Концепция развития Государственного Театра Наций

1288
6 марта 2012 г. вышло письмо Министерства культуры РФ № 31-01-39/02-ПХ, содержащее методические рекомендации по разработке программ развития театров на среднесрочную перспективу. Следует отметить, что в основу данных рекомендаций были положены методические рекомендации по разработке концепций развития ...

Екатерининская А.А.,

ведущий специалист отдела исполнительских искусств Комитета по культуре Санкт-Петербурга,

Мальцева М.А.,

начальник планово-экономического отдела СПб ГБУК Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона 

6 марта 2012 г. вышло письмо Министерства культуры РФ № 31-01-39/02-ПХ, содержащее методические рекомендации по разработке программ развития театров на среднесрочную перспективу. Следует отметить, что в основу данных рекомендаций были положены методические рекомендации по разработке концепций развития деятельности государственных театров, подведомственных Комитету по культуре Санкт-Петербурга.

В письме Министерства культуры приведена примерная структура концепции развития театра с пояснениями относительно каждого из ее разделов:

1. Анализ творческо-производственной и финансовой деятельности театра

1.1. Анализ формирования и реализации творческой программы

1.1.1. Формирование репертуара и прокатной афиши

1.1.2. Формирование и занятость труппы

1.2. Анализ маркетинговой деятельности театра

1.2.1. Маркетинг, фандрейзинг и PR-деятельность

1.2.2. Фирменный стиль театра

1.3. Анализ экономики и материально-технической базы

1.3.1. Доходы театра

1.3.2. Расходы театра

1.3.3. Трудовые показатели

1.3.4. Состояние материально-технической базы

2. Концепция развития театра

2.1. Миссия. Стратегические цели и задачи развития

2.3. План мероприятий и его ресурсное обеспечение

2.4. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Значимость разработки концепции развития любой организации культуры, в т. ч. и театра, очевидна. Стратегическое планирование позволяет своевременно и адекватно реагировать на факторы неопределенности и риска, делать более обоснованными запросы к органам государственной власти и донорам на получение финансовых и материальных ресурсов.

Особая актуальность создания Концепции развития для Государственного Театра Наций была обусловлена тем, что театр находится на переломном этапе своего развития. Созданный в 1987 г. театр много лет осуществлял мероприятия исключительно на выезде по причине отсутствия собственной площадки. Лишь с 2012 г. начала действовать большая сцена, в ближайшее время планируется открытие малой сцены на 150 зрительских мест, запланирована разработка особого пространства театра с медиатекой, кафе, галереями. Собственная площадь теперь составляет более 5000 кв. м., что открывает новые возможности и предопределяет необходимость выработки стратегии дальнейшего развития.

Создание Концепции развития было особенно актуально для театра Наций, т. к. именно сейчас театр переживает переломный этап своего развития.

В основу разработки Концепции был положен анализ деятельности театра в 2009−2011 гг.

Анализ формирования и реализации творческой программы

Проекты Театра Наций можно условно разделить на две категории:

■ собственная постановочная деятельность;

■ фестивальные программы.

Собственная постановочная деятельность в анализируемый период не была активной. За 2009−-2011 гг. выпущена лишь одна новая постановка (“Калигула”). Анализ репертуарной политики театра выявил преобладание в репертуаре спектаклей, поставленных по современным произведениям (их доля в общем количестве названий составляет более 40%), причем более половины спектаклей составляют драмы. Это подчеркивает “серьезность” и актуальность репертуара театра, обращение к наиболее важным вопросам, затрагивающим различные аспекты человеческой жизни.

Анализ проката репертуара и посещаемости спектаклей

До недавнего времени Театр Наций не был так сильно, как сейчас, заинтересован в обновлении репертуара, выпуске новых спектаклей, а также в интенсивном прокате репертуара – отсутствие репетиционной базы не способствовало развитию. Но с открытием собственной площадки ситуация изменилась. В условиях появления собственного здания и сцены, оснащенной современным оборудованием, обновлять репертуар и радовать зрителя новыми постановками становится приоритетной задачей театра. Тем более что спектакли Театра Наций пользуются популярностью у зрителя (средняя заполняемость зрительного зала более 80%), и, соответственно, при активизации проката репертуара доходы театра от основной деятельности будут стабильно высоки.

Появление собственной репетиционной базы вывело создание новых постановок и увеличение проката в приоритеты деятельности театра.

Сравнительный анализ структуры репертуара и его проката в Театре Наций за три года не выявил особых диспропорций между тем, что было предложено зрителю и тем, что он увидел на сцене. Это говорит о гармоничном формировании репертуара, соответствии предложения театра ожиданиям зрителя, планомерном подходе к формированию прокатной афиши. Продуманная, целенаправленная, “выстраданная” репертуарная политика руководства театра позволяет коллективу одновременно удовлетворять потребности публики и формировать их, поддерживая репертуар на высоком художественном уровне.

Гастрольная и выездная деятельность театра

Гастроли Театра Наций осуществляются как в рамках общероссийских, так и международных фестивалей. Осуществлять активную гастрольную деятельность театру позволяет его особая организационная структура. Каждый спектакль имеет свою труппу и режиссера, а также директора, который полностью курирует конкретный проект от его постановки до проката. Это позволяет одновременно осуществлять гастроли театра в разных местах с разными спектаклями. Только в 2011 г. театр побывал в пяти странах и семи городах России.

Творческий состав театра

Театр Наций – своеобразное поле для экспериментов творцов. Он являет собой пространство, в котором каждый спектакль – отдельный проект. Театр не имеет своей постоянной труппы. В числе артистов, занятых в спектаклях театра, есть и опытные мастера сцены, такие как Лия Ахеджакова, Роза Хайрулина, Альберт Филозов, и талантливые артисты среднего поколения: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Алексей Девотченко, Александр Строев, Мария Миронова, Валерия Толстоганова − и совсем молодые актеры: Юлия Пересильд, Наталья Ноздрина, Роман Шаляпин и др. Многие из этих исполнителей являются штатными артистами других театров, что, безусловно, связано с определенными сложностями при планировании проката репертуара. Однако даже с появлением собственного здания и своей площадки Театр Наций не собирается менять организационную стратегию. У нее есть ряд преимуществ: нет проблемы, связанной с занятостью труппы, не нужно осуществлять необоснованные расходы на оплату труда, есть возможность подобрать нужных актеров для каждого конкретного спектакля.

В театре Наций каждый спектакль является отдельным проектом со своей командой.

Театр Наций отличается тем, что практически все его спектакли поставлены разными режиссерами (половина из которых – иностранцы). Если принято считать, что театр имеет своего зрителя, то в случае Театра Наций можно сказать, что каждый спектакль имеет своего зрителя, во многом благодаря определенному режиссеру-постановщику и задействованным актерам.

Фестивальная деятельность

Большая часть фестивальных программ театра являются постоянно действующими: проект “Шекспир@Shakespeare”, Фестиваль театров малых городов России, участие в проведении фестиваля современного искусства “Территория”, фестиваль “Другой театр из Франции”. На сегодняшний день у театра была только одна разовая программа – “Сезон Иванова”, или Фестиваль одной пьесы, посвященный 120-летию со дня премьеры чеховского “Иванова” на сцене знаменитого до революции театра Корша, в котором сейчас расположен Театр Наций.

Все эти проекты отличает экспериментальный, новаторский характер. Целями фестивалей являются знакомство зрителей с лучшими образцами современного исполнительского искусства различных направлений и жанров, преодоление изолированности театральной жизни России и организация культурного диалога с молодыми представителями театрального профессионального сообщества. 

Просветительская и социальная деятельность театра, участие в благотворительных и социальных проектах

Театр Наций активно осуществляет просветительскую и социальную деятельность. Многие из его проектов имеют социальную направленность. Главным в этом направлении является Фестиваль театров малых городов России, цель которого заключается в мотивации творческого процесса на всей территории нашей страны. В рамках акции осуществляется поддержка театральных проектов, помощь театрам-студиям и народным театрам России, выплачиваются стипендии студентам театральных вузов, а также персональные поощрения. Таким образом, Театр Наций вносит большой вклад в развитие культуры России, давая возможность талантливым актерам и коллективам развивать свой потенциал. 

Кроме того, художественный руководитель театра Е.В. Миронов и некоторые из его артистов (М.А. Миронова, Ч.Н. Хаматова) являются учредителями различных благотворительных фондов (“Артист”, “Подари жизнь!”), и на сцене театра периодически проводятся мероприятия, связанные с благотворительной деятельностью.

На сцене театра периодически проводятся мероприятия, связанные с благотворительной деятельностью.

Анализ маркетинговой деятельности театра

Анализ маркетинговой деятельности показал, что театр тратит значительные суммы на рекламу и PR.

Таблица 1. Затраты Театра Наций на рекламу в 2009−2011 гг.

Годы

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Затраты на рекламу, тыс. руб.

769,3

1 943,70

5 840,90

От общей суммы расходов, %

3,53

2,55

0,93

Высокая заполняемость зрительных залов театра во многом обусловлена хорошо продуманной маркетинговой и PR-стратегией. О деятельности Театра Наций можно услышать как на федеральных, так и на частных каналах, прочитать в популярных газетах и журналах, услышать о нем по радио. Участие в спектаклях “звездных” актеров, безусловно, также является мощным стимулятором зрительского спроса.

Театр работает в направлении популяризации самого имени театра, выпуская имиджевую рекламу и стараясь сформировать бренд. Театр имеет свой специально разработанный стиль, свой цвет и способ оформления всех рекламных материалов, что делает его безусловно узнаваемым.

Реализация билетов Театра Наций осуществляется через собственную кассу, кассы города, Интернет и заказ по телефону. С мая 2012 г. билеты в Театр Наций можно приобрести в любом салоне “Евросеть”: более 4400 салонов в 1288 городах России подключены к системе “Электронный билет” и осуществляют продажу билетов в Театр Наций по официальным ценам.

С мая 2012 г. билеты Театра Наций продаются в салонах “Евросети”.

Как правило, все спектакли Театра Наций аншлаговые. Билеты на многие спектакли можно купить лишь в первые дни их выпуска в продажу. Цены на большинство спектаклей театра достаточно высоки. Театр не стремится сделать свой творческий продукт общедоступным. Это, в т. ч., является одной из составляющих определенного имиджа театра.

Театр сознательно не стремится сделать свой творческий продукт общедоступным.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности театра

При анализе экономической деятельности театра было выявлено, что все показатели говорят об успешной работе театра в условиях ограниченности ресурсов.

Анализ доходов театра 

Наибольшую долю в доходах составляет финансирование учредителя. В 2011 г. оно увеличилось в 10 раз из-за производящегося в здании театра капитального ремонта после завершившейся реконструкции. Общее финансирование учредителя растет опережающими собственные доходы театра темпами, однако это происходит только за счет финансирования капитального ремонта. Финансирование без средств на капитальный ремонт существенно снижается к 2011 г.

За три анализируемых года количество собственных доходов Театра Наций увеличилось почти в 4,5 раза.

При этом количество зрителей увеличилось не столь существенно. Рост доходов театра произошел, в первую очередь, по причине изменения системы проката спектаклей: ранее доходы от мероприятий получали по договорам на определенную сумму, а теперь – от продажи билетов. Также произошел существенный рост цен на билеты. Появляются доходы от приносящей доход деятельности, а также спонсорские и целевые деньги. У театра есть генеральный спонсор – Фонд Михаила Прохорова, который осуществляет немалую поддержку значимых проектов театра в общероссийском и мировом масштабе.

Анализ расходов театра за 2009−2011 гг.

Основную часть расходов в течение в 2009−2010 гг. традиционно составляли расходы на оплату труда. В 2011 г. они выросли относительно предыдущих лет, но основную долю расходов составили затраты на капитальный ремонт. Значительная сумма была направлена на восстановление исторического облика сцены, ее техническое оснащение по современным стандартам с учетом экспериментальной направленности деятельности театра.

Анализ трудовых показателей

На протяжении анализируемых лет общая численность персонала росла с 63 до 103 человек. Увеличение штата произошло, в основном, за счет работников, относящихся к категориям “художественно-технический” и “прочий персонал”, что было связано с необходимостью освоения нового помещения театра.

В Театре Наций разработана своя система материального стимулирования и мотивации персонала:

■ для административно-управленческого персонала стимулом является поквартальная система премирования (размер премии устанавливается фиксированным на год);

■ художественно-технический персонал поощряется по результатам деятельности;

■ для технического персонала, обслуживающего спектакли, размер премии определяется исходя из цены спектакля, которая рассчитывается из среднего дохода от определенного спектакля за период (10%). Эта сумма в соответствии с коэффициентом трудового участия, который определяется заведующим постановочной частью совместно с заведующим цехами и согласовывается с финансовым директором театра, делится на весь задействованный в проведении спектакля технический персонал.

Состояние материально-технической базы

В 2011 г. Театр Наций обрел свое собственное отремонтированное здание, оборудованное по последнему слову техники. Оба зала (Большой и Малый) являются трансформерами. Постройка нового здания позволила расширить зрительскую часть довольно тесного театра Корша и создать удобные помещения для репетиций, хранения декораций и т. д.

Таким образом, творческая деятельность театра успешна, спектакли отмечены театральной критикой и собирают полные залы. Однако у Театра Наций обширные планы: необходимо расширять репертуар. Более того, художественный руководитель Е.В. Миронов продвигает идею создания целого театрального квартала. Для максимального использования новых возможностей и предотвращения возможных угроз со стороны внешней среды, а также максимальной оптимизации собственной деятельности театр осознает необходимость стратегического планирования.

Художественный руководитель театра Е.В. Миронов продвигает идею создания целого театрального квартала.

Театр сформулировал свою миссию следующим образом:

“Театр Наций разрабатывает и реализует проекты различных театральных программ, организует и проводит международные и российские фестивали, представляет лучшие отечественные и зарубежные спектакли всех жанров и театральных направлений, продюсирует собственные постановки, и делает все, чтобы стать центром, где воспитывается новое поколение театра”.

Придерживаться обозначенной миссии и продолжать развиваться в заданном направлении, теперь уже в новых условиях и с новыми возможностями, − важная составляющая Концепции развития театра.

Основные стратегические цели развития театра

Проведенный анализ деятельности позволил определить стратегические цели, стоящие перед Театром Наций, и сформулировать задачи для реализации поставленных целей. 

Таблица 2. Стратегические цели и задачи Театра Наций на 2012–2014 гг.

Стратегические цели

Задачи

1

2

1. Обновление репертуара

1.1. Составить финансовый план, учитывающий выпуск не менее трех новых постановок в год;

1.2. утвердить финансовый план в Министерстве культуры;

1.3. осуществлять выпуск не менее трех новых постановок в год

2. Освоение помещения театра

2.1. Сформировать план проката репертуара на новой сцене;

2.2. донести информацию о прохождении спектаклей на новой площадке до потенциального зрителя;

2.3. повысить привлекательность театра для зрителя

3. Перенос спектаклей театра на собственную площадку

3.1. Адаптировать спектакли под новую сцену;

3.2. довести до потенциального зрителя информацию об изменении места прохождения спектаклей

4. Создание при театре школы обучения работе на современном свето-звуковом и техническом оборудовании

4.1. Разработать учебный план обучения по работе с оборудованием, используемым на сцене;

4.2. согласовать с Министерством культуры данный вид деятельности на базе театра;

4.3. предложить данную программу высшим учебным заведениям;

4.4. рассчитать затраты на создание такой обучающей лаборатории;

4.5. рассчитать цены на обучение;

4.6. провести рекламную кампанию набора обучающихся (если обучение проводится как мастер-класс или повышение квалификации)

5. Изменение штатного расписания

5.1. Подготовить проект нового штатного расписания соответствующего новым условиям хозяйствования;

5.2. обосновать новую численность штата, основываясь на существующих нормативных документах;

5.3. рассчитать требуемый в новых условиях фонд оплаты труда, основываясь на существующих нормативах и средних заработных платах по категориям сотрудников театра;

5.4. согласовать новое штатное расписание с Министерством культуры;

5.5. утвердить новое штатное расписание в Министерстве культуры и внести изменения в финансовый план театра

6. Организация современного театрального пространства в здании театра.

6.1. Составить дизайн-проект организации современного театрального пространства на базе театра, включающий в себя галереи, библиотеку, медиатеку, кафе, малую сцену для экспериментов;

6.2. рассчитать затраты на реализацию данного проекта;

6.3. включить данные затраты в бюджет расходов театра;

6.4. согласовать с Министерством культуры данный проект и все затраты, осуществляющиеся в его рамках

7. Обеспечение доступности театрального продукта Театра Наций

7.1.Пересмотреть ценовую политику в условиях игры на сцене театра;

7.2. сделать цены более дифференцированными;

7.3. постоянно пополнять репертуарную афишу новыми названиями;

7.4. чаще прокатывать спектакли;

7.5. разработать и реализовать специальные абонементы, позволяющие привлечь постоянного зрителя, при этом давая возможность посетить спектакль по доступной цене;

7.6. создать гибкую градацию цен на билеты, учитывая особенности расположения мест в зрительном зале;

7.7. ввести льготные цены на билеты для определенных категорий граждан

После определения стратегических целей и задач был составлен поэтапный план мероприятий по развитию творческой и финансово-хозяйственной деятельности театра. 

Таблица 3. План мероприятий по реализации Концепции

Предполагаемая дата выполнения

Мероприятие

1

2

15 июля 2011 г.

Формирование возможной репертуарной афиши новой сцены Театра Наций

15 июля 2011г. – 15 сентября 2011 г.

Информирование потенциального зрителя об изменении места прохождения ряда спектаклей

15 сентября 2011 г.

Открытие сезона 2011-2012 гг. на новой сцене Театра Наций

Январь 2012 г. – декабрь 2012 г.

Выпуск трех новых постановок

Февраль 2012 г. – июнь 2012 г.

Разработка нового штатного расписания с учетом изменившихся условий труда

Июнь 2012 г. – июль 2012 г.

Согласование нового штатного расписания в Министерстве культуры

Январь 2013 г. – март 2013 г.

Введение нового штатного расписание в действие. Формирование штата

Июнь 2013 г. – декабрь 2013 г.

Пересмотр действующей ценовой политики театра в новых условиях труда и постепенное введение в действие новой ценовой политики

Январь 2012 – декабрь 2013 г.

Выпуск трех новых постановок

Июнь 2012 г. – декабрь 2012 г.

Определение форматов обучения (мастер-классы, курс для вузов, повышение квалификации) и разработка соответствующих учебных планов

Январь 2013 г. − август 2013 г.

Согласование программ обучения с Министерством культуры, вузами и т. д.

Сентябрь 2013 г.

Запуск программ обучения работы с современным звуко-световым и техническим оборудованием

Июнь 2012 г. – сентябрь 2012 г.

Разработка дизайн-проекта и прочей сметной документации для организации современного театрального пространства в здании театра

Октябрь 2012 г.– декабрь 2012 г.

Согласование проекта с Министерством культуры и формирование финансового плана под новые потребности

Январь 2013 г. – август 2014 г.

Реализация проекта создания современного театрального пространства на базе театра

Январь 2013 г. – август 2014 г.

Выпуск трех новых постановок

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Благодаря проведению запланированных мероприятий по развитию творческой и производственно-финансовой деятельности, театр максимально задействует появившиеся у него площади с целью развития и популяризации театрального искусства в России и за рубежом. Оптимизация баланса доходов и расходов должна произойти благодаря новому способу формирования прокатной афиши, использованию как своих, так и съемных площадок. Привлечение нового зрителя и сохранение уже имеющейся аудитории будет осуществлено посредством изменения ценовой политики в сторону большей дифференциации цен на билеты.

 Организация в новом здании современного театрального пространства, включающего в себя две сцены с ультрасовременной театральной техникой, галереи, медиатеку, кафе, а также создание школы обучения работе на современном профессиональном оборудовании позволит привлечь в театр как дополнительного зрителя, так и профессионалов, желающих усовершенствовать свое мастерство.

Привлечение новых квалифицированных кадров в состав театра даст возможность осуществлять свою деятельность в больших масштабах.

Реализация данных целей непроста, но реальна. Уже разработано новое штатное расписание. Это позволит театру получить новый статус, привлечь дополнительную профессиональную аудиторию, а это, в свою очередь, даст Театру Наций возможность стать, как обозначил его перспективу художественный руководитель Е.В. Миронов, “центром, где воспитывается новое поколение театра”.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×