный спектакль древнерусской народной драмы “Лодка”.

 Владимирский ОЦНТ, начиная с 2007 г., проводит областной туристский фестиваль “Богатырские забавы” во Владимире, Александрове, Гороховце, Муроме, Суздале, Юрьев-Польском. В Ковровском районе на базе бывшего СДК с. Маринино в усадьбе Танеевых создан историко-культурный и музейно- досуговый центр, где только за прошлый год проведено 350 мероприятий. Муромский районный Дом народного творчества организовал уже 92 программы для туристов, Гороховецкий Дом народного творчества и ремесел - 82, среди которых “Игры на Царском дворе”, “Красавицы девицы – умницы мастерицы”, “Купеческий разгуляй”, “Горохов день”, “Праздник самовара” и другие. Особенной популярностью пользуются обряды сватовства и свадьбы по традиционным канонам. Такие программы разрабатываются специалистами-фольклористами с учетом региональных особенностей материала, его соответствия традиции и в то же время с ориентацией на современную аудиторию. Их опыт с успехом могут использовать коллеги из других регионов. Безусловно, в этом направлении необходимо серьезное укрепление материально-технической базы Ц(Д)НТ, строительство или реставрация домов народной культуры и быта, домов и мастерских фольклора в структуре Ц(Д)НТ, как это уже сделано в Великом Новгороде и Владимире, Иркутске и Нижнем Новгороде, Пскове, постепенно делается в Смоленске, Туле и некоторых других регионах.

2.2. Молодежные клубы экспериментальной истории и русской культуры, так называемого ролевого движения, получили активное развитие в последние десятилетия, что привело к организации большого количества масштабных спектаклей реконструкций, воссоздающих традиции календарных праздников и военных сражений, изготовление костюмов, восстановление ремесел, рецептов национальной кухни. Сегодня только в Свердловской области число участников ролевого движения превышает 1,5 тысяч человек, основной возраст которых – 15–30 лет. Зрителями таких акций являются десятки тысяч человек. Интересный опыт работы по историческим реконструкциям накоплен в Калининградской области, где в 2012 г. было проведено Всероссийское совещание директоров Ц(Д)НТ по вопросам этнотуризма. 

2.3. Еще одной формой этнотуристической деятельности являются самостоятельные или совместно проводимые с музеями программы на территориях музеев-заповедников, музеев деревянного зодчества, музеев традиционной культуры и быта под открытым небом. Яркими примерами могут служить уже упоминавшийся “Лудорвай” в Удмуртии, “Витославлицы” в Великом Новгороде, где региональные Ц(Д)НТ проводят экскурсионные и художественно-познавательные маршруты и фестивали, праздники и обучающие программы по традиционной культуре в Иркутске, Чувашии, Марий Эл и других территориях. Примером может служить муниципальная программа развития туризма в Шолоховском районе Ростовской области, где совместными усилиями Музея-заповедника М.А. Шолохова и районного отдела культуры внедрены программы знакомства с традиционным бытом казачества, пользующиеся большой популярностью у посетителей.

К сожалению, иногда представители туристического бизнеса заключают прямые договора с фольклорными коллективами, которые в погоне за коммерческой выгодой обращаются в своем репертуаре к эклектичным образцам, не имеющим ничего общего со своей основой, с реальными этносами и реальными территориями, превращая традиционную культуру в китч.

Поэтому серьезной задачей становится участие методических служб, специалистов сферы культуры в создании грамотных этнотуристических программ, методическая помощь коллективам, участвующим в их реализации в сотрудничестве с представителями туристического бизнеса, а также активизация сотрудничества с музеями-заповедниками под отрытым небом.

III. Популяризация объектов Реестра нематериального культурного наследия народов Российской Федерации

Наглядным подтверждением уникальности нашей страны в сфере традиционной культуры среди других стран мира служит тот факт, что в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества, провозглашенный ЮНЕСКО, были за одно пятилетие внесены от России два объекта – якутский героический эпос “Олонхо” и культурное пространство и устное творчество семейских – староверов Забайкалья. Факт тем более примечательный, что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала Конвенцию по охране нематериального культурного наследия, принятую ЮНЕСКО, и после рассмотрения вышеназванных кандидатур пока больше не имела права представлять свои следующие материалы. Однако начиная с 2010 г. Государственный Российский Дом народного творчества совместно с региональными Ц(Д)НТ приступил к созданию общероссийского Реестра объектов нематериального культурного наследия (далее – ОНКН), который на сегодняшний день уже насчитывает свыше ста описанных примеров. Список ОНКН постоянно пополняется и места бытования особо ценных его образцов могут стать в перспективе привлекательными для посещения туристами. Почему марокканскую площадь Джема-эль-Фна в Марракеше, признанную Шедевром нематериального наследия ЮНЕСКО, ежегодно посещают миллионы туристов, а о старообрядцах Забайкалья из того же списка сегодня пока знают только сотни, если не десятки человек?

Предложения по разработкам возможных новых туристических маршрутов на основе объектов НКН народов России становится одной из задач Ц(Д)НТ в развитии этнотуризма.

Таковы современные реалии и перспективные направления деятельности центров (домов) народного творчества в Российской Федерации по развитию и совершенствованию культурно-познавательного и событийного туризма – одного из весомых составляющих государственной культурной политики на ближайшие годы.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль