Библиотечная блогосфера как средство профессионального общения и обмена опытом

230
Библиотечный блог формирует сообщество профессионалов, а серьезное, но неформальное обсуждение в блоге профессиональных задач привлекает “продвинутых” читателей...

Хромова Е.Г.,

заведующая инновационно-методическим отделом МУ “ЦБС г. Белово”

Библиотечный блог формирует сообщество профессионалов, а серьезное, но неформальное обсуждение в блоге профессиональных задач привлекает “продвинутых” читателей

Для того чтобы привлекать в библиотеку молодого посетителя, необходимо говорить с ним на одном языке и отвечать его представлениям о современном уровне и качестве библиотечных услуг. “Одной только книги” больше недостаточно: библиотекам все чаще приходится прибегать к внедрению новейших информационно-технологических средств, привыкать к работе на социальных медиаплощадках. Но медиаплощадки можно использовать не только для привлечения посетителей – блоги также могут быть полем для общения с коллегами из разных регионов, обмена опытом и формирования сообщества профессионалов, ежедневно и сплоченно решающих общие проблемы.

Падение интереса к чтению – одна из самых серьезных проблем, с которыми повсеместно сталкиваются библиотеки.

Основное направление библиотечной деятельности сегодня – вернуть читателя в библиотеку, к чтению, чтобы хорошая книга заняла достойное место в организации досуга и общения человека. О необходимости этой работы говорят неутешительные итоги  первого этапа Национальной программы поддержки и развития чтения.

К факторам, усугубляющим тенденцию падения интереса к чтению, можно отнести:

■ слабое осознание остроты и глубины проблем чтения на уровне политической и интеллектуальной элиты в профессиональной среде;

■ истощение слоя квалифицированных читателей;

■ увеличение доли россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;

■ утрату ценностных ориентиров в литературной культуре. Вкусы упрощаются, становятся невзыскательными;

■ неуклонное снижение общественного интереса к библиотекам среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности;

■ падение интереса читателей к научной литературе, литературно-художественным и общественно-политическим журналам;

■ смещение издательской политики в сторону выпуска литературы сниженной информационной ценности;

■ утрату традиций семейного чтения;

■ убежденность в том, что роль книг и библиотек в обществе уменьшается с развитием Интернета;

■ отсутствие взаимодействия с системой образования;

■ ухудшение владения родным языком и снижение уровня грамотности населения.

Эти тенденции также выявило исследование “Книга в меняющемся мире: старые и новые технологии чтения в России”, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Традиционные формы и методы продвижения библиотеки и чтения уже далеко не всегда оказывают должное воздействие на читающую и тем более нечитающую публику, поэтому возникает необходимость работы библиотек с использованием концепции “Библиотека 2.0”. Эта концепция базируется на принципах Web 2.0 и имеет схожую философию. 

Профессиональный Интернет

В Интернете относительно недавно начала вестись оживленная библиотечная жизнь. Организованы службы виртуальной справки, сайты сопровождаются “гостевыми книгами” и форумами, в наличии интересные профессиональные блоги. Библиотеки, понимая необходимость продвижения в виртуальной среде, активно начали создавать свои страницы в таких социальных сетях, как Google+, Facebook, “Живой журнал”, “ВКонтакте”, “Одноклассники”, “Мой мир”, Twitter и др.

МУ “ЦБС г. Белово” влилась в этот процесс в части создания блога “Библиосейшн”, основными задачами которого являются оказание профессиональной поддержки и передача инноватики, продвижение книги и чтения, получение обратной связи от пользователей.

В докладе директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России Я.Л. Шрайберга на Крымской конференции в июне 2011 г. прозвучало, что в библиотеке должно быть несколько блогов, в т. ч. личный блог директора. А так ли обстоят дела на самом деле? Насколько эффективно ведение профессионального блога?

По мнению Я.Л. Шрайберга, каждая библиотека должна вести несколько блогов, в т. ч. личный блог должен вести ее директор.

Проведем следующее сопоставление: задачи, поставленные перед блогом “Библиосейшн”, и их реализация (таблица 1).

Таблица 1. Сопоставительная характеристика поставленных задач и их реализации

№ п/п

Формулировка задачи

Реализация поставленной задачи

1

Привлечение внимания пользователей к деятельности МУ “ЦБС г. Белово”

■ 215 зарегистрированных пользователей;

■ 154 RSS-подписчика;

■ 2700 посетителей в месяц;

■ 193 664 просмотра страниц за все время ее существования;

■ 136 ссылок на блог с 1 ноября 2010 г. по 30 ноября 2012 г.

2

Оказание профессиональной поддержки и передача инноватики

■ 179 опубликованных сообщений, подавляющее большинство которых содержит материалы, полезные для библиотекарей-практиков;

■ 8 страниц-вкладок с профессиональной информацией: “Библиотечные конкурсы – 2013”, “БиблиоСценарии”, “Методические рекомендации”, “БиблиоВидео”, “Календарь знаменательных дат” и др.;

■ 7 полнотекстовых публикаций – информационно-методических материалов: “Схема годового плана работы библиотеки” (разработана автором), “Библиотечная статистика”, “Портфолио библиотекаря”, “Формы массовой работы в библиотеке” и др.;

■ 19 ссылок на профессиональные библиотечные издания в сайдбаре “Пресса для профессионального интереса”;

■ 27 ссылок в разделе “Блог в помощь. Полезные и интересные ссылки”;

■ 26 участников, 115 работ конкурса “Меткое слово – идея готова!”, организованного ведущей блога по составлению лимериков и синкейнов на библиотечные и околобиблиотечные темы. По итогам конкурса участники получили по почте печатные сборники лимериков и синквейнов с автографами авторов конкурса;

■ 25 коллег-участников скайп-семинара из г. Липецка на тему «Как создать и вести блог: записки ведущей “Библиосейшн”»

3

Продвижение библиотеки, книги и чтения

■ приняли участие в сетевом  блогопроекте – либмоб (по аналогии с флэшмобом) “Как пройти в библиотеку”, который состоялся 26 мая 2011 г. в 50 городах и поселках России;

■ в апреле 2012 г. благодаря общению в блогах примкнули к акции “Библионочь-2012”;

■ опубликован юбилейный пост-буклет “50 причин посетить Центральную городскую библиотеку г. Белово”. В итоге 134 пользователя – беловчанина записались в библиотеку;

■ 7 постов (сообщений) о писателях и их произведениях: “Томский прозаик” (Алексей Березин и его рассказ “Совещание”), “О чтении и не чтении: мудрость от Даниэля Пеннака”, “Рождественская сказка от П. Коэльо”, “Новый роман Людмилы Улицкой”, “Современная мужская проза” и др.;

■ поддержана сетевая блого-эстафета-конкурс “Великолепная семерка, или Книги – целители души”

4

Получение обратной связи от пользователей и коллег

■ 1430 комментариев;

■ 23 справки, выполненные посредством “Виртуальной справочной службы” блога;

■ 17 реализованных запросов через онлайн-вкладку “Продление, заказ документов онлайн”;

■ 32 ответа на вопросы, заданные в гостевой книге “Библиосейшн”;

■ 668 записей в чате “Задайте свой вопрос – получите оперативный ответ”

У блога “Библиосейшн” 154 подписчика и 215 постоянных читателей. По данным ЦБС г. Белово, более половины из них – коллеги по библиотечной сфере. Общение на профессиональные темы привлекает и пользователей услуг библиотек: практика показывает, что им тоже интересно узнать, о чем “на самом деле” думают работники учреждений, высказать свое мнение по вопросам, напрямую касающимся работы с посетителями. Молодые посетители библиотек тоже читают блог: об этом автору известно по личным отзывам читателей в комментариях в блоге и письмах, приходящих на электронную почту. Это можно рассматривать как формирование лояльной, приверженной аудитории.

Более половины постоянных читателей блога “Библиосейшн” – коллеги по библиотечной сфере.

Цифры, приведенные в таблице 1, могут показаться весьма скромными. Тем не менее, для беловской ЦБС каждый из этих показателей означает решительный шаг в медиасреду, который свидетельствует о повышении престижа библиотеки и помогает лучше представить дальнейшие перспективы деятельности.

Не нужно забывать, что ведение российских библиотечных блогов началось примерно с 2007 г.

Число блогов продолжает уверенно расти, что говорит о понимании их основателями необходимости такого формата работы.

Согласно проведенной переписи блогов, сайтов, библиотечных сообществ и т. д. в блоге “Миры библиотек”, организованной его ведущей Л.М. Брюховой, в сети Интернет существует:

■ 424 библиотечных блога;

■ 33 блога-проекта, блога-акции;

■ 54 русскоязычных библиотечных блога зарубежных стран;

■ 126 библиотечных блогов на украинском языке;

■ 55 библиотечных сообществ, каналов общения и форумов в соцсетях;

■ 64 группы “ВКонтакте”;

■ 8 групп на “Фейсбуке”.

Думается, что данный список еще долго будет пополняться.

Статистика свидетельствует о том, что позиционирование библиотек на различных социальных медиаплощадках активизируется из года в год, тем самым привлекая внимание как коллег, так и потенциальных пользователей. 

Как вести блог для профессионалов

1. Сформировать идею и концепцию блога. Идея создать библиотечный блог на платформе Blogger возникла у работников ЦБС г. Белово в октябре 2011 г., и 1 ноября того же года “Библиосейшн” начал свое существование.

Прежде всего, была определена основная цель ведения блога – позиционирование беловской ЦБС и ее блога в Интернет-пространстве.

На этапе создания блога необходимо сформулировать его цель и задачи.

Блогу “Библиосейшн” предстояло решить ряд задач:

■ увеличить диапазон общения с пользователями путем поддержания диалога: посты авторов, комментарии читателей;  

■ показать, что ЦБС является современной, готовой к работе на профессиональных интернет-площадках, к конструктивному общению, изменениям и инновациям;

■ предоставить пользователям и коллегам актуальный, интересный контент;

■ провести опросы, позволяющие определить основные информационные потребности аудитории, читающей блоги;

■ получить отклики от своих читателей с использованием традиционного способа – комментариев под постами;

■ популяризировать информацию о библиотечной деятельности, увеличивая число подписчиков;

■ привлечь поисковые системы благодаря насыщенности ключевыми словами, регулярной обновляемости контента и множеству входящих и исходящих ссылок (см. таблицу 1).

Вопрос, который также необходимо решить перед началом ведения библиотечного блога, – будет ли он блогом библиотеки или блогом библиотекаря?

■ Блог библиотекаря – это результат его личных побуждений, в котором он может писать о чем считает нужным. В данном случае поддержка от коллег не предусматривается либо носит характер рекомендаций и советов.

■ Блоги библиотек зачастую начинают вести те или иные специалисты. По инициативе руководства, к сожалению, их создается чрезвычайно мало.

Библиосейшн является библиотечным блогом, что обязало создать Положение о блоге

Специалист, который в данный момент ведет “Библиосейшн”, должен придерживаться норм и концепций всей библиотеки и ЦБС, а не руководствоваться только собственными интересами.

2. Принять решение о наличии или отсутствии вознаграждения за ведение блога. В профессиональной блогосфере состоялось достаточно много обсуждений того, насколько руководство поддерживает инициативу ведения библиотечного блога, и далеко не всем повезло в этом отношении.

Ведение блога зачастую не оплачивается и считается прихотью самих работников. И это несмотря на то, что именно библиотечные блоги продвигают бренд учреждения в социуме, что далеко не всегда под силу даже сайту той же библиотеки.

На примере “Библиосейшн” можно отметить, что блог был создан прежде, чем начал функционировать сайт МУ “ЦБС г. Белово”. За два года существования он привлек к себе внимание коллег и в значительной степени послужил стартовой площадкой для популяризации запускающегося сайта.

Блог библиотеки послужил стартовой площадкой для популяризации ее запускающегося сайта.

Ведущий блога “Идеи. Технологии. Решения в библиотечном деле” полагает, что в скором времени обязанность ведения блога будет предусмотрена в должностной инструкции, и эта деятельность не будет вестись в личное время библиотекаря. Кроме того, она будет щедро оплачиваться. Иными словами, он считает, что в библиотечной сфере появятся свои профессиональные блоггеры, которые будут так же популярны, как блоггеры, в настоящее время пишущие на социальные и общественно-политические темы.

3. Создать блог и начать наполнять его информацией.

Выбирая платформу для создания блога, библиотеки в основном выбирают бесплатные ресурсы. Среди них:

■ “Живой журнал”;

■ Blogspot;

■ Wordpress.

“Библиосейшн” выбрал в качестве базы для ведения дневника платформу Blogger. По мнению работников библиотеки, эта платформа оптимально подходит для размещения текстовой, фото- и мультимедийной информации. Технология создания блога на платформе Blogger представлена в обучающих презентациях в сети Интернет.

После того, как блог создан, его необходимо зарегистрировать в поисковых системах.

Регистрация необходима для того, чтобы новые записи блога распознавались поисковым роботом сайтов Google, Yandex и др. Для этого необходимо, чтобы пост был релевантен ключевому запросу, который задал пользователь поисковой системы. Ведущий блога, как специалист библиотечного дела, должен лучше всех знать эти ключевые запросы, выбрать из них самые лучшие и уметь их использовать в своем тексте. В “Школе начинающего блоггера” подробно и доступно рассказано, как это сделать.

Чтобы посты распознавались поисковым роботом, надо, чтобы они максимально соответствовали запросу, который пользователь будет вводить в поисковый сайт.

Время, затрачиваемое на подготовку материалов для публикации в блоге, варьируется в зависимости от их типа. Особенно тщательно приходится работать над методическими и аналитическими материалами, требующими более глубокой проработки темы и анализа ситуации.

Работник, который берется за организацию и ведение блога, должен владеть элементарными навыками работы в сети Интернет, иметь представление об html-коде, быть специалистом в своем деле, а самое главное – видеть перед собой цель и быть уверенным в своих возможностях.

Рассмотрим основное – контент блога. Именно от той информации, которая размещается в ресурсе, будет зависеть его посещаемость, количество просмотров страниц, количество комментариев к постам, число подписчиков и т. д.

Самое главное в блоге – его контент.

Для “Библиосейшн” избрана следующая стратегия (правила ведения блога):

1) Информировать лишь о самых интересныих мероприятиях, проводимых в МУ “ЦБС г. Белово” – о тех из них, которые могут заинтересовать публику. К примеру, флэшмоб “Как пройти в библиотеку”, конкурс лимериков и синквейнов. При этом стараться избегать формы отчета о мероприятии, искать другие способы подачи материала;

2) следить за релевантностью ключевых слов, по которым пользователи обращаются в блог, и содержанием размещаемых постов. Если в блоге обнаруживается недостаточно информации по искомому ключевому слову, то ведущая дополняет содержимое блога материалами, раскрывающими поисковый запрос;

3) выявлять наиболее популярные посты блога, что легко сделать, обратившись к разделу статистики. Статистика блога “Библиосейшн” представлена в таблице 2. 

Таблица 2

Статистка популярных постов блога “Библиосейшн”

№ п/п

Наименование поста

Число просмотров страницы (за все время существования блога), шт.

1

Стихи, песни, картинки о библиотеке, книге, чтении

16 172

2

Самые читаемые книги Рунета

11 527

3

Портфолио библиотекаря

11 280

4

Начинающему методисту

1 649

5

Схема годового плана работы библиотеки

1 440 

4) поднимать темы, вызывающие неоднозначное отношение и способствующие возникновению диалога, дискуссии;

5) публиковать посты о рейтингах книг, интернет-ресурсах определенной тематики, тем самым ориентируя пользователя в мире популярной литературы и информации по профильной теме;

6) держать своих коллег в курсе последних событий в сфере культуры: принятии новых законодательных актов, объявленных конкурсах, нашумевших материалах в средствах массовой информации и др. Не прибегать к копированию постов целиком с других сайтов, блогов, если, конечно, об этом не попросил сам автор. Обязательно добавлять собственное мнение по каждому размещенному в блоге материалу;

7) избегать превращения блога в календарь знаменательных дат (размещать посты, посвященные только знаменательным датам). Такие записи практически никто не читает, они создают удручающее впечатление о блоге;

8) создавать страницы-вкладки или сайдбар полезных ссылок на те или иные материалы. В “Библиосейшн” такой сайдбар называется “Блог в помощь. Интересные и полезные ссылки”. В нем можно найти информацию для начинающих блоггеров, о бесплатных электронных библиотеках, о самых необычных библиотеках мира, нормативных документах и др.;

9) писать не только на серьезные темы, но и отдавать дань забавным казусам библиотечной жизни. Примером этого могут служить посты “Планы на будущее (по ББК)”, “Библиотечная кулинария”, страницы “БиблиоЮмор” и “БиблиоВидео”;

10) следить за комментариями к каждому опубликованному сообщению, оперативно отвечать на них. Именно из комментариев можно узнать, как коллеги и пользователи библиотечных услуг оценивают материал. С помощью комментариев можно выявить допущенные ошибки, из них можно почерпнуть идеи для следующих постов.

В первую очередь, именно в комментариях происходит знакомство и общение библиотеки, ведущей блог, со своими читателями и коллегами–блоггерами.

Расхожая фраза “покупатель всегда прав” в полной мере распространяется и на читателя−пользователя. Как его привлечь? Чем удивить? Как стать интересными ему? Вот задачи, которые работники библиотеки решают каждый восьмичасовой рабочий день и некоторое остальное свободное от работы время. Это в полной мере касается и ведения блога.

Привлечь читателя в блог можно следующими способами:

В качестве советов по привлечению читателя на его страницы можно назвать следующие:

■ размещать полезную, конструктивную информацию;

■ активно общаться на интересующих вас блогах;

■  приглашать собеседников посетить блог;

■ сохранять позитивный настрой;

■ писать релевантные посты согласно мониторингу входящего трафика;

■ профессионально излагать сведения;

■ обмениваться профессиональными наработками, включая ведение рассылки по e-mail;

■ регулярно обновлять информацию;

■  заниматься продвижением блога в социальных сетях.

Помимо перечисленного, ведущей “Библиосейшн” были проведены презентации блога для читателей и жителей города Белово, размещены пресс-релизы в региональных изданиях, транслирован опыт на областных профессиональных встречах.

4. Изучать интересы посетителей блога. Правомерно задать вопрос: “Насколько хорошо мы знаем своего читателя, как учитываем его интересы и вкусы, подготавливая очередной материал блога?”. Для того чтобы хотя бы частично решить для себя данную дилемму, специалисты ЦБС г. Белово начали вести учетную таблицу зарегистрированных в блоге пользователей. Шапка этой таблицы приведена ниже. 

Таблица 3

Мониторинг читателей блога

п/п

Никнейм

Ф. И. О.

Место проживания

Место работы / Интересы

e-mail

Блог, сайт (название, адрес), с какого времени ведется

Примечания 

Сложнее дело обстоит с подписчиками на новости блога. Можно определить лишь их количество, но интересы и другие данные, хоть немного характеризующие личность, остаются неизвестными.

Подавляющее число зарегистрированных читателей “Библиосейшн” – коллеги по библиотечной сфере. Есть и молодежь из числа посетителей, но она в меньшинстве.

Вопрос о правомерности включения статистических данных о пользователях блога и его посещениях остается дискуссионным.

Форма № 6-НК “Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке” в разделе 5 “Информационное обслуживание и межбиблиотечный абонемент” учитывает “число посещений Интернет-сайтов данной библиотеки”. Согласно определению, блог – это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Думается, что включение посещений блогов в библиотечную статистику не будет особым нарушением, и смеем догадываться, что многие библиотеки учитывают блоги при расчете данного показателя.

Для регистрации посещений блога необходимо установить счетчики сервисов LiveInternet, Рейтинг@mail.ru и др., которые учитывают обращения к блогу по разным временным рамкам, количеству просмотров на одного посетителя, сайтам, с которых был произведен вход на ресурс, полу и возрасту пользователей и др.

В ходе ведения профессионального блога руководство и специалисты ЦБС г. Белово виртуально познакомились со многими коллегами-блоггерами, наладили регулярную переписку в режиме реального времени, в ходе которой получают ответы на многие профессиональные вопросы.

То, что общение библиоблоггеров из виртуальной среды переросло в “реальные” встречи, подтверждает предположение о роли библиотечных блогов как мощной площадки для обмена информацией и опытом работы. Так, в ноябре 2011 г. и октябре 2012 г. на базе Свердловской областной библиотеки для детей и юношества прошли “Некоференции блоггеров”, последняя из которых была посвящена теме “Библиотека в социальных медиа: стратегия и прорыв”

Резюмируя вышесказанное, отметим, что ведение библиотечного блога позволило сформировать круг читателей и профессионального общения, получить навыки работы на различных медиаплощадках, освоить множество сервисов для публикации различных видов информации, научиться вычленять основное и второстепенное в подаче информации и, самое основное – идти в ногу со временем и своим читателем!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×