Творческое образование должно иметь особое регулирование в новом законе “Об образовании”

95
10 октября 2012 г. Комитет по культуре Государственной Думы РФ организовал в Госдуме круглый стол по вопросам регулирования особенностей образования в области искусств в проекте федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации”...

Сизова Е.А.,

руководитель аппарата Комитета по культуре Государственной Думы РФ 

10 октября 2012 г. Комитет по культуре Государственной Думы РФ организовал в Госдуме круглый стол по вопросам регулирования особенностей образования в области искусств в проекте федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации”.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, заместитель Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев, представители Министерства образования и науки РФ, руководители образовательных организаций в области культуры и искусств и деятели культуры.

Открыла мероприятие заместитель председателя Государственной Думы Л.И. Швецова. В ходе круглого стола выступили член Комитета по культуре М.П. Максакова-Игенбергс, первый заместитель председателя Комитета по культуре Е.Г. Драпеко, статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев, председатель Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Д.Л. Мацуев, заместитель директора Правового департамента Минобрнауки России Ю.В. Линская, директор Центральной музыкальной школы (колледжа) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского В.П. Овчинников, директор музыкальной школы имени Гнесиных М.С. Хохлов, директор специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории В.С. Федосеева, проректор Московской государственной консерватории имени Чайковского А.З. Бондурянский, проректор по учебной работе ФГбОУ ВПО “Российская академия музыки им. Гнесиных” А.С. Базиков, и. о. ректора Московского государственного университета культуры и искусств Т.В. Кузнецова, ректор ФГОУ ВППО “Российская академия театрального искусства – ГИТИС” К.Л. Мелик-Пашаева, вице-президент Фонда социально-культурных инициатив Т.В. Шумова, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства И.Е. Домогацкая, а также профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Л.Г. Сундстрем и директор ФГОУ СПО “Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева” (Карандаша) В.М. Савина.

Участники приняли следующие рекомендации. 

Рекомендации круглого стола

«Регулирование особенностей образования в области искусств 

в проекте федерального закона № 121965-6 “Об образовании 

в Российской Федерации”» 

10 октября 2012 года 

Участники круглого стола – депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, образовательных организаций в сфере культуры и искусств, учреждений культуры, творческих союзов, деятели культуры, всесторонне обсудив вопросы регулирования особенностей образования в области искусств в проекте федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации”, отмечают следующее

В настоящее время основополагающими законодательными актами в сфере образования являются Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. В 2011 г. в действующее законодательство об образовании были внесены изменения, благодаря которым в указанных федеральных законах получила должное отражение и регулирование специфика образования в области искусств.

В Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации” (далее – проект федерального закона об образовании), принятие которого ознаменует новый этап развития отечественной системы образования. В указанном проекте регулированию особенностей образования в области искусств уделено должное внимание.

Участники круглого стола отмечают, что художественное образование должно находить свое отражение в законодательстве в двух аспектах – как часть общего права на образование, проявляющаяся во всех образовательных программах, во всей системе образования в нашей стране, и как собственно образование в области искусств.

Очень важной задачей на новом этапе развития отечественной системы образования, который знаменует проект федерального закона об образовании, является обеспечение художественной и эстетической направленности образования в целом, прежде всего – школьного образования. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета по культуре и искусству 25 сентября подчеркнул: “сегодня многие деятели культуры обеспокоены снижением в современной системе образования, например, гуманитарной составляющей. Полностью разделяю эту озабоченность. Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций – они должны воспитывать личность, учить критически самостоятельно мыслить, четко проводить грань между добром и злом. Убежден, важнейшая задача образования – формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение”.

Крайне важно в этой связи развивать художественную составляющую в общем образовании, насыщать его предметами, направленными на эстетическое воспитание детей. Над этой задачей необходимо работать на серьезном уровне, в т. ч. провести научно-исследовательскую работу, направленную на то, чтобы определить оптимальный, обоснованный объем включения в школьные программы составляющей художественного образования и эстетического воспитания, виды и направленность таких предметов.

Система образования в области искусств в России имеет богатые традиции, глубокие исторические корни. Она построена на принципах непрерывности и преемственности по цепочке “школа – училище – вуз”, обеспечивающей наилучшее обучение и профессиональное развитие талантливых детей и молодежи. Сохранение и развитие этой уникальной системы, заслужившей признание во всем мире, − приоритетная задача. В эту систему в настоящее время входят детские школы искусств, образовательные учреждения, реализующие интегрированные программы в области искусств, образовательные учреждения среднего профессионального образования в области искусств, высшие учебные заведения в области искусств, реализующие, в т. ч. программы ассистентуры-стажировки.

В настоящее время важнейшим приоритетом является максимально полное отражение специфики образования в области искусств в проекте федерального закона об образовании.

В представленной редакции законопроекта имеется отдельная статья, посвященная особенностям реализации образовательных программ в области искусств (статья 88). В ней отражена основная специфика, отличающая образовательные программы в области искусства и особенности статуса и деятельности образовательных организаций в области искусства.

В статье нашли адекватное закрепление все виды образовательных программ в области искусств: дополнительные предпрофессиональные программы, реализуемые в детских школах искусств; интегрированные образовательные программы в области искусств; образовательные программы среднего профессионального образования; образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата (академического), программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).

Указанная статья проекта федерального закона об образовании комплексно охватывает многие важные вопросы художественного образования, образования в области искусств. Она наделяет довольно широкими полномочиями Министерство культуры Российской Федерации, что заслуживает положительной оценки.

Минкультуры России в соответствии с положениями статьи 88 законопроекта:

■ устанавливает перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;

■ устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам;

■ устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, порядок приема граждан в образовательную организацию для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих творческие способности и физические данные, необходимые для освоения соответствующей образовательной программы;

■ устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, форму и порядок проведения итоговой аттестации обучающихся, которой завершается освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;

■ устанавливает образец свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;

■ устанавливает, по согласованию с Минобрнауки России, порядок отбора граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств, для приема в образовательные организации на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств;

■ согласует утверждаемые Минобрнауки России федеральные государственные образовательные стандарты для обучения по программам ассистентуры-стажировки;

■ утверждает, по согласованию с Минобрнауки России, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий порядок приема граждан на обучение по программам ассистентуры-стажировки.

Особой положительной оценки заслуживает часть 12 статьи 88 законопроекта, в которой закрепляется, что Минкультуры России определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области искусств. Эта норма обязательно должна быть принята, поскольку именно она позволит в дальнейшем Министерству культуры Российской Федерации своими подзаконными актами решать некоторые очень важные, насущные вопросы, касающиеся организации образовательной деятельности в области искусств.

По мнению участников круглого стола, принципиально важно поддержать предусмотренные в проекте федерального закона об образовании нормы, отражающие специфику реализации образовательных программ в области искусств, принятие которых улучшит положение образовательных организаций в области искусств.

Участники круглого стола отмечают как важное совместное достижение Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры РФ то, что насущные потребности системы образования в области искусств получили должное внимание и отражение в проекте федерального закона об образовании.

Вместе с тем, имеется и потенциал дальнейшего совершенствования указанного проекта.

Представляется крайне важным предусмотреть возможность начала реализации интегрированных образовательных программ в области музыкального образования не на базе начального образования (то есть, с пятого класса), а одновременно с начальным образованием, то есть с первого класса. Будущих выдающихся музыкантов следует начинать обучать музыке на профессиональном уровне уже с первого класса. Только такой подход позволит добиваться наилучших результатов их подготовки, которые необходимы для полного раскрытия музыкальных талантов таких детей.

В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008−2015 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р, отмечено, что “по ряду образовательных программ высшего профессионального образования (режиссура, вокальное искусство, оперно-симфоническое дирижирование, композиция) получение образования возможно при наличии уже имеющихся высшего образования и профессионального опыта”. Поэтому крайне важно проработать вопрос об обеспечении на уровне федерального закона возможности получения второго высшего образования по указанным специальностям на бюджетной основе.

Необходимо обеспечить в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в области искусств по ряду творческо-исполнительских специальностей (подготовка вокалистов, драматических актеров и др.), с учетом их специфики, превалирование программ специалитета над программами бакалавриата и магистратуры.

Необходимо более тщательно проработать вопрос об итоговых документах, которые выдаются учащимся по результатам освоения интегрированных образовательных программ в области искусств.

Важными задачами по-прежнему остаются:

■ обеспечение надлежащего финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств;

■ должное регулирование нагрузки и заработной платы преподавателей и концертмейстеров образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств.

Участники круглого стола одобряют положения проекта федерального закона об образовании, регулирующие особенности реализации образовательных программ в области искусств

В целях организации дальнейшей плодотворной работы по совершенствованию норм указанного законопроекта в части регулирования особенностей образования в области искусств участники круглого стола рекомендуют

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

Принять проект федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации” с учетом возможной доработки отдельных его положений, регулирующих особенности образования в области искусств.

2. Комитету Государственной Думы по образованию совместно с Комитетом Государственной Думы по культуре:

Учесть при подготовке проекта федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации” ко второму чтению поправки, направленные на отражение особенностей образования в области искусств в части:

■ обеспечения возможности начала реализации интегрированных образовательных программ в области музыкального образования не только на базе начального общего образования, но и одновременно с начальным общим образованием;

■ закрепления возможности получения второго высшего образования по некоторым творческим специальностям (режиссура, вокальное искусство, оперно-симфоническое дирижирование, композиция) на бюджетной основе;

■ включения в проект федерального закона об образовании понятия “нетиповая образовательная организация”;

■ обеспечения выдачи обучающимся по результатам освоения интегрированных образовательных программ в области искусств итогового документа о среднем профессиональном образовании – в обязательном порядке, итогового документа о среднем общем образовании – по желанию обучающегося при условии прохождения им в установленном порядке государственной (итоговой) аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

3. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации:

1. Обеспечить подготовку и принятие всех подзаконных нормативных правовых актов в части образования в области искусств, принятие которых необходимо в рамках реализации полномочий, возлагаемых на Министерство культуры РФ в соответствии с нормами проекта федерального закона об образовании.

2. Принять меры, направленные на обеспечение в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в области искусств по ряду творческо-исполнительских специальностей (подготовка вокалистов, драматических актеров и др.), с учетом их специфики, превалирования программ специалитета над программами бакалавриата и магистратуры.

3. Разработать и принять комплекс мер, направленных на:

■ обеспечение надлежащего финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств;

■ обеспечение должного регулирования нагрузки и заработной платы преподавателей и концертмейстеров образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств.

4. Провести научно-исследовательскую работу, направленную на определение обоснованного объема включения в школьные программы предметов художественно-эстетического профиля, видов и направленности таких предметов.

4. Министерству культуры Российской Федерации:

1. Рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности:

■ придания концертмейстерам образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств, статуса преподавателей-репетиторов как возможного варианта решения проблемных вопросов в части неурегулированности их правового положения;

■ закрепления возможности устанавливать в отношении образовательных организаций высшего профессионального образования в области искусств категории “профильный университет”;

■ внесения поправок к статье 99 проекта федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации” ко второму чтению в части конкретизации требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые могут осуществлять независимую оценку качества образования в области искусств.

2. Проработать вопрос о правовом основании совершенствования оплаты труда преподавателей детских школ искусств, в том числе по видам искусств. 

Председатель Комитета С.С. Говорухин 

Статья 88. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

<Выписка из проекта федерального закона № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации” (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.10.2012)> 

1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, а также подготовка квалифицированных творческих и педагогических кадров в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств.

Реализация образовательных программ в области искусств направлена на раннее выявление одаренных детей и молодежи, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные программы;

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательными программами основного и среднего общего образования (далее - интегрированные образовательные программы в области искусств);

3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);

4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата (академического), программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).

3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), а также могут реализоваться в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств и в образовательных организациях высшего образования.

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.

4. Прием граждан в образовательную организацию для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств осуществляется на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих творческие способности и физические данные, необходимые для освоения соответствующей образовательной программы, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью образовательной организации свидетельство об освоении этих программ по образцу, установленному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

6. Интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение гражданами основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся, направленных на развитие их творческих способностей.

На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего и среднего профессионального образования – права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам.

7. Прием граждан в образовательные организации для обучения по интегрированным образовательным программам в области искусств осуществляется на базе начального общего образования на основании результатов отбора граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств. Порядок отбора граждан для приема в указанные образовательные организации на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке государственную (итоговую) аттестацию, завершающую освоение образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования, и государственную (итоговую) аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

9. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования или среднего общего образования из образовательной организации, в которой он осваивает указанную образовательную программу, эта организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

10. Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических кадров высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

Обучение по программам ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности.

Лицу, освоившему в полном объеме программу ассистентуры-стажировки и прошедшему итоговую аттестацию, выдается диплом о соответствующей квалификации.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий порядок приема граждан на обучение по программам ассистентуры-стажировки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Учебная и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.

12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и ведения образовательной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области искусств.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×