Развитие лидерских качеств у руководителей библиотек

271
Школа эффективного руководителя помогла руководителям библиотек города Тамбова пересмотреть стратегию собственного поведения, найти интересных собеседников, партнеров и спонсоров из различных сфер деятельности. Предлагаем ознакомиться с опытом создания такой Школы и наполнением занятий....

Сорокина Н.В.

заместитель директора МБУ “Централизованная библиотечная система” города Тамбова

Школа эффективного руководителя помогла руководителям библиотек города Тамбова пересмотреть стратегию собственного поведения, найти интересных собеседников, партнеров и спонсоров из различных сфер деятельности. Предлагаем ознакомиться с опытом создания такой Школы и наполнением занятий

Качество, результаты и успешность работы учреждений во многом зависят от тех, кто их возглавляет. Компетентность и соответствующие личностные свойства руководителей помогают найти наиболее достойный и наименее болезненный выход даже из ситуации, казавшейся тупиковой, позволяют не только сохранить, но и упрочить репутацию учреждения. Для этого руководитель должен обладать не только профессионализмом, но и многими другими качествами. Еще Виктор Гюго заметил: “Велик тот, кто подает великий пример”. Этот афоризм мы приняли как руководство к действию, организовав в рамках Школы руководителя учебный курс “Стратегия лидерства” для ведущих библиотечных специалистов Тамбова.

Школа руководителя появилась в ЦБС г. Тамбова несколько лет назад. Ее цель – повышение квалификации руководящего состава библиотек. Школа является одним из структурных подразделений многоуровневой программы “Профессионал”, отмеченной дипломом Всероссийского конкурса по непрерывному образованию библиотечных специалистов. Занятия проводят методисты и заместитель директора ЦБС. Занятия могут быть посвящены, например, планированию работы, формам и методам социального партнерства, креативному мышлению, культуре современного руководителя и др. Выбор темы диктуется производственной необходимостью или желанием самих сотрудников, сталкивающихся в процессе ежедневной работы с конкретными проблемами (как это было с занятием “Учимся фандрайзингу” и вебинаром “Внимание: Вы в эфире!”).

Выбор темы занятия происходит в зависимости от производственной необходимости или пожеланий самих сотрудников.

В конце 2011 г. родилась идея: теоретические занятия, семинары, тренинги дополнить встречами с людьми, которые на практике демонстрируют выдающиеся лидерские качества. Так появился учебный курс “Стратегия лидерств”.

Находясь в поисках “рецепта” лидерства, коллектив ЦБС умышленно приглашал представителей разных сфер: педагогики, строительства, журналистики, депутатской деятельности. Результат превзошел все ожидания: в лице гостей ЦБС ведущие специалисты библиотек нашли не только интересных собеседников, позитивный личный пример, но и спонсоров, и социальных партнеров в своей дальнейшей деятельности.

В лице гостей занятий ведущие специалисты библиотек нашли и собеседников, и социальных партнеров, и спонсоров.

Как известно, лидеры бывают разными: формальными и неформальными; созидающими, способными зажечь своей идеей кого угодно, или разрушающими, умеющими похоронить любую интересную мысль и внести деструктивные настроения в коллектив. Ясно одно: лидер – это всегда активный человек. Это не индивидуалист, а яркая индивидуальность. Главная его задача управлять не только финансовыми потоками, а энергией, энтузиазмом, вдохновением и амбициями своих сотрудников.

Лучшей проверкой лидера на прочность является ответ на вопрос, сумеет ли он поднять на новую высоту деловую заинтересованность сотрудников.

Главной задачей учебных занятий в Школе руководителя стало развитие лидерских качеств на примере конкретных успешных людей местного сообщества. Первые занятия были названы VIP–встречами “Знакомьтесь: лидер!”. Гостями этих встреч стали неординарные личности. Ирина Викторовна Хохлова – практический психолог, педагог-методист, руководитель центра креативного развития детей “Умка”, директор и учредитель первого в Тамбовской области семейного журнала “Солнечный круг”, депутат Тамбовской городской Думы. Еще одним “экспертом” выступил Евгений Николаевич Скрипцов – общественный советник главы Администрации Тамбова, генеральный директор “Бокинского завода строительных конструкций”. Масштаб его интересов внушителен: бизнес, политика, общественная деятельность. Интересной и полезной была встреча и с главным редактором областной общественно-политической газеты Владимиром Сергеевым. Помимо журналистской деятельности, он серьезно изучает историю, занимается политтехнологиями.

Состав участников Школы руководителя насчитывает примерно тридцать человек. Это заведующие муниципальными библиотеками города, отделами центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской, главные библиотекари. В течение года в разных библиотеках состоялось четыре VIP-встречи, продолжительность которых зависела от занятости гостей. Полтора часа общения пролетали незаметно. Важные персоны помогли раскрыть творческий потенциал руководителей, поднять “планку” их личных возможностей.

Раскрыть личностные качества и секреты деловой успешности гостей помогли блиц-интервью и разговор о лидерстве. Включившись в диалог, важные персоны вместе с сотрудниками библиотек размышляли о том, существует ли какая-то особенная стратегия лидерства? Можно ли “вырастить” лидера? Что мешает в эффективном руководстве и что может помочь? Влияет ли имидж лидера на успех дела? На предложенные вопросы были подготовлены небольшие комментарии ведущего, которые могут быть использованы как самостоятельно, так и в качестве дополнения к рекомендациям гостей (см. Приложение 1, Приложение 2).

Разговор о лидерстве

Марина Цветаева когда-то дала такое определение: “Успех – это значит успеть!”. Успеть все, совместить несовместимое может только особенный человек.

Для участников Школы руководителя взгляд “со стороны” стал откровением. Многие из них впервые задумались о, казалось бы, очевидных вещах и изменили стратегию своей деятельности. Предлагаем поразмышлять и читателей журнала над вопросами состоявшегося диалога.

Предлагаем читателям поразмыслить над вопросами, проработанными в рамках занятий Школы руководителя.

Вопросы и ответы

■ Когда Вы почувствовали себя лидером?

Существует очень хороший афоризм “Настоящая ответственность бывает только личной”. Главное качество лидеров – взять на себя ответственность за дело и довести его до конца. Лидер умеет организовать людей и повести их за собой, умеет увлечь людей так, чтобы они не сомневались в своих силах. С Вашей точки зрения, истинный лидер группы – это самый компетентный человек или тот, у кого самый сильный характер? 

■ Бывали ли случаи, когда Вы сталкивались с сопротивлением коллектива, а лидер становился “миной замедленного действия”, создавая множество проблем? Как создать команду единомышленников?

Комментарий: Деструктивизм возникает тогда, когда остаются нереализованными амбиции человеческие и профессиональные. Одно из решений проблемы деструктивного лидерства – дать человеку такое направление деятельности, где он может проявить себя, т. е. замотивировать его в положительную сторону. Не соглашаясь с чужой идеей, вы не имеете права высказывать противоположную точку зрения до тех пор, пока не предложите один-два конкретных способа доработать спорную идею.

■ Многие люди не позиционируют себя в качестве лидеров, обладают талантом, но не хотят перенапрягаться, и раскрыть лидерские способности их иногда заставляет сама ситуация. Как Вы считаете: можно ли “вырастить” лидера, или человек им рождается?

Комментарий: Группа ученых Чикагского университета исследовала различные виды деятельности, которые приносят человеку чувство удовлетворения: альпинизм, занятия музыкой, преподавание и др. Психологи хотели понять, чем обоснован выбор людей. Ученых поразила однозначность ответа на бесчисленные опросы: независимо от природы конкретного вида деятельности главное состоит в том, чтобы он представлял собой вызов, который помогает человеку максимально реализовать себя.

■ Планируете ли Вы свой день? Существуют ли в практике Вашей деятельности долгосрочные планы на перспективу?

Комментарий. Британский исследователь З. Заглер говорил: “Не бывает так, чтобы человек бессмысленно бродил вокруг да около и вдруг оказался на вершине Эвереста”. Тот, кто идет по жизни без цели, вряд ли чего-то добьется. План – это цель с заданным маршрутом. Психологи советуют составлять на каждый день список дел, которые нужно непременно завершить, и список заданий, которые желательно выполнить. Упорядочив задания по степени их важности, необходимо обязательно контролировать их исполнение. Добиться успеха помогут четыре основных метода

- составить поэтапный план, начиная с небольших шагов и постепенно наращивая усилия;

- проинформировать весь коллектив, чтобы закрепить принятие обязательств;

- продумать запасной вариант, чтобы в критический момент ваш план не был разрушен обстоятельствами;

- сосредоточиться на плюсах, поощряя за каждый новый шаг на пути к цели.

■ Античная пословица гласит: “Не рисковать – самый большой риск”. Часто ли приходится Вам рисковать в своей жизни?

■ Есть выбор – несколько хороших специалистов, отличных исполнителей и один креативный лидер, постоянно рождающий новые проекты и идеи. Кого выберете и почему?

Комментарий. Роль лидера коренным образом отличается от роли рядового сотрудника. Лидером может быть только тот, кто в состоянии обеспечить эффективную работу окружающих его людей. Желая добиться многого, лидер знает, что без объединенных усилий всех сделать это не удастся. Лучшей проверкой лидера на прочность является ответ на вопрос: сумеет ли он поднять на новую высоту деловую заинтересованность работников? У каждого руководителя свои методы. Генри Форд сказал: “Секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения”. Необходимо ставить такие общие цели, которые каждым работником будут восприниматься как его собственные.

■ Есть ли у Вас свой рецепт стимулирования инициативы других?

Комментарий. Это может быть личный пример, когда действия руководителя убедительнее его слов. Лидер должен заряжать коллектив энергией и оптимизмом, искренне заботиться о работниках. Доброжелательное внимание, воздействуя на настроения и чувства людей, поможет реализовать заложенный в них потенциал.

■ Мотивация персонала может быть положительной или отрицательной. Что вы считаете более действенным?

Комментарий. Главный капитал любой организации – это люди. Во многих коммерческих учреждениях существуют различные варианты мотивирования сотрудников, есть многоступенчатая система бонусов, т. е. дополнительных денежных выплат за конкретные результаты. Они могут быть личными (за индивидуальные достижения) и командными (за достижения отдела или структурного подразделения). Многие компании, например, предоставляют дотации на питание, абонемент в спортзал, дополнительное медицинское страхование. Мотивация персонала – один из способов повышения производительности и качества труда. Существует монетарная и немонетарная системы мотивации. Немонетарная система включает гибкий график работы, дополнительные выходные дни, методы социального стимулирования, корпоративные мероприятия. Знание мотивов – ключ к пониманию поведения человека. На трудовое поведение влияют увлеченность профессией, интерес к своему делу, социальная значимость выполняемой работы, стремление к профессиональному росту, возможность участвовать в управлении организацией. Для разных категорий основные мотивирующие факторы тоже будут разными. Молодые сотрудники оценят возможность дополнительного обучения на различных курсах, стажировках, номинирование на индивидуальные стипендии, участие в конкурсах, возможность выдвигать новые идеи, проявлять инициативу. Для людей среднего возраста на первый план выступают перспективы карьерного роста и материальное благосостояние. Для женщин, имеющих маленьких детей, – наличие социальных гарантий и льгот. Это может быть бесплатное посещение детских спектаклей, дополнительные отпуска, единовременные поощрительные выплаты в связи с рождением ребенка.

К монетарной системе относятся оплата труда, премии и прочие денежные выплаты, например ежемесячные надбавки за стаж работы. Программа мотивации персонала должна быть гибкой, адаптированной под возможности конкретной организации, необходимо учитывать интересы как работодателя, так и работников.

■ Как Вы относитесь к критике? Критикуете ли своих подчиненных?

Комментарий. Умение критиковать конструктивно, избегая конфликтов и сохраняя благоприятную атмосферу в коллективе, – одна из основных коммуникационных составляющих деятельности руководителя. Важно иметь внутреннюю установку на деловое восприятие критики, каковы бы ни были ее источники, а также мотивов критикующих. Исследователи утверждают, чтобы компенсировать вред, нанесенный одним критическим замечанием, нужно пять примеров согласия и поддержки. Положительные результаты дает чередование анализа допущенного просчета с подчеркиванием достоинств в работе критикуемого. Критикуя, руководитель обязан предложить лучшее решение проблемы. Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

Практикой выявлено, что лучшим вариантом контроля за состоянием дел в организации является не прямая личностная критика вышестоящим нижестоящего, а способность работников организации к самокритике и критическому анализу ситуаций.

■ Умение управлять конфликтами – важнейшее профессиональное качество руководителя. Как направить энергию конфликтующих сторон в конструктивное русло?

Комментарий. Конфликты в коллективах были, есть и будут. Удовлетворить интересы всех в равной степени невозможно. Как ни парадоксально, конфликты бывают не только разрушительными, но и созидательными, в основе которых могут лежать стремление сотрудников улучшить условия труда, потребность в совершенствовании технологий и необходимость изменения управленческих решений. Задача руководителя – минимизировать возможность возникновения конфликтов.

Существует несколько правил, которые помогут в этом:

1) справедливо относиться к инициатору конфликта (за недовольством скрыта причина – положение вещей, которое его не устраивает);

2) создавать атмосферу сотрудничества; стремиться к ясности в общении;

3) держать эмоции под контролем;

4) быть открытым для новой информации; сконцентрироваться на интересах, а не на позициях сторон.

■ Как Вы считаете, влияет ли имидж лидера на успех порученного ему дела?

Комментарий. Понятие имидж прочно вошло в наше сознание, часто мелькает в разговорной речи, в прессе. Создание имиджа – неотъемлемая часть культуры социального общения, а имидж руководителя – существенная личностная и профессиональная характеристика. Исследователи утверждают, что производимое впечатление на 92% зависит от того, как человек выглядит и “звучит”, поэтому многие политики осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз. Во многих ситуациях имидж руководителя – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации и правильного выбора модели поведения. Если внешний вид человека не внушает доверия, а манера держаться оставляет желать лучшего, окружающие не пойдут на доверительное общение и контакт может прерваться в самом начале. Руководитель будет центром поддержания гармоничных отношений в коллективе только в том случае, если он сам гармоничен, т. е. его внешнее поведение, поступки и управленческие решения не противоречат друг другу; красивое поведение не является камуфляжем непрофессионализма. Легкомысленно считать, что имидж успешного руководителя зависит только от внешних данных и манер. Он состоит из множества слагаемых, среди которых можно указать:

- смелость, способность рисковать; готовность принимать ответственность на себя;

- преданность делу, целеустремленность;

- способность предвидеть последствия принимаемых решений;

- готовность отказаться от неверных решений и начать сначала;

- умение сопереживать в случае неудачного развития дела;

- установка на предоставление подчиненным возможности проявить себя;

- умение объективно оценивать людей; знание личных потребностей работников;

- пунктуальность; выдержанность (контроль над эмоциями);

- способность меняться в лучшую сторону; сохранять юмор в сложных ситуациях;

- уверенность в себе, честность, тактичность.

Позитивный образ самого себя поможет создать ауру уверенности, которая будет воодушевлять других, однако надо помнить, что ваш стиль лидерства должен быть естественным продолжением вашей человеческой сущности. Стоит помнить: проблему формирования имиджа нельзя решить в один момент или в фиксированный промежуток времени. Это постоянный процесс. Большое значение имеет способность располагать к себе. Дейл Карнеги справедливо заметил, что один из способов увеличить свою популярность – это проявлять к окружающим людям искренний интерес. Он утверждает, что за счет проявления интереса к тем, кто находится рядом, человек за два месяца может завести больше друзей, чем за два года попыток заинтересовать их собой. Другие авторы в качестве простых способов советуют говорить комплименты, копировать поведение, позу, манеру речи собеседника. 

Есть и более тонкий прием оказывать влияние на окружающих: чтобы понравиться людям, попросите у них помощи.

Этот феномен назван “эффектом Франклина”. Более 200 лет назад этот мудрый политик завоевал расположение неприступного члена Законодательного собрания, обратившись с просьбой одолжить на несколько дней редкую книгу из его библиотеки.

Эффект Франклина имеет теоретическое обоснование. Поведение человека определяется его мыслями и чувствами. Он улыбается, когда счастлив, а когда считает кого-то привлекательным –  нежно смотрит ему в глаза. Но верным может быть и обратное: если человек улыбнется, он почувствует себя счастливым, а если попросить посмотреть его кому-то в глаза, человек покажется ему более привлекательным.

■ Западные имиджмейкеры советуют: “Будьте заметны для других”, считая, что нет ничего неподобающего в том, чтобы сообщить другим о Ваших достижениях. Как Вы относитесь к этому?

Комментарий. Совершив важное достижение или получив признание “вне дома”, убедитесь в том, что об этом узнают и “домашние”. Смело становитесь под свет рампы, и будьте готовы засиять. Не берите на себя слишком много. Но то, что берете, делайте качественно и оригинально.

■ Есть ли что-то такое, что Вам всегда хотелось сделать, и почему вы этого еще не сделали?

Комментарий. Исследования говорят, что большинство людей, оглядываясь на свою жизнь, чаще сожалеют о том, что не сделали. Существует несколько эффективных способов избавиться от чувства сожаления:

1) Старайтесь не упускать возможностей, чтобы потом не мучиться сожалениями. Не жалейте сил. Потратьте время. Сделайте! Съездите в путешествие. Купите подарок. Использованная возможность приносит радость.

2) Подумайте, нельзя ли как-то исправить ситуацию. Помиритесь, если вы с кем-то поссорились; поступите на курсы, если вы хотите владеть иностранным языком; запишитесь в студию бальных танцев, если мечтали о танцах.

3) Если дело не поправишь, мысленно возведите забор вокруг того, что “могло бы быть” и не дает вам покоя. Найдите три положительных момента в своей теперешней ситуации и три негативных последствия, если бы вы воспользовались той возможностью, например, не умея кататься на коньках, вы избегаете ушибов и травм.

■ Работа лидера связана с высоким эмоциональным напряжением. Лидер группы является своеобразным усилителем эмоций. Поможет только выдержка и умение держать себя в руках. Существуют ли у Вас свои секреты как “выйти из боя без потерь”?

Комментарий. Психологи советуют искать положительные моменты даже в отрицательных событиях. Найдите несколько минут, чтобы подумать, как событие, которое не дает вам покоя, помогло вам: стать сильнее или осознать личные качества, о которых вы и не подозревали; переоценить некоторые стороны вашей жизни; стать мудрее или приобрести уверенность; наладить с кем-то отношения. Если вы не только продумаете, но еще и напишите об этом на бумаге, такое упражнение уменьшит переживание и поможет найти в себе силы идти дальше.

Чтобы справиться со стрессом существуют и другие способы:

- слушайте классиков. Музыка Вивальди, Моцарта обладает расслабляющим эффектом, и даже возвращает давление в норму;

- ученые установили: те, кто спонтанно прибегает к юмору, имеют особенно устойчивую иммунную систему, на 40 % реже страдают от сердечных приступов и живут на 4,5 года дольше среднего;

- снять стресс и напряжение от повседневной жизни помогает… собака! Даже простое прикосновение или поглаживание может оказать успокаивающее действие. Она заставляет человека волей-неволей заниматься физкультурой, становится для своего хозяина “психоаналитиком”, который молча выслушает и не осудит. Один из медицинских университетов Англии установил связь между наличием у человека собаки и работой его сердечно-сосудистой системы. При обследовании пациентов, перенесших сердечный приступ, было обнаружено, что у “собаколюбов” процент выздоровления и жизнеспособности в девять раз выше, чем у тех, у кого собаки не было.

Наша встреча – прекрасная возможность еще раз подумать над своими индивидуальными качествами и определить пути развития лидерских способностей. Своеобразным резюме нашего разговора о лидерстве можно назвать семь основных правил:

1. Самая большая ошибка – нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

2. Будьте уверены в собственном предназначении.

3. Умейте отличать главное от второстепенного.

4. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

5. Будьте такими, какими хотели бы видеть своих сотрудников.

6. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

7. Умейте извлекать положительный опыт из всего происходящего.

На сцене дирижер не издает ни звука. Его задача состоит в том, чтобы внести согласие и гармонию в звучание других. Так и действия лидера помогают его команде в полной мере продемонстрировать свои таланты. 

Приложение 1

Вопросы для блиц-интервью:

■ Были ли у Вас в детстве герой, на которого Вы хотели быть похожим?

■ Ваша настольная книга?

■ Как Вы предпочитаете проводить досуг?

■ Способны ли Вы удивляться?

■ Самое поразительное открытие в жизни?

■ В какую историческую эпоху Вы бы хотели жить?

■ Как бы Вы охарактеризовали себя одним словом?

■ Охотно ли Вы беретесь за решение задач, требующих нестандартного подхода?

■ Какое личное качество вас выручает в трудных ситуациях?

■ Часто ли оказываются точными Ваши первые впечатления о людях?

■ Назовите две вещи, которые Вам искренне нравятся в собеседнике.

■ Теряли ли Вы хладнокровие в беседе с людьми?

■ Сколько длится Ваш рабочий день?

■ Приобрели ли Вы, попав в политику, новых друзей?

■ Ваш кумир в политике?

■ Есть ли у Вас любимый афоризм? Какой?

■ Назовите две свои главные удачи в жизни.

■ О чем бесполезно Вас просить?

■ Восточная мудрость гласит: “Настойчивость и терпеливость – единство

противоположностей – два козыря успеха”. В чем Ваша формула успеха?

■ Девиз любого лидера можно выразить несколькими словами: “Жить – значит

действовать!”, “Никто кроме нас”, “Вперед и только вперед!”.

Ваше жизненное кредо? 

Приложение 2

Вопросы для разговора о лидерстве

■ Когда Вы почувствовали себя лидером?

■ С Вашей точки зрения, истинный лидер группы – это самый компетентный

человек или тот, у кого самый сильный характер?

■ Как создать команду единомышленников?

■ Как Вы считаете: можно ли “вырастить” лидера, или человек им рождается?

■ Планируете ли Вы свой день? Существуют ли в практике Вашей деятельности

долгосрочные планы на перспективу?

■ Часто ли приходится Вам рисковать в своей жизни?

■ Есть выбор – несколько хороших специалистов, отличных исполнителей и

один креативный лидер, постоянно рождающий новые проекты и идеи. Кого

выберете и почему?

■ Есть ли у Вас свой рецепт стимулирования инициативы других?

■ Мотивация персонала может быть положительной или отрицательной. Что вы

считаете более действенным?

■ Как Вы относитесь к критике? Критикуете ли своих подчиненных?

■ Как направить энергию конфликтующих сторон в конструктивное русло?

■ Как Вы считаете, влияет ли имидж лидера на успех порученного ему дела?

■ Есть ли что-то такое, что Вам всегда хотелось сделать, и почему вы этого еще

не сделали?

■ Существуют ли у Вас свои секреты: как лидеру справиться с высоким

эмоциональным напряжением?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль