Авторское право на приобретенные музеями работы современных художников и мастеров

270
Для постоянной экспозиции музей приобрел скульптуру непосредственно у ее автора. Какие права на произведение появляются и остаются у обеих сторон, и как эти права защищены законом? Рассмотрим, как удобнее и правильнее, и при этом легитимно построить договорные отношения с автором, готовым продать музею свое произведение...

Т.В. Климова,

эксперт ЗАО “МЦФЭФ”, руководитель службы по связям с общественностью и СМИ  

Для постоянной экспозиции музей приобрел скульптуру непосредственно у ее автора. Какие права на произведение появляются и остаются у обеих сторон, и как эти права защищены законом? Рассмотрим, как удобнее и правильнее, и  при этом легитимно построить договорные отношения с автором, готовым продать музею свое произведение

Продолжая разговор о правах авторов и всех последующих собственников на художественные произведения, стоит напомнить, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) выполненная и проданная музею скульптура, картина, аудиовизуальное произведение и др. действительно являются объектами авторского права (п. 1 ст. 1259 ч. IV ГК РФ).

Автор – творец, трудом которого создано произведение, – воплотив его в материальном виде, раз и навсегда становится обладателем целого комплекса т. наз. личных неимущественных прав (в европейской транскрипции – моральных прав), в частности, права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения и защиту его от искажений (все три поименованных вида личных неимущественных прав в соответствии со ст. 1267 ГК РФ охраняются бессрочно, т. е. и после смерти автора). Иначе говоря, даже если художник или скульптор А. продал музею свою работу, музей не вправе замалчивать его авторство или называть в качестве автора иное лицо (единственное исключение – когда автор сам считает необходимым ограничиться псевдонимом и специально оговаривает это в договоре).

Согласно ст. 1267 ГК РФ право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения и защиту его от искажений охраняются и после смерти автора.

Надо отметить, что именно автору принадлежит право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ): создатель соглашается на обнародование или публичный показ своего произведения, просто передав произведение третьему лицу, например, музею.

Право доступа и право следования

Названные выше личные неимущественные права распространяются на любой объект авторского права. В отношении же произведений изобразительного искусства, в частности, скульптуры, работают еще два вида прав – право доступа (ст. 1292 ГК РФ) и право следования (ст. 1293 ГК РФ).

Свобода творчества подразумевает, что автора невозможно лишить права воспроизводить (копировать) однажды созданное произведение. Именно на этом постулате и базируется соблюдение права доступа. Несмотря на то, что автор уже продал музею свое произведение, и все необходимые документы подписаны, он вправе требовать от нового собственника произведения предоставления возможности (доступа) осуществлять свое право на воспроизведение. Способ воспроизведения может быть разным, и, как правило, это дополнительно согласовывается сторонами (вряд ли возможно в рамках действующей экспозиции развернуть “выездную мастерскую”, если автор вознамерился здесь же воспроизвести скульптуру в полном объеме, например, из камня). Лишь в одном ГК РФ, постулирующий это право, сразу ограничивает творца: нынешний собственник скульптуры не обязан доставлять ему произведение.

Нынешний собственник не обязан доставлять произведение его автору для копирования (п. 1 ст. 1292 ГК РФ).

Поскольку подзаконных актов, позволяющих говорить о разработанной процедуре реализации права доступа, до сей поры не существует, практическая реализация права целиком лежит в фарватере договорных отношений между автором (создателем) произведения и последующим обладателем исключительных прав на это произведение (музеем). К примеру, целиком в ведении музея находится решение о том, как будет осуществляться вход автора произведения в музей. Он может быть бесплатным (по особому пропуску). Предваряя возможные коллизии, возникающие при реализации права доступа, лучше всего заранее, в договоре  приобретения авторского произведения, зафиксировать, как именно автор сможет реализовать это право: например, оставаясь в выставочном зале, зарисовать свое произведение (или его фрагменты) или сфотографировать его (наиболее частый способ реализации права).  Интересно, что в то же самое время использование фототехники при посещении музея для обычных посетителей может быть запрещено.

Истоки формирования права следования надо искать в ст. 14ter Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 1886 г. с последующими дополнениями). Конвенция установила для авторов произведений изобразительного искусства особое “право долевого участия” или “право следования”, т. е. право получать дополнительное вознаграждение за счет участия в доходах от любой перепродажи оригинала произведения. Происхождение этого права легко проследить: оно возникло, когда на рубеже XIX и XX вв. многие авторы продавали оригиналы произведений за скромное вознаграждение, а затем оригиналы перепродавались (и неоднократно) по ценам, существенно превышающим первоначальную. Нетрудно определить, что таким образом недобросовестные продавцы обогащались на труде автора, ничем не компенсируя этот труд.

В соответствии с современным российским законодательством, при каждой публичной перепродаже оригинала, когда в статусе продавца, покупателя или посредника предстает галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений.

Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 “Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений” позволяет весьма точно определить размеры таких процентных отчислений. К примеру, если стоимость перепроданной скульптуры оценивается на сумму до 100 тыс. руб., размер вознаграждения автору составит 5% (см. приложение 1).

Дополнительно добавим, что право следования наследуется и не может отчуждаться: как бы ни хотел приобретатель скульптуры “заодно” выкупить и право следования, чтобы впредь не выплачивать автору и его наследникам вознаграждения, сделать это невозможно по закону.

Право следования передается по наследству и не может отчуждаться.

Покупаете вещь или приобретаете право на произведение?

Отдельно хотелось бы остановиться на типичной ошибке, часто встречающейся во взаимоотношениях автора и покупателя произведения. Рассмотрим ситуацию: художник продал созданную им скульптуру музею. В договоре купли-продажи указано, что покупатель (музей) становится законным владельцем воплощенной в камне скульптуры. Создав в будущем аналогичную скульптуру (или скопировав эту же), автор имеет полное право продать ее любому другому покупателю, никак не нарушив при этом прав первого. Руководство музея может прийти в недоумение от такого поведения автора, но в данной ситуации автор прав, и суд, скорее всего, встанет на его сторону. 

В ситуации, когда музей приобрел у автора конкретную вещь (например, оригинал скульптуры), он не получил одновременно, так сказать, “в автоматическом режиме”, исключительных прав на эту вещь как на объект интеллектуальной собственности. 

Понятие объекта интеллектуальной собственности существенно шире, чем физически осязаемая скульптура, но сложность состоит именно в том, что там, где оригинал произведения фигурирует в двусторонних отношениях автора и покупателя, авторское (исключительное) право на произведение сопрягается с вещным правом – правом собственности.  

Исключительное право на объект интеллектуальной собственности (произведение), неоднократно рассматривавшееся в аспекте исследования авторских прав, подразумевает для его обладателя право использовать результат интеллектуальной деятельности “любым не противоречащим закону способом. … Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности…” (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Но исключительное право лишь косвенно связано с правом собственности на конкретный материальный объект. И наоборот: покупая (отчуждая у автора) оригинал скульптуры, музей должен отчетливо представлять себе, что этот процесс не тождественен приобретению всех исключительных прав на этот результат авторского труда (п. 1 ст. 1291).

При покупке (отчуждении) у автора его произведения учреждение не приобретает все исключительные права на результат авторского труда.

Именно поэтому предлагаю еще раз освежить в памяти возможные способы закрепления отношений автора и приобретателя в договорной форме.

Отчуждение или лицензия?

В части IV ГК РФ, посвященной охране интеллектуальной собственности, должное место уделено двум основным типам договоров о передаче исключительного права – на основе отчуждения такого права или лицензионной передачи права использования результата интеллектуальной деятельности.

Замечу, что важной и общей особенностью обоих видов договоров является необходимость четко фиксировать условие возмездности или безвозмездности заключаемого договора. Любой из вариантов, выбранный сторонами, должен быть недвусмысленно указан в договоре.

Если договор не содержит указания на возмездный или безвозмездный характер отношений, то договор остается незаключенным, а любое дальнейшее использование произведения по такому договору становится незаконным.

А теперь подробнее о сути договоров.

Гражданский Кодекс РФ допускает заключение договора об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ): в результате покупателю передается весь объем исключительных прав на все виды использования произведения, на весь срок действия исключительных прав на территории всего мира и без ограничения возможности дальнейшей передачи права.

Заключив с автором такой договор, приобретатель (музей) может пользоваться и распоряжаться произведением всеми способами, которые не запрещены законом, а также получать (в случае эффективного использования произведения) экономический доход. В случае если таких правообладателей несколько, доход между ними делится поровну.

Чаще всего стороны оговаривают размер вознаграждения автору, но бывает, что такой договор заключается и на безвозмездной основе – закону это тоже не противоречит (п. 3 ст. 1234 ГК РФ). 

Договор может быть заключен на безвозмездной основе – это законно.

Но в целом договор отчуждения (с учетом соблюдения в дальнейшем личных неимущественных прав автора), бесспорно, более удобен “принимающей” стороне – музею. Он не оставляет сомнений в правообладании объектом собственности и позволяет распоряжаться им в будущем с учетом интересов музейной организации.

Еще один вариант передачи объекта интеллектуальной собственности – заключение лицензионного договора. По лицензионному договору автор (лицензиар) предоставляет лицензиату (в нашем случае это музей) право использовать произведение в установленных договором пределах. При этом: 

■ исключительная лицензия подразумевает, что лицензиат на срок, определенный договором, может быть всего один;

■ неисключительная лицензия допускает, что лицензиатов может быть сколь угодно много и они могут по-разному использовать этот объект интеллектуальной собственности. Скажем, автор скульптуры передал музею право экспонировать ее на нескольких выставочных площадках, издательству – использовать фотографии скульптуры в буклетах и рекламной продукции, редакции сайта – использовать изображение скульптуры в качестве заставки на главной странице.

Таким образом, лицензия ставит лицензиата (в нашем случае, музей) перед необходимостью четко соблюдать границы допустимого. Переход границ (скажем, несанкционированное изготовление музеем рекламной продукции с использованием объекта) легко обернется необходимостью возмещать убытки или выплачивать компенсацию (ст. 1301 ГК РФ).

При нарушении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель может по своему выбору требовать от нарушителя возмещения убытков или выплату компенсации:

■ в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. (точный размер компенсации определяет суд);

■ в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

С другой стороны, и сам лицензиат может защищать свои права от посягательств третьих лиц на основании ст. 1250−1253 ГК РФ.

Авторский заказ и “договор наоборот”

Договор авторского заказа. Несколько слов о договоре авторского заказа, на случай, если руководство музея приняло решение строить отношения с автором на такой основе. Сам по себе договор авторского заказа, несмотря на подробное описание в нем будущего произведения (критерии, характеристики, материалы, объем, вид, жанр и даже рабочее название будущего произведения) еще не гарантирует, что вопрос дальнейшего использования этого произведения решен в пользу заказчика. Чтобы не примерить на себя роль недоумевающей стороны из второго раздела статьи, музею необходимо включить в “тело договора” соответствующие положения о передаче права на использование произведения – т. е. исключительного права на него. 

Лучше всего, если в главе “Предмет договора” стороны зафиксируют, что “…Автор обязуется по заказу Заказчика создать обусловленное настоящим договором произведение и одновременно с передачей каждого такого произведения передать Заказчику в полном объеме исключительное право на вновь созданное произведение. Произведение и исключительное право на произведение переходят от Фотографа к Заказчику в момент передачи его по Акту”

Договор авторского заказа еще не гарантирует заказчику право на исключительное использование созданного произведения.

Передача произведения музею. И напоследок – об “историях наоборот”, когда не музей приобретает произведение или права на него, а действующий обладатель исключительного права на произведение искусства, приобретший его на аукционе или у самого автора, передает произведение на экспонирование музею. Как правило, это происходит на основании договора дарения (ст. 572 гл. 32 ГК РФ) и не подразумевает никакого встречного обязательства. Поскольку в большинстве случаев стоимость объекта, передаваемого в дар музею, превышает 3 тыс. руб., то допускается только письменная форма договора (ст. 574 ГК РФ).

Даритель (собственник) безвозмездно передает одариваемому (музею) в собственность некое имущество, одновременно гарантируя, что передаваемое имущество принадлежит ему на праве собственности, никому не продано, не заложено, в споре или под арестом не состоит и не обременено правами третьих лиц.

В интересах музея сразу же обсудить вопросы принадлежности исключительного права на даримое произведение – оно должно также принадлежать именно дарителю, а не третьим лицам. 

Правильнее сразу оговорить способы использования даримых произведений (в случае со скульптурой это может быть осуществление показа произведений в числе выставок и экспозиций, прокат произведения, его реставрация, изготовление буклетов с использованием изображения произведения). Права, поименованные в договоре, передаются на весь срок правовой охраны произведения. Произведение может использоваться оговоренными способами на территории всего мира. Однако вполне легитимной считается и менее сложная форма, приведенная в приложении 2. 

Приложение 1

Приложение

к Правилам выплаты автору

вознаграждения при публичной

перепродаже оригиналов произведений

изобразительного искусства, авторских

рукописей (автографов) литературных

и музыкальных произведений

Размер вознаграждения, выплачиваемого автору при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений 

Цена перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного и музыкального произведения

Размер вознаграждения

До 100 тыс. руб. включительно

5%

100 тыс. руб. – 1,7 млн руб. включительно

5 тыс. руб. + 4% от суммы, превышающей 100 тыс. руб.

1,7 млн руб. – 7 млн руб.  включительно

69 тыс. руб. + 3% от суммы, превышающей 1,7 млн руб.

7 млн руб. – 12 млн руб. включительно

228 тыс. руб. + 1% от суммы, превышающей 7 млн руб.

12 млн руб. – 17,5 млн руб. включительно

278 тыс. руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 млн руб.

Свыше 17,5 млн руб.

305,5 тыс. руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17,5 млн руб.

Приложение 2

ГУК “Самарский областной историко-краеведческий музей

им. П.В. Алабина” 

Договор дарения № 7-09 

г. Самара 23.07.2009

ГУК “Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина”, именуемый в дальнейшем “Музей”, в лице генерального директора Кузнецовой Л.В., действующего на основании Устава, с одной стороны, и _________________, именуемый(ая) в дальнейшем “Даритель”, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. В соответствии с настоящим договором Даритель передает в собственность, а Музей принимает в собственность комплекс предметов: “картина”, именуемый в дальнейшем “Дар”, на основании документа: Акт приема на ВХ ЭФЗК № 27-09 от 23.06.2009.

 №
 п/п

 Наименование и краткое описание.
 Материал, техника, размер. Сохранность

 Примечания

Изобразительное искусство

1

Картина. Петров-Довбиев А.К. Зима в Коняшино. 1960.
Сохранность: в верхнем левом углу – содрана краска

2. Дар, указанный в п. 1 настоящего договора, передается Музею для включения его в состав музейного фонда.

3. Дар передается Дарителем Музею при подписании настоящего договора.

4. Даритель гарантирует, что он является единственным обладателем права собственности на Дар.

5. Особые условия:

В течение трех месяцев с момента подписания настоящего договора Музей имеет право отказаться от принятия Дара в одностороннем порядке. В этом случае договор считается расторгнутым.

6. Настоящий договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из сторон.

7. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

8. Адреса и реквизиты сторон: 

 Музей:

 Даритель:

ГУК “Самарский областной
историко-краеведческий музей
им. П.В. Алабина”,
443041, г. Самара, улица Ленинская, 142
40201810500000008011

Фамилия Имя Отчество дарителя,
паспорт: серия ____ №_____, выдан (когда и кем)
адрес: ___________________________

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×